Кузов combi что это
Страницы истории. ИЖ 2125 Комби.
ИЖ-2125 «Комби» — советский легковой 5-местный автомобиль с кузовом типа хэтчбэк, или правильнее, лифтбэк. Выпускался на Ижевском автомобильном заводе в 1973 — 1997 годах. ИЖ-2125 стал грузопассажирской версией базового седана Москвич-412 (ИЖ-412).
В 1965 году на суд европейский публике был представлен новая марка автомобиля Renault-16. В 1966-м эта модель машины удостоилась титула «Европейский автомобиль года», и в том же году ижевские конструкторы на дизайнерской выставке в Москве дали свой «ответ французам», продемонстрировав модель автомобиля ИЖ-Комби – нечто среднее между «Москвичом-408» и «Москвичом-426». Крыша этой оригинальной марки машины была несколько длиннее, чем у седана, а задняя дверь в багажный отсек располагалась под углом, близким к 45 градусам. Облик ИЖ-Комби – необычный задок в сочетании с оригинальной облицовкой радиатора и хромированными нишами прямоугольных фар, подфарники и поворотники, объединенные в один блок, расположенный на углах передних крыльев, — был нетипичным для советских марок автомобилей. На фоне седанов и универсалов, выпускаемых отечественными автозаводами, этот ИЖ производил впечатление иномарки, хозяин которой зачем-то нацепил на облицовку ижевскую эмблему.
Основное отличие ИЖ-Комби от классического «Москвича» третьего поколения заключалась в конструкции задней части кузова. Отдельный багажник «Москвича» был заменен на объединенный с салоном грузовой отсек с пятой дверью, открывающейся вверх. Автомобиль получил усиленные рессоры для повышения грузоподъёмности и трансформируемый задний ряд сидений. Застекленная пятая дверь поднималась и удерживалась в открытом положении при помощи телескопических сервомеханизмов. Большой наклон двери, по замыслу конструкторов, не только придавал автомобилю неповторимый облик, но и улучшал аэродинамику кузова, что позволяло свести к минимуму «родовой» недостаток универсалов: загрязнение заднего стекла и подсасывание в салон пыли, влаги и отработанных газов. Автомобиль стал более удобным для автотуризма, поездок на дачу и пр. ИЖ-2125 пользовался большим спросом в СССР, тем более что был единственным автомобилем подобного типа. Конкуренцию ему составлял универсал ВАЗ-2102, однако ИЖ был более практичным. С появлением частного предпринимательства в конце 1980-х гг. ИЖ-Комби пользовался большим спросом наряду с универсалами Волжского Автозавода.
Весьма рационально было скомпоновано пространство за задним мостом. В самом низу крепился бензобак. Над ним располагался «технический этаж», в котором горизонтально укладывалась запаска и комплект инструментов. Крышка этого отсека служила полом основного багажного отделения, рассчитанного на 50 кг груза. При сложенном заднем сиденье получалась длинная и ровная грузовая площадка, выдерживавшая 200 кг. При этом объем грузового отсека увеличивался до 1,15 м3. Жесткость кузова пришлось увеличить за счет дополнительных лонжеронов, а заднюю подвеску усилить дополнительными рессорными листами. Если в «Москвичах»-универсалах багажное отделение представляло собой единый с салоном объем, разделенный лишь спинкой заднего сидения, то в ИЖ-Комби на уровне спинки располагалась откидная полка, рассчитанная на 10-15 кг багажа. Для Комби сделали совершенно новые аутентичные задние фонари, стилистически близкие к форме фар. Лампа заднего хода, на задней панели марки автомобиля получила отдельный плафон. Что касается механики: здесь стоит отметить осуществленный переход на закрытую систему охлаждения с расширительным бачком, рассчитанную на антифриз, введение закрытых подшипников полуосей и использование в редукторе заднего моста «жигулевского» масла ТАД-17, ставшее возможным благодаря фосфатированию шестерен редуктора и дифференциала.
Тип кузова автомобиля обозначался как «комби» или «грузопассажирский пятидверный». Название «комби», «комби-лимузин» происходит из немецкоязычной терминологии, и означает в оригинале любой автомобиль с дверью в задней стенке кузова. Называть данный автомобиль хэтчбэком не вполне корректно потому, что обычно хэчтбэк является укороченной версией базового седана, в то время как ИЖ-2125 имел такую же длину, как и Москвич-412. Более правильно принять к нему другой термин — лифтбэк (отличается от классического хетчбэка большей длиной заднего свеса, а так же, соответственно, зачастую сильнее, чем у хетчбэка, наклоненной задней стенкой кузова).
Опытные образцы имели решетки радиатора от серийных седанов, но в серию «Комби» пошёл со своим оригинальным оформлением передка с вертикальными фонарями, включавшими в себя габаритные огни и вертикальные поворотники по бокам от фар, которые изначально на всех автомобилях были прямоугольными, производства ГДР, — даже после того, как примерно в 1973-74 году ими перестали комплектовать другие модели «Иж». Это оформление отчасти напоминало ряд прототипов серии «3-5», построенных на АЗЛК в те годы.
ИЖ-Комби выпускался с конца 1973 по 1997 год. До рестайлинга 1982 года было построено 66489 моделей автомобилей ИЖ-2125, после рестайлинга – 347701 экземпляр ИЖ-21251.
☞ ИЖ-2125, выпускался в 1973 — 1982 годах. Имел унаследованную от Москвича-412 хромированную решётку радиатора с шестиугольными фарами производства ГДР.
☞ ИЖ-21251, выпускался в 1982 — 1997 годах. Получил новую чёрную решётку радиатора (точно так же как модели 412 и 27151), утопленные ручки дверей, дисковые тормоза вместо барабанных, раздельный привод передних и задних тормозов, новую электропроводку, упрощенное оформление с меньшим количеством хрома, ближе к концу 80-их стали убирать форточки на передних дверях. В салоне появилась «мягкая» панель приборов и накладки обивок дверей, которые обеспечили соответствие автомобиля Правилам безопасности ЕЭК ООН. Крыша стала тоньше и обзавелась двумя усилениями (Это было сделано для экономии металла на заводе). Кроме того, по мере производства в конструкцию автомобиля постоянно вносились более или менее существенные улучшения, так, с 1980 года автомобиль комплектовался вакуумным усилителем тормозов вместо гидровакуумного. Эти изменения были распространены также и на другие модели, выпускавшиеся заводом: седаны М-412, фургон Иж-2715 и пикап Иж-27151.
Отличия 2125 от 21251:
— Крыша стала тоньше и появилось 2-а продольных усиления
— Тормоза стали двухконтурными и передние стали дисковыми.
— Сменили решётку радиатора и фары.
— Ручки стали травмобезопасными (утопленными в двери).
— Новая электрика
— Передние стёкла без форточек
— Замок багажника перенесли, с крышки багажника на основной кузов.
— На ИЖ 21251 нету хром кантов на лобовом стекле и заднем, нету хром канта водостока.
— На ИЖ 2125 переключение света фар, при помощи ноги (возле педали сцепления спец.кнопка находится)
За помощь в составлении отличий спасибо Mikhail67rus
По опыту АЗЛК, создавшего ориентированную в первую очередь на внешние рынки модель повышенной комфортности 2140 SL, в начале 1980-х годов Ижевским автомобильным заводом была создана люксовая версия «Комби» — Иж-21251 SL. Она отличалась от базовой модели облицовкой передка с прямоугольными фарами и щёточными фароочистителями, спойлером на крышке багажника, хромированными вставками в уплотнители стёкол, оригинальным оформлением колпаков колёс, улучшенным оформление салона. В серию не пошёл.
У кого еще написано в документах «Комби(хетчбек)»?
У меня в птс-е не написано тип кузова, а в документах написано «Комби(хетчбек)». Это нормально? И у кого еще так написано?
Комментарии 33
У меня раньше был кроссовер (Лада иксрей), после того как потерял птс, в новом написали легковой комби хэтчбэк, вот зе фак
у меня написано седан в документах
незнаю как это написали
У меня в ПТС на «пирожок» написано … «фургон малотонажный» :))))) хотя по сути это пикап с будкой наверху :)))
Тип кузова «Хэтчбек» (называемый также «комби», «лифтбек» и «свингбек»)
Схема автомобиля с кузовом типа «хэтчбек»
Разновидность закрытого кузова, который занимает промежуточное положение между универсалом и седаном. Может быть с двумя и четырьмя боковыми дверями. В наклонной задней стенке предусмотрен открывающийся наверх люк («нечетная дверь»). Багажник отделен в салоне от пассажирского пространства горизонтальной полкой.
у меня просто написано комби
у меня 94 года написано комби а в скобках хэчбэк
у м еня на обоих 41-х и святогоре был хетчбек, а вот ваз 2111 называется комби(хетчбек) чему я сильно подивился.Неважно всё это.
А по твоему это что?минивэн?
фигня, у меня на форде «седан» 🙂
всё правильно комби-хетчбек и 41-й — хетчбек…
Если кто то против, то сначала задумайтесь почему Шкода октавиа — хетчбек?)))
41 же явный хетчбек
всё правильно комби-хетчбек и 41-й — хетчбек…
Если кто то против, то сначала задумайтесь почему Шкода октавиа — хетчбек?)))
У ВАЗа тоже все хэтчбеки обозваны как «Легковые комби (Хэтчбек)»
Знаю))
Универсал, просто тут не в тему, вопрос стоит о хетчбеке прост
Французский дизайн, неправильное название и лучшая компоновка: мифы и факты про ИЖ-2125 Комби
В середине шестидесятых годов в Ижевске решили организовать автомобильное производство. Соответствующий правительственный приказ предписывал создать на базе «Ижмаша» автозавод, где выпускались бы клоны Москвича. Однако практически одновременно с этим при машиностроительном конструкторском бюро было создано «автомобильное» ГКБ-88. В нём трудились молодые и амбициозные энтузиасты, в сжатые сроки создавшие на базе «четыреста восьмого» Москвича новый универсальный автомобиль, кузов которого представлял собой нечто среднее между седаном и универсалом. Причём это был не хэтчбек – такой, как вышедший в 1965 году новейший французский Renault 1: ведь пятая дверь (она же крышка багажника) имела ниже стекла заметный выступ, что образовывало еще один визуальный объем. На опытных образцах наклон задней части был другим, а форма крышки несколько отличалась от варианта, утверждённого в серийное производство.
Так, нижний разъем пятой двери у прототипов почти доходил до заднего бампера, в то время как на серийных автомобилях порог подняли повыше – не в последнюю очередь по соображениям сохранения приемлемой жесткости кузова.
Так было ли заимствование? Вряд ли. Сравнивать внешность того же Renault 16 или Citroën Ami 8 c ижевским двухобъемником позволяет разве что время, в которое они проектировались.
Ведь тот самый выступ и задние фонари на ИЖ-2125 – это оригинальное решение, которого не наблюдается ни у одного из названных «псевдоисходников». Не сильно похож советский автомобиль и на Volkswagen Passat B1, который только-только начали выпускать в те годы.
А главное, несмотря на всю несхожесть новой модели с обычными Москвичами, ИЖ-2125 сохранил значительную унификацию с базовым седаном, отличаясь от него разве что более длинной крышей и собственно оригинальной задней частью.
В 1966 году Renault 16 стал Европейским автомобилем года. А ижевские конструкторы на выставке в Москве в том же году представили опытный образец будущего ИЖ-Комби, который по объективным причинам добрался до конвейера лишь спустя несколько лет.
«Французский» след в ижевском автомобиле всё же есть, но он носит другой характер. Огромный 160-тонный пресс для штамповки кузовов был действительно заказан во Франции, да и остальное оборудование для кузовного производства заказывали через компанию Renault.
Многие молодые автомобилисты ошибочно считают ИЖ-2125 хэтчбеком. В советскую эпоху некоторые «эксперты» причисляли ИЖ-Комби к фастбекам, к которым относилась и горьковская «Победа» ГАЗ М-20. Однако главное различие между этими двумя типами кузова (и автомобилями) заключается в расположении заднего стекла. Если на фастбеке оно не является частью крышки и «встроено» в кузов так же, как на обычном седане, то у лифтбека стекло поднимается вместе с пятой дверью.
Хэтчбеком считать эту пятидверку тоже некорректно ввиду наличия хорошо заметного выступа, образующего дополнительный объем.
Вдобавок задний свес по длине – такой же, как у седана, в то время как у хэтчбека он по определению должен быть короче, что хорошо заметно на примере вазовских автомобилей «восьмого» семейства. Именно поэтому ИЖ-2125 является самым настоящим лифтбеком. Из мировых аналогов можно вспомнить чешскую Skoda Octavia и украинскую Славуту, но оба эти автомобиля появились спустя два с половиной десятилетия после начала производства Комби.
Таким образом, ИЖ-2125 действительно является первым (и последним) лифтбеком, серийно выпущенным в СССР. Иногда в Европе автомобили с подобным типом кузова (короткий высокий багажник) также называют «нотчбек». Среди примеров можно вспомнить Volvo 340 и Ford Sierra, хотя некоторые автомобильные эксперты причисляют к «нотчбекам» и седаны вроде Volkswagen Vento.
Кузов типа «комби» подобен универсалу, но отличается от него «более наклонной задней стенкой».
До модернизации в 1982 году за почти десять лет было выпущено всего шестьдесят шесть с половиной тысяч ИЖ-Комби – то есть, по массовости этот автомобиль заметно уступал ижевским и московским седанам.
Не самая высокая распространённость привела к тому, что многие советские автомобилисты посчитали ИЖ-2125 снятым с производства – хотя модель всего лишь пережила косметическое и техническое обновление, по-прежнему выпускаясь.
Визуально отличить автомобили «до» от машин «после» можно по хрому на передке, форточкам в передних дверях и колпакам – после 1982 года эти элементы постепенно были упразднены. ИЖ-21251 (такой индекс получила более современная модификация) продержался на конвейере не долго, а очень долго – вплоть до 1997 года.
Таким образом, ИЖ-Комби выпускался с некоторыми изменениями практически четверть века – то есть, дольше, чем вазовская «копейка» и практически столько же, сколько ГАЗ-24. В общей сложности за без малого два с половиной десятилетия было выпущено свыше 414 тысяч экземпляров Ижей, причём рестайлинговых автомобилей было сделано впятеро больше, чем оригинальных ИЖ-2125.
У многих советских автомобилей (в частности, у седанов АЗЛК и ГАЗ) багажное отделение было скомпоновано не самым рациональным образом – в частности, много места отнимало запасное колесо. Создавая новый кузов, ижевские конструкторы вышли на новый уровень практичности. Ведь в самом низу пространства позади заднего моста они разместили бензобак, над которым находился так называемый «технический этаж», в котором разместили запасное колесо и комплект инструментов.
Владельцы также «прятали» здесь нужные, но не самые необходимые в дороге вещи – к примеру, канистру с маслом, запасные камеры и ремкомплект карбюратора или запасные свечи. Основа этого отсека служила полом багажного отделения, который в пятиместном варианте официально выдерживал 50 кг.
На практике же благодаря выносливой рессорной подвеске в багажник «комби» укладывали столько мешков картошки или комбикорма, сколько помещалось. При сложенном заднем сиденье образовывалась ровная и довольно длинная площадка, грузоподъёмность которой составляла 200 кг. Опять же не будем забывать, что эта цифра для многих «ижеводов», живших в сельской местности, не значила ровным счётом ничего.
Управляемость – явно не самый сильный козырь ижевского лифтбека. Впрочем, некоторым это не мешало |
Ведь в ИЖ-2125 грузили и по 400, и даже по 500 кг груза – было бы место. А оно было: объем грузового отсека в двухместном варианте составлял внушительные 1,15 кубометра. При этом багажный отсек ИЖ-комби, в отличие от Москвичей с кузовом «универсал», был отделён от салона откидной полкой, на которой также можно было размещать нетяжелый груз.
Поэтому ИЖ-2125 с точки зрения компоновки по праву может считаться одним из самых «правильных» автомобилей производства СССР.
Спустя десять лет после начала выпуска ИЖ-2125, как и ижевский седан, претерпел незначительные внешние изменения. В частности, были убраны форточки передних дверей, появилась новая чёрная решетка радиатора вместо хромированной детали, прямоугольные фары уступили место круглым. Это никак нельзя сравнить с модернизацией «четыреста двенадцатого» до АЗЛК-2140, как это сделали в Москве, да и по сравнению с новыми моделями Жигулей обновления Комби выглядели достаточно скромно, если не сказать больше.
Тем не менее, автомобиль был усовершенствован и по технике, что было не столь очевидно. Так, в 1977 году лифтбек получил герметичную систему охлаждения, оснащенную расширительным бачком. Это позволило перейти с воды на антифриз. Полуоси оснастили закрытыми необслуживаемыми подшипниками, а благодаря фосфатированию шестерён дифференциала и редуктора в трансмиссии стали использовать масло типа ТАД-17, которое в народе называли «жигулёвским».
Тормозная система автомобиля в это же время стала двухконтурной, где у передних и задних колёс был раздельный привод. Вместо гидровакуумного усилителя применили более современный и надёжный вакуумный. В заднем контуре появился регулятор давления, призванный исключить перетормаживание задних колёс. В 1982 году передние тормоза стали дисковыми.
Чтобы сэкономить металл, крышу на ИЖ-21251 стали штамповать из более тонкого листа металла (0,7 мм вместо прежних 0,8 мм). А потерю жесткости решили компенсировать двумя продольными выштамповками, по которым модернизированный Комби также легко отличить от первоначального варианта.
После обновления ИЖ-Комби не только стал более совершенным с точки зрения конструкции, но и прибавил в комфорте для водителя и пассажиров. Главное изменение в интерьере – более удобные передние сиденья с подголовниками, а также «мягкая» травмобезопасная панель приборов. Конечно, на фоне новейших вазовских моделей вроде ВАЗ-2107 ижевский автомобиль выглядел не слишком впечатляюще, но… у Комби к тому времени давно сформировался свой круг почитателей, ценивших необычную машину за её «сочетание несочетаемого». Ведь по выносливости и «грузовому» потенциалу этот ИЖ с рессорной подвеской не сильно уступал Москвичам-универсалам, отличаясь от них более элегантной внешностью.
Необычный кузов ИЖ-2125 получил такое же непривычное для советского уха название – «Комби». В наше время этой приставкой обозначают многие универсалы: например, Skoda Octavia Combi – это именно пятидверный «вагон», а не лифтбек. Однако ижевские конструкторы использовали необычное слово иностранного происхождения, чтобы подчеркнуть «комбинированность» потребительских качеств новой модели, в которой выгодно сочетались преимущества седана и универсала. В то время в Германии термином «комби» независимо от количества боковых дверей называли любой автомобиль, в задней стенке которого была дверь, одновременно являвшаяся крышкой багажника.
Однако, как мы уже выяснили ранее, ижевский Комби по всем признакам (свес, выступ, форма кузова) относится к лифтбекам, а не универсалам или хэтчбекам. Поэтому торговое наименование хоть и намекало на необычность формы кузова и особенности его конструкции, но не совсем соответствовало сути.