Внутренний рынок японии авто
Изучаем японский автопарк. Здесь ездят самые странные Toyota в мире!
Японские автомобили продаются по всему миру, занимая лидирующие позиции на многих рынках. Белорусские автолюбители в свое время привезли в страну множество Toyota, Nissan, Mazda и Subaru из США и Европы. Все мы знаем основные модельные ряды компаний из Страны восходящего солнца и даже с легкостью отличим европейскую Toyota Corolla от американской. Но вы когда-нибудь задумывались, на чем ездят сами создатели этих машин? Японский авторынок, пожалуй, самый необычный среди всех цивилизованных стран. В силу ряда причин он не похож ни на один другой. Если внимательно изучить внутренний автопарк Японии, станет ясно, что для экспорта они делают абсолютно иные машины, нежели для себя. Ну что, готовы окунуться в истинный JDM? Сегодня вы перестанете думать, что Subaru выпускает только полноприводные годные тачки!
Вы никогда не видели таких Toyota и Suzuki
В Японии бесконечно много странных моделей, выпускающихся под известными нам марками. Допустим, возьмем бренд Suzuki. Все мы помним Swift, Baleno, Liana… Хорошо известны у нас и вседорожники данного производителя. Но в Японии бренд Suzuki известен в первую очередь благодаря крохотным городским хетчбэкам, и там практически не встречаются те модели, которые знаем мы. Это касается всех брендов. Кстати, в Японии очень тяжело встретить иномарку — доля импортных автомобилей здесь всего 2—3% (о них — ниже).
Некоторые местные модели чем-то похожи на известные нам, но есть абсолютно «дикие» для привыкшего к европейскому автопарку глаза. Например, Toyota Probox или Nissan Rasheen. Есть что-то американское в этих машинах, но созданы они исключительно для Японии. Здесь очень много однообъемных автомобилей, и порой поражаешься, когда видишь их логотип. К примеру, вы знали, что в линейке Subaru есть уродливый «ретрохолодильник» с колесами? А еще компания выпускала для Японии модель под названием Traviq. Это «близнец» (в жизни не догадаетесь!). Opel Zafira! Вот такой вот эксклюзив.
Популярные автомобили Японии для внутреннего рынка!
Toyota Crown
Краун (некоторые из-за незнания правил чтения английского языка называют модель Кроун) — настоящая легенда японского автопрома. На конвейер этот автомобиль встал в далёком 1955-м, и спустя три года начались поставки леворульных вариантов в США.
Сейчас в Японии продаётся уже четырнадцатое поколение Toyota Crown, которое дебютировало в конце 2012-го. Версий три: «обычный» Royal, спортивный Athlete и удлиненный Majesta. Моторы для них бывают как сугубо бензиновые, так и гибридные, а трансмиссии — только автоматические, с шестью или восемью ступенями. В качестве опции доступен и полный привод.
Основная аудитория Toyota Crown — бизнесмены, состоятельные наёмные работники и госслужащие среднего звена. Крауны достаточно часто встречаются в корпоративных и государственных гаражах.
Параллельно с новым Крауном, нашпигованным дорогой электроникой, японцы по сей день реализуют «классический» вариант на базе восьмого поколения с двухлитровым дизельным мотором. Toyota Crown Comfort идёт исключительно для такси, а Toyota Crown Sedan, отличающийся бамперами и оптикой, — для частных любителей консервативного стиля.»>
На вторичном рынке подавляющее большинство — это машины 90-х и первой половины 2000-х годов, причём встречаются весьма ухоженные, потому как автомобиль действительно стоит того, чтобы о нём заботились. Впрочем, купить Crown последнего поколения тоже не проблема — специально для фанатов «правильных» авто перегонщики продолжают возить машины из Японии.
Кстати, довольно близким родственником Toyota Crown является вполне официально продающийся в России Lexus GS. Но любой ценитель японских автомобилей вам скажет, что соплатформенные Лексусы — это «не то».
Nissan Skyline
Имя «небесной линии» знакомо россиянам в основном по игре Need For Speed и фильмам «Форсаж» — Skyline очень уважал Брайан О’Коннор, которого играл ныне покойный и вечно молодой Пол Уокер. Многие несказанно удивятся, когда узнают, что под этим брендом в Японии с конца 50-х годов продавали и седаны, и универсалы, и развозные фургоны, а с конца 2000-х — ещё и кроссоверы, известные во всём мире как Infiniti EX.
Nissan Skyline последнего поколения, поступивший в продажу в феврале 2014-го нацелен на богатых японцев старше 40. Единственно возможный кузов — прозаичный 4-дверный седан, а единственная силовая установка — гибрид из V6-образной «шестёрки» и электромотора, в сумме выдающий 364 лошадиные силы и 546 ньютон-метров. Ничего не напоминает? Да это же характеристики нового Infiniti Q50. Современный Skyline — его соплатформенник, причём очень близкий.
Скайлайнов на вторичном рынке много — их ценят любители дрифта, стрит-рейса и прочих видов активного отдыха за рулём. Больше всего моделей 90-х годов — поколения R33 и R34. Довольно много и более современных V35, выпускавшихся до 2006 года. Skyline последующих модельных годов уже не так интересуют российских покупателей, потому что они слишком похожи на Infiniti. А зачем покупать Infiniti c правым рулём, когда есть обычный?
Honda Vezel
В первой половине 2000-х компания Honda уже пробовала торговать субкомпактными кроссоверами — многие из нас помнят модель HR-V. Honda Vezel — вторая попытка освоить этот сегмент, и, судя по продажам в Японии, где дебютировавший в декабре 2013 года Vezel уже занимает шестое место в абсолютном зачёте, она обречена на успех.
Аудитория — те, кому не хватило на CR-V. Такой стилистической разницы, какая была между HR-V и CR-V раньше, уже нет — нынеший субкомпакт очень похож на старшего брата.
Визел построен на базе Honda Fit, известного в Европе под именем Jazz. Силовой агрегат — 1.5-литровый мотор о 132 силах плюс вариатор или 7-ступенчатый автомат для гибридной версии.
Mitsubishi Proudia
После того как на нашем рынке провалился «заточенный» под американский рынок Mitsubishi Galant, мы забыли о том, как выглядят большие седаны этой марки. Сами топ-менеджеры Mitsubishi решили ничего никому не доказывать и попросту отказались от этого сегмента, поэтому единственный седан на экспортных рынках сегодня — это Lancer.
Но внутренний японский рынок — другое дело. Здесь Mitsubishi нашли другой выход из положения. Присмотритесь к очертаниям Mitsubishi Proudia. Да-да, это Infiniti M. Точнее — Nissan Fuga, но с тремя бриллиантами на измененной радиаторной решетке. Отгадка кроется в том, что Nissan и Mitsubishi заключили договор о стратегическом партнёрстве и совместном использовании платформ и технологий. И если в кроссоверах и минивэнах Mitsubishi во всем полагаются на себя, то седаны и хэтчи всех классов (включая также Colt и Lancer) будут базироваться на платформах Nissan.
В Японии Митсубиси Праудиа адресована той же аудитории, что и Toyota Crown, — состоятельным бизнесменам и служащим с высокими зарплатами. Двигатели — два V6 объемом 2.5 и 3.7 литра. Полный привод доступен только вместе с самым мощным мотором, а гибридная силовая установка — исключительно на удлиненной версии Proudia Dignity.
Toyota Aqua
Странно было бы писать о внутреннем японском рынке и обойти стороной самую продаваемую модель — субкомпактный гибридный хэтчбек Тойота Аква. В 2012 году он вышел в продажу как в Японии, так и в США. И если в Америке модель считается более-менее экстравагантным продуктом, то в Стране восходящего солнца — это настоящий мейнстрим.
В первом полугодии 2014 года продано более 123 000 машин. Больше всего фанатов Аквы — среди молодых людей, у которых идеалистическое сознание выгодно сочетается с нехваткой денег на покупку и заправку нормального автомобиля.
Силовой агрегат позаимствован у старшей модели Prius: бензиновый 1.5-литровый мотор, 61-сильный электродвигатель и вариатор. В сумме выходит 99 л.с. и 2,83 л на 100 км пути. Приус, просто за счёт своего веса, расходует 3.9 л, и это подкупает аудиторию, потому как топливо в Японии — удовольствие недешёвое.
Subaru Levorg
Название Levorg расшифровывается LEgacy, reVOlution, touRinG. И действительно, этот компактный универсал является преемником отошедшего на покой Subaru Legacy Touring Wagon. Он меньше во всех измерениях, но японцев это не смущает — даунсайзинг от поколения к поколению сейчас там в моде. По факту же получается, что Levorg — это Impreza в кузове «универсал».
Японские продажи Леворга начались в январе 2014 года. На выбор покупателям предлагают два турбированных четырехцилиндровых оппозитника-«боксера»: 1.6-литровый 170-сильный и 2.0-литровый 300-сильный (последний также ставят на Subaru WRX STi). Выбора трансмиссий нет: привод только полный, а коробка — только вариатор Lineartronic.
Мы часто натыкаемся в журналах, читая очередную статью про японскую автомобильную новинку, что, мол, данная модель создана для внутреннего рынка Японии. Что это такое и как можно подобные тезисы расценивать в период глобализации и активной международной торговли? А очень просто, этот процесс уже идет не одно десятилетие и стал своего рода традицией японских производителей. Это JDM (Japanese Domestic Market) — японский внутренний рынок или японский отечественный рынок, кому как больше нравится.
Понятие относится не только к автомобилям, но ко всему что производится в Японии. Цель создания подобной внутренней торговой среды заключалась в том, что производителям необходим был определенный период для апробации, испытания и устранения дефектов (если такие появлялись), прежде чем выпустить продукт на мировой рынок. С точки зрения практичности, то решение более чем верное. Ведь именно качество и практичность ценится больше всего в Японских товарах.
За все японские товары не скажу, но некоторые модели и модификации автомобилей так и остались для внутреннего рынка. JDM-автомобили отличаются от моделей предназначенных на экспорт или производимых за пределами Японии более богатой оснасткой и исполнением. Зачатую такие автомобили в базовой комплектации имеют климат-контроль, коробку автомат, полный электропакет, панорамную крышу и прочие радости.
Спрос на такие автомобили достаточно высок во многих странах, в том числе и России, где их количество в определенных регионах (дальневосточная часть) превалирует над всеми остальными марками. Во многом это произошло из-за того, что импортируемые из Японии в Россию автомобили достаточно дешевые при таком наборе опций и качестве. Низкая цена на поддержанные JDM-автомобили в России, да и во всем мире объясняется тем, что правительство Японии, стимулируя спрос на новые авто, предлагает гражданам хорошие условия кредитования и выгодную систему trade-in, благодаря которым автовладельцы меняют машины с периодичностью от 3-х до 7-ми лет. Поддержанные автомобили попадают на аукционы, где по привлекательной для покупателей цене уходят с молотка, а учитывая близость Японии к нам, то в порту Владивостока мы имеем качественный японский автомобиль по «вкусной » цене, если это конечно не распил, утопленник или прочий трансформер.
В нынешнее время JDM это по сути не только автомобили для внутреннего использования, но в большей степени субкультура. Культура мышления, поведения, тюнинга и эксплуатации автомобилей. Многие японские автомобили, что колесят по дорогам нашей страны и других стран, леворульные, предназначенные для эксплуатации в странах с правосторонним движением и их частенько тюнингуют в, так называемый, JDM-стаил. То есть, владельцы таких автомобилей стараются максимально довести своего железного коня до стандартов принятых на внутреннем японском рынке.
JDM-стаил в тюнинге
Направления тюнинга, рожденные в Японии, негласно объединили в большую общую группу под названием JDM-стаил, включая Босозоку и производные от него. «Чистый» JDM — это праворульный автомобиль выпущенный в Японии для внутреннего рынка и собранный до 2000-х годов, (как утверждают фанаты «японок»). Автомобиль имеет низкую посадку, широкие крылья, отрицательный развал колес, резину домиком, кричащие кислотные цвета, стикербомбинг на некоторых частях кузова, желтые фары и прочие атрибуты. Но обо всем по порядку.
В зависимости от поставленных перед автомобилем задач, владелец начинает переоборудование авто с основных узлов — «свапает» двигатель (SWAP-замена) с оригинального на более мощный и меняет КПП с автомата на механику или наоборот. Встречаются экземпляры, которые переделывают своего леворульного «японца» под правый руль. Задача выполнимая, но весьма дорогостоящая и трудозатратная. Большая часть автолюбителей ограничиваются менее радикальными изменениями, ибо у каждого свое видение и не стоит задача запихнуть в автомобиль максимум из возможного.
В обязательную программу преобразований часто включают переделку оптики. Наклеивают желтую пленку на передние фары, устанавливают желтый ксенон (3000К) и желтые противотуманки. В дань гоночной традиции, передние фары заклеиваются черным «крестиком» (на авто 80-90-х годов с круглыми фарами). Задние фары заклеивают красной пленкой и желтые лампы поворотников меняют на красные, если нет возможности купить оригинальную фару.
К тюнингу подвески также подходят в индивидуальном порядке, отталкиваясь от состояния дорожного полотна в городе, где будет перемещаться автомобиль. Что касается нашей страны, то логичнее было бы завышать подвеску, но тогда речь пойдет о монстр-траках, а не о JDM. По стандарту посадка должна быть низкая, но желательно с регулируемыми стойкам (койловер) или пневматической системой.
К выбору колес также подходят основательно, отталкиваясь от возраста автомобиля и его дизайна. Машины 60-70-х годов снабжают «олскульными» дисками именитых японских производителей. На свежие модели устанавливают разноширокие агрессивные «катки» с «полкой» раскрашенные в пестрые цвета. Цветовая палитра самая разнообразная — от кислотных глянцевых до теплых матовых. Не исключено нанесение текстурных орнаментов методом аквапечати или оклейки стикерами, а также аэрография в стиле японских комиксов и конечно же хром.
Аэродинамический обвес и прочие элементы кузова, также подвергаются переделке, в зависимости от назначения автомобиля, будет ли это дрифтовый корч, раллийный автомобиль или обычная городская машина. Устанавливают агрессивные обвесы и спойлеры от Liberty Walk или Rocket Bunny, пользующиеся безумным спросом среди автолюбителей всего мира, несмотря на достаточно высокую цену.
Капот и прочие элементы кузова, еще 5-7 лет назад по негласным «правилам хорошего тона» принято было делать из карбона, но сейчас данные рекомендации уже не столь актуальны. Кислотные цвета в окраске, кричащие надписи типа «I Love JDM» или «Eat Sleep JDM», японские флаги на всю крышу, капот или двери, наклейки из популярных японских комиксов во всю боковину машины, вплоть до заклейки задних окон и конечно стикербомбинг — неотъемлемые атрибуты тюнинга кузова в стиле JDM.
Естественно использовать все что, предлагает рынок тюнинга по меньшей мере глупо, автомобиль может выглядеть круто, даже при наличии всего нескольких элементов тюнинга JDM.
Легенда о качестве. Японские машины
Пиар-компания, затеянная в 90-е годы перекупщиками япо р нских праворульных машин, до сих пор исправно даёт плоды. Совершенно молодые люди, что в 90-е еще писались в штанишки, бодро дают отпор каждому хулителю правого (теперь уже и левого) японского руля.
По эффективности такая реклама должна быть признанна беспрецендентной. МММ и прочие лохомагазины на диване сосут, причмокивая.
Когда меня в очередной, 25-й раз, достали фанаты этих няшных повозок, родился этот пост.
Мой личный опыт взаимодействия с легендарным японским качеством, которое, как известно, достигается только на правом руле, невелик. Один хороший знакомый уже 14 лет владеет Тойотой Харриер 99 года (т.е. куплена трехлетней) с передним приводом и трехлитровым мотором.
Другой, не менее хороший знакомый, покупал для ремонта (ломаются таки) и последующей продажи Митсубиси RVR. Год выпуска машины — не помню.
Тойота Харриер эксплуатировалась первые года три. А потом стала только эпизодически служить техничкой, говновозкой, подменкой и т.п. Ее техническое состояние несколько отличается от такового на любой пятнахе похожего возраста и пробега (в диапазоне 15-17 лет и 100-200 тыс. км). На японском расово верном ведре ржавчины относительно немного. Сквозных же дыр нет вообще. Зато там все очень печально с подвеской (чинилась неоднократно) и с мотором (жрет ведрами масло). Что же касается бензина, то аппетит у машины всегда был завидным. А вот динамика, напротив, совсем не впечатляет. 3 литра и 210 сил все же должны чувствоваться поядреней.
Главное же положительное качество Харриера — она никогда не вставала наглухо. Вечно полуисправная, она всегда доезжала куда положено.
Судьба второй японки неизвестна, ибо она была починена и продана. Там интересна сама концепция, которая представляет из себя полную и окончательную победу конструкторского гения над здравым смыслом.
RVR — это выразительная иллюстрация того, что если японские инженеры смотрят на Европу, то могут получиться вполне приличные машины. А если делают сами, то неминуемо получится RVR. Или еще что пострашнее. Хотя, казалось бы, куда страшнее-то?
Короткобазный высокий универсальчик с тремя (sic!) пассажирскими дверями, четырьмя местами для сидения, полным приводом и мотором 4g63 260 л.с. Попробуйте представить, как ЭТО едет. Шучу, это не под силу человеческому воображению.
Уже к середине второй передачи становится страшно — чудо-автомобиль начинает скакать вокруг всех шести степеней свободы, особенно на неидеальной дороге. Только убрав газ или немедленно включив повышенную передачу, можно подчинить машину снова воле водителя, а не ее собственной.
Делалась ли машина специально для самоубийц — вопрос открытый.
Что же касается личного опыта владения японопромом, то он ограничивается Ровером и Лансером.
Они оба с нормальным рулем, поэтому праворукие энтузиасты не засчитают гол в свои ворота. Но гол будет хорошим, красивым.
Для экономии букв я не буду говорить про Ровер (в девичестве Сивик 6). Не потому, что про него нечего сказать, а именно для экономии.
А вот про Лансер сейчас скажу и даже покажу.
1. Как известно, японские автомобили очень легко и дешево обслуживаются.
Ездите вы, значит, ездите, и вот наступает пора менять ремень ГРМ. Попадалово на бабки прямо-таки гарантируется. Смотрите схему, считайте ролики:
Причем там нет никаких вспомогательных агрегатов — ни помпы, ни компрессора, ничего. Только балансирные валы и пустые ролики.
Ясно, чтобы не лицезреть этот клубок змей еще раз, нормальный хозяин поменяет все ролики, оба ремня и не забудет про два отнюдь не копеечных автомата натяжения.
3. Даже фанаты немцев знают, что японские автомобили — вершина мирового автомобилестроения.
Применяемые там конструктивные решения надежны, проверены, умны, высокотехнологичны.
Вот пример одной из таких нанотехнологий:
Если плохо видно, поясню. Это обычный кривой и полусъеденный жизнью болт М10 с неполной резьбой. Но с помощью волшебства инноваций и конструкторского гения сие превращается в стойку стабилизатора поперечной устойчивости.
В отличии от вялых тазовских мягких резинок здесь применяется резина добротная, бронебойная. Она была бы вечной, если бы не несчастный болт. При работе стабилизатора его крутит, изгибает, протирает. В конце концов он просто ломается и стойка стабилизатора просто отваливается, да и всё.
Та стойка, что на фото, еще не сломалась. А ее родная сестра уже отвалилась и улетела. Что я с удивлением обнаружил во время сезонной смены колес. Прошли стойки всего около 30 тыс. км.
Пока не отвалившаяся стойка на машине выглядит так:
Торчащий резьбовой конец (японцы велят торчать ему ровно на 22 мм) и поджатая гайка делают эту стойку либо очень тяжело разбираемой, либо вообще одноразовой. Грязь, ржавь, соль потому что.
4. Неужели ты не понимаешь, что даже на тридцатилетних японских машинах применяется такая электроника и такие технологии, которых на тазах еще двадцать лет не будет?
Предъявим миру электронику.
Мало того, что ночью это выедает глаза, а днем не читается. Так еще и на размере приборов явно сэкономили.
На второй фотке вверху над аварийной кнопкой — это часы. Таких на тазах никогда не было и через тридцать лет тоже не будет, к счастью.
В общем же, для максимально возможной комплектации полноценного автомобиля класса С богатство оборудования поражает! Нечитаемые часы в стиле 70-х и микроскопический счетчик суточного пробега — это реально недостижимый уровень развития электроники и высоких технологий. Браво японцам.
А если серьезно — вполне нормальная машина. Имеет (имела, но еще велик и парк б/ушных) несомненное право на жизнь. Для ровных дорог и не очень сурового климата годится. Не нужно только закатывать глаза и говорить в превосходной степени — про недостижимые высоты и необозримые горизонты. Нет там ни того, ни другого. Просто машина, со своими достоинствами и недостатками. Со своими залепухами. С надежностью, сопоставимой с тазиками.
Не так ли, господа?
А если так, то пора бы уже покончить с низкопоклонством перед японцами и начать, наконец, смотреть на них объективно, без придыхания. Дабы не уподобляться колхозникам, какие слаще морковки ничего не видели.
Как купить машину в Японии на аукционе самостоятельно
Спецкор «КП» купил японскую машину на японском аукционе и готов поделиться опытом с нашими читателями
автор: ДМИТРИЙ СТЕШИН
За десять лет московские реагенты обкусали «Матиз» жены со всех сторон. Ремонтировать не было смысла – мы его отдали за 15 тысяч, и ладно. Для меня до сих пор загадка – что сделали с этим ржавым ведром новые владельцы? При этом в семье был образец правильного автомобиля, сделанного прямыми руками из нормальной стали – моя 20-летняя «Тойота Терсел» с правым рулем, ввезенная в Россию еще в начале 2000-х годов. Эта машина выдержала десятки командировок в Крым и на Донбасс и даже участвовала в штурме Дебальцево и Углегорска. При этом, на ней до сих пор нет ни единого пятнышка ржавчины!
Приятель, продавец автозапчастей с 20-летним стажем, частенько говаривал: «Торговать нужно запчастями для «немок», а ездить на «японке», желательно – чистокровной». Поэтому с национальностью машины мы определились сразу: только «японка», не старше пяти лет.
На машину у нас было отложено 400 тысяч рублей. За эти деньги московский вторичный рынок мог предложить только из серии «сделано для лохов». Большинство объявлений – битые и кое-как восстановленные тачки: зазоры между элементами кузова и непопадание в цвет при перекраске были видны даже на мутных фото с Авто.ру. Пробеги тоже вызывали сомнения. За одни и те же деньги могла быть выставлена машина прошедшая и 140 тысяч и 55 тысяч. В первом случае продавал неадекватный владелец, который просто не понимал, что за такую сумму изношенная, или, как говорят, «отжатая в ноль» машина с огромным пробегом мало кому нужна. Во втором случае объявление дал спекулянт-«перекуп», такую машину выкупивший и пробег скрутивший. «Перекупов», кстати, легко определить по звонку. Набираешь номер и говоришь: «Здрасьте, я по поводу машинки». Если спрашивают: «Какой?», сразу вешаешь трубку.
Да, попадались за эти деньги и приличные варианты, но все они моментально выкупались теми же «перекупами», мониторящими сайты круглосуточно. Мне быстро надоела эта клоунада. И тогда мы решили купить японскую машину прямо на ее родине, в Японии, у честных и щепетильных сынов Ямато, потомков Императора, «восточных немцев».
Я взял лист бумаги и разделил его на две части:
1. Японский внутренний рынок страшно перенасыщен автомобилями. Автогиганты конкурируют между собой, возможностей у них немного. Первая – обилие опций. В континентальном салоне вы отдадите за них кучу денег, в Японии их ставят по определению. Второе – контроль качества всего: сборки, окраски, комплектующих.
2. Отношение к машинам – регламент техобслуживания, замена жидкостей – вероятность, что прошлый владелец лил «камазовское» масло — ничтожна. Если такое произошло, смотри следующий пункт.
3. В Японии работают около двух десятков автомобильных аукционов, конкуренция между ними страшная и отбор машин, мягко говоря, жестокий.
4. Незадекларированная опция – контрактные запчасти. Когда на моей «Тойоте» задымил двигатель, мне через сутки привезли практически новый движок – 32 тысячи рублей. Когда стала «пинаться» коробка-автомат, мне в тот же день поставили контрактную коробку – 22 тысячи. Моя старенькая машина так удивилась, что теперь на трассе ест 4,8 литров на 100 км.
1. Покупка «кота в мешке». Машину для тебя будет выбирать какой-то дядя. Заплатив деньги, ты в реальности увидишь авто только на станции в Подмосковье.
2. Неясный статус «праворульных» машин в России. Уже десяток лет государство воюет с ввозом подержанных «японок».
3. Банальный обман. Вероятность нарваться на такую же ушатанную, «отжатую» в такси и битую в «тотал» машину купленную не на Хоккайдо, а на «Зеленом углу» во Владивостоке у тех же «перекупов» или, на местном жаргоне — «красномордых».
На самом деле, все оказалось проще, спасибо родному государству. Из-за жестких заградительных мер — таможенных пошлин, в два раза превышающих аукционную стоимость машины, рынок подержанных «японок» начал стремительно «схлопываться». Российские фирмы, покупающие машины на японских аукционах, стали страшно трястись над каждым клиентом. Я выбирал среди крупнейших контор, и остановился на фирме со смешным названием «Токи-доки». «Японками» они торгуют десяток лет. Товарищ, бравший у них машину пару лет назад, рассказал, что при получении не досчитался красивых колпаков на колесах – их украли грузчики. Фирма без разговоров выслала ему новые колпаки. Этот момент был знаковый – не жлобы.
Я заключил договор, перечислил аванс — 30 тысяч рублей, и вместе с менеджерами приступил к поиску машины. На сайт фирмы была заведена он-лайн трансляция с японских аукционов, к ней же был прикручен калькулятор с полным расчетом стоимости машины, включая доставку.
К каждой машине прилагался аукционный лист, в котором были указаны все повреждения и некомплектности. Лот имеет десяток оценок начиная с R – «битая, с заменой кузовных элементов». С оценки 5 шли, по-сути, новые автомобили, на которых реально несколько раз и без приключений съездили в аптеку – пробеги у них были смешные – 5 или 10 тысяч км. Торговались за такие машины отчаянно и цены на них взлетали почти всегда…
За пару дней я постиг секреты ценообразования на японских аукционах. Это было несложно – имелась статистика по проданным авто, и понять, за сколько выставляется машина, за сколько она уходит и сколько будет стоить в Москве, не составляло никакого труда. Оставалось только верить в зоркий глаз и порядочность представителей фирмы, сидящих на этих аукционах в самой Японии.
Меня предупредили, что самые выгодные варианты – это машина не старше 5 лет – минимальная таможенная пошлина. Еще выгодна аукционная оценка от 3,5 и пробег под сотню – такую машину можно купить в Японии очень дешево – они там вообще никому не нужны. Но, сколько меня не уверяли, что пробег 80-100 тысяч для японской машины, там же и выросшей, ничего не значит, про сопромат я в детстве слыхал. И про «запланированное старение узлов и агрегатов», которое, говорят и до Японии уже добралось.
Пришлось занимать у друзей, но 18 апреля на аукционе для меня был приобретен Ниссан Ноут, комплектация Х, сошел с конвейера осенью 2012 года, пробег 33 тысячи, действующий японский техосмотр. Из повреждений — две царапины на крыле и заднем бампере – именно они «уронили» аукционную оценку с «отлично» до «четверки». Состояние салона – «хорошее». Впрочем, на фотографиях присланных из Японии я никаких повреждений не заметил. Сама машина на аукционе обошлась в 274 тысячи рублей, таможенный сбор 136 тысяч рублей, ГЛОНАСС – 28 тысяч рублей, агентские услуги, утилизационный сбор… Итого – 507 тысяч рублей с доставкой в Подольск.
В первых числах июня машина оказалась во Владивостоке и намертво встала где-то в окрестностях таможни. В утешение, сотрудник фирмы выслал мне штук пятьдесят фотографий моего Енотика – даже под машину залезал. Ни скола, ни ржавчинки… Но, все хорошее должно быть уравновешено. Как известно, с 1 января, Россия ввела еще одну разновидность заградительных пошлин. Теперь, все подержанные машины, ввезенные к нам, в обязательном порядке должны оснащаться так называемой «кнопкой ГЛОНАСС» или «аварийной системой экстренного вызова службы спасения». И с кнопками этими на Дальнем востоке началась настоящая чертовщина. Дельцы учуяли давно забытое слово «дефицит» и решили взять свое за все ненавистные годы капиталистического изобилия. За кнопками образовалась очередь из 15 тысяч машин. Я терпеливо ждал, раз в неделю позванивая в фирму. Голоса менеджеров дрожали – им было еще хуже, чем мне, люди реально лишались заработка. В конце августа мне позвонил незнакомый человек и предложил «ускорить» очередь на ГЛОНАСС за 25 тысяч рублей. Я сказал, что «у меня не горит» и угадал. Через несколько дней, соискатели кнопок добрались до Владимира Путина и он распорядился навести порядок. Чудесным образом кнопки появились уже в конце августа. Зато теперь образовалась очередь на их установку. Менеджер Тимофей, ни на что не надеясь, предложил: «Давайте мы эту кнопку вам просто в бардачок положим?». Я с радостью согласился.
ГЛОНАСС ни за что «наказал» меня на 16 тысяч рублей: за время ожидания курс евро вырос, и мне пришлось доплачивать разницу. В итоге за все-про все от Японии до Подмосковья получилось 523 тысячи рублей. Долгие две недели контейнер с машиной неспешно катил через всю нашу необъятную. Каждый вечер, собравшись всей семьей, мы смотрели на сайте транспортной компании его местоположение – XXI век на дворе! Наконец, спустя шесть месяцев, я получил ключи и бросился к машине. Она была новой! Нет, ей не «накрасили губы», как говорят перекупы. То есть, отмыли двигатель химией, спрятали «колхозные скрутки» проводов в кембрики…нет. Она была новой до самого последнего контакта и клеммы, до родной краски-серебрянки на «штанах» выхлопной системы. Царапины из аукционного листа я нашел с трудом. Вот только в расширительном бачке не было охлаждающей жидкости, а на приборной доске горел значок «Чек энджин», или в просторечии — «проверьте двигатель». С остановившимся сердцем я съездил за антифризом. Долил четыре литра, завел. Все тихо, ничего не капает. Нашел зеленые подтеки на «морде» машины. Ее перевозили в контейнере под наклоном, из неплотно закрытой пробки расширительного бачка антифриз постепенно вытек. Когда машину выгоняли из вагона, она «закипела»… Конец мотору? В сервисе считали ошибку – «превышена температура охлаждающей жидкости», машину осмотрели, послушали и заверили меня, что все в порядке. Но я не успокоился. Во Владивостоке была глубокая ночь, я просто написал гневный отклик на сайте фирмы. И заснул в тоске. Утром меня разбудил звонок хозяина фирмы:
— Дмитрий, вы поставили на машину номера?
— Вы зря волнуетесь. Она сразу заглохла, как закипела, это предусмотрено конструкцией. Если хотите, сейчас подъедет наш представитель и выкупит у вас автомобиль, ровно за ту сумму, что вы за него заплатили. Или мы вам пришлем контрактный двигатель, с таким же пробегом и гарантией? Выбирайте!
Я был растроган, но отказался.
Расшифровка аукционного листа:
2 – история автомобиля: автомобиль принадлежал частному лицу, арендовался фирмой или же был какой-то другой вариант использования.
3 – объем двигателя; указывается в кубических сантиметрах.
5 – аукционная оценка.
6 – оценка салона (В) и кузова (С) – критерии похожи, для примера взята оценка салона.
A — безукоризненное состояние, B — несущественные загрязнения, C — несущественные загрязнения и незначительное количество пятен и следов от сигарет, D — салон грязный, пятен и следов от сигарет довольно много.
7 — тип трансмиссии. В данном случае это автоматическая коробка передач с рычагом переключения, расположенным в полу.
8 – пробег. Пробег может указываться в километрах или в милях. Если в правой части графы стоит вопросительный знак, значит, пробег вызывает у осмотрщика сомнение. Такое обычно бывает, если у автомобиля отсутствует сервисная книжка.
9 – мнение эксперта об автомобиле. Замечания по состоянию, как плохие так и хорошие. Нужно заметить, что при каждой оценке машины эксперт рискует своей репутацией и репутацией аукциона. В случае замеченного мошенничества о работе экспертом в Японии можно забыть навсегда.
10 – схема кузова автомобиля с нанесенными на нее местами кузовных дефектов. Основной список принятых на японских автоаукционах обозначений кузовных дефектов таков: A, B — царапина E или U — вмятина S — ржавчина, коррозия Y — дыра W, P — сколы краски либо закрашенные неровности X — элемент кузова нуждается в замене XX — элемент кузова заменен.
Под литерой «Т» — пиктограмма показывающая наличие полноценной запаски или «докатки».
С какими «японками» не нужно связываться:
С ввезенными в Россию два-три года назад и для перепродажи. Продавец обычно пишет в объявлении: «только что купили на аукционе» или «без пробега по России» — в 99% случаев это вранье. На аукционе в Японии есть смысл покупать машину только для себя, и сразу же проходить таможню и оформлять ПТС на себя же. В противном случае, можно хлебнуть проблем с «левыми» и «кривыми»-полукриминальными растаможками. У «перекупов» можно купить «утопленника» (на аукционы их не берут), машину с Фукусимы (из зоны радиационного поражения), с копией аукционного листа от другого автомобиля, битую и восстановленную – вариантов множество.
«Карпил». Машина привозится в Россию не как готовое изделие, а в виде узлов для последующей сборки. Что позволяет здорово сэкономить при растаможивании. На практике это выглядит так. У машины отрезается «морда» и крылья, а потом, уже в России снова привариваются и закрашиваются. Места распила визуально не обнаружить. Но даже при небольшом столкновении аккурат по этому месту «приклеенные» детали могут отвалиться.
«Распил» — машина просто разрезается пополам. На таможне провозится как запчасти. Тут экономия еще больше — до 200 тысяч рублей. Схемы эти криминальны, машина ввозится «под документы» оставшиеся от разбитого, сгоревшего, угнанного автомобиля. При аварии такую машину вообще рвет на части. Конечно, если она смогла выехать со стоянки ГИБДД. Там все эти фокусы знают наизусть.