Курчатовский проект в московской школе что это

Курчатовский проект в московской школе что это

Проектная форма обучения предполагает, что старшеклассники будут работать над инженерными проектами

Проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования» (далее – Курчатовский проект) объединяет усилия учителей образовательных организаций, ресурсы сетевых учреждений Департамента образования и науки города Москвы и лучших специалистов Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».

Участие в Курчатовском проекте – это уникальная возможность организовать образовательный процесс на базе современных конвергентных лабораторий, оснащенных высокотехнологичным учебным оборудованием.

Участниками Курчатовского проекта являются:

Целями проекта являются формирование конвергентного мышления у школьников и достижение эффективного межпредметного взаимодействия.

Реализация проекта началась в образовательных организациях города Москвы с 2011 года. В 2012−2013 годах осуществлена поставка учебного оборудования в школы и учреждения дополнительного образования. Это оборудование конвергентных лабораторий для обеспечения обучения школьников как на базовом, так и на профильном уровнях, а также для выполнения учебных проектов и исследований.

Основные направления реализации проекта:

Образовательные организации, оснащенные оборудованием проекта, работают как ресурсные центры города:

С сентября 2020 года в рамках проекта «Инженерный класс в московской школе» открыто новое направление «Курчатовский класс» при участии Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».

Школы, реализующие направление «Курчатовский класс»:
1. ГБОУ Школа № 1514
2. ГБОУ Школа № 1547
3. ГБОУ Школа № 1557
4. ГБОУ Школа № 1568
5. ГБОУ «Курчатовская школа»

На базе НИЦ «Курчатовский институт» проводится обучение школьников курчатовских классов с использованием научной базы и технологических ресурсов для организации обучения в соответствии с современными исследованиями и разработками в сфере конвергентных НБИКС-технологий, физики элементарных частиц, высокотехнологичной медицины. На базе детского научно-образовательного технопарка НИЦ «Курчатовский институт» обучающиеся выполняют проекты и исследования.

Проект позволяет формировать у школьников целостную картину мира на базе междисциплинарных образовательных программ. Предоставляет возможность обучающимся выполнять проектные и исследовательские работы с использованием высокотехнологичного учебного оборудования в рамках актуальных научных направлений. Участие в проекте позволяет ориентировать выпускников на поступление в ведущие технические и естественно-научные вузы.

С 2015 года в рамках проекта ежегодно проводится Городская конференция «Курчатовский проект – от знаний к практике», а с 2017 года – «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату». На конференции учащиеся представляют свои проектные и исследовательские работы, а педагоги – мастер-классы по работе с оборудованием.

В рамках проекта НИЦ «Курчатовский институт» ежегодно проводит экскурсии для обучающихся профильных классов в лаборатории междисциплинарного научно-технического комплекса по различным направлениям исследовательской работы, осуществляет тьюторское сопровождение проектной и исследовательской деятельности школьников.

Нормативно-правовое обеспечение проекта

Источник

Образовательный проект

Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что этоКурчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что это— Предпрофессиональный класс городского проекта «Инженерный класс в московской школе».

Учащиеся инженерных классов чаще всего выбирают для углубленного изучения математику, физику, информатику, но еще одно условие результативного профильного обучения – возможность выбора элективных курсов.

В классах на профильном уровне изучаются математика, физика, информатика или химия.

Учащиеся имеют возможность выполнять проектные работы под руководством сотрудников ведущих вузов.

Учащиеся инженерных классов имеют возможность, обучаясь в 10-11 классе, получить свидетельство по рабочим специальностям на базе колледжей, в рамках проекта «Профессионально обучение без границ».

На сегодняшний день ребята получают специальность по следующим направлениям:

Курчатовская школа является участником проекта.

Учащиеся инженерных классов чаще всего выбирают для углубленного изучения математику, физику, информатику.

ГБОУ «Курчатовская школа» предлагает 2 варианта профильных предметов:

ПРЕДСТАВЛЕН В КОРПУСЕ ФАКУЛЬТЕТ

Договора о сотрудничестве с организациями-партнерами из числа возможных работодателей.

Источник

О проекте

Московский проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования» разработан в рамках модернизации региональных систем общего образования и направлен на повышение качества образования. Инициаторы и идеологи проекта — столичный Департамент образования и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Участниками проекта являются 37 столичных школ, в том числе и ГБОУ Школа № 1568.

В рамках реализации Курчатовского проекта в школе были оснащены специальным оборудованием кабинеты-лаборатории химии, биологии, физики, географии, конвергентная лаборатория.

Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что этоКурчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что это

Создание конвергентных лабораторий предоставило учащимся и педагогам новые возможности:

1. Оборудование соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования к условиям реализации образовательных программ и обеспечивает выполнение межпредметных исследований;

2. Оборудование лабораторий формирует аппаратные комплексы для решения максимального количества учебных задач на базе школьных лабораторий;

3. Оснащение обеспечивает деятельностное освоение предмета на базовом или углубленном уровне и реализует профильное обучение.

4. Оборудование проекта позволяет проводить индивидуальную и групповую исследовательскую работу, успешно готовиться к сдаче ЕГЭ, поступлению на естественно-научные и инженерные факультеты ВУЗов.

5. В условиях конвергентных лабораторий учащиеся могут выполнять индивидуальные проекты, ставшие неотъемлемым элементом среднего общего образования.

Количество педагогов, использующих оборудование Курчатовского проекта

Предмет

Количество педагогов

Количество обучающихся, использующих оборудование Курчатовского проекта

Уровень образования

Количество обучающихся

Основное общее образование

Среднее общее образование

Внеурочная деятельность и дополнительное образование обучающихся с использованием учебного оборудования Курчатовского проекта

Вид (кружок, факультатив и т.д.)

Название

Предмет

Количество обучающихся

«Олимпиадные и конкурсные задачи по химии» (8-11 класс)

Клеточное строение растений (6 класс)

«Олимпиадные и конкурсные задачи по физике» (8-11 класс)

Благодаря проекту в учебные планы учащихся включены курсы «Введение в проектно-исследовательскую деятельность», «Теория исследовательской деятельности», «Индивидуальный учебный проект». Во внеурочной деятельности учащиеся осваивают курсы по экспериментальной физике, биохимии, экологии.

С использованием возможностей цифровых лабораторий по химии, биологии и физике на платформе Aquarius разработаны и проведены практические занятия в урочное и внеурочное время:

Разработан лабораторный практикум по химии с возможностью математического моделирования изучаемых явлений и процессов в рамках урока «Индивидуальный проект» в 10-х классах.

Школа являлся базовой площадкой «Биологического кружка» Центра педагогического мастерства, так как, благодаря Курчатовскому проекту, имеется необходимое оборудование и материалы для проведения занятий. В рамках «Биологического кружка» для учащихся образовательных учреждений города Москвы преподавателями биологического и химического факультетов МГУпроводятся следующие практические занятия:

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся с использованием учебного оборудования Курчатовского проекта

Полученные в основной школе навыки проектной и исследовательской деятельности, учащиеся имеют возможность реализовать в рамках курса «Индивидуальный проект» в 10-м классе. Все учащиеся выполняют полномасштабную проектную или исследовательскую работу, самостоятельно выбирая предметную область. При этом имеющееся в школе оборудование позволяет выполнять работы не только учебно-исследовательского, но и научно-исследовательского характера.

Итогом проектной и исследовательской работы учащихся является открытая конференция «Наука для всех», в которой с удовольствием участвуют юные исследователи разных школ Москвы. На секциях конференции традиционно представляются междисциплинарные работы.

Информационная поддержка Конференции осуществляется на сайте Научного сообщества школы ссылка.

Конкурсные работы и выступления оцениваются компетентным независимым жюри, состоящим из представителей ведущих вузов (МГУ им. М.В. Ломоносова (биологического факультета, факультета наук о материалах, факультета вычислительной математики и кибернетики), МГТУ им. Н.Э Баумана) и научно-исследовательских институтов (ИОХ РАН, ИОХ РАН, Института молекулярной биологии РАН). Учащиеся в ходе обсуждения своих проектов и исследований получают рекомендации по перспективам развития выбранной темы.

В развитии конвергентного образования важную роль играет сетевое взаимодействие, которое направленно на выявление и поддержку талантливых детей, интеграцию основного и дополнительного образования.

Главным результатом междисциплинарного обучения являются научно-исследовательские умения, которые позволяют нашим выпускникам стать востребованными ведущими ВУЗами. Договоры о сетевом взаимодействии со школой заключили МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт общей и неорганической химии Н.С. Курнакова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, НИЯУ МИФИ. Преподаватели этих вузов проводят занятия с учащимися по подготовке к олимпиадам, руководят проектно-исследовательской деятельностью в области естественных наук.

Дальнейшие перспективы участия лицея в Курчатовском проекте

Конференция «Наука для всех»

Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что это

Курчатовский проект

Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что этоКурчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что это

Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что этоКурчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что это

Источник

Инновационная среда лицей 1547

Подробная информация о Курчатовском проекте

В России с 1 сентября вступил в силу новый ФЗ «Об образовании», требующий создания условий для реализации профильного обучения, проведения каждым старшеклассником индивидуального проекта, развития конкурентоспособного человека, обладающего компетенциями необходимыми для жизни. Для решения этих задач был создан Курчатовский проект. Он направлен на формирование конвергентной образовательной среды, отвечающей требованиям доступности и многофункциональности.

В Курчатовский проект входят 37 передовых школ Москвы, которые являются ресурсными центрами по внедрению конвергентных технологий в образовательных организациях 10 административных округов.

37 образовательных организаций города Москвы
СВАО4ГБОУ №: 953, 962, 1449, 1568
СЗАО4ГБОУ № 1189, 1571, 1619, 1874
ВАО3ГБОУ №: 429, 1404, 1748
ЮАО3ГБОУ №: 438, 879, 1466
ЗАО4ГБОУ №: 1011, 1114, 1497, 1584
ЗелАО2ГБОУ №: 853, 1557
ЮВАО4ГБОУ №: 654, 1303, 1547, ГБОУ ЦТДиЮ « Технорама на Юго-Востоке»
САО3ГБОУ №: 1296, 1409, 1601
ЦАО5ГБОУ №: 57, 354, 627, 2030, ГБОУ МУК № 15
ЮЗАО5ГБОУ №: 117, 1445, 1514, 1534, 2007

В настоящее время проект охватывает более 13500 учащихся и объединяет усилия более 360 учителей. Всего в рамках проекта оснащено более 140 учебных кабинетов. В каждой из школ созданы 4 лаборатории: по биологии, физике, географии и химии. 5 школ приняли решение о создании интегрированных лабораторий, в которых оборудование проекта составляет единый комплекс, расположенный в одном помещении.

Главным результатом обучения в школе является освоение базовых теоретических понятий (время, вещество, объем, сумма) и способность применять их в решении практических задач и получении новых знаний. Представители естественных наук считают, что будущее за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики и биологии. Именно поэтому проект проводится для внедрения конвергентных технологий на уроке и во внеурочной деятельности учеников.

В проекте реализованы 4 вида технологий: нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии и когнитивные технологии. В этой структуре формировались перечни оборудования, которое было предоставлено школам. Каждая образовательная организация в проекте была обеспечена специальной мебелью и программным обеспечением для работы с лабораторным оборудованием.

Один из основателей Курчатовского проекта Михаил Валентинович Ковальчук, доктор физико-математических наук и член-корреспондент РАН отмечает, что основой сближения (конвергенции) наук и технологий должны стать информационные и нанотехнологии, и выделяет следующие основные черты развития естественных наук:

1) переход к наноразмерам;

2) изменение парадигмы развития от анализа к синтезу;

3) сближение и взаимопроникновение неорганики и органического мира живой природы;

4) междисциплинарный подход вместо узких специализаций.

Эти положения определили содержание образовательных ресурсов, которые применяются учителями в Курчатовском проекте.

Создание конвергентных лабораторий предоставило учащимся и педагогам новые возможности:

1. Оборудование соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования к условиям реализации образовательных программ и обеспечивает выполнение межпредметных исследований;

2. Оборудование лабораторий формирует аппаратные комплексы для решения максимального количества учебных задач на базе школьных лабораторий;

3. Оснащение обеспечивает деятельностное освоение предмета на базовом или углубленном уровне и реализует профильное обучение.

4. Оборудование проекта позволяет проводить индивидуальную и групповую исследовательскую работу, успешно готовиться к сдаче ЕГЭ, поступлению на естественно-научные и инженерные факультеты ВУЗов.

5. В условиях конвергентных лабораторий учащиеся могут выполнять индивидуальные проекты, ставшие неотъемлемым элементом среднего общего образования.

Очень важно, что в современных федеральных государственных образовательных стандартах впервые в истории отечественного образования умение учиться выделено как самостоятельный и важный результат образования.

Обучение в конвергентных лабораториях направлено на освоение универсальных учебных действий и понятий, находящиеся на стыке предметных дисциплин, которые в перспективе позволяют достигать высокие предметные результаты.

Для организации эффективной учебной деятельности каждый кабинет включает:

3. Лабораторное оборудование

4. Необходимые расходные материалы

6. Электронные образовательные ресурсы и специализированное программное обеспечение.

Давайте рассмотрим это на примерах.

Кабинет химии был оснащен спектрофотометром, позволяющим проводить количественные и кинетические измерения, определять спектр поглощения веществ. Цифровой иономер, позволяет проводить высокоточные измерения и исследовать концентрацию ионов в любых растворах. Электронные весы позволяют измерять массу с точностью до тысячных и решать задачи по количественной химии. Наборы реактивов позволяют проводить не только базовые эксперименты из курса школьной химии, но и изучать физико-химические показатели веществ и готовиться к профильным олимпиадам.

Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что это

Кабинет физики включает в себя следующее уникальное оборудование: Атомный силовой микроскоп, с помощью которого можно изучать физические свойства и структуру вещества на уровне наноразмеров.

Набор «Лазерное излучение» позволяет получать голографические изображения различных трёхмерных объектов.

Набор для определения удельного заряда электрона даёт возможность наблюдать и исследовать движение электронов в магнитном поле.

Телескоп позволяет более детально изучать различные астрономические объекты и явления (лунные и солнечные затмения), а также составлять карту звёздного неба.

Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что это

Кабинет географии оснащён следующим уникальным оборудованием:

Благодаря современной цифровой дистанционной метеостанции возможно создание школьной метеорологической службы, а в комплексе с другим оборудованием (по биологии, химии и физике) осуществление экологического мониторинга абиотических факторов среды.

Аппаратно-программный комплекс для приема данных дистанционного зондирования Земли позволяет использовать современные космические технологии, которые помогают получать самую современную информацию о процессах и явлениях происходящих на планете. Интерактивные столы позволяют работать с интерактивными картами, 3D-моделями природных объектов и явлений, космоснимками.

Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что это

Комплект оборудования по биологии позволяет проводить исследования и эксперименты на пришкольных участках, парковых зонах, водных объектах. В набор оборудования входит мобильная лаборатория, необходимая для проведения биолого-экологических и биолого-химических исследований, анализа почвы, воды и воздуха.

Набор «Молекулярная биология» позволяет выделять ДНК из биологических объектов, создавать генетически модифицированные организмы, проводить биохимическую диагностику.

Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что это Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что это

В процессе организации среды лабораторий школы-участники проекта применяли рекомендации, представленные на сайте Городского методического центра

В 2013 году на сайте были размещены:

1. Перечни оборудования Курчатовского проекта;

2. Методические рекомендации по расстановке и использованию учебного оборудования по всем предметам (биология, химия, физика, география).

3. Сборник инструкций по охране труда и технике безопасности. Эти материалы позволили своевременно подключить и настроить оборудование, правильно разместить в учебных лабораториях с учетом требований СанПиН.

Рабочая группа учителей разработала сборник примерных проектных работ на основе которых учителя составили программы по своим предметам.

Источник

Курчатовский класс в московской школе. Всё о проекте: экзамены, программа, возможности

Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть фото Курчатовский проект в московской школе что это. Смотреть картинку Курчатовский проект в московской школе что это. Картинка про Курчатовский проект в московской школе что это. Фото Курчатовский проект в московской школе что это

О проекте

Обучение школьников курчатовских классов проводится на базе НИЦ «Курчатовский институт» с использованием научной базы и технологических ресурсов для организации обучения в соответствии с современными исследованиями и разработками в сфере физики элементарных частиц, высокотехнологичной медицины и конвергентных НБИК-технологий (основанные на объединении и синергетическом усилении достижений нано-, био-, информационных и когнитивных технологий. Результатом НБИК-конвергенции будет являться полное слияние этих технологий в единую научно-технологическую область знания).

Также обучение проходит на базе детского научно-образовательного технопарка при НИЦ «Курчатовский институт», где обучающиеся выполняют проекты и исследования и проходят стажировки в научных лабораториях.

История развития проекта

Впервые данный проект был апробирован в нескольких московских школах в 2011 году. В 2012−2013 годах лаборатории участвующих школ и учреждений дополнительного образования были технически оборудованы для обеспечения обучения школьников как на базовом, так и на профильном уровнях, а также для выполнения учебных проектов и исследований. С сентября 2020 года в рамках проекта «Инженерный класс в московской школе» открыто новое направление «Курчатовский класс» при участии Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», в Москве было открыто пять таких классов.

В настоящий момент (данные на начало 2021-2022 учебного года) участниками Курчатовского проекта являются:

Цели и задачи курчатовского проекта

Обучение в курчатовском классе поможет ученикам:

В каких школах открыты «Курчатовские классы» в 2021 году

Если в 2020г таковых было всего 5, то в 2021-2022 учебном году классы открыты в 34 школах и 2-х центрах доп.образования. С адресами и названиями можно ознакомиться на странице официального сайта проекта

Вузы-партнёры, участвующие в проекте «Курчатовский класс»:

Программа обучения в курчатовских классах

Предметы углубленного изучения: математика, физика, русский язык

Элективные курсы (дополнительно на выбор):

Преимущества обучения в курчатовском классе (курчатовском проекте)

Мероприятия для обучающихся в курчатовских классах

В рамках проекта проводится несколько видов мероприятий:

Как поступить в курчатовский класс

На официальном сайте проекта пока нет данных о вступительных экзаменах. Поскольку курчатовский проект открыт как направление инженерного класса, мы можем предположить, что желающим поступить предстоит сдать экзамен в формате тестирования.

Также при поступлении будут учитываться успехи в обучении в целом, достижения по профильным предметам, результаты олимпиад, чемпионатов и соревнований, а также успехи в конкурсах и научно-практических конференциях.

Контактная информация Проектного офиса

Адрес электронной почты: conver@edu.mos.ru

Руководитель: Кузнецова Елена Валерьевна

Координатор проекта: старший методист, Беляева Екатерина Николаевна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *