Кузов хардтоп что это
Всё о Hardtop.
Хардтоп — тип кузова.
Почему автомобили в кузове хардтоп иронично называют «кабриолетом для бедных»?
Основная особенность кузова хардтоп в том, что в нем не применяется центральная дверная стойка. Эта особенность делает кузов хардтоп схожим с кузовом кабриолет. Однако, в отличие от кабриолета, хардтоп оснащен жесткой несъемной крышей.
Одним из первых автомобилей с кузовом хардоп был Buick Roadmaster Riviera Coupe 1949 года. Почти одновременно с ним появился Chrysler Newport Town and Country Coupe, построенный на базе открытого автомобиля той же модели с кузовом кабриолет.
Публика реагировала на появление нового типа восторженно. По сути, хардтоп представлял собой более утилитарную и дешевую альтернативу кузову кабриолет. Наличие жесткой крыши избавляло производителя от забот по дополнительному укреплению кузова, что существенно снижало его производственную себестоимость.
Идею подхватили маркетологи General Motors. На рынке появляется культовый Cadillac Coupe de Ville. Новый тип кузова настолько понравился американцам, что автомобильные компании начали предлагать покупателям хардтопы наперебой. Пик популярности «безстоечных» автомобилей в США пришелся на 60-е годы. Автомобили с этим типом кузова стали самыми продаваемыми на североамериканском континенте. Покупателям предлагались, в основном, хардтопы-купе и седаны.
Отдельно стоит отметить Mercury Commuter 2-door hardtop station wagon — один из первых хардтоп-универсалов, отличавшийся еще и тем, что имел всего две пассажирские двери.
Чтобы усилить сходство с кабриолетом, крыши хардтопов окрашивали черной или белой краской, имитируя самые популярные цвета тентов. В качестве опции предлагалась заводская оклейка крыши винилом с любой текстурой — от мешковины до крокодиловой кожи. А некоторые производители даже делали выштамповки в крыше, создавая иллюзию каркаса, проступающего сквозь натянутый тент.
Однако в 70-е годы продажи хардтопов резко падают. Это десятилетие в США отмечено развитием топливного кризиса и считается провальным для всей автоиндустрии в целом. Кроме того, Министерство транспорта США в эти годы постоянно вводило поправки в нормы безопасности, сковывая производителей все новыми и новыми запретами, в том числе, и касающимися конструкции кузова.
Автомобили без центральной стойки, по мнению экспертов, не обеспечивали необходимую жесткость кузова. Кроме того, были признаны непригодными к эксплуатации ремни безопасности, прикрепленные в автомобилях с кузовом хардтоп к крыше. Все это, наряду со снижением интереса покупателей, привело к закату хардопов. Последним «честным» четырехдверным хардтопом в американской истории стал выпущенный в 1978 году Chrysler Newport 4-door Hardtop.
В последующие годы многие производители пытались нажиться на былой славе хардтопов, используя название этого типа кузова в наименованиях моделей, но, как правило, это были обычные седаны с центральной стойкой. Например, Ford LTD Pillared Hardtop Sedan. Даже наличие дверей без рамок не приближало эти автомобили к хардтопам.
Европейские маркетологи не прониклись идеей автомобиля с таким типом кузова. Даже само понятие «хардтоп» в Старом Свете не было известно. Хардтопы для европейцев были купе или седанами без центральной стойки. Соответственно, европейские автомобили в кузове хардтоп можно пересчитать по пальцам.
Одним из первых стал Mercedes-Benz 300D 1957. Это был самый настоящий хардтоп-седан в американском понимании. Дальнейшего развития в рамках концерна Mercedes эта идея не получила, и в позже в модельном ряду компании остались только хардтопы-купе.
Интересно, что попытки привлечь покупателей необычным кузовом неоднократно предпринимались в Стране восходящего солнца. Одним из немногих настоящих японских хардтопов-седанов была Toyota Corona Exiv, выпускавшаяся в начале 90-х. Но японцев, впрочем, как и европейцев, данный вид кузова не впечатлил. Да и самим автопроизводителям пришлось достаточно быстро отказаться от бесстоечного кузова, не слишком успешно защищавшего пассажиров при ДТП. Японские компании еще некоторое время стилизовали свои машины под хардтопы, но, в сущности, из элементов классической конструкции в них оставались только двери без рамок.
Конструктивные особенности кузова хардтоп
Несмотря на то, что эпоха автомобилей с этим типом кузова в Америке закончилась более 30 лет назад, некоторые технические решения интересны и по сей день. Например, способ крепления задних дверей в четырехдверном варианте.
Чаще всего производители навешивали их на усеченную среднюю стойку, заканчивающуюся на уровне верхнего края двери. Однако среди производившихся в те годы автомобилей можно встретить модификации с креплением дверей на задней стойке кузова.
Другая проблема, в прямом смысле «вытекающая» из отсутствия центральной стойки, – с трудом поддающиеся уплотнению стекла. Обладая автомобилем с кузовом хардтоп (или даже просто автомобилем с безрамными стеклами, особенно, не новым), поехать на автоматическую мойку практически невозможно – вода в буквальном смысле польется за воротник.
Над этим вопросом инженерам в свое время пришлось поломать голову. Если с резинками по периметру крыши все более-менее понятно, то сделать качественное уплотнение между стеклами задних и передних дверей не так просто. Некоторые производители делали задние стекла неподвижными и лишали пассажиров возможности опустить стекло, другие выходили из положения при помощи съемных дверных рамок. Но самое распространенное решение – особая конструкция стеклоподъемников. Во многих хардтопах стекла движутся не строго вверх и перпендикулярно друг другу, а постепенно сдвигаясь. В верхней точке стекла смыкались, и переднее стекло попадало в уплотнитель, закрепленный на боковой кромке стекла задней двери.
Достоинства и недостатки кузова хардтоп
Хардтопы, безусловно, выделялись среди автомобилей с другими типами кузовов. В первую очередь, машина без центральной стойки и рамок стекол выглядела очень стильно. Кроме того, заметно улучшается обзорность и зрительно увеличивается внутрисалонное пространство.
На ходу вентиляция салона при полностью опущенных стеклах остается практически на уровне кабриолетов, поэтому хардтопы и были особенно популярны в южных американских штатах.
Главные недостатки хардтопов, опять же, связаны с отсутствием центральной стойки. Со временем (в особенности, при езде по плохим дорогам) изначально ослабленный кузов постепенно расшатывался, и салон начинал трещать и скрипеть на все лады. Кроме того, по пассивной безопасности хардтопы существенно уступали седанам.
Автомобили в кузове хардтоп в России
Собственных моделей в кузове хардтоп в России не выпускалось. Тем не менее, кузов хардтоп в России хорошо известен — в основном, по праворульным японским автомобилям, попадавшим в страну через Приморье с начала девяностых. Среди них — Nissan Laurel, Toyota Crown и другие достаточно популярные модели.
Лифтбек, хардтоп, ландо и другие необычные кузова
Мы давно привыкли к тому, что есть седаны, хэтчбеки и универсалы. Недавно вышедшая на рынок Lada Granta лифтбек смешала карты оказалось, что о необычных кузовах в России ничего не знают. Постараемся заполнить этот пробел в образовании.
Закрытые кузова
Двухдверный седан
Практически не встречающаяся в современном автопроме разновидность обычного седана. От последнего «тудόр» (английского Two-door; таково устаревшее название этого типа кузова) отличается только количеством боковых дверей. Все остальное — как в обычном седане: полноценные задние сиденья, нормальная (не укороченная) колесная база, отделенный от салона багажник. Именно поэтому двухдверные версии «трешек» BMW представляют собой, строго говоря, седаны, хотя сами баварцы всю жизнь именовали их не иначе как купе.
Типичные примеры: BMW 3 Series Coupe, ЗАЗ-968 «Запорожец».
Хардтоп
Разновидность двух- или четырехдверного закрытого кузова без центральных стоек и с боковыми стеклами без рамок. Хардтопом может быть седан, купе, хэтчбек, были в истории автопрома и универсалы, сконструированные по такой технологии (например Ambassador 4-door Hardtop Wagon 1958 года). Особую популярность автомобили с подобными кузовами завоевали в 50–60-х годах XX века в США, но к 80-м они стали редкостью. По причине того, что кузову без центральных стоек трудно обеспечить достаточную жесткость, а без этого автомобиль не может удовлетворять современным нормам пассивной безопасности. Сегодня в варианте «хардтоп» выпускаются лишь люксовые купе наподобие Mercedes-Benz S-Coupe.
Типичные примеры: Mercedes-Benz CL-class, Chevrolet Impala 4-Door hardtop 1960 м. г.
Лифтбек
Разновидность хэтчбека: трех- или пятидверный кузов с покатой крышей, крышкой багажника, объединенной с задним стеклом, и длинным задним свесом. Наилучшим образом разницу между классическим хэтчбеком и лифтбеком иллюстрируют силуэты двух моделей компании Skoda: Fabia и Rapid. Фабию отличает не только практически вертикальная задняя стенка, но и предельно короткий задний свес, тогда как у Рапида он такой, что вкупе с выступающей назад крышкой багажника зрительно роднит автомобиль с седаном. В отечественном автопроме (в отличие, например от американского) термин лифтбек не прижился. Хотя выпуск АвтоВАЗом модели Lada Granta Liftback наверняка привьет новую традицию.
Типичные примеры: Skoda Octavia, Иж-2125 «Комби».
Фастбек
Кузов подобного типа отличают, во-первых, линия крыши, плавно и бесступенчато переходящая в задние стойки и крышку багажника, а во-вторых, жестко встроенное заднее стекло. Подобные автомобили появились в 30-е годы, когда зародилась мода на аэродинамичные «каплевидные» кузова, а максимальное распространение получили в 40-х–50-х гг. Не остался в стороне от мировых трендов и отечественный автопром: именно фастбеком была «Победа», хотя сами газовцы обозначали ее как седан.
Типичные примеры: ГАЗ-20 «Победа», Volkswagen Passat B1 Fastback.
Открытые кузова
Ландоле
Сокращенно этот тип кузова называют еще «ландо» — от французского произношения названия немецкого города Ландау, где в XVIII веке стали выпускать экипажи с открывающимся матерчатым верхом над задними сиденьями. В XX столетии по такому же принципу начали конструировать открытые автомобили, и именовать их стали соответственно. Как и в случае с каретами, автомобили в кузове «ландоле» были доступны лишь самым состоятельным людям.
Типичные примеры: Mercedes-Benz 600 Pullman Landaulet 1964 м. г., Maybach 62S Landaulet 2009 м. г.
Фаэтон
Кузов с мягким складывающимся верхом и четырьмя боковыми дверями без центральных стоек и подъемных стекол. Пик распространения подобных авто пришелся на вторую половину 20-х – первую половину 30-х годов прошлого столетия. После чего их вытеснили с рынка более практичные машины: кабриолеты, имевшие опускающиеся боковые стекла. Кузов «фаэтон» имел и первый советский серийный легковой автомобиль: ГАЗ-А.
Типичные примеры: Chrysler Imperial Parade Phaeton, ЗИС-110Б.
Брогам
Вообще-то, английское слово Brougham правильно произносится «бруэм», но в русском языке, как это часто бывает, прижилось неправильное произношение. Отличительная черта брогама — съемная крыша над передними сиденьями (причем она может и вовсе отсутствовать) и полностью закрытый кузов в районе задних мест. Модификации «брогам» имели в свое время исключительно автомобили люксовых марок: Bugatti, Rolls-Royce и т. д. После Второй мировой войны, однако, такие авто перестали выпускать: даже в классе «Люкс» пришло время более практичных машин. Но само слово Brougham в названиях моделей упоминалось вплоть до 90-х годов. В частности, в терминологии компании Cadillac оно стало синонимом самых роскошных моделей.
Типичные примеры: Bugatti Type 41 Coupe de Ville, Rolls-Royce Phantom II.
Тарга
Разновидность двухместного открытого кузова с жестко закрепленной дугой безопасности позади сидений и съемной или сдвижной центральной частью крыши. Впервые подобный тип кузова в качестве опции получил Triumph TR4 в 1961 году, но сам термин «раскрутила» компания Porsche, выпустившая на волне своего успеха в итальянской гонке Targa Florio в 1966 году модель Carrera 911 Targa. Впоследствии такие кузова стали использовать на своих спортивных авто японские производители, но в массовом сознании слово «тарга» прочно ассоциируется с 911-м «Порше»…
Типичные примеры: Porsche Carrera 911 Targa, Honda NSX-T.
Разбираемся в типах кузова: что такое хардтоп
Хардтоп – разновидность кузова седан или купе (изредка встречаются и универсалы) без средней дверной стойки.
Основная особенность кузова хардтоп в том, что в нем не применяется центральная дверная стойка. Эта особенность делает кузов хардтоп схожим с кузовом кабриолет. Однако, в отличие от кабриолета, хардтоп оснащен жесткой несъемной крышей.
Одним из первых автомобилей с кузовом хардоп был Buick Roadmaster Riviera Coupe 1949 года. Почти одновременно с ним появился Chrysler Newport Town and Country Coupe, построенный на базе открытого автомобиля той же модели с кузовом кабриолет.
Публика реагировала на появление нового типа восторженно. По сути, хардтоп представлял собой более утилитарную и дешевую альтернативу кузову кабриолет. Наличие жесткой крыши избавляло производителя от забот по дополнительному укреплению кузова, что существенно снижало его производственную себестоимость.
Идею подхватили маркетологи General Motors. На рынке появляется культовый Cadillac Coupe de Ville. Новый тип кузова настолько понравился американцам, что автомобильные компании начали предлагать покупателям хардтопы наперебой. Пик популярности «безстоечных» автомобилей в США пришелся на 60-е годы. Автомобили с этим типом кузова стали самыми продаваемыми на североамериканском континенте. Покупателям предлагались, в основном, хардтопы-купе и седаны.
Однако в 70-е годы продажи хардтопов резко падают. Это десятилетие в США отмечено развитием топливного кризиса и считается провальным для всей автоиндустрии в целом. Кроме того, Министерство транспорта США в эти годы постоянно вводило поправки в нормы безопасности, сковывая производителей все новыми и новыми запретами, в том числе, и касающимися конструкции кузова.
Автомобили без центральной стойки, по мнению экспертов, не обеспечивали необходимую жесткость кузова. Кроме того, были признаны непригодными к эксплуатации ремни безопасности, прикрепленные в автомобилях с кузовом хардтоп к крыше. Все это, наряду со снижением интереса покупателей, привело к закату хардопов. Последним «честным» четырехдверным хардтопом в американской истории стал выпущенный в 1978 году Chrysler Newport 4-door Hardtop.
В последующие годы многие производители пытались нажиться на былой славе хардтопов, используя название этого типа кузова в наименованиях моделей, но, как правило, это были обычные седаны с центральной стойкой. Например, Ford LTD Pillared Hardtop Sedan. Даже наличие дверей без рамок не приближало эти автомобили к хардтопам.
Европейские маркетологи не прониклись идеей автомобиля с таким типом кузова. Даже само понятие «хардтоп» в Старом Свете не было известно. Хардтопы для европейцев были купе или седанами без центральной стойки. Соответственно, европейские автомобили в кузове хардтоп можно пересчитать по пальцам.
Одним из первых стал Mercedes-Benz 300D 1957. Это был самый настоящий хардтоп-седан в американском понимании. Дальнейшего развития в рамках концерна Mercedes эта идея не получила, и в позже в модельном ряду компании остались только хардтопы-купе.
Интересно, что попытки привлечь покупателей необычным кузовом неоднократно предпринимались в Стране восходящего солнца. Одним из немногих настоящих японских хардтопов-седанов была Toyota Corona Exiv, выпускавшаяся в начале 90-х. Но японцев, впрочем, как и европейцев, данный вид кузова не впечатлил. Да и самим автопроизводителям пришлось достаточно быстро отказаться от бесстоечного кузова, не слишком успешно защищавшего пассажиров при ДТП. Японские компании еще некоторое время стилизовали свои машины под хардтопы, но, в сущности, из элементов классической конструкции в них оставались только двери без рамок.
Конструктивные особенности кузова хардтоп
Несмотря на то, что эпоха автомобилей с этим типом кузова в Америке закончилась более 30 лет назад, некоторые технические решения интересны и по сей день. Например, способ крепления задних дверей в четырехдверном варианте.
Чаще всего производители навешивали их на усеченную среднюю стойку, заканчивающуюся на уровне верхнего края двери. Однако среди производившихся в те годы автомобилей можно встретить модификации с креплением дверей на задней стойке кузова.
Другая проблема, в прямом смысле «вытекающая» из отсутствия центральной стойки, – с трудом поддающиеся уплотнению стекла. Обладая автомобилем с кузовом хардтоп (или даже просто автомобилем с безрамными стеклами, особенно, не новым), поехать на автоматическую мойку практически невозможно – вода в буквальном смысле польется за воротник.
Над этим вопросом инженерам в свое время пришлось поломать голову. Если с резинками по периметру крыши все более-менее понятно, то сделать качественное уплотнение между стеклами задних и передних дверей не так просто. Некоторые производители делали задние стекла неподвижными и лишали пассажиров возможности опустить стекло, другие выходили из положения при помощи съемных дверных рамок. Но самое распространенное решение – особая конструкция стеклоподъемников. Во многих хардтопах стекла движутся не строго вверх и перпендикулярно друг другу, а постепенно сдвигаясь. В верхней точке стекла смыкались, и переднее стекло попадало в уплотнитель, закрепленный на боковой кромке стекла задней двери.
Достоинства и недостатки кузова хардтоп
Хардтопы, безусловно, выделялись среди автомобилей с другими типами кузовов. В первую очередь, машина без центральной стойки и рамок стекол выглядела очень стильно. Кроме того, заметно улучшается обзорность и зрительно увеличивается внутрисалонное пространство.
На ходу вентиляция салона при полностью опущенных стеклах остается практически на уровне кабриолетов, поэтому хардтопы и были особенно популярны в южных американских штатах.
Главные недостатки хардтопов, опять же, связаны с отсутствием центральной стойки. Со временем (в особенности, при езде по плохим дорогам) изначально ослабленный кузов постепенно расшатывался, и салон начинал трещать и скрипеть на все лады. Кроме того, по пассивной безопасности хардтопы существенно уступали седанам.
Хардтоп
Хардто́п (от англ. Hardtop — дословно, «жёсткий верх»), в самом общем случае этим термином североамериканского происхождения обозначается совокупность конструктивных решений закрытого кузова легкового автомобиля, включающая отсутствие центральных стоек [1] и боковые две́ри, не имеющие неподвижных (не убирающихся вместе со стёклами) жёстких рамок стёкол (причём определяющим является именно первый признак — отсутствие центральных стоек крыши).
Хардтоп часто выделяют как отдельный тип кузова, — в этом случае он называется, в зависимости от количества дверей, соответственно, двух- или четырёхдверный хардтоп. Хардтопами, однако, могут быть закрытые кузова самых различных типов — седаны-хардтопы, купе-хардтопы, универсалы-хардтопы, хетчбэки-хардтопы, и так далее.
Содержание
История хардтопа
Похожие по сути на хардтопы «бесстоечные купе», как и просто кабриолеты со съёмным жёстким верхом, в ограниченных количествах встречались ещё до Второй мировой войны. Ещё в начале XX века существовали кузова, называвшиеся во Франции faux cabriolet, а в Англии fixed cabriolet или fixed-head cabriolet, и имевшие неубирающийся мягкий верх.
Кузов с фирменным названием «хардтоп кэнвётибл» появился в 1946 году на модели Chrysler Town & Country Coupé («Таун энд Кантри Куп»). Это был фактически кабриолет (точнее, «кэнвётибл» — оригинальный североамериканский термин), к которому была добавлена жёсткая металлическая крыша (несъёмная), с сохранением многих конструктивных особенностей открытого кузова — в частности, усиленного проёма лобового стекла и боковины без центральной стойки. Это было следствием того, что кузова этой модели фактически переделывались в заводских условиях из кузовов серийных кабриолетов. Помимо всего прочего, этот автомобиль выделялся тем, что, как и у всей линейки моделей Chrysler Town & Country, весь кузов после рамки лобового стекла, кроме крыши, был изготовлен из дерева (на более поздних моделях имелась лишь деревянная отделка). В 1946 году было выпущено всего семь таких автомобилей, бывших фактически прототипами (хотя они и упоминались в рекламных брошюрах фирмы за тот год), но впоследствии модель стала серийной. Позднее, кузов «хардтоп» стал доступен и на других сериях автомобилей Chrysler Corporation.
Популяризации же кузова «хардтоп» положила начало фирма GM, когда в 1949 году на автомобиле класса personal luxury car («пёрсэнл лакшери кар» — так в США обозначали автомобиль премиум-сегмента, предназначенный для владельцев, предпочитавших не прибегать к услугам наёмного шофёра) Buick Roadmaster Riviera и соплатформенных моделях других марок, принадлежавших GM — Oldsmobile 98 Holiday и Cadillac Coupé de Ville — появился бесстоечный двухдверный кузов. Этот кузов имитировал внешне двухдверный кабриолет с поднятым верхом, — вообще, хардтоп иногда называли faux-cabriolet («фоу кэбриэле́й») — англ. «ложный кабриолет».
Идею подхватили сначала другие подразделения GM, а затем и остальные американские автостроители, и в начале 1950-х годов двухдверные хардтопы были в линейках моделей практически всех североамериканских фирм.
Так как сам термин «хардтоп» в те годы ещё не стал общепринятым, многие производители изобретали для таких кузовов фирменные названия. Собственно, названия моделей, такие как Riviera или Holiday, изначально были одновременно и фирменными обозначениями типа их кузова — хардтопа: например существовали Holiday Coupe (двухдверный хардтоп) и Holiday Sedan (четырёхдверный). Cadillac обозначал двухдверный хардтоп как Coupé de Ville, а четырёхдверные — Sedan de Ville; Ford называл двухдверный хардтоп Victoria, а четырёхдверный — Town Victoria, а его подразделение Mercury обозначало четёрыхдверный хардтоп как Phaeton Sedan. Корпорация Chrysler впоследствии обозначала свои хардтопы как 2-door Southampton и 4-door Southampton. Позднее, эти названия стали только обозначениями отдельных моделей, а для типа кузова прочно утвердился термин hardtop.
Созданный автостроителями США, изначально и впоследствии это был преимущественно североамериканский тип кузова. В 1950-е годы, модели с кузовами «хардтоп» стали недорогим для производителя (так как они создавались как правило на основе уже имевшихся в производстве «кэнвётиблов» с минимальными переделками кузова), но весьма коммерчески успешным, ввиду большой популярности этого стиля, пополнением модельного ряда для любой американской автостроительной компании. По цене модели с этим кузовом обычно располагались между четырёхдверным седаном и кабриолетом, то есть наряду с универсалами занимали место на вершине модельного ряда закрытых автомобилей.
Позднее, появились четырёхдверные хардтопы (в 1955 году), хардтопы-универсалы (первый выпустила фирма American Motors в 1957 модельном году), и тому подобные варианты кузова «хардтоп».
В эти же годы модели с кузовами этого типа появляются и в Европе, например, седаны-хардтопы Facel Vega Excellence (1958) и Mercedes-Benz 300d W189 (1957), или люксовое купе-хардтоп Mercedes-Benz W112 (1961). При этом, как «хардтопы» сами эти автомобили не обозначались — термин оставался чисто американским.
В 1960-е годы кузов «хардоп» получает в США очень широкое распространение. Достаточно сказать, что вплоть до начала 1970-х годов модели с кузовом «двухдверный хардтоп» в США опережали по продажам модели с кузовом «четырёхдверный седан», то есть, были весьма популярны. Таким кузовом снабжались, в частности, многие muscle car-ы, несмотря на то, что бо́льшая масса хардтопа по сравнению с обычным стоечным купе снижала динамические характеристики этих автомобилей.
Чтобы усилить сходство с кабриолетом, некоторые производители выполняли крыши своих хардтопов со штампованными имитациями дуг тента.
Почти все производители предлагали крыши, покрытые винилом, текстурированным под материал верха кабриолета (пропитанную ткань) или иные материалы (кожу разных сортов, бамбук, шкуру крокодила, …). Изначально виниловый верх был как правило чёрным, но к концу 1960-х годов предлагались самые разнообразные расцветки, в том числе — достаточно экстравагантные.
Более дешёвой альтернативой была крыша, окрашенная в контрастный цвету кузова цвет, обычно — белый или чёрный, под наиболее распространённые цвета тканевых крыш настоящих кабриолетов. Это была очень популярная дилерская опция в южных штатах, например, в Калифорнии, так как помимо эстетической играла и практическую роль — уменьшала нагрев салона автомобиля на солнце.
Четырёхдверные хардтопы также появились в модельном ряду практически всех марок, и уверенно теснили классические стоечные седаны — единственным не затронутым этой тенденцией оставался рынок лимузинов, на которых кузов-хардтоп невозможно выполнить по техническим причинам.
Итак, в 1960-е годы хардтопы в США стали массовым и привычным явлением.
Ситуация, однако, стала быстро меняться в следующем десятилетии. Сравнительно скоро — к середине 1970-х годов — этот тип кузова практически исчез на новых моделях, по мере того, как снимались с производства сами старые кузова, разработанные в конце 1960-х. Занявшие их положение в модельном ряду автомобили в основной своей массе имели центральную стойку, а от хардтопов унаследовали лишь стёкла дверей без рамок.
Большинство источников утверждают, что повинны в этом были общий кризис американской автомобильной промышленности и ужесточившиеся государственные стандарты в области безопасности, введение которых и привело к прекращению производства хардтопов, как и открытых кузовов, как менее безопасных при столкновении. Однако, кабриолеты, действительно исчезнувшие из модельных рядов американских автостроительных компаний в 1976 году, снова были представлены публике, хотя и в ощутимо меньшем ассортименте, в середине 1980-х, чему не помешали никакие государственные нормативы; традиционный американский хардтоп же исчез в те годы фактически навсегда.
На самом деле, падение интереса публики к хардтопами (как и к открытым автомобилям) наметилось намного раньше. Можно сказать, что этот тип кузова просто «приелся»: если изначально — в 1950-е годы — таким кузовом снабжались довольно немногие и относительно дорогие модели, то к концу 1960-х двухдверный хардтоп стал в Северной Америке одним из наиболее распространённых типов кузова.
Кроме того, в эти годы изменились вкусы потребителя, он стали обращать намного больше внимание на уровень комфорта, в том числе — шума и вибрации при езде, а по этим параметрам хардтоп заведомо проигрывал более жёстким кузовам с центральной стойкой.
В 1970-е сначала на американских автомобилях высшего класса, а затем — практически на всех моделях, включая довольно дешёвые, установки кондиционирования воздуха стали фактически стандартным оборудованием, особенно в южных штатах. Их наличие фактически устраняло сразу два главных преимущества хардтопа перед стоечным кузовом — улучшенную вентиляцию и эстетичный внешний вид при опущенных боковых стёклах. Кондиционер позволял поддерживать в салоне комфортную температуру не опуская стёкол и не пропуская в салон шумы, посторонние запахи и дорожную пыль — в отличие от хардтопа с опущенными боковыми стёклами. По той же причине в те годы на американских автомобилях исчезли поворотные стёкла в остеклении передних дверей («форточки») и опускающиеся или открывающиеся боковые окна на двухдверках и универсалах. Кроме того, внешний вид хардтопов семидесятых годов сильно портили свисавшие с потолка, к которому крепились их верхние кольца ввиду отсутствия центральных стоек, ремни безопасности, ставшие к тому времени, после ужесточения федеральных стандартов безопасности в конце шестидесятых, обязательным оборудованием на новых американских машинах.
Ко всему этому, безусловно, добавились и соображения безопасности, которая в те годы также всё в большей степени начинала заботить американских покупателей автомобилей.
Учитывая всё это, не кажется удивительным, что первым отказался от бесстоечных кузовов Cadillac на своей самой дорогой и роскошной модели — Eldorado — ещё в 1971 году.
Появившееся в этом году новое поколение имело кузов, представлявший собой изысканную модификацию обычного стоечного купе. В предшестувующие годы центральная стойка превратилась в атрибут дешёвых моделей «для экономных», особенно на двухдверных кузовах, но пример самого дорогого «Кадиллака» наглядно демонстрировал, что правильно оформленный кузов с центральной стойкой может и должен быть рокошнее, чем хардтоп. Мощная центральная стойка крыши у «Эльдорадо» образовывала единый визуальный объём с задней стойкой и вместе с ней была покрыта винилом; по бокам имелись скромного размера жёстко фиксированные окна, так называемые Opera Windows — впоследствии они стали одним из типичных элементов американского дизайна. Двери не имели форточек и рамок на стёклах.
Следует заметить, что первый кузов такого рода — с мощной центральной стойкой, покрытой блестящей накладкой, и убирающимися рамками стёкол, как на ранних хардтопах — появился ещё на Ford Crown Victoria 1955 модельного года, но в те времена никакого распространения не получил.
В 1974 году такие кузова получили все купе Cadillac, а в следующем модельном году настоящие двухдверные хардтопы в модельных рядах американских фирм можно было буквально пересчитать по пальцам. Некоторые двухдверные модели имели внешнее сходство с хардтопом, но задние стёкла были выполнены неподвижными, то есть, лёгкая центральная стойка всё же имелась.
Покрытые винилом слившиеся среднюю и заднюю стойку на многих моделях стали отделять от окрашенной под цвет кузова остальной крыши блестящим молдингом, получив новый тип кузова — так называемый Landau («ландо»), хотя к настоящему ландо со съёмной крышей над задним сидением этот кузов отношения не имел.
В последующие годы этот и аналогичные ему типы стоечного купе довольно быстро вытеснили типичные для предыдущей эпохи двухдверные хардтопы. По сравнению с ними, они были более жёсткими, комфортабельными, тихими и безопасными. Массивная задняя стойка с маленькими тонированными окошками по бокам создавала в заднем пассажирском отделении атмосферу интимности и изолированности от внешнего мира, что нравилось покупателям той эпохи. Такие их элементы дизайна, как Opera Windows, Landau Roof, Sunroof (большой люк в крыше) — считались в те годы модными и современными, а хардтопы — напротив, устаревшими.
Что касается четырёхдверных хардтопов, то они стали исчезать ещё раньше, вытесненные обычными седанами с центральной стойкой. Хотя, последним американским хардтопом тех лет был именно полноразмерный четырёхдверный хардтоп-седан модели Chrysler New Yorker / Newport, выпускавшийся в старом кузове до 1978 года, но это было вызвано скорее внутренними проблемами фирмы Chrysler, не имевшей средств на обновление модельного ряда.
Вместе с тем, название «хардтоп» ещё некоторое время использовалось для привлечения внимания к новым типам кузовов. Так, «Форд» в начале-середине 1970-х годов целому ряду своих моделей с двух- и четырёхдверными кузовами с центральной стойкой присвоил фирменное название Pillared Hardtop («пилэрд» — то есть, «стоечный» хардтоп; это название парадоксально, так как хардтоп — по определению бесстоечный (pillarless) кузов) — от обычных седанов и купе эти кузова отличались только отсутствием рамок на стёклах дверей. Например, к этому типу относился четырёхдверный Ford Torino после 1972 года (купе оставалось настоящим хардтопом ещё несколько лет). Согласно рекламе, этот кузов сочетал преимущества хардтопа и обычного кузова.
Позднее, Chrysler Corporation иногда использовала тот же термин для обозначения схожих кузовов. В обозначения моделей GM в том же значении использовался термин Colonnade Hardtop.
Разумеется, это были внутрифирменные коммерческие обозначения, а по сути все эти автомобили были обычными седанами и купе, не имевшими рамок на дверных стёклах — и к хардтопами не имели отношения.
В Европе в те же годы продолжали выпускать относительно в большом количество двухдверных купе-хардтопы Mercedes-Benz C126 74060 штук за мромежуток между 1980-1991 годами, в меньшем количестве выпускались Mercedes-Benz C123Mercedes-Benz C123 (1976-85). Аналогичные модели существуют по сей день, например Mercedes-Benz CLK Coupé (кузов C209).
Определённое количество моделей с кузовом «хардтоп», в том числе четырёхдверным, было выпущено в те годы и впоследствии в Японии. Однако, по сравнению с Америкой 1950-х — 1960-х годов, они оставались редкой экзотикой. Более распространены в Японии были автомобили, кузов которых имитировал хардтоп внешне, но имел центральную стойку (см. ниже).
В настоящее время, двухдверные хардтопы снова начали появляться в США — например, такой тип кузова используется на некоторых модификациях Pontiac G6 или Chrysler Sebring, — но уже в сочетании с убирающейся в багажник жёсткой крышей (такой тип кузова в США называют Retractable Hardtop, а в Европе — «купе-кабриолет»). К тому же типу относятся и европейские модели вроде Ford Focus CC или Peugeot 307 CC.
Разновидности хардтопа
Имитации хардтопа
Существовали кузова — имитации хардтопа, им не являющиеся, а также кузова, носившее фирменное название «хардтоп», но по сути им не бывшие.
Ford в начале 1970-х годов ввёл для некоторых своих моделей фирменное название Pillared Hardtop («пилэрд», то есть, «стоечный хардтоп») — так обозначались кузова (как двух-, так и четырёхдверные), у которых стёкла дверей не имели рамок, но присутствовала облегчённая центральная стойка, прикрытая хромированной накладкой (такие кузова имелись в производственной программе и до этого, но специально никак не выделялись). Ford Mustang II в таком кузове обозначался производителем просто как «Hardtop», и выглядел как хардтоп с фиксированными задними боковыми стёклами.
Марки, принадлежащие General Motors, для аналогичных кузовов использовали термин Colonnade Coupé Hardtop и Colonnade Sedan Hardtop.
В Японии некоторые автомобили, например Toyota Crown, выпускались в кузове, устроенном и выглядящем как хардтоп, но имеющем центральную стойку, расположенную за боковыми стёклами и поэтому малозаметную на первый взгляд. Зачастую производителем они обозначались как «Hardtop», но с настоящими хардтопами путать их не следует. Например, Toyota Carina ED / Toyota Corona Exiv выпускалась до 1993 года в бесстоечном кузове, но после 1993 её снабдили «замаскированной» центральной стойкой. Причина — кузов без боковых стоек был более подвержен деформациям при ДТП и, соответственно, был более опасен.
Кроме того, под влиянием моды на хардтопы дизайнеры старались придать обычным кузовам некоторое внешнее сходство с ними, снабжая двери более тонкими рамками стёкол с хромированными накладками. Этот приём часто использовался в 1960-е — 1970-е годы, в частности, на ВАЗ-2103. Но особенно правдоподобно такая имитация выглядела на двухдверном кузове, который на первый взгляд был практически неотличим от настоящего двухдверного хардтопа с поднятыми боковыми стёклами.
Конструкция хардтопа
По конструкции классический хардтоп повторяет кабриолет — имеет такую же силовую схему боковины и те же механизмы сведения подъемных боковых стёкол.
В первом варианте передние и задние стёкла движутся вверх-вниз по не параллельным друг другу направляющим, так, что в крайнем верхнем положении они смыкаются через укрепленный обычно на задних стёклах уплотнитель, образуя сплошную поверхность; результаты работы этого механизма видны на иллюстрации справа, где изображен хардтоп с полуопущенным стеклом передней двери. Работа же этого механизма в динамике великолепно показана в видеоролике.
Изредка встречался механизм, при котором задние стёкла перемещались в горизонтальной плоскости (назад), то есть, убирались прямо в заднюю стойку крыши (например, двухдверный Ford Thunderbird модели 1967-69 годов).
Хардтоп рационально оборудовать электрическими стеклоподъемниками, так как наиболее привлекательно такой автомобиль выглядит со всеми опущенными стеклами, что можно сделать с места водителя только при помощи электропривода.
Усиление днища хардтопа обычно также аналогично кузову кабриолета (часто бесстоечные хардтопы и кабриолеты имели общую платформу). Разница состоит только в наличии у хардтопа жесткой крыши вместо тканевого складного верха, что добавляет ему структурной прочности относительно полностью открытого автомобиля.
Исторически многие хардтопы имели рамное шасси. С другой стороны, немало моделей имело и несущий кузов, даже четырёхдверные модели, например, Chrysler New Yorker и Newport, Lincoln Continental отдельных годов выпуска или все автомобили производства American Motors Corporation (AMC).
При открывании двери хардтопа на некоторых моделях срабатывает механизм, на несколько миллиметров опускающий стекло этой двери, чтобы он вышло из уплотнителя. На более ранних или более дешевых моделях (в настоящее время не производятся) стёкла имели облегченные рамки, убирающиеся вместе с ними, и уплотнение производится как обычно.
Четырёхдверные хардтопы практически всегда имеют четыре боковых окна (обычные седаны нередко имеют дополнительный третий ряд боковых стёкол, расположенных на задней стойке крыши). Изредка, однако, встречались и шестиоконные хардтопы — например, Mercedes-Benz 300d W189.