Логическое ударение в предложении 4 класс что это
Логическое ударение. Как указывать логические ударения в русском языке?
Логическое ударение – это выделение главного слова в предложении при помощи тона голоса. Все предложения состоят из отдельных слов. Слово несет в себе определенный лексический смысл. Однако в каждом предложении можно найти одно ключевое слово, которое передает слушателям или читателям главную информацию. На него делается упор.
В устной речи логическое ударение в слове можно услышать. Логическое ударение выделяется при помощи понижения или повышения голоса, замедленного произношения слова. Чтобы правильно указать логическое ударение, нужно внимательно прочитать текст и определить слова, которые являются ключевыми, то есть, на которые следует обратить больше всего внимания.
Логическое ударение полностью зависит от контекста. Автор должен понять, какое именно слово он хочет выделить. В зависимости от речевой ситуации то или иное слово в предложении может оказываться под логическим ударением.
Мама (именно мама, а не то-то другой) пошла домой.
Мама пошла (именно пошла, а не поехала) домой.
Мама пошла домой (именно домой, а не в магазин).
Логическое ударение меняется в зависимости от того, что именно хочет подчеркнуть автор. Оно делает текст более легким для восприятия и позволяет выделить ключевые точки.
Логическое ударение
Логическое ударение — это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов в фразе.
Так, например, в строке из басни Крылова «Борона и Лисица»: «Лисица видит сыр» — слово «сыр» — главное по смыслу, так как из-за сыра Лиса остановилась и завела с Вороной разговор, поэтому именно это слово следует выделить логическим ударением.
Логическое ударение имеет очень большое значение для выразительного чтения. Фраза, прочитанная без выделения голосом слова, несущего сановной смысл, звучит неясно, ее сущность не доходит быстро до сознания слушателей.
«Ударение, — писал Станиславский,— указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» 1
Логическое ударение достигается различными средствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед выделяемым словом или замедлением темпа три произнесении этого слова. Однако надо помнить, что при постановке логического ударения никогда не следует злоупотреблять чрезмерным нажимом на выделяемое слово, так как это нарушает смысловую связь его с другими словами в фразе и вырывает из текста.
Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо очень внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как и с какой целью ведется в нем рассказ автором.
Вспомним стихотворение А. Пушкина «Осень». В этом стихотворении автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступлением осени. Поэтому при чтении следует выделить логическим ударением именно те слова, при помощи которых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и передает чувства, связанные с ее приближением:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Постановка логического ударения без предварительного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой отдельной фразы его может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию читаемого.
Так, если в рассказе В. Осеевой «Просто старушка» вопрос девочки: «Это твоя бабушка?» — произнести с выделением не слова «твоя», а слово «бабушка», то смысл произведения будет передан неверно, так как главное в рассказе не в том, бабушка ли это, мама или еще кто из родственников мальчика, а в том, что он уступил место посторонней, незнакомой старушке, проявив вежливость в отношении к старшим.
Логическим ударением может быть выделено любое слово в фразе в зависимости от ее смысла, и осознанного намерения читающего обратить внимание слушателя на то или иное слово.
Возьмем фразу: «У меня вчера очень болела голова». Произнесем ее с выделением различных слов и посмотрим, как эта фраза будет восприниматься.
У меня вчера очень болела голова (у меня, а не у кого-то другого).
У меня вчера очень болела голова (вчера, а не в другое время).
У меня вчера очень болела голова (не просто болела, а очень сильно).
У меня вчера очень болела голова (был не здоров, а болел).
У меня вчера очень болела голова (голова, а не что-то другое).
Существуют правила постановки логических ударений, которые помогают в ряде случаев находить наиболее важные в смысловом отношений слова.
Логическим ударением выделяются:
1. Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые:
Был мальчик, звали его Филипп.
(Л. Толстой «Филиппок»)
2. Слова, содержащие противопоставление:
Деревья весело шумели,
«когда вернулась к нам весна;
и только ель одна меж ними
была безмолвна и мрачна.
шумели, когда настали холода;
лишь ель молчала равнодушно
и зеленела, как всегда.
3. Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значение имеет процесс, действие) в нераспространенном
предложении:
Подули студеные ветры.
(И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)
Побежали оба Мороза.
4. Существительное в родительном падеже при сочетании с другим существительным:
Вот уже темнеют реки,
тянет кверху дым костра.
(А. Твардовский «Осень»)
5. Существительное, стоящее после прилагательного:
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит.
(А. Пушкин «Зимнее утро»)
Однако, если читающий хочет особо выделить признак предмета, особенность действующего лица, подчеркнуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном:
Январь. Начало года.
(Н Саконская «В гостях у Ленина»)
6. Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного:
трещит в аллеях парка.
(3. Александрова «Лыжники»)
7. Пояснение при глаголе:
Мигом команда моя разбежалась.
(Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)
8. Слова, выражающие сравнения:
за ночь вымостил мороз.
9. Слова, обозначающие перечисление или счет:
Проходят, встают предо мною
и месяц над самой трубою,
и липа напротив крыльца.
(М. Исаковский «У самой границы»)
10. Обращение, стоящее в начале фразы:
Соседка, слышала ль ты добрую молву?
(И. Крылов «Мышь и крыса»)
Если обращение стоит в середине или в конце фразы, то оно логическим ударением не выделяется:
Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою!
(Русская народная сказка «Колобок»)
(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)
11. Слова, выражающие короткое, быстрое действие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д.:
Баран разбежался — да бац, бац, начал осаживать волка по бокам.
(Русская народная сказка «Зимовье зверей»)
12. Слова, выражающие вопрос:
13. Прилагательное с существительным, если они обозначают главное лицо, предмет, явление:
Сквозь волнистые туманы
Правила постановки логических ударений в равной степени относятся как к прозе, так и к стихам. Необоснованное увлечение ритмико-мелодической стороной, стремление особо выделить рифмующиеся слова может привести к нарушению смысла стиха. Так, при постановке логического ударения только на рифмующихся словах смысл четверостишия будет искажен:
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
И, наоборот, при верном выделении наиболее важных в смысловом отношении слов текст четверостишия будет восприниматься быстро и точно:
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Приведенные правила облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако в зависимости от намерения читающего выделить какое-либо слово, которое, по его мнению, имеет важное значение, от этихправил допустимо отступление, если оно не противоречит замыслу автора, идее произведения и вытекает из внутреннего смысла текста (подтекста).
Так, в двустишии из стихотворения М. Лермонтова «Смерть поэта»:
Пустое сердце бьется ровно,
логическое ударение можно сделать не на существительном «сердце», а на прилагательном «пустое», если читающий хочет особо отметить бездушие убийцы.
1. На каждое правило подобрать два примера, выписать в тетрадь, проставить логическое ударение и прочитать вслух.
Мы идем по темному ельнику.
Мы идем то темному ельнику.
Мы идем по темному ельнику.
Мы идем по темному ельнику.
3. Прочитать фразы, выделяя логическое ударение:
Кто кинул луком в Луку?
Кинул луком Клим в Луку.
Кинул луком Клим в Луку.
Чем Клим кинул в Луку?
Кинул луком Клим в Луку.
4. Списать текст в тетрадь, подчеркнуть слова, которые выделяются логическим ударением, и объяснить, почему именно эти слова следует выделить:
Логическое ударение в предложении 4 класс что это
Логическое ударение
С помощью логического ударения голосом выделяются наиболее важные слова в предложении. В зависимости от того, на каком из слов в предложении стоит логическое ударение, предложение изменяет свою смысловую окраску или логику.
С помощью логического ударения голосом выделяются наиболее важные слова в предложении. В зависимости от того, на каком из слов в предложении стоит логическое ударение, предложение изменяет свою смысловую окраску или логику. Например, сравните:
В нашей деревне созрели вишни.
В этом предложении говорится о том, что в деревне созрели именно вишни, а не что-либо иное.
В нашей деревне созрели вишни.
В этом предложении говориться о том, что вишни уже созрели.
В нашей деревне созрели вишни.
В этом предложении говориться о том, что вишни созрели именно в деревне, а не в каком-либо другом месте.
Из примеров видно, что при одинаковом порядке слов именно логическое ударение позволяет выделить наиболее важную информацию. Логическое ударение нельзя обозначить на письме, так как оно, в отличие от порядка слов, является средством только устной речи. Поэтому в случае, когда порядок слов не выделяет самого важного в предложении, логическое ударение является обязательным в устной речи (166). Умение выделять наиболее значимую информацию в предложении с помощью логического ударения – это необходимое условие выразительной устной речи.
Логическое ударение – это выделение голосом наиболее значимых слов в предложении. Логическое ударение является средством только устной речи, его нельзя обозначить на письме. Умение выделять наиболее значимую информацию в предложении с помощью логического ударения – это необходимое условие выразительной устной речи.
Презентация по теме «Логическое ударение»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ Логическое ударение — это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов в фразе.
Логические ударения свойственны исключительно устной речи. Логическое ударение достигается различными средствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед выделяемым словом или замедлением темпа три произнесении этого слова. Однако надо помнить, что при постановке логического ударения никогда не следует злоупотреблять чрезмерным нажимом на выделяемое слово, так как это нарушает смысловую связь его с другими словами в фразе и вырывает из текста.
Давайте проследим, как меняется логическое ударение в зависимости от того, что нам хотят сказать 1)В нашем саду расцвели розы! В данном случае нам сообщают, что расцвели не ромашки, не тюльпаны или другие цветы, а именно розы. 2) В нашем саду расцвели розы! Имеется в виду, что розы уже расцвели. 3) В нашем саду расцвели розы! Говорящий подчеркивает, что розы расцвели именно в нашем саду, а не в соседском или в каком-либо другом.
Перенесем логическое ударение на первое слово. Весь Казахстан – наш дом. Интонация предложения становится напряженной, а логическое ударение – сильным. Имеется в виду, что нет уголка в Казахстане, к нуждам и просьбам которого мы можем остаться глухи или безразличны. Теперь, логически выделим слово Казахстан. Весь Казахстан – наш дом. Логическое ударение остается сильным. И говорящий, и слушатель ощущают свою принадлежность ко всему казахскому, к земле, которая дарована нам с рождения.
Ребусы: Уровень А: Уровень Б: Слово Ударение
Ребусы: Уровень А: Уровень Б: логика речь
Ребусы: Уровень А: Уровень Б: ФРАЗА ИНТОНАЦИЯ
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-614664
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Логическое ударение. Правила постановки логического ударения
Правила постановки логического ударения
Просмотр содержимого документа
«Логическое ударение. Правила постановки логического ударения»
Логическое ударение это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слово или группы слов в фразе. Логическое ударение имеет очень большое значение для выразительного чтения.
Логическое ударение передают различными средствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед определяемым словом или замедлением темпа при произнесении этого слова. Логическое ударение не должно быть чрезмерным, иначе будут нарушать на смысловая связь с другими словами во фразе. Чтобы правильно поставить логическое ударение, необходимо внимательно познакомиться со всем текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о чем, как с какой целью ведется разговор.
Пушкин, красочно и ярко изображает осеннюю природу, поэтому следует выделять логическим ударением именно те слова, с помощью которых поэт наиболее яркого создает картину осени и настроения, связанные с ее приближение:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась.
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Постановка логического ударения без предварительного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой фразы может привести к искажению смысла, а следовательно, и к неверному восприятию произведения слушающим.
Логическим ударением может быть выделено любое слово предложения в зависимости от того на что хочет обратить внимание слушателя говорящий.
у меня вчера очень болела голова.
(у меня, а не у кого-то другого,
Вчера, а не в другое время,
не просто болела, а очень,
болела, а не кружилась,
голова, а не что то другое.)
Существует ряд правил постановки логического ударения, которое облегчают подготовку к выразительному чтению текста.
Логическим ударением обычно выделют:
1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением:
В зале собрались зрители
Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях:
Сегодня морозный день.
2. Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые:
А по маминой подушке
Луч крадется золотой …
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет…
3. Слова, содержащие противопоставление:
Не ветер бушует над бором,
Не гор побежали ручьи,
Обходит владенья свои.
4. Подлежащее в нераспространенном предложении:
5. Существительные в родительном падеже, при сочетании с другими существительными:
Дам тебе я хлебной корки
6. Существительное, стоящее после прилагательного:
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
7. Прилагательная (или несколько прилагательных), стоящие после существительного :
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой…
8. Пояснения при глаголе:
Мигом команда моя разбежалась.
9. Слова, выражающие сравнение:
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз…
10. Слова, обозначающие перечисления или счет:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые.
11. Обращения, стоящие в начале фразы:
Колобок, Колобок, я тебя съем!
12. Слова, выражающие короткое, быстрое действие:
Баран разбежался – да бац, бац, рогами к стене припер.
13. Слова, выражающие вопрос:
Правила постановки логического ударения относятся к равной степени, как к прозе, так и к стихам. От этих правил возможны отступления.