Левша что хотел сказать автор

Левша что хотел сказать автор. Смотреть фото Левша что хотел сказать автор. Смотреть картинку Левша что хотел сказать автор. Картинка про Левша что хотел сказать автор. Фото Левша что хотел сказать автор

Основная мысль

Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что часто талантливые и скромные люди живут в невыносимых условиях. Продолжая ежедневно тяжело работать, они прославляют родину, приносят пользу обществу, но не получают достойного уважения и вознаграждения за свой труд. Такие люди часто умирают в бедности и муках.

Жизненные уроки в произведении Лескова

В центре повествования автор рисует портрет простого ремесленника из глубинки. Прочитав внимательно и проанализировав текст, становится понятно, чему учит рассказ «Левша»:

Левша что хотел сказать автор. Смотреть фото Левша что хотел сказать автор. Смотреть картинку Левша что хотел сказать автор. Картинка про Левша что хотел сказать автор. Фото Левша что хотел сказать автор

«Левша» Н. С. Лескова — произведение, которое не теряет актуальности спустя поколения. Читать современному человеку его непросто, ведь сам автор указал, что это «сказ», поэтому текст пронизан архаизмами и сложной лексикой вроде «дерябнул» и «извольте».

Несмотря на это, уже с первой главы становится понятно, что повести, написанной в далеком 1881 году, есть чему научить читателей и сейчас.

Любовь к родине

Тонкой красной нитью через все произведение автор прописал тему любви к своей родине. Это видно и в намерениях Платова доказать государю, что русские умельцы ничуть не хуже заграничных, и в неуемном желании тульского мастера Левши поскорее вернуться из заграничной поездки домой, где все такое родное и знакомое.

Левша что хотел сказать автор. Смотреть фото Левша что хотел сказать автор. Смотреть картинку Левша что хотел сказать автор. Картинка про Левша что хотел сказать автор. Фото Левша что хотел сказать автор

Такой навык, как считал Левша, поможет бойцам родной страны сократить потери на войне. Именно с этим знанием и умер герой, не успев донести его до государя.

Трудолюбие и преданность своему делу

«Горите себе, а нам некогда», — так отвечали тульские мастера людям, которые пытались отвлечь их от работы, выдумав, будто по соседству горит дом. Ответственность обычных мужиков из глубинки удивляет и одновременно вдохновляет. Получив непростое задание переплюнуть самих англичан, кузнецы отнеслись к нему серьезно и даже отправились попросить благословения у иконы Николая Чудотворца.

Вернувшись, они заперлись в доме Левши, «зажгли лампадку перед Николиным образом» и создали в результате невидаль, которая способна была поразить не только государя, но и весь мир.

Доброта и скромность

Левша что хотел сказать автор. Смотреть фото Левша что хотел сказать автор. Смотреть картинку Левша что хотел сказать автор. Картинка про Левша что хотел сказать автор. Фото Левша что хотел сказать автор

Когда государь с удивлением рассматривал утонченную работу тульских кузнецов, Левша добавил, что на каждой подкове есть имя мастера, который ее делал. На вопрос, есть ли там и его имя, кузнец ответил, что нет, так как он всего лишь «гвоздики выковывал, которыми подковки забиты».

Доброта и скромность простого тульского работяги подкупают, заставляют ему симпатизировать и сопереживать, наблюдая на протяжении истории за несправедливым к нему отношением окружающих людей.

Социальное неравенство

Социальная разобщенность, невежественное отношение к тем, кто ниже по статусу, — тема, которой касались многие писатели в своем творчестве. Затронул ее и Лесков в рассказе, проводя параллель между английскими и русскими мастерами:

Такую же параллель между двумя работниками разных стран проводит автор в конце рассказа, где судьба героев после прибытия в Петербург «начала сильно разниться».

Обходительность, с которой отнеслись к англичанину, резко контрастирует с нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю Левши. Они и привели его к смерти.

Доброжелательное отношение к людям

Уважать труд и ценить каждого человека, быть великодушным, добрым, милосердным — то, что хотел сказать автор читателям, описывая историю скромного кузнеца.

Левша что хотел сказать автор. Смотреть фото Левша что хотел сказать автор. Смотреть картинку Левша что хотел сказать автор. Картинка про Левша что хотел сказать автор. Фото Левша что хотел сказать автор

Несправедливое, а порой и жестокое обращение с ним поражает и вызывает гнев. Подобное отношение со стороны окружающих было настолько обыденным для самого Левши, что после извинений Платова за то, что «за волосья отодрал», Левша ответил: «Бог простит, это нам не впервые такой снег на голову».

Жестокая сцена последних дней жизни кузнеца поразила даже англичанина, с которым он приехал в Петербург, — единственного человека, который озаботился поиском тульского мастера. Увидев Левшу, лежащего на полу больницы, потрепанного и избитого, в бреду шепчущего только одну фразу о том, чтобы не чистили ружья кирпичами, англичанин возмутился и вскричал: «Разве так можно! У него шуба овечкина, а душа человечкина».

Роль в русской литературе

«Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова — многогранное, трогательное и одновременно печальное произведение.

Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и дает ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.

Повесть высоко оценили признанные творческие деятели того времени. Русский писатель К. А. Федин, восхищаясь описанием культуры и самобытности героев произведения Лескова, моральному подтексту и многочисленным наставлениям, которые автор сумел заключить в небольшой сказ о тульском мастере, писал: «Есть книги, которые нельзя не перечитывать заново, как только возьмешь их в руки… К ним принадлежит и знаменитый „Левша“ Николая Лескова».

Источник

Чему учит произведение “Левша”? (сочинение на тему)

Жизненные уроки в произведении Лескова

В центре повествования автор рисует портрет простого ремесленника из глубинки. Прочитав внимательно и проанализировав текст, становится понятно, чему учит рассказ «Левша»:

Левша что хотел сказать автор. Смотреть фото Левша что хотел сказать автор. Смотреть картинку Левша что хотел сказать автор. Картинка про Левша что хотел сказать автор. Фото Левша что хотел сказать автор

«Левша» Н. С. Лескова — произведение, которое не теряет актуальности спустя поколения. Читать современному человеку его непросто, ведь сам автор указал, что это «сказ», поэтому текст пронизан архаизмами и сложной лексикой вроде «дерябнул» и «извольте».

Несмотря на это, уже с первой главы становится понятно, что повести, написанной в далеком 1881 году, есть чему научить читателей и сейчас.

Любовь к родине

Тонкой красной нитью через все произведение автор прописал тему любви к своей родине. Это видно и в намерениях Платова доказать государю, что русские умельцы ничуть не хуже заграничных, и в неуемном желании тульского мастера Левши поскорее вернуться из заграничной поездки домой, где все такое родное и знакомое.

Такой навык, как считал Левша, поможет бойцам родной страны сократить потери на войне. Именно с этим знанием и умер герой, не успев донести его до государя.

Трудолюбие и преданность своему делу

«Горите себе, а нам некогда», — так отвечали тульские мастера людям, которые пытались отвлечь их от работы, выдумав, будто по соседству горит дом. Ответственность обычных мужиков из глубинки удивляет и одновременно вдохновляет. Получив непростое задание переплюнуть самих англичан, кузнецы отнеслись к нему серьезно и даже отправились попросить благословения у иконы Николая Чудотворца.

Вернувшись, они заперлись в доме Левши, «зажгли лампадку перед Николиным образом» и создали в результате невидаль, которая способна была поразить не только государя, но и весь мир.

Доброта и скромность

Когда государь с удивлением рассматривал утонченную работу тульских кузнецов, Левша добавил, что на каждой подкове есть имя мастера, который ее делал. На вопрос, есть ли там и его имя, кузнец ответил, что нет, так как он всего лишь «гвоздики выковывал, которыми подковки забиты».

Доброта и скромность простого тульского работяги подкупают, заставляют ему симпатизировать и сопереживать, наблюдая на протяжении истории за несправедливым к нему отношением окружающих людей.

Социальное неравенство

Социальная разобщенность, невежественное отношение к тем, кто ниже по статусу, — тема, которой касались многие писатели в своем творчестве. Затронул ее и Лесков в рассказе, проводя параллель между английскими и русскими мастерами:

Такую же параллель между двумя работниками разных стран проводит автор в конце рассказа, где судьба героев после прибытия в Петербург «начала сильно разниться».

Обходительность, с которой отнеслись к англичанину, резко контрастирует с нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю Левши. Они и привели его к смерти.

Доброжелательное отношение к людям

Уважать труд и ценить каждого человека, быть великодушным, добрым, милосердным — то, что хотел сказать автор читателям, описывая историю скромного кузнеца.

Несправедливое, а порой и жестокое обращение с ним поражает и вызывает гнев. Подобное отношение со стороны окружающих было настолько обыденным для самого Левши, что после извинений Платова за то, что «за волосья отодрал», Левша ответил: «Бог простит, это нам не впервые такой снег на голову».

Жестокая сцена последних дней жизни кузнеца поразила даже англичанина, с которым он приехал в Петербург, — единственного человека, который озаботился поиском тульского мастера. Увидев Левшу, лежащего на полу больницы, потрепанного и избитого, в бреду шепчущего только одну фразу о том, чтобы не чистили ружья кирпичами, англичанин возмутился и вскричал: «Разве так можно! У него шуба овечкина, а душа человечкина».

Чему учит повесть

­Чему учит повесть

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» — невероятно доброе и поучительное произведение, наполненное чувством справедливости, искренней любви и веры в человека. Писатель любил использовать элементы мистики и волшебства, а также он умело сочетал смешное и страшное. Жизнь своих героев он изображал в постоянной борьбе с человеческими пороками: завистью, злобой и хитростью.

Для того чтобы понять, чему учит повесть «Ночь перед Рождеством», нужно для начала выделить основные положительные качества главных героев. К примеру, Вакула был трудолюбивым, добропорядочным, честным и верным человеком. Этот персонаж нас учит не сдаваться перед лицом жизненных сложностей и смело идти к своей цели. Он также учит нас доброму отношению к ближнему и вечной борьбе со злом.

Главные качества Оксаны избалованность, гордость, красота, самолюбие и способность осознавать свои ошибки. Именно это последнее качество помогло ей обрести и не потерять надежного спутника жизни. Несмотря на то, что в начале повести она ведет себя как капризный и избалованный ребенок, позавидовавший черевичкам подруги, в конце произведения Оксана осознает свои ошибки и исправляется.

Качества, которых точно нужно избегать — это зависть, хитрость, глупость и мстительности. Ими автор наделил черта, которого смог обуздать только благочестивый Вакула. Помимо всего вышесказанного, повесть «Ночь перед Рождеством» учит духовному возрождению. Этот путь мы наблюдали в изменении характера Оксаны. Со временем она стала понимать, что самое главное в человеке не внешняя красота, а доброе сердце. Как говорят в народе: «Добра на худо не меняют».

На мой взгляд, Гоголь написал эту историю именно про Рождественскую ночь, потому что в это время на всей земле происходят чудеса. Так и в его произведении люди преображаются, зло отступает. Почти каждое произведение этого писателя сопровождается мыслью о победе высоких нравственных качеств и благородных стремлений.

см. также: Краткое содержание Ночь перед Рождеством, Гоголь Краткая биография Николая Гоголя

Роль в русской литературе

«Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова — многогранное, трогательное и одновременно печальное произведение.

Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и дает ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.

Повесть высоко оценили признанные творческие деятели того времени. Русский писатель К. А. Федин, восхищаясь описанием культуры и самобытности героев произведения Лескова, моральному подтексту и многочисленным наставлениям, которые автор сумел заключить в небольшой сказ о тульском мастере, писал: «Есть книги, которые нельзя не перечитывать заново, как только возьмешь их в руки… К ним принадлежит и знаменитый „Левша“ Николая Лескова».

Доброта

Для Н. С. Лескова было важным показать социальную несправедливость в сказе «Левша». Методом от противного писатель учит милосердному и доброму отношению к другим людям. Читателям становится неприятно отношение других персонажей к Левше, поэтому они понимают, как нужно правильно себя поступать с людьми: относиться к ним бережно, заботливо и дружелюбно.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Чему учит произведение «Левша»?», рассмотрит основные уроки, которые преподает Н. С. Лесков в своем сказе: доброта, трудолюбие и патриотизм.

Развитие литературы

На уроках литературы дети знакомятся со многими художественными произведениями, различными формами и стилями написания. Изучение литературы происходит постепенно. Сначала дети изучают мифы и сказки, затем знакомятся с понятием древнерусская литература и постепенно переходят от неё к русской литературе XIX-XX веков.

Древнерусская литература возникла вместе с появлением на Руси христианства и церкви. Первые книги были привезены на Русь извне. Это были в основном церковные тексты, переведённые на русский язык. Основная тема литературы в это время — история Руси и смысл человеческой жизни. Древнерусская литература описывает жизнь исторических личностей. В ней почти нет места выдумке. Авторы безлики и пишут о том, что происходит вокруг. Всё это обуславливает тот факт, что древнерусская литература имеет большое значение для истории, ведь она несёт в себе много исторических данных. Например, «Слово о полку Игореве» является одним из известных памятников древнерусской литературы, дошедших до нас. В этом произведении рассказывается о неудачном походе русского князя Игоря Святославовича на половцев. «Слово о полку Игореве» хоть и относится к древнерусской литературе, но содержит в себе фольклорные и языческие мотивы, которые переплетаются в этом произведении с христианскими.

На портале вы можете также узнать точку зрения, согласно которой — «Слово о полку Ирогеве» ни что иное, как фальсификация конца XVIII века. А также, почему это произведение содержит в себе следы разных эпох от XII до XVIII века. Другим достаточно сложным для изучения произведением русской литературы является поэма великого русского писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это произведение было задумано трёхтомным, но напечатан был только первый том.

В поэме «Мертвые души» много лирических отступлений, которые создают особое настроение. В них Гоголь выразил свои размышления и глубокие переживания. В курсе литературы вы узнаете о смысле названия поэмы «Мертвые души», историю написания произведения, а также исторический контекст, который Николай Васильевич вкладывал в поэму. Отдельно разбирается одно из лирических отступлений — новелла «Повесть о капитане Копейкине», которая является частью «Мертвых душ», но долгое время была запрещена цензурой. В курсе лите­ратуры ещё много замечательных произведений как русских, так и зарубежных писателей и поэтов, которые позволяют оценить разнообразие и богатство литературных жанров и идей. Это А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.А. Блок и многие другие. И каждому из них в курсе литературы уделяется достаточно времени, чтобы ученики смогли ознакомиться с их творчеством.

Сочинение про Книги

В современном мире, таком быстром и вечно меняющемся, каждому человеку приходится подстраиваться под этот бешеный ритм, задаваемый постоянным развитием. Время не стоит на месте и движется только вперёд. Как не стоят на месте и технологии, упрощающие жизнь человеку и дающие возможность сделать, найти, приобрести что-то в кратчайшие сроки. Но иногда хочется остановиться и отдохнуть от всей этой суеты. Отвлечься и побыть наедине со своими мыслями. Есть множество способов для духовного отдыха и одним и самых прекрасных считается книга.

Книга – самый главный источник знаний во все времена. Ещё в древности люди олицетворяли её с чем-то священно-важным и незаменимым для мыслящего человека. С первым появлением различных табличек, деревяшек, исписанных какими-либо датами и событиями, люди начинали развивать свой мозг. Любой уважающий себя человек обязан был прочитать хотя бы одну книгу за всю свою жизнь.

Каждая книга по-своему уникальна и важна и выполняет свою определённую миссию. Художественная литература открывает своим читателям двери в мир повестей, романов, рассказов. Она помогает сформировать вкусы и взгляды, помогает лучше разбираться в себе и своих чувствах. Книги этого жанра олицетворяют целую вселенную судеб и жизней как вымышленных, так и существовавших героев, помогают провести параллель между плохими и хорошими поступками персонажей, оценить их поведение.

Научная литература в свою очередь является основой учебного и образовательного процесса. Она обеспечивает своих читателей знаниями в таких сферах науки, как экономика, история, обществознание и многое другое. Учебники и пособия дают возможность «прокачать» свой мозг и усовершенствовать свои знания в какой-либо области.

Подводя итог, можно сказать, что роль книги в жизни человека просто огромная и вряд ли когда-то может быть переоценена. К сожалению, с развитием Интернета, печатные издания постепенно вытесняются, на смену романтичному шелесту бумажных страниц приходит холодный свет от экрана смартфона или монитора компьютера. Но как бы то ни было, такие перемены приносят за собой удобства носить любимое произведение с собой, даже не покупая его.

Книга всегда была, есть и будет незаменимым источником знаний. Чтение книг это как будто личный разговор с их авторами, способный буквально с первых страниц унести своего читателя в мир прекрасного и неповторимого.

Другие темы: ← Какие качества раскрывает в человеке любовь↑ 11 классЧтение →

На уроках в начальной школе учителя часто именно так спрашивают, когда заканчивают чтение и анализ текста и хотят подвести итог. И родители по старой памяти тоже этот вопрос малышам задают. Почему я про это вспомнила? Потому что получила вопрос: чему учит книга «Котёнок по имени Гав»? И задумалась над ответом.

На мой взгляд, не стоит маленьких детей приучать к этой формулировке «чему книга учит», книга всё же не учебник и не сборник нравоучений. Книга рассказывает увлекательные истории, помогает эмоционально прожить ситуации, вызывает эмоции и размышлениям, даёт возможность узнать новое и мысленно перенестись туда, где ты не бывал, развивает фантазию и воображение. Автор делится с читателями своими наблюдениями, открытиями, чувствами, размышлениями, помогает ребёнку задуматься о себе самом (а я какой? А я как бы сделал. )

Книга Г. Остера «Котёнок по имени Гав» – одна из любимых у моей внучки. Мы её перечитали сто раз и столько же раз посмотрели мультфильм. Эта небольшая книжка рассказывает, как малыш открывает мир вокруг, какие неприятности и радости могут с ним случаться, как непросто быть не таким, как все. Котёнок Гав узнаёт, что значит быть внимательным и вежливым и как дружить и помогать другу. И ребёнок вместе с котёнком и щенком дрожит от страха в грозу и смеётся, когда узнаёт, как именно котёнок спрятал котлету. А вот спрашивать, чему учит эта книга, как-то совсем не хочется.

Автор Екатерина Бунеева

На платформе Vikids вы можете:

Почитать похожие статьи или написать свою.

Перейти на Форум.

Найти/Купить книги.

Источник

Анализ сказа «Левша» (Н. С. Лесков)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.04.2020 · Обновлено 29.04.2020

В своих произведениях Н. С. Лесков нередко брался за изображение русского народа и стремился наиболее точно и ярко отразить его особенности. Так, в сказе «Левша» писатель рассказывает о судьбе талантливого русского умельца, которая разбивается о безразличие и жестокость власти. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ произведения Н. С. Лескова по плану, который поможет детально рассмотреть сюжет, персонажей и идеи текста.

История создания

Н. С. Лесков написал «Левшу» в 1881 году и сразу опубликовал свое произведение в журнале «Русь». К первому отдельному изданию писатель написал предисловие, в котором объяснил происхождение сюжета. Легенда о блохе и подковавшем ее мастере якобы была записана по сказу старого тульского оружейника, с которым Н. С. Лесков познакомился в Сестрорецке.

Позднее автор отказался от публикации этого предисловия и на обвинения критиков в использовании народного сюжета заявлял, что его сказ – литературный вымысел, основанный на известной прибаутке об английской стальной блохе, которую тульские мастера подковали и отправили обратно.

Н.С. Лесков был очень патриотичным писателем и прославлял традиционные ценности. Многие его произведения направлены на раскрытие феномена русского духа. Богатство русской души, самобытности исторического пути России, духовность отечественной культуры — вот главные темы творчества Лескова.

Жанр, направление

Авторское определение жанра «Левши» отсылает читателя к фольклорным истокам нашей литературы. Сам Н. С. Лесков назвал свое произведение «сказом». Для этого литературного жанра характерно подражание фольклорному стилю, а повествование обычно ведется от лица вымышленного рассказчика, близкого по образу к народным сказителям. Такая стилизация позволила писателю приблизить свой текст к народному творчеству, создать произведение, которое можно пересказывать в виде живой, веселой и поучительной истории про судьбу русского героя-умельца.

Направление творчества Н.С. Лескова — реализм. Однако в данном произведении прослеживаются черты романтизма:

Смысл названия

Полное название произведения звучит как «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Таким названием Н. С. Лесков сразу задает жанр, настраивает читателя на восприятие полусказочной-полуреальной истории о народном герое и выпавших на его долю приключениях.

Вынесение в заглавие текста самого Левши неслучайно. Левша – не имя персонажа, а его отличительная особенность, сам герой остается безымянным мастером. Даже на выкованных крохотных гвоздиках для подков блохи не остается места для его имени. Это позволяет писателю сделать героя собирательным образом всех неизвестных русских умельцев, преданных своему дела и своей родине, но не оцененных по достоинству.

Суть: о чем?

Движущей силой повествования становится своеобразное соревнование между английскими и русскими мастерами. Во время путешествия по Англии император Александр I восхищается изобретениями местных умельцев и не жалеет огромных денег за заморскую диковинку – механическую танцующую блоху. О блохе быстро забывают, пока она не оказывается у Николая I. Одержимый идеей превосходства над другими странами, новый император отправляет генерала Платова к тульским мастерам, чтобы те смогли показать свое искусство и сделать что-то более интересное. Трое лучших мастеров задумывают подковать маленькие лапки блохи крохотными подковами, а самый искусный из них – косой левша – выковывает для этих подков гвоздики.

Император и генерал довольны тем, что удалось превзойти иностранных мастеров, и даже отправляют Левшу с делегацией в Англию, чтобы те продемонстрировали свое превосходство. В Англии Левшу ожидает много открытий: там не только используют более передовые техники, например, чистки ружей, но и совсем иначе относятся к грамотным мастерам своего дела: с почтением и уважением. Несмотря на все уговоры, герой отказывается остаться в чужой стране, он стремится больше узнать и привезти полученный опыт на родную землю, но вскоре после прибытия Левша трагически умирает, а его умения и знания оказываются никому не нужны.

Более подробно Литрекон описал сюжет в кратком содержании, там же Вы найдете отзыв.

Главные герои их характеристика

Многомудрый Литрекон поместил образы героев сказа «Левша» в таблице:

Центральный персонаж повествованияодин из безымянных тульских мастеров, названный по своей отличительной особенности Левшой. Это простой и прямой человек, ответственно и с любовью подходящий к своему делу. С благодарностью за оказанное доверие Левша и его товарищи берутся за задание императора превзойти английских мастеров и придумывают подковать механическую блоху. При этом трудиться им предстоит в обыкновенной избе, а о специальных приборах и даже «мелкоскопе» не может быть и речи – все приходится делать «на глаз». Еще одним испытанием для героя становится поездка в Англию. Там Левша замечает, как сильно отличается отношение к профессионалам своего дела в этой стране и на его родине. Русскому умельцу предлагают хорошие условия и зовут его остаться, но Левша не может бросить старых родителей и отказаться от своей веры. Более того, он любит родную страну и потому прилежно собирает те знания, которые могут пригодиться ему после возвращения и помогут усовершенствовать отдельные отрасли.
Император Александр IИмператор Александр I в сказе изображается как человек любознательный и впечатлительный. Во время своей заграничной поездки он с восторгом осматривает местные кунсткамеры, наполненные всевозможными диковинками, стремится быть вежливым с иностранцами и легко отдает большую сумму денег за «подаренную» блоху, которая «танцует дансе». При этом император убежден в превосходстве западной научной мысли и не верит, что на подобные изобретения способны его соотечественники.
Император Николай IНиколай I, наоборот, желает доказать, что русский народ способен превзойти англичан в изобретательности. Он не задумывается, каким трудом достигается мастерство, в каких непростых условиях вынуждены работать по его заказу мастера, так как сосредоточен лишь на желании поразить иностранцев результатом.
Атаман донских казаков ПлатовЕще один персонаж – атаман донских казаков Платов. В начале повествования он предстает истинным патриотом, доказывающим императору Александру, что Россия ничем не уступает Европе, однако гордость Платова за родину скорее показная. Он грозится наказать мастеров, если им не удастся «удивить» Николая, а после отставки и вовсе отказывается помогать попавшему в беду Левше.
АнгличанеАнгличане в сказе предстают практичным и хитрым народом, однако автор признает их умение грамотно организовать труд и жизнь рабочих. Они привыкли ценить профессионализм, поэтому с уважением принимают Левшу и даже приглашают его остаться.

Тематика сказа Н. С. Лескова «Левша» обусловлена теми реалиями русской жизни, которые писатель кладет в основу сюжета.

Проблемы

Несмотря на сказовый характер повествования, Н. С. Лесков поднимает в произведении актуальные для российской действительности проблемы.

Основная идея

Главную мысль сказа Н. С. Лескова можно сформулировать на основе образа самого Левши. Герой остается верен своему отечеству, честно трудится на его благо и до последней минуты переживает за его судьбу. Писатель убежден в праведности его пути: такие люди навсегда остаются в памяти своего народа и истории своей страны.

К сожалению, власть оказывается неспособна по достоинству оценить своих умельцев. Если в Англии героя встречают с уважением и предлагают достойные условия для жизни и работы, то на родине о его труде очень быстро забывают и бросают умирать. Автор осуждает власть имущих и дает им повод задуматься о судьбе родины. Нравственный смысл «Левши» заключается в том, что необходимо ценить талант и делать все возможное для его реализации. Гуманность, образование, сострадание — вот что нужно народу, чтобы проявить себя. Без этого Россия так и останется отсталой страной с продажными Платовыми и загнанным в угол потенциалом.

Чему учит?

Сюжет сказа «Левша» заставляет задуматься о том, что честное и верное служение делу и родине часто оказывается неоцененным и невостребованным. Важно помнить: не чин или происхождение, а духовные качества и умения способны по-настоящему возвысить человека. Левша вызывает уважение, потому что, несмотря на все свои слабости, остается цельной фигурой, сохраняет верность себе и своим принципам.

В простой и хлесткой форме сказа Н. С. Лескову удается изобразить те русские реалии, которые тормозят прогресс страны и мешают развитию ее людей. В Левше писатель видит необыкновенную силу и преданность, свойственные народному духу, и говорит о необходимости поддержки и укрепления лучших качеств и умений русского народа. «Левша» учит нас гордиться своей страной, но лишь тогда, когда эта гордость искренна, а не исходит из желания угодить царю и возвыситься.

Критика и художественные особенности

После публикации «Левши» критика упрекала автора в использовании народного сюжета, на что Н. С. Лесков заявлял, что повествование полностью вымышлено и только стилизовано под народное творчество.

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» весь от начала до конца представляется набором шутовских выражений — в стиле безобразного юродства. Разные сатирические ухищрения не прикрывают собою некоторого национального самохвальства, которое жило в душе Лескова и, можно сказать, сохранилось до конца его дней — в постепенно бледнеющих чертах.(А. Л. Волынский, «Царство Карамазовых; Н.С. Лесков», 1901 г.)

Исследователями неоднократно говорилось и о социальных темах, которые поднимает писатель. Прежде всего, это жестокость и безразличие власти по отношению к своему народу, непросвещенность самого народа, талант которого оказывается неспособен раскрыться в полную силу.

Использование сказовой формы обуславливает целый ряд художественных особенностей произведения. Повествование ведется от лица вымышленного рассказчика, приближенного к образу самого Левши. Это простой человек, в речи которого обильно встречаются искажения слов («мелкоскоп», «грандеву», «колтыхание») и просторечные выражения («а поднимать станут – ухи рвут, чтобы в память пришел»).

«…он [Лесков] пишет массу рассказов, сильных по выполнению и проникнутых в каждой строчке благородным настроением автора. Таковы его рассказы, вошедшие во II том под общим заглавием «Праведники», и полный эпического спокойствия «Сказ о тульском левше и стальной блохе» и т.д. (А. И. Фаресов, «Против течений. Н. С. Лесков. Его жизнь, соч., полемика и воспоминания о нем», 1904 г.)

«Но чувство меры, вообще мало присущее таланту Лескова, изменяло ему и в этом случае. Иногда обилие подслушанного, записанного, а порой и выдуманного, новообразованного, словесного материала служило Лескову не к пользе, но к вреду, увлекая его талант на скользкий путь внешних комических эффектов, смешных словечек и оборотов речи. Этот … недостаток резко сказался в знаменитых «Полунощниках» и в еще более популярном «Сказе о тульском левше и стальной блохе».(А. В. Амфитеатров, «Собрание сочинений Ал. Амфитеатрова. Т. 22. Властители дум», 1914 г.)

Сказ Н. С. Лескова написан живым и простым языком, но при этом поднимает немало серьезных проблем. Это безразличие государства к своему народу, отсутствие просвещения, неуважение к простому человеку и неспособность по достоинству оценить мастерство и талант. Комизм в «Левше» удивительным образом переплетается с трагизмом, что позволяет читателю наиболее полно рассмотреть ситуацию и сделать из нее выводы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *