Курчатовский проект что это такое
Курчатовский проект
Цель Проекта: повышение уровня современной естественно-научной компетентности московских обучающихся и выпускников, их подготовка к продолжению образованию и деятельности в области нанотехнологий, биотехнологий, информационных и когнитивных технологий. Целью проекта является создание и апробация метапредметного содержания образования, формирование конвергентного мышления. Для достижения поставленной цели в образовательном процессе используются методы исследовательского обучения. Условия формирования естественнонаучной компетентности младшего школьника можно выразить словами: «Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь» (А. Лобок).
Целью проекта является создание и апробация метапредметного содержания образования, формирование конвергентного мышления. Для достижения поставленной цели в образовательном процессе используются методы исследовательского обучения. Условия формирования естественнонаучной компетентности младшего школьника можно выразить словами: «Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь» (А. Лобок). Эта идея лежит в основе исследовательской направленности образовательного процесса в начальной школе.
Основные направления реализации проекта
Содержание образования
Основные принципы и механизмы реализации проекта
Курчатовский проект что это такое
Положение о городской конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике»
Положение о городской конференции «Курчатовский проект — от знаний к практике»
1. Общие положения
1.1. Конференция «Курчатовский проект – от знаний к практике» проводится в рамках мероприятий городского образовательного проекта «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного (конвергентного) образования» (далее – Курчатовский проект) среди обучающихся, педагогических и руководящих работников образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, участвующих в проекте (далее – участники Конференции).
1.2. Конференция проводится в целях повышения социальной активности и раскрытия потенциала педагогического сообщества и обучающихся, их поддержки и поощрения.
— вовлечение педагогов в решение вопросов развития системы образования города Москвы;
— поиск инновационных технологий и идей повышения качества образования;
— повышение творческой активности в области практической, проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовании;
— трансляция педагогического опыта;
— повышение престижа профессии педагога.
1.3. Организатором Конференции является Городской методический центр Департамента образования города Москвы при поддержке ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».
2. Порядок проведения Конференции
2.1. Проведение городской Конференции «Курчатовский проект – от знаний к практике» обеспечивает Организационный комитет (далее – Оргкомитет).
2.1.1. Состав Оргкомитета:
Лебедева М. В. – директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы (председатель);
Кузнецова Е. В. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы (заместитель председателя);
Лазутин В. В. – учёный секретарь по образовательной деятельности ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»;
Марков В. Л. – старший методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы;
Беляева Е. Н. – методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы;
Морозова С. М. – методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы
Дмитришина Е. В. – методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы;
Колясников О. В. – методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы;
Рыжикова О. А. – методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы;
Седёлкин М. А. – методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы;
Сковородкин Д. А. – методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы.
2.2. Полномочиями Оргкомитета являются:
— определение места и времени проведения Конференции;
— определение возможных форм организации работы участников Конференции (пленарное и секционные заседания, интернет-конференция, круглый стол, дискуссионная площадка, выставка проектных и исследовательских работ и иные формы по решению Оргкомитета);
— определение полномочий экспертных комиссий по тематическим секциям для проведения экспертизы заявок и работ, представленных участниками Конференции;
— утверждение состава экспертных комиссий по тематическим секциям из числа специалистов Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Городского методического центра Департамента образования города Москвы и ФГБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»;
— определение требований к приему и форме заявок, а также материалам, представляемым участниками Конференции;
— организация публикации материалов выступлений и резолюций по итогам работы тематических секций Конференции;
— определение итогов Конференции и награждение участников тематических секций.
2.3. Тематические секции Конференции:
— «Организация проектно-исследовательской деятельности»;
устное представление работы на секциях:
представление работы в форме стендового доклада на секции:
Педагогические работники представляют на Конференцию разработки учебных проектов или исследований, метапредметных занятий, мастер-классов, разработки уроков с использованием оборудования Курчатовского проекта.
Обучающиеся представляют учебный проект или исследование с использованием оборудования Курчатовского проекта.
2.4. Формы представления работ, прошедших экспертизу, на Конференции:
3. Порядок участия в Конференции
3.1. К участию в Конференции принимаются авторские работы, выполненные индивидуально или в группе педагогами и обучающимися под руководством педагогов образовательных организаций города Москвы (не более 4 авторов и не более 4 руководителей групповой работы обучающихся) с применением оборудования Курчатовского проекта конвергентного образования.
3.2. Для участия в Конференции в срок до 14 марта 2016 г. участник размещает на сайте проекта (http://profil.mos.ru) заявку и краткое описание содержания работы в электронной системе регистрации на Конференцию. Заявки, размещённые позднее, к рассмотрению не принимаются.
3.3. Уведомление о принятии или об отклонении заявки экспертными комиссиями появляется в личном кабинете участника на сайте проекта (http://profil.mos.ru) в 10-дневный срок со дня размещения участником заявки на сайте проекта.
3.4. Участники, направившие заявку и получившие в личном кабинете на сайте проекта (http://profil.mos.ru) подтверждение о принятии заявки экспертными комиссиями по тематическим секциям, в срок до 21 марта 2016 г. размещают в личном кабинете на сайте проекта: выполненную работу, тезисы выступления и презентационные материалы (мультимедийную презентацию, видеофильм, фотографии, электронный макет стенда и др.).
3.5. Срок и место проведения Конференции:
11 апреля 2016 г. в ГБОУ «Школа № 2030» (адрес: 2-я Звенигородская ул., д. 8).
3.6. Материалы докладов участников Конференции по её окончании размещаются на сайте проекта (http://profil.mos.ru), на сайте Городского методического центра (http://mosmetod.ru) и могут быть опубликованы в других источниках по решению Оргкомитета и по согласованию с участниками.
4. Критерии оценки представленных работ и требования к выступлениям участников Конференции
4.1. Критерии оценки работы участников на отборочном этапе Конференции:
— точность формулировки цели и задач работы;
— полнота реализации задач, поставленных в работе;
— целесообразность выбранных методов исследования и оборудования;
— степень раскрытия темы;
— теоретическая значимость работы;
— практическая значимость работы;
— наличие самостоятельно выполненного исследования (или наличие практической части);
— соответствие темы и содержания работы указанному автором уровню общего образования.
4.2. Требования к выступлению участника Конференции:
— обоснованность выбранной темы выступления;
— актуальность выбранной темы выступления;
— логичность представленных материалов;
— свободное владение материалом;
— обоснование использованных методов и учебного оборудования задачам выступления;
— умение аргументировать свои заключения и выводы;
— эстетичность представления выступления;
— умение отвечать на вопросы;
— уровень сложности и самостоятельности выполнения работы;
— культура публичного выступления.
5. Требования к материалам, представляемым участниками Конференции
5.1. Требования к краткому содержанию работы – в Приложении № 1.
5.2.Требования к материалам, представляемым участниками Конференции, – в Приложении № 2.
5.3. Требования к оформлению текстов работ участников Конференции – в Приложении № 3.
6. Подведение итогов Конференции и награждение
6.1. Подведение итогов Конференции относится к полномочиям Оргкомитета Конференции.
6.2. Каждый участник Конференции получает сертификат. Лучшие работы участников Конференции отмечаются дипломами.
Требования к краткому описанию содержания работы
В описании содержания работы необходимо:
— указать цель, задачи, гипотезу работы;
— описать этапы исследования; при написании можно ориентироваться на пункт «Задачи исследования», но уже с учётом проделанной работы, то есть написать более подробно;
— указать методы исследования, оборудование и, если были, описать кратко поставленные эксперименты, проводимые опросы;
— описать полученные результаты, рекомендации по их применению и, возможно, решение выявленных проблем;
— наметить перспективы дальнейшей разработки темы.
Требования к оформлению краткого описания содержания работы:
— объём текста не более 1800 знаков;
— каждый абзац необходимо начинать с красной строки;
— название работы необходимо записать заглавными буквами по центру;
— в правом верхнем углу указать: фамилию, имя, отчество всех авторов работы; наименование образовательной организации; Ф. И. О. руководителя работы обучающихся.
В кратком описании содержания работы список литературы не приводится.
Требования к работе обучающихся
(учебный проект/учебная исследовательская работа)
Работа должна представлять собой завершённое учебное исследование или разработанный проект и включать следующие разделы:
Требования к работам педагогов.
Разработка проекта или исследования
(учебный проект/учебная исследовательская работа с использованием оборудования Курчатовского проекта)
Методическая разработка темы проектной или исследовательской работы (не более 4 авторов, представляющих разные предметы) должна включать следующие разделы:
Требования к разработке урока (с использованием оборудования Курчатовского проекта)
Работа должна включать следующие разделы:
Требования к разработке мастер-класса (с использованием оборудования Курчатовского проекта)
Мастер-класс должен представлять собой разработанный сценарий по работе с оборудованием Курчатовского проекта. Работа должна включать следующие разделы:
Требования к разработке метапредметного занятия (с использованием оборудования Курчатовского проекта)
Работа должна включать следующие разделы:
Примерные темы метапредметных занятий:
Требования к стендовому докладу (с использованием оборудования Курчатовского проекта)
Общее требование к оформлению стендового доклада – чёткое представление ключевых моментов работы. Авторы в качестве материалов могут использовать записи регистрирующих материалов, фрагменты лабораторных журналов, инструментарий, образцы новых изделий и т. п.
В течение всего периода проведения сессии стендовых докладов один из авторов должен находиться у своего стенда и быть готовым дать исчерпывающую информацию, касающуюся сути выполненных исследований. Обслуживание одним участником двух или более стендовых докладов не допускается.
Для представления доклада на секции стендов необходимо использовать ролл ап (roll up) – раздвижной мобильный стенд с механизмом автоматического сматывания информационного полотна в рулон.
Требования к размеру и макету стенда будут размещены на сайте http://profil.mos.ru на странице Конференции.
Требования к мультимедийной презентации (с использованием оборудования Курчатовского проекта)
Время выступления – не более 10 минут.
Требования к содержанию мультимедийной презентации:
— соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
— соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т. д.);
— отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
— лаконичность текста на слайде;
— расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине);
— подача информации оригинальна, обращает внимание обучающихся;
— соответствие изображений содержанию;
— качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов).
Требования к тексту:
— читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
— кегль шрифта должен быть не менее 20 пунктов;
— использование шрифтов без засечек (Arial, Verdana, Calibri) и не более 3 вариантов шрифта;
— расстояние между строками внутри абзаца – 1,5, а между абзацами – 2 интервала;
— подчёркивание используется лишь в гиперссылках.
Требования к дизайну:
— использование единого стиля оформления;
— использование не более трёх цветов на одном слайде (один – для фона, второй – для заголовков, третий – для текста).
На титульном слайде указываются данные автора, тема, дата, наименование образовательной организации. Возможен вариант использования колонтитулов.
Требования к видеоматериалам (с использованием оборудования Курчатовского проекта)
Продолжительность видеоролика – не более 10 минут.
Требования к внешнему оформлению:
— культура оформления видеоматериала (краткие сведения об образовательной организации и авторе ролика, ссылки на используемые информационные источники);
— соблюдение полей, центра, пропорций, грамотное цветовое и композиционное решение.
Требования к информационному наполнению:
— соответствие содержания видеоматериала поставленным дидактическим целям и задачам;
— научность, доступность и достоверность информации;
— логическая последовательность изложения материала;
— соответствие содержания ролика и комментария;
— использование одинакового шрифта, в иных случаях – не более двух;
— контрастное сочетание цветов текста и фона;
— соблюдение грамматических основ (правописание, орфография, пунктуация).
Требования к видеомонтажу:
— соответствие зрительного ряда и информационного наполнения.
Требования к оформлению текстов
Требования к тексту
Параметры страницы: все поля (слева, справа, сверху, снизу) – 2 см. Для всего текста следует использовать шрифт Times New Roman, размер 14 пт, межстрочный интервал полуторный, выравнивание по ширине (кроме «шапки», где выравнивание по центру). Отступ абзаца (красная строка) – 1,25 см, все отступы (слева, справа, сверху, снизу) – 0. Не допускаются подчёркивание, выделение цветом. Необходимо исправить все орфографические и пунктуационные ошибки (например, с помощью кнопки «Правописание» программы Word).
Таблицы создаются стандартными средствами редактора Microsoft Word, текст в таблице должен подчиняться правилам для основного текста. Не допускается вставка таблиц из других программ.
Формат рисунков
В виде рисунков оформляются фотографии, схемы, графики, диаграммы и др. Объём каждого изображения должен быть не более 1 Мб.
Все рисунки и таблицы должны иметь названия и отдельную нумерацию, а также ссылки на них в тексте. Подрисуночные и надтабличные подписи приводятся в тексте в месте расположения рисунка или таблицы.
Специальные требования к тексту:
— между инициалами имени и отчества и фамилией (А. С. Иванов);
— при указании места, года публикации, использованных страниц издания (Оренбург, 2000. С. 468–469);
— при указании адреса (ул. Воронцовская, д. 6а, стр. 1);
— между знаком номера и цифрой (школа № 75);
— в составленном вручную нумерованном списке в каждом пункте после номера, например:
Титульный лист
Включает следующую основную информацию:
— в верхней части листа – полное название образовательной организации (использовать полужирный шрифт Times New Roman, размер 14 пт, одинарный межстрочный интервал);
— в центре листа – название работы заглавными буквами (использовать полужирный шрифт Times New Roman, размер 16 пт);
— в правом нижнем углу листа – класс, образовательная организация, фамилия, имя, отчество (полностью) автора работы и должность, место работы, фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя работы (использовать обычный шрифт Times New Roman, размер 14 пт, одинарный межстрочный интервал);
— в нижней части листа по центру указание на город и год (пишутся через запятую) написания проекта (использовать полужирный шрифт Times New Roman, размер 14 пт).
О проекте
Московский проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования» разработан в рамках модернизации региональных систем общего образования и направлен на повышение качества образования. Инициаторы и идеологи проекта — столичный Департамент образования и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Участниками проекта являются 37 столичных школ, в том числе и ГБОУ Школа № 1568.
В рамках реализации Курчатовского проекта в школе были оснащены специальным оборудованием кабинеты-лаборатории химии, биологии, физики, географии, конвергентная лаборатория.
Создание конвергентных лабораторий предоставило учащимся и педагогам новые возможности:
1. Оборудование соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования к условиям реализации образовательных программ и обеспечивает выполнение межпредметных исследований;
2. Оборудование лабораторий формирует аппаратные комплексы для решения максимального количества учебных задач на базе школьных лабораторий;
3. Оснащение обеспечивает деятельностное освоение предмета на базовом или углубленном уровне и реализует профильное обучение.
4. Оборудование проекта позволяет проводить индивидуальную и групповую исследовательскую работу, успешно готовиться к сдаче ЕГЭ, поступлению на естественно-научные и инженерные факультеты ВУЗов.
5. В условиях конвергентных лабораторий учащиеся могут выполнять индивидуальные проекты, ставшие неотъемлемым элементом среднего общего образования.
Количество педагогов, использующих оборудование Курчатовского проекта
Предмет
Количество педагогов
Количество обучающихся, использующих оборудование Курчатовского проекта
Уровень образования
Количество обучающихся
Основное общее образование
Среднее общее образование
Внеурочная деятельность и дополнительное образование обучающихся с использованием учебного оборудования Курчатовского проекта
Вид (кружок, факультатив и т.д.)
Название
Предмет
Количество обучающихся
«Олимпиадные и конкурсные задачи по химии» (8-11 класс)
Клеточное строение растений (6 класс)
«Олимпиадные и конкурсные задачи по физике» (8-11 класс)
Благодаря проекту в учебные планы учащихся включены курсы «Введение в проектно-исследовательскую деятельность», «Теория исследовательской деятельности», «Индивидуальный учебный проект». Во внеурочной деятельности учащиеся осваивают курсы по экспериментальной физике, биохимии, экологии.
С использованием возможностей цифровых лабораторий по химии, биологии и физике на платформе Aquarius разработаны и проведены практические занятия в урочное и внеурочное время:
Разработан лабораторный практикум по химии с возможностью математического моделирования изучаемых явлений и процессов в рамках урока «Индивидуальный проект» в 10-х классах.
Школа являлся базовой площадкой «Биологического кружка» Центра педагогического мастерства, так как, благодаря Курчатовскому проекту, имеется необходимое оборудование и материалы для проведения занятий. В рамках «Биологического кружка» для учащихся образовательных учреждений города Москвы преподавателями биологического и химического факультетов МГУпроводятся следующие практические занятия:
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся с использованием учебного оборудования Курчатовского проекта
Полученные в основной школе навыки проектной и исследовательской деятельности, учащиеся имеют возможность реализовать в рамках курса «Индивидуальный проект» в 10-м классе. Все учащиеся выполняют полномасштабную проектную или исследовательскую работу, самостоятельно выбирая предметную область. При этом имеющееся в школе оборудование позволяет выполнять работы не только учебно-исследовательского, но и научно-исследовательского характера.
Итогом проектной и исследовательской работы учащихся является открытая конференция «Наука для всех», в которой с удовольствием участвуют юные исследователи разных школ Москвы. На секциях конференции традиционно представляются междисциплинарные работы.
Информационная поддержка Конференции осуществляется на сайте Научного сообщества школы ссылка.
Конкурсные работы и выступления оцениваются компетентным независимым жюри, состоящим из представителей ведущих вузов (МГУ им. М.В. Ломоносова (биологического факультета, факультета наук о материалах, факультета вычислительной математики и кибернетики), МГТУ им. Н.Э Баумана) и научно-исследовательских институтов (ИОХ РАН, ИОХ РАН, Института молекулярной биологии РАН). Учащиеся в ходе обсуждения своих проектов и исследований получают рекомендации по перспективам развития выбранной темы.
В развитии конвергентного образования важную роль играет сетевое взаимодействие, которое направленно на выявление и поддержку талантливых детей, интеграцию основного и дополнительного образования.
Главным результатом междисциплинарного обучения являются научно-исследовательские умения, которые позволяют нашим выпускникам стать востребованными ведущими ВУЗами. Договоры о сетевом взаимодействии со школой заключили МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт общей и неорганической химии Н.С. Курнакова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, НИЯУ МИФИ. Преподаватели этих вузов проводят занятия с учащимися по подготовке к олимпиадам, руководят проектно-исследовательской деятельностью в области естественных наук.
Дальнейшие перспективы участия лицея в Курчатовском проекте
Конференция «Наука для всех»
Курчатовский проект