Лучший мотоцикл для дальних поездок
Выбор мотоцикла для путешествий
Я часто вспоминаю наше давнее велопутешествие на Байкал. Подобное погружение в атмосферу невозможно на автомобиле: меняющаяся погода, разнообразие запахов, созерцание окружающей природы и физическое измождение. Потный и пыльный бежишь по 30−градусной жаре к озеру, чтобы окунуться. А Байкал такой ледяной, что аж ноги сводит. Нырнул — и тысячи иголок тут же вонзились в голову.
Открыл глаза под водой, проплыл несколько метров и вынырнул заново родившийся. А после опустил голову в воду — и пьёшь. Первобытное ощущение.
Ещё сильнее нас накрыла автономная пешеходная Камчатка — подготовка, оборудование, снаряжение и долгая изнуряющая борьба с собой.
Восхождение на Эльбрус стало ярчайшим событием среди всех путешествий. Каждый шаг по склону был прожит от начала до конца.
Вообще, в те моменты, когда ты отдыхаешь душой в отрыве от привычного жизненного графика, хочется быть как можно ближе к природе.
Тебе мокро, когда идёт дождь и холодно, когда дует ветер. Это круто — поздравляю, ты живой!
Каким бы архаичным ни был автомобиль, он выступает защитным экраном между внутренним пространством кабины и внешним миром. Во время поездки по Узбекистану на своём «Патруле» я отключил кондиционер. На улице жара под 50 градусов, открыта форточка — а мне хорошо. Весь салон в песке, в глазах мутнеет… Но это же Кызылкум! Нельзя в пустыне ездить с включённым климат-контролем, это же неуважение.
Это, кстати, была уникальная поездка — два внедорожника и мотоцикл Yamaha XT 600 E. Тогда впервые появилась мысль попробовать новый формат путешествий.
Итак, нужно найти двухколёсный транспорт для внедорожных путешествий — то есть для асфальтовых трасс и грунтовых маршрутов.
Выбрать универсальный четырёхколёсный экспедиционник всегда было проблемой — чтобы и на долгих перегонах не уставать, и на оффроаде уверенно переть. У мотоциклов оказалась та же тема, но скрытая в деталях. Вроде два колеса, мотор — и погнали в «полную дыру»! Но оказалось, они все абсолютно разные: развесовка, посадка, подвеска, конструктив, мотор, запас топлива, защита, резина. Вместе с геометрией в мотоцикле меняется всё, включая его смысл. Сбросил вес — перестал ездить на дальние дистанции. Чуть больше наклонился вперёд — боишься грязи.
Поставленные цели решают мотоциклы класса «эндуро-турист». То есть доехать по трассе до нужной локации и затем свернуть в направлении неработающих сотовых телефонов. Оказалось, таких моделей немного. Японцы — Honda Transalp, в народе именуемый «Трансляп», Honda Africa Twin «Африка», Yamaha Super Tenere «Сутенёр»; европейцы — BMW серии GS «Гусь» и KTM 950 или 990 Adventure. Каждая модель хороша, но со своими особенностями и характером. «Гуси» версии R1200GS очень популярны среди путешественников — огромный выбор б/у техники разного уровня подготовки. У австрийского KTM «дакаровские» корни — конструкция рамы, маятника и ход подвески.
Выбор мог бы оказаться затяжным, нудным и сложным, если бы не KTM, стоящий в гараже моего друга Вадима. После Узбекистана он несколько лет занимался мотокроссом, проехал гонку во Франции и подготовился к серьёзным путешествиям в том числе как механик.
Поездка на одинаковых мотоциклах — это удобно. Взаимозаменяемость запчастей, общий инструмент, ТО, подготовка. Поэтому вопрос с поиском решился быстро.
Неспеша был найден вариант 2011 года Dakar Edition — юбилейная версия ралли «Дакар», с пробегом 31 000 км. Далее последовало довольно длительное приведение его в боевое состояние. Помимо стандартных регламентных работ, было установлено всё необходимое дополнительное оборудование и проведена серия технических апгрейдов.
Осталось только «райдеру» соответствовать его уровню подготовки.
В качестве «тест-драйва» в прошлом году мы проехали более 8000 километров по Балканам, которые щедро предоставили по-моему все виды дорожного покрытия: скоростные автобаны Хорватии, разбитые дороги пригорода Македонии, серпантины Черногории и Албании.
Нам было и невыносимо жарко, и дико холодно. На трассе ветер дул такой силы, что мотоцикл приходилось держать в наклоне, а обратный путь решил показать нам, что такое настоящий дождь. Точнее ЦУНАМИ, СПАСИТИ-ПАМАГИТИ! Это когда едешь в стойке, а ноги на подножках в воде, сверкают молнии и автомобили вокруг на аварийке.
Без Вадима, конечно, это всё не состоялось бы. Спасибо, амиго, что делился и продолжаешь шарить все основные навыки, без которых было бы совсем тяжко.
В ходе поедзки понял, что делать, если:
— жарко в дождевике;
— холодно в полном экипе;
— больно мошкой по роже;
— обгорел леопардовыми пятнами;
— чешется ухо в шлеме на ходу;
— хочется пить и ссать.
Поездка на мотоцикле ни на что не похожа. Тяжело рассказывать об этом тем, кто ни разу не ездил. Первый вопрос, который обычно слышишь в ответ на твою улыбку до ушей: «А если дождь?». Если дождь, то есть определённый дискомфорт, представьте себе. Даже если ты в дождевике — руки мокрые, почти ничего не видно, дорога скользкая, разойдись! Вообще, на мотоцикле начинаешь лучше чувствовать окружающую среду. Едешь в низине, жарит солнце больше 40 градусов — невыносимо душно. Поднялся на перевал, нырнул в ущелье — ледяной воздух пробирает насквозь. И запахи. Разные, много. Цветочное поле, шашлык, навоз. Снова навоз и жгут покрышку.
Ты проживаешь дорогу, а не пролетаешь мимо.
Управление мотоциклом требует определённых навыков. Балансирование, внимательность и опыт. Учишься ездить всегда, каждую секунду. Даже мелкую ошибку дорога может не простить. Поэтому защита, реакция и практика.
На мотоцикле как будто появляются оттенки. Сотня разных дорожных покрытий: асфальт старый, новый, только что уложенный. Мокрое пятно. Вода? А может, это антифриз или масло. Поворот плавный, крутой, с изменяющимся радиусом. На асфальте песок, разметка. Ручей пересекает дорогу на повороте. Лесная дорога, красиво. Но какая-то сволочь может перебежать дорогу.
«А страшно вообще?» Страшно! Каждый раз перед поездкой страшно. Но с первых метров страх сменяет работа всего организма — буквально от головы до ног. Каждое мгновение мозг просчитывает сотню параметров. Учишься считывать возможные ошибки других водителей, смотреть на несколько шагов вперёд, всё делать с упреждением. Всегда следишь за посадкой — колени сжимают бак, кисти расслаблены, локти наверх. Доводишь до автоматизма. Но как только теряешь контроль над ситуацией, делаешь массу ошибок. Раз за разом одно и то же — не дотормозил, перегрузил переднее колесо, расслабил ноги, зажал руки, всё приплыли. Чтобы этого не было — практика.
На мотоцикле ездить непросто. И с точки зрения управления, и травмоопасности. Приходится терпеть физический дискомфорт — шумно, ветрено, устаёшь. Вообще, постоянно нужно бороться и терпеть. Но радость от поездок можно сравнить со спортом — задолбан, но счастлив.
Ты более мобильный. Почти любую пробку можно аккуратно объехать. Например, при прохождении границы из Хорватии в Словению мы за 15 минут объехали почти 10−километровую очередь. Судя по всему, был сезонный пик, и люди стояли перед границей несколько дней. Сотни караванов и кэмперов.
На трассе пригождается автомобильный опыт дальних поездок. Ты уважаешь всех участников дороги, и тебе отвечают тем же. Это даёт очень приятное ощущение.
Про «дух свободы», «вольный ветер» и вот это вот всё — какая свобода, когда заправляться надо каждые 300 километров?
Сложно с ходу рассказать обо всех плюсах и минусах мотоцикла. Многое зависит не только от техники, но и от целей поездки, от подготовки и общего настроя. Есть проблема хранения и обслуживания мотоцикла. Технически он проще автомобиля. Перебирать мотор в степи не придётся, но базовые знания иметь необходимо. К тому же критически важно качественно обслужить его перед поездкой.
К некоторым ограничениям приходится привыкать. Объём топлива — не пропустить заправку. Нет запасного колеса — при проколе надо разбортировать и клеить камеру.
На малых скоростях ты неустойчивый, на больших — неповоротливый.
На общее ощущение от поездки могут сильно влиять несущественные мелочи. Избыточный вес и объём багажа, неправильная балансировка и плохой крепёж меняют поведение мотоцикла. Неграмотно подобранная одежда, отсутствие дождевика или запасных сухих вещей добавят проблем, на борьбу с которыми сил может не остаться. В этом частично помогает прошлый опыт — минимум необходимого оборудования, распределение веса между всеми участниками поровну. Но главное правило всегда одно — надо ездить. Личный опыт ничто не заменит.
Мотик — это по-настоящему живой организм. Чтобы им управлять, надо тренироваться и найти к нему подход. Иначе выкинет на раз-два.
Рейтинг лучших мотоциклов для путешествий в 2022 году
Не боитесь дальних расстояний, бездорожья, огромных скоростей и обжигающего ветра в лицо? Не за горами новый сезон и пора выбирать байк для приятного времяпровождения. Эта статья познакомит любителей дорожных приключений с особенностями выбора мотоциклов для путешествий, а также лучшими моделями, представленными в данном классе.
Как выбрать мотоцикл для путешествий?
Вопрос выбора подходящего мотоцикла для туризма является очень непростым. Стоит учесть, что помимо стоимости и бренда производителя существует ряд критериев, которыми необходимо руководствоваться перед совершением покупки. Ошибки при выборе могут привести к печальным последствиям, и деньги, потраченные на приобретение нового «железного» коня могут быть в буквальном смысле «выброшены на ветер». Итак, на что в первую очередь обратить внимание при выборе туристического мотобайка:
Наверное, один из основных вопросов, ответ на который позволит определиться с классом мотоцикла. Если путешествие ограничивается передвижением по шоссе, то подойдет практически любой байк. В случае необходимости съезда на проселочные дороги или вообще полное отсутствие оных, то рациональнее выбрать мотобайк, адаптированный под условия бездорожья.
Чем меньше масса снаряженного транспортного средства (а ее следует складывать из суммы масс самого байка, водителя, пассажира и багажа), тем лучше управляемость, но хуже тяга. Самые тяжеловесные модели предназначены для путешествий по трассам, для бездорожья лучше выбрать более легкие варианты.
Данный фактор определяет необходимость наличия отдельных отсеков для багажа. Как правило, они представляют собой металлические или пластиковые кофры — специальные кейсы с креплением к корпусу мотоцикла. Объем кофр в большинстве случаев определяет дальность поездки. Например, при планировании путешествия длиной более 300 км 3 кофра общей емкостью до 90 литров просто необходимы. Стоит отметить, что также существуют отдельные одно- или двухосные прицепы для мотоциклов.
При путешествии вдвоем особое внимание следует уделить комфорту пассажирского места — прежде всего посадке «второго номера». Для спокойных путешествий стоит сделать выбор в пользу тяжелых и вместительных мотоциклов, на спортивных вдвоем зачастую бывает просто тесно.
Очень важным является фактор надежности автомобиля. Сможете ли вы отремонтировать его в «полевых» условиях, насколько доступны запасные части и сервисные центры с квалифицированными специалистами? Весьма полезным будет наличие электронных систем диагностики и своевременного оповещения о неисправностях, а также специальных устройств вроде автосмазчика цепи или круиз-контроля.
При выборе байка необходимо не забывать про расход топлива и возможность дозаправки по пути следования. Для путешествий в глухих местах желательно иметь запас в баке побольше, да и дополнительная канистра, безусловно, лишней не будет.
Это прежде всего удобные габариты и посадка с возможностью регулировки сидений, подножек и т. д., хорошая ветрозащита и наличие дополнительных «примочек», вроде подогрева ручек.
Ответ на вопрос — какой именно мотоцикл лучше — достаточно сложный. Необходимо четко определиться не только с его назначением и функционалом, но и рядом дополнительных критериев. Стоит помнить, что существует несколько разновидностей байков для туризма. Подробнее о них — в следующем разделе.
Какие бывают мотоциклы для путешествий?
Лучшие производители мототехники предлагают широкий выбор современных транспортных средств. В случае подбора мотоцикла для преодоления дальних расстояний по дорогам с различным качеством покрытия прежде всего следует обратить на следующие популярные модели:
Эндуро позиционируются, как универсальные мотоциклы — они одинаковы хороши как на асфальтированных трассах, так и на проселочных дорогах, песчаных пляжах и каменистых склонах. Правда, не стоит путать их с «внедорожниками». При проецировании на автомобильную тематику, это скорее «паркетник». В сравнении с кроссовыми моделями они обладают большей мощностью и динамикой, а также совершенно другим уровнем комфорта. По своим возможностям относительно проходимости различают:
В целом, мотоциклы эндуро — отличный выбор для путешественников. Неплохие возможности в сочетании с низкими эксплуатационными расходами и требованиями к мастерству пилота — все это делает данный класс одним из самых популярных вне зависимости от целей и маршрутов странствий.
Туреры просто созданы для путешествий. Это комфортабельные «полуавтомобили», если можно так выразиться. Таких моделей не так много, но они заслуживают самых положительных отзывов. Из недостатков, в первую очередь, стоит выделить их крайне неудобное использование в городской среде, прежде всего из-за больших габаритов и тяжелого веса. Круизеры можно назвать ответвлением класса турер. Они не так «фаршированы», при этом сохраняют свой неповторимый стиль и индивидуальность.
Класс спорт-турист — компромисс между скоростью спортивного мотоцикла и комфортом туристических моделей. Причем это не только развитая мощность и динамика и вместительный багажный отсек, но и хорошая ветрозащита, удобная посадка, умная подвеска и прочие полезные опции и «примочки». Просто незаменимая вещь для быстрых поездок на дальние расстояния. Поехать на выходные в Крым? Не вопрос, главное берегите себя в пути.
Рейтинг лучших представителей этих типов туристических мотоциклов, основанный на отзывах реальных владельцев, с описанием технических характеристик, а также преимуществ и недостатков каждой модели представлен в следующем разделе.
Лучшие мотоциклы для путешествий класса эндуро в 2022 году
BMW R1200GS Adventure | KTM 1190 Adventure | Ducati Multistrada 1200 S | |
---|---|---|---|
Рабочий объем двигателя, см3 | 1170 | 1195 | 1198 |
Мощность двигателя, л.с. | 125 | 150 | 160 |
Макс. Крутящий момент, Нм | 125 Нм при 7750 об/мин | 125 Нм при 7500 об/мин | 136 Нм при 7500 об/мин |
Число цилиндров/расположение | 2/Оппозитное | 2/V-образное | 2/L-образное |
Тактность | 4 | 4 | 4 |
Охлаждение | Жидкостное | Жидкостное | Жидкостное |
Макс.скорость, км/ч | 200+ | 260 | 279 |
Объем бака, л | 30 | 23 | 20 |
Высота по седлу, см | 87 | 89 | 82.5 |
Колесная база, см | 150.7 | 158 | 152.9 |
Вес, кг | 212 | 217 | 209 |
Страна производства | Германия | Австрия | Италия |
Средняя цена, тыс. руб | 1100-1200 | 1150-1300 | 1400-1600 |
Представитель легендарной серии GS, которую отечественные мотолюбители с любовью называют «гусями». Весьма серьезный агрегат для дальних путешествий. R1200GS Adventure выгодно отличается от своих предшественников универсальностью за счет использования сразу нескольких отдельных режимов управления, в том числе, в дождливую погоду и при движении на шоссе. Мотоцикл оснащен массивной защитой двигателя, пластиковыми панелями и широкими подножками. Отдельно стоит отметить вместительный бензобак емкостью 30 литров и современный бортовой компьютер с возможностью навигации и контроля за состоянием «железного коня». Из минусов — привычная для BMW высокая стоимость как самого транспортного средства, так и регулярного обслуживания и дополнительных аксессуаров.
“Гражданский» вариант мотоцикла — постоянного участника ралли серии Дакар, достойный конкурент для машин BMW со своим уникальным дизайном. Двигатель мощностью 148 л.с и взрывной характер, доставшийся по наследству от спортивного байка. Любителям комфортных путешествий наверняка придется по вкусу полный электропакет и вседорожная подготовка, включая усиленные шасси и антиблокировочную систему при торможении. Данная модель просто создана для того, чтобы доставлять удовольствие своему хозяину — максимально удобная для езды на дальние расстояния посадка, регулируемая подвеска, широкие шины и несколько автоматических режимов вождения.
Самая продаваемая модель серии Multistrada с позаимствованным у супербайка двигателем мощностью 160 л.с. Сложная электронная система управления с несколькими режимами движения и регулировки подвески, специальные шины Pirelli и потрясающий дизайн со ставшим визитной карточкой красным цветом — все это Ducatti Multistrada 1200 S. Кроме того модель оснащена специальной системой контроля тяги и ABS. Этот вариант сочетает в себе черты городского, спортивного и туристического мотоцикла и является по-настоящему мульти универсальным.
Топ мотоциклов для путешествий в классе турер и круизер в 2022 году
BMW K1600 GTL | Honda GL1800 Gold Wing | Harley-Davidson Electra Glide Ultra Limited | |
---|---|---|---|
Рабочий объем двигателя, см3 | 1649 | 1833 | 1690 |
Мощность двигателя, л.с. | 160 | 126 | 87 |
Макс. Крутящий момент, Нм | 175 Нм при 5250 об/мин | 170 Нм при 4500 об/мин | 138 Нм при 3750 об/мин |
Число цилиндров/расположение | 6/Рядное | 6/Оппозитное | 2/V-образное |
Тактность | 4 | 4 | 4 |
Охлаждение | Жидкостное | Жидкостное | Воздушное |
Макс.скорость, км/ч | 200+ | 225 | 223 |
Объем бака, л | 26.5 | 21.1 | 22 |
Высота по седлу, см | 81 | 74.5 | 74 |
Колесная база, см | 161.8 | 169.5 | 162.5 |
Вес, кг | 334 | 365 | 394 |
Страна производства | Германия | Япония | США |
Средняя цена, тыс. руб | 2000-2200 | 2200-2400 | 2400-2600 |
Один из флагманов в своем классе, обладатель 6-цилиндрового четырехтактного двигателя с мощностью 160 л.с., обеспечивающий возможность развивать скорость более 200 км/ч. Среди основных преимуществ детища немецкий инженеров — высокий технологический уровень, легкость и маневренность. Модель характеризуется повышенной комфортабельностью и улучшенными ходовыми характеристиками. Максимально продуманная эргономика, управление электронными системами при помощи бортового компьютера, множество других, казалось бы простых компонентов, но в то же время незаменимых, вроде дополнительного обогрева рукояток и сидений, качественной оптики и вместительных кофр — все это делает поездку на BMW K1600 GTL незабываемой.
🏍️Лучшие мотоциклы для путешествий на длительные поездки
Для одних свобода – это иметь миллионы и позволять себе все, а вторых нельзя купить материальными вещами, поскольку их привлекает дорога и вечное движение. Ощущать дуновение ветра, слышать рев своего «железного друга» и каждый раз открывать для себя что-то новое – что может быть лучше? Чтобы воплотить это в реальность нельзя взять первый попавшийся байк, необходим тщательный выбор.
Редакция сайта «ЯНашла» подготовила для Вас рейтинг лучших мотоциклов для путешествий на длительные поездки.
Виды мотоциклов
Как и у автомобилей, у мотоциклов нет одного конкретного вида. Десятки производителей стараются внести что-то особенное в свой продукт и создают уникальный транспорт. Так, есть компании, специализирующиеся только на спортивных байках, а есть, которые предпочитают выпускать мотоциклы для дальних поездок.
Круизеры
Если человек ищет комфортный мотоцикл, то ему важно обратить внимание на этого представителя. Здесь есть все для приятного вождения: от роскошных кожаных сидений со спинками и подлокотниками, до широких подставок для ног. Байки этой категории отличаются не только удобством, но и мощностью, а также тягой, поэтому дальняя поездка будет сопровождаться только положительными эмоциями и пройдет легко. У круизеров есть один маленький недостаток – они не предназначены для езды по бездорожью, только по шоссе.
Спорт-туристы
Мотоциклы этой категории призваны объединить страсть к скорости, комфортную поездку и возможность путешествовать на тысячи километров. Чтобы достичь этих показателей производитель взял элегантный, аэродинамичный дизайн у спортивных байков, сделал прямую посадку, установил большое ветровое стекло и добавил некоторые дополнительные функции, которые есть у туристических байков. Такое решение поспособствовало широкому спросу моделей. Важно понимать, что спорт-туристы предназначены для опытного пользователя, потому что на первом месте здесь сохранилась скорость и только потом – удобства.
Эндуро-туристы
Есть люди, которых тянет не дорога, а бездорожье. Они испытывают экстрим и это приносит им счастье. Не все производители оснащают свой продукт необходимыми функциями, чтобы без проблем преодолевать труднопроходимую местность, поэтому для этих целей покупаются эндуро-туристы, которые ездят по просёлочной дороге с такой же уверенностью, как по шоссе. Модели отличаются комфортом, надежностью и развивают неплохую скорость на трассе. Байк подойдет для людей, которые выбрали самый необыкновенный маршрут для путешествий.
Выбираем подходящий вариант
Когда человек загорается желанием купить мотоцикл для дальних дистанций, важно не просто прийти в магазин и приобрести первый попавшийся товар, а уделить некоторое внимание главным критериям. Бренд и стоимость – не всегда показатель надежности и качества, особенно при выборе мотобайка для путешествий, где безответственность может привести к печальным последствиям. Чтобы не потратить деньги впустую и купить надежного «железного товарища», важно обратить внимание на следующие критерии:
Ответить на вопрос: «Какой байк лучше?» – сложно. У каждого человека свои вкусы и критерии выбора. Рынок предлагает не одну модель для выбора, а тысячи, которые еще различаются по классам.
Рейтинг лучших мотоциклов для путешествий
Популярная модель с 4-тактным двигателем, которая оставит только положительные эмоции от путешествий. Максимальная мощность составляет 126 л.с. при 5 500 об/мин. Рекомендуемое заправочное топливо – АИ-95.
Жидкостная система охлаждения позволяет не вскипеть двигателю при высоких нагрузках. Система запуска – электростартер. Большое удобство – автоматическая коробка передач с двумя сцеплениями. Количество передач – 7. Емкость топливного бака – 21,1 литра, при этом расход бензина составляет 5,6 л на 100 км, что является неплохим результатом и позволяет путешествовать дольше, не думая о дозаправке. Передняя подвеска – независимая, двухрычажная. Масса – 383 кг.
Продается по цене 2 525 000 рублей.
Отличный представитель туристических мотоциклов с элегантным спортивным корпусом. Главное отличие модели от предыдущей заключается в мощности. Здесь максимальный показатель составляет 160 л.с. при 7 750 оборотов в минуту, что позволяет в разы быстрее добираться из точки А в точку B. Производителю пришлось пожертвовать коробкой передач, поэтому тут она механическая, в связи с чем подойдет для опытных мотоциклистов, но оттолкнет новичков.
Изменения коснулись вместительности топливного бака, здесь она составляет 26,5 л. При этом, расход практически такой же, как у предыдущей модели, что является большим плюсом. Максимальная скорость, которую способен развить мотоцикл без дополнительного груза и пассажира – 162 км/ч. Время разгона до 100 км/ч составляет 3,2 секунды.
Средняя стоимость – 1 900 000 рублей.