Латентной и явной рискогенности социально психологических условий что это

Социально-психологическое тестирование

Что такое социально-психологическое тестирование.

За короткий промежуток времени подростковое сообщество переживает по меньшей мере три тревожные тенденции.

Первая – синтетические наркотики. Молодежь перешла на синтетические вещества, которые можно легко «раздобыть», а эффект от их применения не так очевиден окружающим. Специалисты подчеркивают, что некоторые дети начинают употреблять синтетические вещества едва ли не с начальной школы. Несмотря на все предпринимаемые правительством меры, с каждым годом синтетические наркотики становятся все более и более смертоносными, и одновременно скрытыми. Родителям, как правило, бывает сложно обнаружить употребление наркотиков ребенком, пока употребление не перерастает в необратимую стадию – зависимость. Позднее выявление приводит к росту общей заболеваемости, то есть к тяжелым медицинским и социальным потерям. При отсутствии профилактических мероприятий эти лица быстро пополняют группу больных наркоманией.

Третья – подростковая делинквентность (антиобщественное противоправное поведение). Новостей по теме подростковой преступности очень много, и это, к сожалению, не только кража шоколадки из магазина. Но есть проблема, имеющая не меньшие драматические и резонансные эффекты. Это, например, школьная травля (буллинг). Как правило асоциально настроенная молодежь просто преследует, прессует, избивает тех, кто по уличным законам жить не умеет.

Задача социально-психологического тестирования – выявить у детей исключительно личностные (поведенческие, психологические) особенности, которые при определенных обстоятельствах могут стать, или уже стали, значимыми факторами риска возможного вовлечения в зависимое поведение подростка, связанного с дефицитом ресурсов психологической устойчивости личности.

Социально-психологическое тестирование проводится в образовательных организациях области в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:

· Федеральный закон от 07.06.2013г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ».

· Приказ Министерства просвещения РФ от 20. 02. 2020 г. № 59 «Об утверждении Порядка проведения социально психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях».

· Распоряжение Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.

Следует отметить, что с прошлого 2019/2020 ученого года процедура проведения социально-психологического тестирования в части использования инструмента кардинально поменялась. Данный факт, прежде всего, связан с внедрением Единой методики для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к зависимому поведению.

Единая методика социально-психологического тестирования.

Проведение социально-психологического тестирования на территории Свердловской области рекомендовано с использованием Единой методики социально-психологического тестирования (далее ЕМ СПТ), разработанной ФГБНУ «Центром защиты прав и интересов детей» совместно с МГУУ им. М.В. Ломоносова. Данная методика применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста с 13 до 18 лет включительно (или обучающихся в 7-11 классах общеобразовательных организаций и студентов 1-2 курсов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования).

Целью тестирования является выявление скрытой и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

Методика не может быть использована для формулировки заключения о наличии наркотической или иной зависимости респондента.

К организации проведения социально-психологического тестирования в субъекте Российской Федерации и интерпретации его результатов допускаются специалисты, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие обучение по применению ЕМ СПТ.

Методика полностью или какая-либо ее часть не может находиться в открытом доступе для всеобщего ознакомления.

Принципы построения и проведения методики.

Научность. Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.

Конфиденциальность. Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится
в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Добровольность. Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее – информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

Достоверность. В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.

Источник

Информация для родителей по социально-психологическому тестированию

Уважаемые родители обучающихся 7-11 классов!

В период с 1 по 30 ноября 2019 года проводится процедура социально- психологического тестирования обучающихся в возрасте 13-18 лет по ЕДИНОЙ МЕТОДИКЕ. Она будет осуществляться ЕЖЕГОДНО. Целью тестирования является выявление скрытой и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддитивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

Эти мероприятия проводятся на территории всей Российской Федерации одновременно в обозначенный период, протоколу от 24 декабря 2018 года № 39 п.2.7 ГАК

Тестирование проводится на регулярной основе 1 раз в год начиная с 7 класса.

Тестирование пройдет конфиденциально, но не анонимно, данные будут доступны исключительно психологу, родителям и самому обучающемуся.

Родители имеют право находится на тестировании своего ребенка при соблюдении ряда правил.

Методика СПТ применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста старше 13 лет

Методика не оценивает детей! При работе с ней подростки, юноши и девушки сами оценивают социально-психологические условия, в которых находятся.

Это опрос, выявляющий мнения, представления и позиции обучающихся относительно их самих и обстоятельств, в которых они находятся.

Так как все результаты деперсонифицированы, получить индивидуальные результаты обучающегося из работников и руководства образовательной организации никто не сможет без нарушения законодательства Российской Федерации.

С конфиденциальной информацией о ребенке имеет право работать только педагог-психолог образовательной организации, который имеет соответствующее образование. Обнародоваться и обсуждаться будут только усредненные (статистические) результаты и иметь вид статистического отчета по классу или школе в целом.

У каждого человека есть факторы риска и факторы защиты, которые формируются в процессе взросления, если у ребенка больше факторов риска, то он может быть склонен к зависимому поведению (но еще не является зависимым!). Тестирование позволяет не только выявить соотношение этих факторов, но и в последствии узнать сильные стороны ребенка, чтобы сделать упор на их развитие и помочь ребенку противостоять окружающим обстоятельствам.

К чему может привести преобладание факторов риска:

— Употребление наркотических и психоактивных веществ

Преобладание факторов защиты способствует развитию психологической устойчивости ребенка:

— Способность сказать «НЕТ!»

— Противостоять трудностям, давлению обстоятельств

— Стремление к сохранению собственного физического и психического здоровья

— Снижение вероятности возникновения зависимого поведения

Возможно, вы узнали в описании своего ребенка, но иногда мы не видим всей картины в целом только по внешним проявлениям, а социально-психологическое тестирование позволит увидеть истинное эмоциональное состояние ребенка на момент прохождения теста.

Благодаря тестированию вы сможете увидеть, что именно вызывает у ребенка негативные переживания и повлиять не на ребенка, а на источник, на те трудности, с которыми он сталкивается.

Тестирование конфиденциально, но не анонимно. Данные участников тестирования доступны исключительно работнику психологической службы образовательной организации, родителям или иным законным представителям обучающегося и самим респондентам. Если в образовательной организации отсутствует штатный психолог, то результаты диагностики могут быть переданы психологу организации, которая будет оказывать необходимую адресную помощь тем респондентам, у которых был выявлен высокий риск возникновения деструктивных проявлений.

Все результаты тестирования строго конфиденциальны!

— Тестирование осуществляется в организации согласно разработанного положения о конфиденциальной информации.

— Каждому обучающемуся присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных.

— Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

— Персональные результаты могут быть доступны только трем лицам: родителю, ребенку и педагогу-психологу.

Как проходит тестирование

— заполнение анкеты из 110 или 140 утверждений, на все из которых необходимо ответить (для учеников 7-9 классов методика содержит 110 утверждений, для учеников 10-11 классов, а также студентов колледжей и 1-2 курсов высших учебных заведений 140 утверждений)

— максимальная продолжительность проведения диагностики составляет 2 астрономических часа

— при проведении тестирования в качестве наблюдателей допускается присутствие родителей учеников

Наблюдающие за процедурой родители или иные законные представители учащихся обязаны выполнять следующие правила поведения:

— быть «незаметными»: вести себя тихо, не отвлекать учащихся, не задавать им вопросов, не подсказывать;

— поддерживать обстановку честности и открытости: не смотреть на то, как респонденты отвечают на задания теста;

— рекомендуется наблюдать со стороны, ходить по помещению где проходит тестирование является нежелательным

Согласие (в соответствии с п.1 ст. 53.4 Закона).

— тестирование проводится при наличии информированного согласия в письменной форме одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет;

— согласие фиксирует разрешение Вашему ребенку участвовать в тестировании;

— подтверждает Вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.

Источник

Аналитическая справка по проведению дистанционного социально-психологического тестирования по выявлению обучающихся «групп риска», склонных к аддиктивному и суицидальному поведению и организации прфилактической работы

Департамент образования мэрии города Новосибирска

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Аналитическая справка по проведению дистанционного социально-психологического тестирования по выявлению обучающихся «групп риска», склонных к аддиктивному и суицидальному поведению и организации прфилактической работы

Приказ министерства образования Новосибирской области от 16.09.2019 №2186

Письмо департамента образования мэрии города Новосибирска от 16.09.2019 №14/14/09708

Письмо заместителя начальника департамента образования – начальника управления от 10.10.2019 №14/14/11014

Письмо министерства образования Новосибирской области совместно с Центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям (ОЦДК) от 11.09.2019 № 8249-03/25 об организации проведения СПТ

План внутреннего мониторинга и контроля качества образования в рамках ВСОКО МБОУ СОШ № 41на 2019/2020уч.год

выявление степени психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях, выявление обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в дезадаптивные формы поведения

(аддиктивного, суицидального поведения) с последующей организацией профилактической работы

3. Сроки проведения:

С 21.10. по 18.11.2019

4. Объект контроля (мониторинга):

Учащиеся от 13 до 18 лет МБОУ СОШ №41

5. Вид контроля (мониторинга):

6. Форма сбора информации:

Педагог-психолог Юдина Д.С., Жукова И. В., социальный педагог Иванова В. Н.

8. Нормативные документы, регламентирующие работу:

Положение об оказании психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в МБОУ СОШ № 41;

План работы педагога-психолога;

Письмо министерства образования Новосибирской области от 23.01.2019 № 464-03/25 об организации проведения социально–психологического тестирования среди обучающихся образовательных организаций на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также скринингового исследования несовершеннолетних на выявление несовершеннолетних с суицидальным поведением;

Письмо министерства образования Новосибирской области от 11.09.2019 № 8249-03/25 об организации проведения социально-психологического тестирования;

« Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях…», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 16.06.2014№658;

Методические рекомендации по проведению разъяснительной работы с родителями обучающихся в целях предупреждения отказа от участия в социально-психологическом тестировании на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

В соответствии с Письмом министерства образования Новосибирской области от 11.09.2019 № 8249-03/25 об организации проведения социально-психологического тестирования, « Порядком проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях…», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 16.06.2014№658; проведено социально-психологическое тестирование на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

В 2019-02020 учебном году тестирование осуществлялось с использованием новой Единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ2019), утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации. Методика направлена на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. ЕМ СПТ-2019 является опросником и состоит из набора вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Тесты, используемые в ЕМ СПТ-2019, направлены на выявление степени психологической устойчивости респондентов в трудных жизненных ситуациях и представлены в трех формах: для учащихся 7-9 классов, 10-11 классов, для студентов СПО и ВУЗов.

В 2019-2020 учебном году тестирование проводилось с 21.10 2019 по 18.11.2019 года в электронной форме с использованием автоматизированной системы интернет-тестирования и анкетирования лиц на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. На основании выборки и анализа достоверных и недостоверных ответов автоматически были рассчитаны значения, формирующие латентный риск вовлечения и явный риск вовлечения. Эти данные стали основой для анализа итогов результатов социально-психологического тестирования.

Необходимо отметить, что в связи с применением новой методики в проведении социально-психологического тестирования невозможно провести сравнение результатов тестирования 2019-2020 учебного года с результатами проведения тестирования предыдущих лет, так как методики, по которым проводилось СПТ, основаны на различных подходах в формировании итоговых результатов. При этом необходимо понимать, что результаты, полученные в результате проведения социально-психологического тестирования по единой методике не могут быть использованы для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента. Данные результатов тестирования были использованы для проведения профилактической работы с обучающимися.

Предварительно нами была проведена информационная кампания для обучающихся и их родителей, разъясняющая цель и правила проведения социально-психологического тестирования (СПТ). После получения согласий были организованы встречи с участниками предстоящего тестирования, на которых педагог-психолог школы Д. С. Юдина и И. В. Жукова подробно объяснили, как нужно подготовиться к этой процедуре, и ответили на все вопросы обучающихся.

В 2019-2020 учебном году количество обучающихся, подлежащих участию в социально-психологическом тестировании составило 395 человек, из них приняли участие в тестировании 254человека (5 человек – это дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей), количество отказавшихся 141 человек (не смогли принять участие в тестировании по разным причинам и отнесены к количеству не давших письменного согласия по иным причинам).

Тестирование с использованием методики «Аддиктивная склонность», применяемое в предыдущие годы, предполагало участие выборочных групп обучающихся. Так, в 2018-2019 учебном году тестирование предлагалось учащимся общеобразовательных организаций с 5 по 11 класс, всего в исследовании приняли участие 143 человека. Применение ЕМ СПТ-2019 позволило увеличить охват участников тестирования в 2019-2020 учебном году на 111 человек.

С целью исключения результатов обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально, в ЕМ СПТ-2019 был предусмотрен алгоритм селекции недостоверных ответов.

По результатам автоматической обработки итогов тестирования доля достоверных ответов составляет 56,69% от общего количества подлежащих тестированию респондентов (144 человека). На недостоверные ответы приходится 43,30% (110 человек). ЕМ СПТ – 2019 выявляет латентную (незначительную) и явную психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста.

Низкая психологическая готовность к аддиктивному поведению (незначительная вероятность вовлечения) выявлена у 127 респондентов, что составляет 50% от общего количества респондентов, подлежащих тестированию.

Группа обучающихся с незначительной вероятностью вовлечения в зависимое поведение – это группа обучающихся, нуждающихся в активной профилактической работе со стороны всех участников образовательных отношений.

Необходимо иметь ввиду, что данные показатели характеризуют лишь возможные вовлечения несовершеннолетних в зависимость и слабую сопротивляемость социуму в вопросе приема и использования наркотических средств и не могут быть использованы как показатели для выявления наркозависимости.

В соответствии с письмом министерства образования Новосибирской области от 29.11.2019 № 11384-03/25. В соответствии с межведомственным приказом министерства здравоохранения Новосибирской области и министерства образования Новосибирской области от 31.08.2015 № 2614/2453 «Об организации взаимодействия при проведении мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся государственных образовательных организаций Новосибирской области, подведомственных министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, муниципальных общеобразовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Новосибирской области», согласно письму заместителя начальника департамента образования мэрии города Новосибирска от 02.12.2019 № 14/14/13470 «О проведении ПМО», по итогам проведения социально-психологического тестирования в МБОУ СОШ №41, результаты тестирования (поименные списки обучающихся, подлежащих прохождению профилактических медицинских осмотров, проводимых по итогам социально-психологического тестирования) направлены в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер. Всего таких обучающихся было направлено 5 человек (2 семьи написали отказ).

О передаче списка обучающихся, подлежащих медицинскому осмотру, было сообщено департаменту образования мэрии города Новосибирска 05.12.2019 года.

Также в соответствии с вышеперечисленными письмами и приказами до 24.01.2020 были проведены родительские собрания с родителями (законными представителями) по информированию о необходимости участия в профилактических медицинских осмотрах.

Информацию о графиках проведенных родительских собраний мы представили в департамент образования мэрии города Новосибирска 24.01.2020 . Всего было проведено 22 родительских собрания, в которых приняли участие 421 родитель.

Реализация по профилактике и минимизации факторов риска и усилению факторов защиты, осуществлялась через совместную работу администрации школы, учителей, психолога, социального педагога и медицинского работника школы.

С самого начала в своей работе мы руководствовались нормативно-правовой базой, инструктивно-методической документацией, разработанным планом мероприятий, по которому велась основная работа. Был собран и обновлен банк данных по результатам диагностики СПТ, который позволил организовать работу с учащимися «группы риска» (дети прошедшие СПТ). Результаты СПТ с выявленным риском доведены до сведения родителей (законных представителей), классных руководителей, составлены планы индивидуальной работы с данными обучающимися.

В феврале месяце мы получили методические рекомендации «Организация работы по результатам СПТ» составленные ГБУ НО «ОЦДиК» направленные на организацию профилактики девиантного поведения обучающихся в условиях образовательных организаций.

Руководствуясь предложенным алгоритмом дальнейшей работы по результатам СПТ мы осуществили:

1. Анализ результатов СПТ, руководствуясь данными методическими рекомендациями.

2. Ввиду очевидной необходимости комплекса превентивных мер, направленных на предотвращение негативных исходов и усиления позитивных результатов развития обучающихся мы выделили обучающихся групп повышенного внимания, в которые вошли:

3. Анализ таблиц 4,5,6 методических рекомендаций для определения направлений работы с данными группами обучающихся.

4. Для каждой из выявленных групп повышенного внимания составлен график проведения профилактических мероприятий, разработанных в соответствии с учетом выраженности различных факторов. Данные мероприятия представлены в Таблице 1:

Необходимые направления и мероприятия профилактической, коррекционно-развивающей, воспитательной работы

Источник

Латентной и явной рискогенности социально психологических условий что это

Латентной и явной рискогенности социально психологических условий что это. Смотреть фото Латентной и явной рискогенности социально психологических условий что это. Смотреть картинку Латентной и явной рискогенности социально психологических условий что это. Картинка про Латентной и явной рискогенности социально психологических условий что это. Фото Латентной и явной рискогенности социально психологических условий что это

Методическое сопровождение

Воспитание и социализация

Отдых и оздоровление

Краткая информация о единой методике СПТ

Согласно Распоряжению министерства образования Иркутской области от 14 августа 2019 года №475-мр «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся образовательных организаций Иркутской области в 2019-2020 учебном году с использованием Единой методики социально-психологического тестирования», региональным оператором по проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области, определен ГКУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции» (далее — ЦПРК, региональный оператор).

В соответствии с нормами федерального законодательства раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа.

— социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации (далее- СПТ);

— профилактические медицинские осмотры (далее ПМО).

В период с 2014 года в рамках СПТ образовательные организации Иркутской области самостоятельно выбирали диагностический инструментарий (из реестра тестов, предложенного региональным оператором) осуществляли анализ результатов (по типовым формам, приказам, актам), проводили профилактическую работу.

С 2019 года процедура, а также подходы к проведению СПТ приобрели существенные изменения. Основные из них обусловлены переходом на единую методическую основу (единую методику) проведения СПТ. Меняется формулировка выводов по итогам проведения СПТ, включающая анализ и оценку соотношения факторов риска и факторов защиты (единая методика позволяет это сделать), достоверность результатов определяется на основе выявления стратегий сопротивления тестированию, учитывается резистентность (сопротивление тестированию).

Единая методика проводится в электронном виде, понятие «анонимности» полностью заменяется на «конфиденциальность», большое внимание уделяется проведению разъяснительной, информационно-мотивационной компании.

Единая методика социально-психологического тестирования (далее — ЕМ СПТ, методика) разработана группой авторов ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» Министерства просвещения Российской Федерации в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации. ЕМ СПТ апробирована и внедрена в образовательных организациях Пермского края, Волгоградской, Московской, Мурманской, Ростовской, Свердловской областях.

Также с учетом поручения Государственного антинаркотического комитета с 2019/20 учебного года использование ЕМ СПТ является обязательным для образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации.

ЕМ СПТ основана на представлении о непрерывности и единовременности совместного психорегулирующего воздействия факторов риска и факторов защиты (протективных факторов).

Методика является опросником и состоит из набора утверждений. При разработке стимульного материала были использованы компилированные и модифицированные вопросы диагностического инструментария Г. Айзенка, Ч. Спилбергера, В.В. Бойко, С.Н. Ениколопова и Т.И. Медведевой, Н.С.Ефимова, О.А. Карабановой и П.В. Трояновской, Р.Л. Кричевского, ДА. Леонтьева, ЭВ. Леус и А.Г. Соловьева, Г.С. Никифорова, В.К. Васильева и СВ. Фирсовой, А.Ш. Тхостова и ЕИ. Рассказовой, БИ. Хасана и Ю.А. Тюменевой, Л.П. Цветковой и др.

Методика предназначена для выявления латентной и явной рискогенности социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к аддиктивному (зависимому) поведению у лиц подросткового и юношеского возраста. Оценка вероятности вовлечения в аддиктивное поведение осуществляется на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых. Методика выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.

ЕМ СПТ применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста старше 13 лет. Методика представлена в трех формах:

Форма «А-110» содержит 110 утверждений, для тестирования обучающихся 7 — 9 классов.

Форма «В- 140» содержит 140 утверждений для тестирования обучающихся 10 — 1 классов.

Форма «С- 140» содержит 140 утверждений для тестирования студентов среднепрофессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Результаты СПТ рекомендуется использовать в качестве диагностического компонента воспитательной деятельности образовательной организации. Данные, полученные с помощью методики, позволяют оказывать обучающимся своевременную адресную психолого-педагогическую помощь. На основании результатов методики для обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение рекомендуется разрабатывать индивидуальные или групповые профилактические программы,

Ограничения использования

Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента.

К интерпретации его результатов допускаются специалисты, имеющие высшее психологическое образование и прошедшие обучение по применению ЕМ СПТ. С этой целью Региональным оператором организована серия обучающих вебинаров. В ходе проведения СПТ, а также во время обработки результатов, специалистами ЦПРК будут проводится очные и дистанционные консультации.

Методика полностью или какая-либо ее часть не может находиться в открытом доступе для всеобщего ознакомления.

Принципы построения методики

Научность. Все результаты и выводы, получаемые с помощью методики, формируются на основе научных подходов и подтверждаются статистическими методами обработки данных.

Конфиденциальность. Каждому обучающемуся, принимающему участие в тестировании, присваивается индивидуальный код участника, который делает невозможным персонификацию данных. Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий хранится в образовательной организации в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Добровольность. Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя обучающихся.

Достоверность. В методике используется трехступенчатый алгоритм селекции недостоверных ответов, что позволяет исключить результаты обучающихся, отвечающих на вопросы не откровенно или формально.

Принцип развития. По итогам использования методики в образовательных организациях субъектов Российской Федерации не исключаются уточнения и изменения в перечне исследуемых показателей и алгоритмах обработки результатов.

Принцип единообразия проведения. С целью получения достоверных сопоставимых результатов процедура проведения методики должна соответствовать единому стандарту проведения.

Организация СПТ особых категорий обучающихся (с особыми образовательными потребностями, детей — сирот, детей, оставшихся без попечения родителей)

В соответствии со статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» освобождение особых категорий обучающихся (с особыми образовательными потребностями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), не предусмотрено.

При получении добровольных информированных согласий родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших 15 лет, и добровольных информированных согласий обучающихся старше 15-лет, СПТ организуется и проводится с обучающимися, осваивающими адаптированные основные общеобразовательные программы, реализуемые для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

При проведении СПТ детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в государственных учреждениях для данной категории лиц, в целях снижения психологического напряжения и предотвращения психотравмирующих ситуаций, из опросника исключены утверждения субшкала «Принятие родителями». Обучающиеся, находящиеся под различными формами устройства в замещающих семьях, проходят ЕМ СПТ полностью, т.к. она позволяет оценить взаимоотношения в приемной семье. Перед проведением ЕМ СПТ важно провести с детьми, проживающими в приемных семьях, корректную разъяснительную работу в целях исключения дополнительного психологического травмирования.

Индивидуальные коды будут присваиваться образовательными организациями самостоятельно на основе списков обучающихся, имеющих добровольное информированное согласие на участие в СПТ.

Список индивидуальных кодов и соответствующих им фамилий составляется в одном экземпляре и хранится в учебном заведении у ответственного за организацию и проведение ЕМ СПТ в соответствии с законом о персональных данных. За разглашение персональных данных наступает ответственность, предусмотренная Российским законодательством. Все файлы с результатами тестирования должны храниться таким образом, чтобы ограничить несанкционированный доступ к базам данных.

Перед проведением электронного тестирования по ЕМ СПТ в соответствии с графиком, лицам, ответственным за его проведение, региональным оператором на электронные адреса, предоставленные для формирования реестра, будут направлены, дополнительные инструкции, индивидуальные логины, пароли и коды доступа.

Заключение по результатам ЕМ СПТ дается на основе двух методик оценки вероятности вовлечения, взаимодополняющих и взаимопроверяющих друг друга:

— о «повышенной вероятность вовлечения»;

— о «незначительная вероятность вовлечения».

Результаты ЕМ СПТ предоставляются на четырех уровнях детализации:

Уровень образовательной организации: массив данных — индивидуальные результаты (пошкально), результаты по классу, по параллели, организации в целом.

Муниципальный уровень — ОО области (по типу и виду), сравнительный анализ организаций (рейтинг по степени риска).

Региональный уровень — организации в целом, сравнительный анализ организаций (рейтинг по степени риска).

Федеральный — организации в целом, сравнительный анализ организаций (рейтинг по степени риска), сравнительный анализ по регионам.

По окончании проведения СПТ итоговый акт о его результатах необходимо направить в территориальную организацию здравоохранения, имеющую соответствующую лицензию, для проведения ПМО.

Задачи муниципальных органов управления в сфере образования:

доведение информации регионального оператора по вопросам организации и проведения ЕМ СПТ до руководителей подведомственных образовательных организаций, в которых обучаются лица в возрасте 13 лет и старше;

оказание помощи подведомственным образовательным организациям в организации и проведении социально-психологического тестирования обучающихся в электронном формате;

контроль исполнения Федерального закона 120-ФЗ всеми подведомственными общеобразовательными организациями;

оказание помощи подведомственным общеобразовательным организациям в проведении ПМО, в том числе по организации подвоза обучающихся;

оценка общего по муниципалитету контингента обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в зависимое поведение;

изучение эффективности профилактической работы на уровне муниципалитета в разрезе подведомственных образовательных организаций;

корректировка состояния профилактической работы на уровне муниципалитета.

Важно понимать, что одной из приоритетных задач проведения СПТ является исполнение федерального законодательства всеми образовательными организациями вне зависимости от их принадлежности, типа и вида.

Перед муниципалитетами и образовательными организациями стоит задача минимизации отказов от тестирования, а также усиления мотивационного воздействия, в том числе социальной значимости прохождения ПМО. Необходима качественная организация и проведение информационно-мотивационных мероприятий с педагогами, родителями, обучающимися, в том числе мероприятий, направленных на формирование позитивного отношения к тестированию.

Для того, чтобы эффективно выстроить информационно-разъяснительную компанию по подготовке к ЕМ СПТ необходимо всех субъектов образовательного процесса условно разделить на З группы.

Первая группа — руководители и коллективы образовательных организаций. От позиции директоров в части трансляции и интерпретации целей и задач проведения ЕМ СПТ в образовательных организациях, их личной заинтересованности, будет зависеть успешность проведения данной работы. Зачастую, для педагогов деятельность в рамках СПТ предполагает дополнительные усилия, что нередко вызывает негативную оценку происходящего.

Вторая группа — родители (законные представители). От их позиции зависит мотивация обучающихся к участию в ЕМ СПТ. Важная составляющая при организации работы с родителями — минимизация опасений родителей за использование результатов ЕМ СПТ против их детей.

Обучающиеся — третья группа, с которой необходимо провести углубленную подготовительную работу.

Акценты информационной компании

В ходе проведения СПТ региональным оператором будет осуществляться методическое сопровождение внедрения ЕМ СПТ. В конце сентября — начале октября запланированы вебинары в режиме видеоконференцсвязи для специалистов, ответственных за обеспечение электронного тестирования, а также для педагогов-психологов по вопросам обработки теста и интерпретации полученных результатов.

Консультирование специалистов всех уровней, ответственных за проведение СПТ, осуществляется по электронному адресу: cpnn(@bk.ru (с пометкой «консультация СПТ»), по телефонам: 89021716150 — Маргарита Николаевна Галстян (по организационным вопросам), 89642161982 — Анна Петровна Старкова (по методическим вопросам), 89643523276 — Наталья Юрьевна Дичина (по вопросам обработки и психологической интерпретации результатов теста), 89501458185 — Юрий Ревхатович Басиров (по вопросам подключения к программе, обеспечения программного функционирования).

На сайте регионального оператора цпрк. образованиеЗ8.рф в разделе «Горячая линия по вопросам проведения социально-психологического тестирования» размещена необходимая информация (ссылка: http ://цпрк. образование38.pd)/sveden/budget 15/).

Нормативные документы и методические рекомендации

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *