Культура это вторая природа что значит

Почему культуру называют второй природой?

Культура это вторая природа что значит. Смотреть фото Культура это вторая природа что значит. Смотреть картинку Культура это вторая природа что значит. Картинка про Культура это вторая природа что значит. Фото Культура это вторая природа что значит

В давние времена, когда люди жили среди дикой природы, им еще не было знакомо понятие «культура». Но со временем люди развивались, получали новые знания, совершенствовали мир вокруг себя. Таким образом, в жизнь вошла культура, представляющая собой суждение о жизни, совокупность достижений человечества. Некоторые не знают, почему культуру называют второй природой. Откуда пошла такая взаимосвязь? Попробуем в этом разобраться.

Откуда возникло понятие «культура»?

Многие зачастую противопоставляют природу культуре. В последнее время, наоборот, ее называют второй природой. Справедливо ли это? Само понятие появилось в Риме и означало первоначально агротехнические культуры. В давние времена человек занимался их возделыванием и обработкой. Затем смысл слова приобрел и другое значение. Культурой стали называть совершенствование человека, а также его духовные качества.

Культура это вторая природа что значит. Смотреть фото Культура это вторая природа что значит. Смотреть картинку Культура это вторая природа что значит. Картинка про Культура это вторая природа что значит. Фото Культура это вторая природа что значит

То есть культура бывает материальной и духовной. Первая подразумевает под собой результат освоения мира, явлений, предметов. Вторая означает совокупность духовных ценностей. Культуру ученые-обществоведы называют второй природой. И это вполне обоснованно. Разберемся, почему.

Какой должна быть культура?

Во-первых, природа и культура тесно между собой взаимосвязаны. Главной задачей человечества является гармоничная жизнь с природой. Человек напрямую зависит от нее, поэтому должен оказывать положительное влияние. В противном случае он вредит не только природе, но и себе. Проблема цивилизации заключается в том, что она способна в крупных масштабах уничтожать природу. На востоке о культуре говорят: «Воистину ученым считается тот, кто смотрит на чужую жену как на мать, на чужое имущество – как на камни, а на все живые существа – как на себя самого».

Это выражение, как нельзя лучше описывает понятие культуры. Именно таким и должно быть цивилизованное общество.

Влияние человека на природу

Как было сказано ранее, с самого своего появления человечество влияет на природу тем или иным образом. Вся его деятельность направлена на это, и, безусловно, несет в себе различные природные изменения. Главной задачей человека является гармоничное сосуществование с природой.

Культура это вторая природа что значит. Смотреть фото Культура это вторая природа что значит. Смотреть картинку Культура это вторая природа что значит. Картинка про Культура это вторая природа что значит. Фото Культура это вторая природа что значит

Но иногда своей деятельностью человек нарушает эту гармонию. Все изменения, направленные на изменение природы человеком, носят название культуры. Чтобы и дальше существовать в природе, человек должен бережно к ней относиться. То есть, изменять, «возделывать» культуру, как он и возделывал землю, но в соответствии с законами природы.

Появление культуры

На первый взгляд, природа и культура – совершенно разные понятия. Мир природы существует уже очень давно. В ней всегда все гармонично. Культура же – это некий искусственный мир, созданный человеком. Однако, нельзя и забывать то, что культура возникла именно из природы, точнее, в результате взаимодействия человека с природой. Иными словами, культура – это искусственное явление, и она противоположна природе. Но, с другой стороны, она как раз-таки и лежит в основе культуры. Еще в древние времена, когда человеку необходимо было убежище, еда, орудия труда, он брал все из природы. Потихоньку эта деятельность перерастает в некую систему и появляется культура. По сей день человечество живет за счет природы, извлекая из нее все необходимое, в то время, как параллельно существует в другой природе – культуре, искусственно созданной когда-то.

Культура это вторая природа что значит. Смотреть фото Культура это вторая природа что значит. Смотреть картинку Культура это вторая природа что значит. Картинка про Культура это вторая природа что значит. Фото Культура это вторая природа что значит

Культура не стоит на месте. Она все время развивается. На данный момент очень важно, чтобы она существовала в гармонии с первоначальной природой и ее законами.

Напоследок

Сегодня можно утверждать, что культура – это и есть вторая природа. Такая взаимосвязь просто не может делать их противоположными явлениями.

Источник

Культура как «Вторая природа»

Следует уточнить, что Шеллинг имел в виду прежде всего правовые законы, которые действуют в мире культуры как среде обитания человека. Тем не менее, «вторая природа», по убеждению идеалиста Шеллинга, в силу своей законосообразности внутренне связана с «первой природой». И это позволило в дальнейшем придать мысли Шеллинга о культуре как «второй природе» дополнительный новый смысл.

В наши дни понятие «вторая природа» широко используется в социальной науке и позволяет видеть в культуре результат преобразующией деятельности человека. Мир, в котором живут люди, есть окультуренная человеком природа, и эта среда обитания радикально отличается от тех условий, которые естественны для «братьев наших меньших». Действительно, растения и животные на протяжении миллиардов лет выживали, приспосабливая себя, свое тело к новым условиям. И только человек, изменив тем самым тип эволюции живого, стал преобразовывать первозданную природу, приспосабливая ее к своим нуждам. В результате на Земле появилось нечто, подобное «второй природе», в которой, по верному замечанию Шеллинга, тоже действуют законы, только иначе, чем в «первой» природе.

Каким же образом законы природы действуют в произведениях культуры? И как нужно преобразовывать предмет, чтобы он переместился из «первой природы» во «вторую»?

Чтобы ответить на эти вопросы, воспользуемся мыслью другого немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) о «хитрости разума». Немецкий философ Гегель создал грандиозную философскую систему, в которой прослеживается развитие природы, истории и духовной культуры как порождений Абсолютного духа. Абсолютный дух в учении Гегеля, безусловно, является разумным началом мироздания. Что касается истории, то он, согласно Гегелю, действует в ней не прямо, а косвенно, а именно провоцируя людей на действия определенного рода.

Хитрость Мирового духа, таким образом, состоит в том, что он руководит людьми опосредованно, не ущемляя свободы воли человека. Так же действует Бог, осуществляя провидение. И точно так же, считает Гегель, поступают люди в отношении природы. Их хитрость, по Гегелю, заключается в том, что люди вынуждают одни тела природы воздействовать на другие, извлекая из этого взаимодействия собственную пользу. А это означает, что в мире культуры действуют те же природные законы, но таким образом и в таких условиях, когда они поставлены на службу человеку.

Итак, еще раз повторим, что человек изобрел не сам огонь, а очаг, спички и зажигалку, в которых сила природы действует особым образом под контролем человека. Подобно этому, любое техническое устройство есть результат освоения природных процессов и их моделирования в искусственных условиях. К примеру, в паровой машине тепловая энергия переходит в механическое движение. За счет этого, как известно, движется паровоз, плывет пароход и делаются другие полезные дела. Но превращение тепловой энергии в механическое движение мы наблюдаем и при извержении вулкана, когда камни несутся с горы под действием силы пара. Следовательно, паровую машину можно признать «усмиренным вулканом», который с XVIII в. служит человеку.

Итак, в телах культуры, которые в связи с их искусственным происхождением принято называть артефактами, законы природы действуют в особых условиях, когда это действие регулируется человеком. А если говорить на языке классической философии, то мир культуры основан на природе, но природа присутствует в мире культуры «в снятом виде» так как действию законов природы человек придает новый смысл и направленность.

Особый разговор о той уродливой форме, в которой происходит преобразование природы на ступени индустриального производства. Индустриальное производство, безусловно, калечит природу, но оно же создает предпосылки для ее оздоровления на стадии постиндустриального развития. К сожалению, разграбление и уничтожение богатств природы в ХVII-ХХ вв. оказалось той ценой, которую человечество заплатило за теперешние достижения в культурно-историческом развитии.

Итак, в окружающем нас мире есть множество предметов, которые, безусловно, принадлежат культуре. Именно о них шла речь до сих пор. Это книги и произведения искусства, здания и технические устройства. Но сложнее с растениями и животными, которые находятся рядом с нами. Еще сложнее с самим человеком, поведение которого иногда подобно поведению животного. Где тут граница между культурой и натурой? И каким образом ее следует проводить?

Таким образом, в мир культуры мы должны включить не только то, что прямо или косвенно преобразуется человеком, а и то, что каким-либо способом вовлекается в поле его деятельности и интересов. Так, еще в древности мореходы прокладывали путь, ориентируясь по звездам. Положением звезд и Солнца интересовались египетские жрецы. А это значит, что уже на ранней ступени цивилизации «звездное небо над нами» было вовлечено в круг человеческих интересов. Затем появились телескопы, что вызвало прорыв в астрономических исследованиях. И только в XX в. человечество стало практически осваивать космическое пространство с помощью различных летательных аппаратов.

Однако, сознавая всю сложность проблемы, исследователи уже давно интересовались границей между культурой и натурой не только в пространстве, но и во времени. А ее можно установить в том случае, если мы рассмотрим, когда и как сам человек выделился из «животного царства».

1. Зубков В. Размышления над концепцией ноосферного развития.// Зеленый мир.-2001.-№23.-с26

2. Культурологии: Учебник./ под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана.-М.: Высшее образование, 2005.-566с.

3. Монтескъе Ш.Л. О духе законов. Избр произв. М., 1966. С. 350.

Источник

Культура как «вторая природа». Переход к надприродному

Вы будете перенаправлены на Автор24

Культура – это человеческая деятельность в её различных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление индивидом и социумом в целом навыков и умений.

Культура – вторая природа

Понятию культура достаточно часто дается определение «второй природы». Это определение появилось еще во времена античности. Древнегреческий философ Демокрит рассматривал культуру как «вторую природу». Рассматривая данное понятие в общем, оно вполне может быть принято. Однако внимательно следует подойти к вопросу, действительно ли культуру можно сравнивать с природой. Ученые обычно рассматривают в качестве культуры все то что создано руками человека. Природа существует сама по себе, человек же своим трудом создаёт вторую природу. На первый взгляд кажется, что все достаточно понятно, тем не менее данная концепция имеет недостаток. Рассматривая эту мысль возникает законный вопрос каким образом человек работая в природе и вместе с ней, способен создать то, что к природе не имеет прямого отношения. Культура так или иначе связана с природой хотя бы потому что создателем культуры выступает существо, созданное природой, то есть человек. Без природы культурные объекты и культурные феномены не могли бы формироваться, так как человек создает нечто культурное прибегает к ресурсам природы. В своей созидательной деятельности человек раскрывает потенциал, заложенный в него природой. Однако культура возможна лишь в том случае, если человек переступает через природу. Культура формируется в процессе преодоления природы, она возвышается над инстинктами и является надприродной.

Культура формируется в том случае, когда человек выходит за рамки своей предопределённости. Следует так же отметить, что существуют животные, которые способны создавать нечто похожее на культуру, к таким животным можно отнести пчел, они сооружают соты, которые напоминают нам архитектурные сооружения. Так же муравьи строят свои муравейники и тем самым создают то, чего не создала природа. Однако в данном случае следует сделать поправку, – та деятельность, которую выполняют животные основана на инстинкте. Животные могут создать только то что в них заложила природа. Животные абсолютно не способны к творческой деятельности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что под культурой понимается свободный вид деятельности, который преодолевает видовую предрасположенность.

Готовые работы на аналогичную тему

Главное, что можно вынести из этого мифологического рассказа – культура находится над природой, она является своеобразным даром. Культура не могла появиться из предпосылок природы, видимо в жизни людей в определенный момент истории произошло некое событие, которое повлияло на все их дальнейшее существование. Это событие было бунтом против естественного хода событий, которые уготовила им природа.

Однако появление культуры так же связано с некой расплатой. Культура дает не только положительные явления, но она так же требует жертв.

Переход к надприродному

Под культурой понимают кладовую с сокровищами, которые были созданы людьми. Достаточно сложно объяснить каким образом человек сумел осуществить этот трудный переход от природного состояния к надприродному. Немецкий философ Карл Ясперс, описывая период человечества до культуры упоминал, что люди ничего не знают о том каким образом, происходило формирование истории и духовное становление человека, на сегодняшний момент мы имеет лишь результаты той деятельности. Опираясь на эти результаты ученые в состоянии сделать некоторые выводы. До конца остается не ясным каким образом человек стал таким каким он есть сейчас, нам не известно какие открытия ему пришлось совершить, для того чтобы прийти к определенным выводам, каким образом он вступил в противоборство с окружающей его действительностью, какую роль во всем этом сыграл человеческий страх и человеческое мужество, ученым до сих пор не известно на основе чего были выстроены отношения между представителями разных полов, между родителями и детьми, каким образом сформировалось определенное отношение к смерти и к жизни.

Причины надприродности

Существует ряд явлений предположительно благодаря, которым человек смог осуществить переход от природного состояния к надприродному. Он включает в себя следующее:

Источник

Культура это вторая природа что значит

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Культуру часто определяют как «вторую природу». Культуроведы обычно относят к культуре всё рукотворное. Природа создана для человека; он же, неустанно трудясь, сотворил «вторую природу», то есть пространство культуры. Однако в таком подходе к проблеме присутствует некий изъян. Получается, будто природа не так важна для человека, как культура, в которой он сам себя выражает.

Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец — человек — биологическое создание. Без природы не было бы культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Он пользуется ресурсами природы, раскрывает собственный природный потенциал. Но если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.

Человеческие творения возникают первоначально в мысли, духе и лишь затем воплощаются в знаки и предметы. И поэтому в конкретном смысле есть столько культур, сколько творящих субъектов. Поэтому в пространстве и времени существуют различные культуры, разные формы и очаги культуры.

Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа. Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе. Природа человека, рассматриваемая без этой разумной деятельности, ограничена только способностями чувственного восприятия и инстинктами. Человек претворяет и достраивает природу. Культура — это деятельность и творчество. От истоков и до заката своей истории был, есть и будет только «человек культурный», то есть «человек творящий».

Источник

«Вторая природа» и «Культурный ландшафт» как философские категории

Культура это вторая природа что значит. Смотреть фото Культура это вторая природа что значит. Смотреть картинку Культура это вторая природа что значит. Картинка про Культура это вторая природа что значит. Фото Культура это вторая природа что значит

Откуда возникло понятие «культура»?

Многие зачастую противопоставляют природу культуре. В последнее время, наоборот, ее называют второй природой. Справедливо ли это? Само понятие появилось в Риме и означало первоначально агротехнические культуры. В давние времена человек занимался их возделыванием и обработкой. Затем смысл слова приобрел и другое значение. Культурой стали называть совершенствование человека, а также его духовные качества.

Культура это вторая природа что значит. Смотреть фото Культура это вторая природа что значит. Смотреть картинку Культура это вторая природа что значит. Картинка про Культура это вторая природа что значит. Фото Культура это вторая природа что значит

То есть культура бывает материальной и духовной. Первая подразумевает под собой результат освоения мира, явлений, предметов. Вторая означает совокупность духовных ценностей. Культуру ученые-обществоведы называют второй природой. И это вполне обоснованно. Разберемся, почему.

Видео

Культура вторая природа

Эта мысль была основополагающей в среде античных мыслителей. Однако, несмотря на все их старания, взаимоотношения культуры и натуры остаются крайне напряжёнными даже в наши дни. Современные философы, как и их античные коллеги, уделяют немало времени изучению сложных взаимоотношений между природой и человеком. Выводы, к которым они пришли, мало чем отличаются от того, что говорили древнегреческие мыслители. Гармония между культурой и природой возможна, более того, она необходима для процветания людей. К сожалению, эти умозаключения не приводят к действиям, направленным на изменения текущего положения дел.

Второй природой называют биосферу, общество, деятельность, культуру и искусство. Возможно, именно их влияние мешает найти общий язык между человечеством и планетой Земля. Тысячи лет назад люди учились жизни у окружающего мира, природа наставляла и направляла их. Сейчас эту функцию выполняет культура, которая призвана развить у человека качества, способствующие выживанию в условиях жестокой конкуренции. Поэтому нынешние люди столь сильно отличаются от своих предков, ведь они живут в абсолютно ином мире. Понятие «вторая природа» очень точно описывает мир людей, полностью заменивший для них естественную среду обитания.

Влияние человека на природу

Как было сказано ранее, с самого своего появления человечество влияет на природу тем или иным образом. Вся его деятельность направлена на это, и, безусловно, несет в себе различные природные изменения. Главной задачей человека является гармоничное сосуществование с природой.

Культура это вторая природа что значит. Смотреть фото Культура это вторая природа что значит. Смотреть картинку Культура это вторая природа что значит. Картинка про Культура это вторая природа что значит. Фото Культура это вторая природа что значит

Но иногда своей деятельностью человек нарушает эту гармонию. Все изменения, направленные на изменение природы человеком, носят название культуры. Чтобы и дальше существовать в природе, человек должен бережно к ней относиться. То есть, изменять, «возделывать» культуру, как он и возделывал землю, но в соответствии с законами природы.

Нет культуры без натуры

Второй природой называют то, что наслоилось поверх естественных желаний и стремлений, местами дополнив, а то и вовсе заменив их. Но всегда остаются базовые инстинкты и ценности, необходимые нашему виду для выживания. Когда первая и вторая природа человека вступают в противоборство, в подавляющем большинстве случаев побеждают именно естественные позывы. В ситуациях, угрожающих жизни человека или его близких, все культурные наслоения отваливаются, словно шелуха, освобождая место для безжалостных и нецивилизованных, но эффективных действий.

Таким образом, можно предположить, что у людей есть базовые инстинкты и потребности, которые остаются неизменными для представителей любой культуры. Как бы общество ни старалось «одомашнить» нашу натуру, она всегда придёт на помощь, когда это потребуется. Культура — вторая природа, ей никогда не стать первой, основной, без которой жизнь человека была бы невозможна.

“SECOND NATURE” AND “CULTURAL LANDSCAPE” AS PHILOSOPHICAL CATEGORIES

The article examines the categories “ second nature ” and “ cultural landscape ” in the framework of philosophical studies, the question is raised about their simultaneous application necessity. An attempt is undertaken to compare these notions; revealing their differences with the use of the traditional separation of culturological and geographical directions in the conception of cultural landscape is emphasized. The conclusion is made that the mentioned categories in the first approach may be considered as complementary ones, in the second approach as identical ones.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *