Латентное торможение что это
Латентное торможение что это
Mental Engineering запись закреплена
Способности человека к творческому мышлению являются функцией неправильной работы мозга, неспособного отфильтровывать «ненужную» информацию. В сентябрьском номере специализированного издания Journal of Personality and Social Psychology была опубликована научная работа сотрудников Университета Торонто и Гарварда, в которой была прослежена четкая связь между способностью индивидуумов к творческому мышлению и некорректной работой их мозга. Речь, как сообщает научно-популярный бюллетень ScienceDaily, идет о так называемом «латентном торможении», то есть, способности мозга удалять из памяти информацию, не имеющую практического значения.
Латентное торможение (latent inhibition) хорошо заметно на примере животных, умеющих на бессознательном уровне отсекать информацию, не имеющую отношения к осуществлению их главных биологических функций: обеспечению собственного выживания и продлению рода. Это – то, что называется «практическим интеллектом».
Мозг подавляющего большинства людей работает точно таким же образом (хотя и с гораздо большей эффективностью, чем у других животных) и в этом нет ничего плохого. Давно известно, что люди, обладающие «практической жилкой» и не заморачивающиеся красотой окружающего мира, имеют гораздо больше шансов нарожать и вырастить кучу детей, успешно дожить до старости и умереть в собственной постели. В то же время, человек с недостаточно развитой способностью к латентному торможению рискует уже в раннем возрасте угодить под колеса тяжелого грузовика, засмотревшись на порхающую бабочку. Стоит заметить, что на ранних стадиях развития шизофрении врачи обнаруживают серьезные изменения химии мозга, ведущих к снижению способности к латентному торможению.
Тем не менее, как полагают авторы исследования Джордан Петерсон (Jordan Peterson) из Университета Торонто и Шелли Карсон (Shelley Carson) из Гарвардского университета, в сочетании с высоким уровнем интеллекта и хорошей памятью, низкий уровень латентного торможения может стать фактором гениальности: способности не только видеть то, что не видят другие, но и делать на основе полученной информации нетривиальные выводы. В принципе, эти выводы были подтверждены реальными исследованиями. В частности, хорошо успевающие студенты с высоким уровнем IQ и низким уровнем латентного торможения демонстрировали и очень высокий уровень творческих способностей.
Низкий уровень латентного торможения
Ученые давно выяснили, что низкий уровень латентного торможения нередко ассоциируется с психическими отклонениями. И это неудивительно: если вы не можете отсеивать огромный объем информации, которая поступает в органы чувств ежеминутно, и ваш мозг пытается обработать всю эту информацию, в таком случае вы вполне можете сойти с ума. Исследования в области поведения людей показали, что на ранних стадиях развития шизофрении происходят изменения химии мозга, ведущие фактически к исчезновению латентного торможения.В то же время, человек с недостаточно развитой способностью к латентному торможению рискует уже в раннем возрасте угодить под колеса тяжелого грузовика, засмотревшись на порхающую бабочку.
В сочетании же с высоким уровнем интеллекта и хорошей памятью, низкий уровень латентного торможения может стать фактором гениальности: способности не только видеть то, что не видят другие, но и делать на основе полученной информации нетривиальные выводы. В принципе, эти выводы были подтверждены реальными исследованиями. В частности, хорошо успевающие студенты с высоким уровнем IQ и низким уровнем латентного торможения демонстрировали и очень высокий уровень творческих способностей.
Латентное торможение
Гиперестезия сопровождается другой особенностью, имеющей в языке нормально мыслящих уничижительный оттенок: «дефицит латентного торможения». Можно также сказать: «переизбыток активного возбуждения». Проще говоря, в мозге нормально мыслящих автоматический переключатель отделяет сенсорную информацию, воспринимаемую как существенная, от несущественной. Например, вы разговариваете с человеком, в то время как на улице работает отбойный молоток. Латентное торможение будет смягчать шум механизма, посчитав его бесполезным для разговора. Это позволяет обычному человеку оставаться сосредоточенным на разговоре. К сожалению, сверхэффективный человек, не снабженный этим механизмом, не сможет абстрагироваться. Ему придется прислушиваться, чтобы по-прежнему слышать вас сквозь шум.
Благодаря латентному торможению нормально мыслящие могут функционировать с точки зрения ощущений в нескольких слоях или в слоях, совмещенных друг с другом. Им это не мешает, их мозг автоматически осуществляет отбор. Таким образом, написать текст на изображении или сделать, чтобы он двигался на пленке, воспринимать заголовки новостей на фоне звучания титров тележурнала – это вполне осуществимо. Мы также можем накладывать синтетические запахи стирального порошка, геля для душа, духов, а вдобавок ароматической свечи и комнатного освежителя воздуха: и – опа! – пахнет хорошо. Для мозга нормально мыслящего – никаких проблем. Он будет улавливать то, что нужно. В конце концов, может быть, однажды надо исследовать: мозг обычных людей, с его дефицитом активного возбуждения, – действительно ли он всегда извлекает самую полезную информацию?
Дефицит латентного торможения в мозге сверхэффективных людей может быть очень неудобным, как в случае с отбойным молотком, но также позволяет выполнять большое число операций в других областях и не терять много информации. Сверхэффективные люди часто могут следить за двумя разговорами, при этом делая что-то еще. В любом случае не мозг сам по себе решает, что является приоритетом! Все сенсорные ощущения собираются без всякой иерархии. Охотник-собиратель не может себе позволить пропустить малейшую деталь, которая может спасти ему жизнь или показать добычу. Таким образом, сверхэффективный человек вынужден постоянно выбирать, на чем остановить свое внимание. А это не так уж легко! Смотреть на картинку или на текст? Слушать музыку или голос? Сверхэффективный мозг решает этот вопрос каждый раз заново и сосредотачивает свое внимание, чтобы выделить то, что нужно уловить в первую очередь.
Я думаю, что пресловутое «расстройство дефицита внимания» происходит из этой нейрологической особенности. Например, без латентного торможения невозможно сохранять сосредоточенность рядом с храпящим человеком или внимательно слушать того, у кого в зубах застрял кусочек салатного листа. Если к этому еще добавить то, что гиперестезичные люди улавливают гораздо больше информации, чем обычные, вы сможете себе представить всю сложность этого процесса.
Предлагаю вам описание объема внимания, которым располагает сверхэффективный гиперестезичный ребенок с дефицитом латентного торможения, когда слушает своего учителя. Он получает целую лавину информации. Помимо голоса (густого, хриплого или мелодичного) учителя, ребенок улавливает громкость (громко или тихо), акцент и манеру речи, интонацию и модуляции голоса, выражение (дружелюбное, раздраженное или угрожающее), невербальный язык (жесты и мимику). Содержание речи воспринимается среди всех этих надвербальных параметров, и в нем ребенку надо распознать слова и случайные подтексты. Возможно, ребенок сможет по ходу заметить непоследовательность или противоречия между всеми этими аспектами, которые совсем не обязательно обнаружит учитель. Параллельно ребенок продолжает улавливать информацию остальными органами чувств: запахи в классе или духи учителя… А также все визуальные аспекты: прическу, цвет глаз, движения рта, шрам на подбородке, недостающую пуговицу на жилете, развязавшийся шнурок, декоративные дырочки на туфлях… А этот раздувшийся карман брюк, что там может быть внутри? Есть ли действительно у людей с СДВГ расстройство дефицита внимания? Может, это скорее переизбыток параметров, на которые они обращают внимание?
Сенсорная обстановка в школе – это мучение для гиперестезичных детей. Столько всего, с чем надо справиться, столько людей и возбуждения и – главное – невыносимый звуковой фон. Если взрослые на работе уже начинают принимать во внимание сложности, связанные с шумом, то в школе, видимо, всем все равно. В школьных учреждениях уровень громкости в классах – и еще хуже, в столовой – это просто ужас с точки зрения санитарных норм. И не надо мне говорить, что учителя тоже страдают: это, вообще-то, их работа —! Селин Альварес 8 прекрасно удалось установить в своем классе спокойную рабочую обстановку, благоприятную для всех детей.
Сверхэффективным детям свойственны внезапные вспышки гнева, непонятные для окружения. Теперь вы можете убедиться: некоторые из этих вспышек связаны с переизбытком сенсорных стимулов: слишком много шума, людей, информации, чересчур много того, что нужно иметь в виду. Это дробит и рассеивает их внимание. Часто после такой вспышки гнева и благодаря ей ребенок получает то, что ему необходимо: немного спокойствия и одиночества в своей комнате. Чтобы помочь своему ребенку, вам нужно научиться чувствовать приближение сенсорной передозировки и предлагать ему эти моменты изоляции в своей комнате как превентивные меры по восстановлению сил, а не как наказание. Избавьте его также от слишком агрессивных для его чрезмерно чувствительной нервной системы ситуаций!
Итак, вот кто ваш ребенок: маленькое существо, снабженное другой сенсорной системой, сверхэффективной, а не нарушенной! Ваша роль заключается в том, чтобы объяснить ему это и научить с ней справляться.
То, что вы понимаете его страдания, уже будет огромным облегчением для него. Не обращайтесь с ним как с «неженкой», слушайте его жалобы, старайтесь поставить себя на его место и понять, насколько то, что он переживает, может представлять сенсорную агрессию. А главное, объясните ему, что большинство людей не улавливает и трети той информации, которую замечает он.
В дополнение к моментам спокойствия и тишины, в которых нуждается ваш ребенок, предусмотрите вылазки на природу для наблюдения за флорой и фауной. На природе гиперестезия не создает никаких проблем. Наоборот, орлиный глаз, рысье ухо и собачий нюх там как раз на своем месте, и это принесет прекрасные ощущения. Но и на природе проверьте, что приятно для его чувств: сын Мишеля, которому не нравились купальные костюмы, полные песка, также боялся насекомых. Эти дети так любопытны и так жадно узнают новое, что я почти уверена: с помощью некоторых знаний по энтомологии и словаря насекомых можно быстро трансформировать эту фобию в страсть.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
altuhov
Заметки из жизни
хочешь изменить мир, начни с себя
Сначала про максимализм.
Многие говорят. что я старый маразматик я слишком умный у меня юношеский максимализм.
Это плохо? Нужно ли это «лечить»?
Рекомендую прочитать http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-3850/ (статья маленькая, но хорошо написана, автор: Екатерина Сорокина)
Цитатки:
Максимализм – это крайность в каких-либо требованиях, во взглядах (когда или все, или ничего, когда чрезмерно завышены претензии ко всему – миру, жизни, людям). Это своего рода характеристика подхода к решению определенных проблем, бескомпромиссность в выборе мер, действий, призванных максимально приблизить поставленную цель.
В чем проявляется?
вести машину 12 часов без остановки, не имея прав;
Юношеский максимализм принимает форму эдакой наглости, шокирующей окружающих и позволяющей юнцам достигнуть высот, которых они не заслужили, но которые смогут удержать, если хватит ума и выдержки.
От себя хочу добавить. я сдесь главный, всё могу, везде был, всё видел. Моё мнение о том, что я умнее всех кого-то в каких-то вопросах, в которых разобрался, изменится после того, как будет доказано обратное.
Комменты типа «жизнь тебя не научила» или «в армию тебе надо» и всё в таком духе можно не писать.
Человек, у которого низкий уровень латентного торможения, не может отсеивать информацию, получаемую органами чувств, так, как это делают остальные. Он не может просто определить объект как лампу и выкинуть это из головы. Вместо этого, он заметит мельчайшие детали лампы и запомнит их все.
Скрытое торможение
Торможение называется «латентным», потому что оно проявляется не во время первого воздействия стимула, а, скорее, на более поздней стадии опыта. Эффект проявляется у всех протестированных видов млекопитающих, что свидетельствует об адаптивных преимуществах.
Резюме
Экспериментирование
Модель обучения, разработанная экспериментальной психологией, связывает стимулы и связанные с ними последствия. Мы исследуем, например, как крыса может добывать пищу, реагируя на раздражитель, такой как нарисованная фигура.
Психологи предложили несколько теоретических моделей для объяснения эффекта. Для некоторых случайное воздействие стимула снижает способность ассоциировать его с поведением. Это ослабление необходимо преодолеть, чтобы позволить новое обучение ( Lubow and Weiner 2010 ). Для других стимул всегда связан сначала ни с чем конкретным, затем с учебной ситуацией, и какое-то время испытуемый колеблется между двумя ассоциациями. В качестве альтернативы было высказано предположение, что скрытое торможение было результатом неудачного восстановления, а не неудачи сбора данных.
Скрытое торможение наблюдается у всех видов млекопитающих, которые были протестированы, и во многих различных парадигмах обучения, что предполагает некоторые адаптивные преимущества, такие как защита организма от связывания нерелевантных стимулов с более важными событиями.
Эффект Любова демонстрируется в особых условиях лаборатории, где контекст, идентичный в двух фазах эксперимента, не дает испытуемому никакой дополнительной информации. Если, наоборот, среда меняется между предшествующим воздействием стимула и обучением, латентное торможение значительно уменьшается.
Последствия
Физиология
Дефицит скрытого торможения
Некоторые люди страдают «дефицитом скрытого торможения». Человек с умеренным скрытым торможением способен «отложить в сторону» лишнюю когнитивную информацию, такую как тиканье часов, запах или даже определенные визуальные детали. И наоборот, дефицит скрытого торможения не позволяет человеку привыкнуть к большей части этой когнитивной информации и заставляет его обращать внимание на более подробные сведения, что иногда приводит к феномену информационного «насыщения» (см. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без ).
Это отвлечение может проявляться, в частности, в общем невнимании, склонности без предупреждения менять тему разговора и т. Д. Это не означает, что все отвлечения можно объяснить низким латентным торможением или что это означает, что у людей с низким уровнем IL обязательно будут проблемы с вниманием. Однако это означает, что больший объем поступающей информации требует ум, способного с ней справиться.
Причины дефицита скрытого торможения
Дефицит скрытого торможения может возникнуть после травматического или психологического шока (например, несчастного случая или тяжелой депрессии), он также может возникать «естественным образом» (например, потеря зрения, слуха и т. Д.). И это в любом возрасте. но также довольно просто быть естественным (от рождения). [исх. нужно]
Латентное торможение – это своеобразный фильтр, отсеивающий информационный хлам и не позволяющий перегрузить мозг. Если этот фильтр дает сбой либо работает неправильно, то разум переполняется информацией, поступающей извне через органы чувств. Информационная перегрузка вполне может привести человека к помешательству.
Что происходит с человеком при низком уровне латентного торможения
Латентное торможение, как явление, было определено учеными в середине XIX века. При помощи исследований, которые проводились в области изучения способности мозга отфильтровывать информационный поток, удалось выяснить, что низкий уровень латентного торможения говорит о психических отклонениях. Основываясь на проведенных исследованиях поведения людей, ученые доказали, что на ранних стадиях развития шизофрении изменяется химия мозга, после чего уровень латентного торможения резко снижается.
По поведению человека, и даже по внешности, легко определить, каков его уровень латентного торможения. Сосредоточенность, способность концентрировать внимание, собранность, внимательность, ответственность говорят о высоком уровне. И наоборот: разбросанность в движениях и мыслях, неспособность долго удерживать внимание на одном предмете, перескакивание при разговоре с темы на тему, блуждающий, часто отсутствующий взгляд и безответственное поведение – все это симптомы латентного торможения с низким уровнем.
Латентное торможение как защитный механизм
У живого организма существует множество защитных механизмов. И способность отбрасывать второстепенную для выживания и комфортного существования информацию – это один из них. Например, идущий в потоке людей обычный человек сосредоточен только на том, чтобы не столкнуться с двигающимися поблизости людьми.
А человек с низким уровнем защиты от поступающего потока информации заметит и запомнит, во что одеты рядом идущие люди, выражение их лиц, обрывки разговоров, запахи. В это время их несчастный мозг будет лихорадочно обрабатывать обрушившиеся на него сведения, не успевая, запутываясь, испытывая сильнейшие перегрузки.
Латентность у животных
Животные обладают практическим интеллектом. Они способны бессознательно игнорировать информацию, которая не имеет прямого отношения к их выживанию и продлению рода. Учеными, исследовавшими латентное торможение, были проведены некоторые опыты с крысами.
В процессе проведения одного из опытов животным подавался сигнал, за которым не следовало никаких действий. Через короткий промежуток времени крысы переставали реагировать на звук, так как он не нес за собой ни опасности, ни каких-либо других обстоятельств.
Шансы на выживание
Человеческий мозг в большинстве случаев работает так же, как у животных. То есть латентное торможение, если оно работает правильно, помогает человеку концентрироваться на информации, необходимой для практического применения, а именно для выживания и выращивания потомства в оптимально комфортных условиях.
Отсюда можно сделать вывод о том, что люди, имеющие достаточный уровень латентного торможения, имеют все шансы дожить до глубокой старости, умереть в достатке и в окружении многочисленных потомков. Как развить латентное торможение? Можно ли вообще это сделать? Если возможно улучшить способность концентрировать внимание, то, наверное, да.
Креативность или шизофрения
Казалось бы, низкое латентное торможение способствует обработке большего количества информации, а значит, и приобретению большего жизненного опыта. Отсюда увеличивается способность человека мыслить более открыто, более масштабно и творчески.
Однако креативность мышления при низком латентном торможении должна быть уравновешена высоким уровнем интеллекта и изрядным количеством силы воли, дабы иметь возможность анализировать непрекращающийся поток информации.
Ученые провели исследования посредством тестирования нескольких студенческих групп на предмет взаимосвязанности уровня интеллекта, креативности мышления и латентного торможения. После обработки проведенных тестов выяснилось, что уровень латентного торможения у креативно мыслящих студентов в семь раз ниже, чем у остальных.
В одном из номеров специализированного издания Journal of Personality and Social Psychology была опубликована научная статья, где именитыми учеными Гарварда и университета Торонто доказана зависимость между способностью к креативному мышлению и некорректной работой головного мозга.
То есть способность творчески (креативно) мыслить – это состояние ненормальности, так как неспособность отфильтровывать информационные потоки является следствием нарушений мозговой деятельности человека.
Учеными также был исследован уровень латентного торможения у людей, больных шизофренией. Выяснилось, что у человека с таким заболеванием он ничтожно низок.
Низкое латентное торможение как фактор гениальности
Теми же исследователями, среди которых были Джордан Петерсон и Шелли Карсон, были сделаны шокирующие выводы, обоснованные проделанной работой. Низкое латентное торможение, как считают эти ученые, вполне может быть фактором гениальности. Но это только в том случае, если к нему приложить высокий уровень интеллекта, отличную память и силу воли.