Лето 997 что было

Сказание о белгородском киселе

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече [собрание горожан для решения общественных дел] и сказали:

— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Из «Повести временных лет». Сказание о белгородском киселе (6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 24-25)

Размышляем о прочитанном

1. Как удалось спасти город и его жителей? Какие качества характера помогли старцу спасти город?

Когда князь Владимир покинул город, печенеги решили напасть. Народ был уставший и голодный. Он были готов сдаться. Старец попросил у врагов три дня. За это время из погребов им удалось достать припасы и сделать из них кисельный отвар. Спустя три дня пришли печенеги и старец сказал им, что они имеют пищу от земли и их не погубить. Печенеги не поверили, но потом сами увидели кисель, да и с собой еще взяли его.

Хитрость и находчивость старца спасла город.

Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой? Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания.

Начинается сказание с осады города, а заканчивается освобождением города. Я считаю, что так можно сказать.

Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?

В этом сказании проявились такие особенности:

Развиваем свою речь

Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?
Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими?

Я считаю, что я дал такое объяснение этим словам, которыми мы пользуемся и в нынешнее время.

Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили. Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.

О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»?

Эта датировка говорит о реальности исторического события.

Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?

Это союз «И». Он повторяется 21 раз, он является связующим в тексте, передает фольклорные особенности сказания.

Фонохрестоматия

Какие чувства участников событий (старца, горожан, печенегов) передает актер?

Актер мастерски передал чувства всех участников событий. Старец решителен и не думает сдаваться, горожане напуганы, но верят старцу, а печенеги удивлены появлением киселя.

Какими чувствами наполняется голос летописца в финале?

Радостью и чувством выполненного долга.

Как вы думаете, почему этот рассказ, о частном, не самом выдающемся эпизоде нашей истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?

Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Автор наставляет, что не надо подчиняться недалеким и кровожадным печенегам.

Подготовьте выразительное чтение “Сказания. ”, передавая величественную простоту речи летописца.

Источник

Сказание о белгородском киселе

«Сказание о белгородском киселе»

(Перевод Дмитрий Сергеевич Лихачев )

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов [1], так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом[2]. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: «Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам — кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода». И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: «О чем было вече?». И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: «Слышал, что хотите сдаться печенегам». Они же ответили: «Не стерпят люди голода».

И сказал им: «Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю». Они же с радостью обещали послушаться.

«Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей». Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: «Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем».

«Сказание о белгородском киселе»
(Современное изложение)

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече[5] и сказали:

— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

«Сказание о белгородском киселе»
(Свободный пересказ)

Печенеги пришли и стали под Белгородом. В осажденном городе начался сильный голод. Жители города собрали вече и решили умертвить друг друга, чтобы живыми не сдаться врагам. Но один из старцев попросил подождать три дня. Он велел женщинам собрать остатки овса и сделать из него болтушку, из которой варят кисель. Потом сказал им найти немного меда и сварить сыту (сладкий медовый сироп). Мужчинам же повелел выкопать два колодца. В один вставить кадь с болтушкой, а во второй — с медовой сытой. На следующий день старик повелел послать за печенегами, чтобы начать переговоры. Те обрадовались, решили, что город хочет сдаться, и прислали своих представителей. Белгородцы привели их в город и сказали: «Зачем губите себя? Разве можно победить нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли.» И повели к колодцу, в котором была болтушка. Достали ее и наварили киселя. А из другого колодца достали сладкую сыту. Отведали удивленные печенеги киселя с сытой, и поняли, что не победить им людей, которых кормит земля. Поднялись и пошли от города восвояси.

Примечания

Печенеги — союз тюркских племен, сложившийся в VIII–IX вв., кочевали между Аральским морем и Волгой, в IX в. заняли Северное Причерноморье до Дуная, основное занятие — скотоводство, регулярно вторгались во владения Киевской Руси.

Белгород — это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.

Латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой.

Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.

Вече — собрание горожан для решения общественных дел.

Источник

Из «повести временных лет»

Сказание о белгородском киселе

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече 1 и сказали:

— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

— Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

— Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

— Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

— Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

Вопросы и задания

Источник

О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997» (см)?

О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»? Из «Повести временных лет»

Лето 997 что было. Смотреть фото Лето 997 что было. Смотреть картинку Лето 997 что было. Картинка про Лето 997 что было. Фото Лето 997 что было

Воспользуемся переводом этого сказания, которое носит название «Сказание о белгородском киселе» академика Дмитрия Лихачева, крупнейшего знатока древнерусской литературы.

Он начинает свой текст буквально следующими словами:

Лето 997 что было. Смотреть фото Лето 997 что было. Смотреть картинку Лето 997 что было. Картинка про Лето 997 что было. Фото Лето 997 что было

Иначе говоря, академик указывает и год от сотворения мира, принятый в Древней Руси и датировку от рождества Христова, которая стала применяться на Руси после принятия христианства в 998, то есть на год позже описанных событий.

Таким образом можно предположить, что если в изначальном тексте летописи используется датировка от рождества Христова, то написана она была после 998 года.

Лето 997 что было. Смотреть фото Лето 997 что было. Смотреть картинку Лето 997 что было. Картинка про Лето 997 что было. Фото Лето 997 что было

Год указан от рождества Христова. Но в то время летоисчисление велось от сотворения Мира. То есть с разницой в 5508 лет. И так было кажется до Петра I. Тут напрашиваются три версии: или это писал монах, или летописец писал о временах совсем былинных или тот, кто этот документ подделывал, сглупил.

Лето 997 что было. Смотреть фото Лето 997 что было. Смотреть картинку Лето 997 что было. Картинка про Лето 997 что было. Фото Лето 997 что было

Этого апостола звали Андрей. Эта повесть была написана очень давно, а точнее в 12 веке. Предполагают, что эта летопись была написана монахом Нестором. Это очень интересный свод. Он содержит в себе различные сказания, исторические события, легенды.

Лето 997 что было. Смотреть фото Лето 997 что было. Смотреть картинку Лето 997 что было. Картинка про Лето 997 что было. Фото Лето 997 что было

Лето 997 что было. Смотреть фото Лето 997 что было. Смотреть картинку Лето 997 что было. Картинка про Лето 997 что было. Фото Лето 997 что было

повесть временных лет создал Нестор Летописец!

Лето 997 что было. Смотреть фото Лето 997 что было. Смотреть картинку Лето 997 что было. Картинка про Лето 997 что было. Фото Лето 997 что было

В средневековой Европе книги были рукописные, и трудились над ними в основном монахи, именно благодаря их старанию и мастерству мы имеем возможность прикоснуться к истории, изучая древние тексты.

К написанию книг монахи подходили как к священнодействию: свою работу они начинали с разметки страницы, отмечая поля и прикидывая, где будут находиться большие буквы и иллюстрации. Сам текст писали гусиным пером и чернилами. Слова вырисовывались аккуратно, без помарок и ошибок, но и без знаков препинания. Заглавные буквы в каждом абзаце витиевато украшались.

Создание книги было не только трудоемким, но и дорогостоящим процессом. Первые европейские книги писались на пергаменте, только начиная с 14-го века производство бумаги получило в Европе широкое распространение.

Главную тему книг, написанных во времена Древней Руси, Д.Лихачев определил так:

Лето 997 что было. Смотреть фото Лето 997 что было. Смотреть картинку Лето 997 что было. Картинка про Лето 997 что было. Фото Лето 997 что было

В «Повесть временных лет» включены следующие жанры: летопись, послание.

Лето 997 что было. Смотреть фото Лето 997 что было. Смотреть картинку Лето 997 что было. Картинка про Лето 997 что было. Фото Лето 997 что было

Списки с «Повести» делали монахи Киева,Переяславля,Галича,Владимира,Москвы.

В основе «Повести» лежат поэтические народные предания,сказания,легенды. Это предания о княгине Ольге и древлянах, о защите горожанами г.Белгорода,о их хитрости,которая помогла им убедить врагов в том,что сама земля кормит белгородцев киселем из колодца.

Многие исторические персонажи,о которых рассказывалось в «Повести», стали впоследствии героями литературных произведений.Это Олег Вещий ( «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина), князь Игорь (опера Бородина\Римского-Корсакова\Глазунова «Князь Игорь») и другие.

Большое значение «Повесть временных лет» имела для исследования метеорологических событий.Монахи добросовестно описывали погодные явления, происходившие в то или иное «лѣто».Это засухи, неурожаи, разливы рек,затопления, время начала зимы, время сева,нашествия саранчи или голод в том или ином месте княжества.

Благодаря летописям потомки узнали о сражениях,войнах,победах и поражениях и,конечно же,о героях Древней Руси.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *