Военные авто россии новые грузовики
Новые военные грузовые автомобили
Новые военные грузовики и другая тяжелая спецтехника
Монстры на колесах. Сегодня мы покажем и расскажем своим читателям о самых могучих и потенциально проходимых грузовых автомобилях, существующих в настоящее время в современном мире. Научные коллективы из разных стран Мира и Европы десятилетиями занимались их разработкой и внедрением последних в эксплуатацию. Речь идет о военных спец. автомобилях, пожарных машинах и об особых грузовиках, которые перевозят специальные грузы. Таких вариаций множество, каждая из них сама по-себе просто уникальна.
Их эволюция началась на заре самого автомобилестроения, ну а самые продуманные конструкции дошли до наших дней и до сих пор используются. Приятно осознавать, что одно из самых почетных мест среди грузовиков специального назначения занимали тяжелые автомобили построенные в СССР. Необходимость таковых спец.машин была нужна стране для исследования труднопроходимых мест в тайге и тундре, освоение с помощью их крайнего Севера. Беспрецедентно огромные стройки требовали в то время великих инженерных решений, как и по своим масштабам, так и по своей технологической сложности. Именно в подобных условиях в СССР и были созданы первые автомобили МАЗ-7907, КрАЗ-255, а также различные модификации БелАЗ’ов и целый ряд их многотонных прототипов.
Конструкции некоторых автомашин включали в себя огромное количество осей, т.е., двенадцать, шестнадцать и даже более двадцати осей. Другая же спецтехника отличалась своей проходимостью или той же невероятной грузоподъёмностью. К примеру, полная масса автомашины марки МАЗ-7907 составляла 65 тонн!
Сама мощность таких грузовиков созданных для тяжелых условий, была подстать их возможностям и естественно габаритам. Современные дизельные моторы Российкого, Американского и Европейского производства также отличаются своими высокими показателями и нередко их мощность превышает 500 л.с.
И так дорогие читатели, посмотрим на самые крутые грузовики последних лет…
Военный грузовой автомобиль МЗКТ 600103
Этот МЗКТ 600103 может также быть использован и в качестве радиолокационного поста, в качестве наводчика мостовых переправ или в качестве перевозчика топлива, а также может использоваться в различных конфигурациях с удлиненным шасси (6×6, 8×8 или 10×10). Оснащается он полным приводом и обладает углами заезда в 42 градуса, а также съезда в 44 градуса. Этот грузовой автомобиль способен практически пройти по любой труднопроходимой тяжелой местности.
Помимо своей маневренности в полевых условиях очень впечатляет его крейсерская скорость на шоссе, которая равна 105 км/час. (!) Бронированная кабина для водителя и переднего пассажира отличается не только своей защитой от пуль и осколков, но и заметным уровнем очень комфорта, она оборудованна отоплением которое способно побороть даже самые сильные сибирские морозы, в кабине этого грузовика будет всегда тепло.
Если уважаемые друзья на первый взгляд вам показалось, что этот Белорусский грузовик чем-то собой напоминает какой-то определенный иностранный автомобиль, то вы безусловно будете правы. Визуальное сходство данных грузовиков с военными автомобилями «MAN» не случайность, так как материнская компания «МАЗ» начиная с 1997 года плотно поддерживает тесные связи со специалистами из г. Мюнхена (Германия).
Легкобронированный автомобиль МЗКТ 490100
Еще одна разработка Минского автозавода колесных тягачей, это автомашина модели МЗКТ 490100 классификации «MRAP» (защищенный от подрыва и гранотометных атак из засад, миностойкий и засадозащищенный автомобиль). Автомашина имеет V-образное днище, привод на четыре колеса и независимую двухрычажную подвеску.
Вес этого бронеавтомобиля – 10 тонн. Машина защищена как от взрывов (до шести килограммов в тротиловом эквиваленте) и осколков, так и от тех же пуль, например, от того же автомата Калашникова.
Данная автомашина обладает высокой геометрической проходимостью, способна преодолевать достаточно крутые склоны. Помимо всего этого автомобиль МЗКТ 490100 очень маневренен. Кроме самого водителя и переднего пассажира этот броневик может взять на свой борт до восьми человек военнослужащих (солдат).
Благодаря двум 130-литровым топливным бакам грузовик способен преодолеть расстояние до 1000 км без какой-либо дозаправки, если он даже будет двигаться по пересеченной местности.
За счет своих компактных размеров (6,40×2,55×2,66 метров) он подходит для переброски в нужные места на всех видах крупных авиатранспортных самолетах.
Колесное шасси МЗКТ 6922
Главное отличие автомашины модели МЗКТ 6922 – это применение в ней не рамного, а корпусного шасси. Листы кузова машины дополнительно усилены для защиты самого экипажа. При своих габаритах, а именно: длинне- в 9.5 метров, высоте- в 2.3 метра и ширине- в 3 метра, модель «6922» имеет очень даже неплохую маневренность, о чем говорит за него сам радиус его разворота, который равен всего 12.5 метров. Колесная компоновка 6х6 снабжена приводом на все колеса.
В автомобиле установлен отопитель и кондиционер, чтобы экипажу из 4-х человек было удобно нести военную службу в любых метеорологических условиях. А эта служба естественно подразумевает под собой совершенно разные задачи. Так на платформу грузовика можно поставить как и установки ПВО и радиолокационного обнаружения, так и сами зенитно-ракетные комплексы.
Самые новые военные зарубежные грузовики
Scania P 440 8×6
К этому автогрузовику может быть прицеплен и трейлер массой до 22 тонн. Автомобиль может перевозить различные грузы, в том числе и топливо.
Еще один скандинавский грузовик Volvo FMX
Даже в том случае, если эта тяжелая Volvo увязла, то не время паниковать, вспомогательные функции для бездорожья и ее конфигурация привода (6×4) с 507 л.с. смогут быстро и без усилий вывезти все эти 27 тонн веса на твердую почву или землю.
Renault Kerax
«Волки», «Рыси» и «Тигры»: какие машины используют российские военные
ТАСС рассказывает о самых популярных военных автомобилях Вооруженных сил РФ
Автомобили являются самым массовым транспортным средством в российской армии и используются во всех видах и родах Вооруженных сил РФ. Причем в каждой воинской части имеется некоторое количество автомобилей различных классов. В войсках в целом их количество многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники.
Общий парк военной автомобильной техники в ВС РФ составляет более 410 тысяч единиц. В последние годы около 90% автопарка идет под монтаж различного вооружения и военной техники, около 10% используется как средства буксировки различных комплексов вооружения и под другие цели.
По данным Минобороны России, ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования. В настоящее время в этом направлении ведутся работы в проекте «Тайфун», где воплощены в железо требования по противопульной и противоминной защищенности.
Только за последний год прошли испытания 37 образцов военной автомобильной техники, на них проведено около 540 лабораторных работ. В настоящее время ведутся 31 научно-исследовательская и 21 исследовательско-испытательная работы.
ТАСС рассказывает о самых популярных военных автомобилях российской армии.
Новейшие бронеавтомобили «Тайфун» — семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности. Первые образцы были представлены на показе военной техники на полигоне в Бронницах в 2011 году.
Предназначены для перевозки личного состава, а также для установки на модульные варианты различного оборудования или систем вооружений. Семейство послужит единой унифицированной платформой для «легких» бригад Сухопутных войск.
Все автомобили этого семейства имеют гидропневматические, независимые подвески, коробку-автомат, двигатели нового, революционного образца и бортовые информационные системы.
В данный момент «Тайфуны» находятся в войсках на опытной эксплуатации.
Бронеавтомобиль «Тайфун-К»
Бронеавтомобиль «Тайфун-К» во время показа техники в рамках подготовки к международному военно-техническому форуму «Армия-2015» в Московской области. |
Источник: Евгений Биятов / РИА Новости |
Предназначен для Сухопутных войск и ВМФ. Представляет собой бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗа. Может перевозить до 16 человек в модуле для транспортировки личного состава воинских подразделений к месту проведения боев.
Максимальная скорость — 80 км/ч. Для него не являются препятствием склоны с углом до 23 и броды глубиной до 1,75 м (при этом водитель сидит уже по пояс в воде, а машина продолжает двигаться).
Имеет противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов. На машинах применена комбинированная броня, состоящая из лайнера, стальной основы и керамических броневых плит на основе керамических элементов. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов.
Автомобили этого семейства защищены от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом.
Бронеавтомобиль «Тайфун-У»
Бронеавтомобиль «Тайфун-У на параде Победы 9 мая |
Источник: Сергей Фадеичев/ТАСС |
Производится на Уральском автомобильном заводе.
Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трехосное. Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.
Коробка передач — гидромеханический «автомат» МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в «раздатке». Подвеска — гидропневматическая, которая способна «поджимать» колеса при прохождении неровностей, как на Range Rover последнего поколения.
Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел»
Боевая пограничная машина БПМ-97 (объект «Выстрел») КамАЗ-43269 Источник: http://m.a.abw.by/ |
Легкобронированный бронеавтомобиль, применение возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля.
Бронеавтомобиль по проходимости препятствий не уступает танку Т-80УК. Одновременно на борту «Выстрела» может находиться до 10 бойцов, включая водителя и старшего машины.
16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десанту полное локальное бронирование при обстреле по 6-му классу защиты. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С, при относительной влажности воздуха 98%, скорости ветра до 30 м/с, в горной местности на высотах до 4500 м.
Существует пять модификаций, для Сухопутных войск ВС РФ используется БПМ-97. В 2009 году несколько машин приняли участие в крупномасштабных учениях «Запад».
По данным из открытых источников, в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.
Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат»
Специальный бронированный автомобиль СБА-60-К2 Булат на узлах и агрегатах КАМАЗ-5350 (SBA-60-K2 Bulat)на выставке Интерполитех-2012. Источник: vitalykuzmin.net |
Специальный бронированный автомобиль предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава.
Защищен от подрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Внутри бронеавтомобиль может быть оснащен антиосколочной и антирикошетной защитой.
Бронеавтомобиль создан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6 х 6. В передней части бронекорпуса расположены две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой части — две распашные двери, а в крыше — шесть люков. Лобовое стекло с электрообогревом.
Вместимость — 10 членов экипажа. Кресла десанта подвесные со встроенными амортизационными устройствами, позволяют снизить нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.
Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от –45 до +50 °С.
Автомобиль «Урал-4320»
Бронированный автомобиль «Федерал» для Росгвардии на шасси «Урал-4320» |
Источник: www.interpolitex.ru |
Грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 6, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе (Россия).
Был разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех типах дорог.
Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными автомобилями: он легко преодолевает заболоченные участки, брод до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%.
На сегодняшний день серия «Урал-4320» производится с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230–312 л. с. экологического класса «Евро-4».
Грузовики и шасси этой линейки начали выпускать в 1977 году и производят по настоящее время в существенно модернизированном виде. В 2014 году автомобиль «Урал-4320ВВ» с усиленной бронезащитой был представлен на выставке «Оборонэкспо».
Защищенный модульный автомобиль «Волк»
Защищенный модульный автомобиль ВПК-3927 «Волк» |
Источник: Сергей Суворов/пресс-служба ООО ВПК/ТАСС |
Полноприводная легкая колесная платформа модульного типа для создания бронетранспортеров, грузовиков, тягачей, шасси для ПТУР и ЗРК ближнего действия, командно-штабных, разведывательно-дозорных, медицинских автомобилей.
Автомобили ВПК-3927 «Волк» предназначены для перевозки личного состава (от 8 до 18 человек), грузов, буксирования прицепов массой до 2,5 т. Максимальная скорость — 120 км/ч.
Они не имеют цельносварного корпуса, что является важным отличием от бронеавтомобиля «Тигр». Модульное исполнение семейства является основой в создании унифицированных транспортных платформ нового поколения.
Одна из особенностей машины — возможность изменения дорожного просвета от 250 мм до 550 мм.
Бронеавтомобиль «Рысь»
Бронеавтомобиль ВС России IVECO LMV M65 «Рысь» в Сирии |
Источник: pbs.twimg.com |
Совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65.
Автомобиль предназначен для использования в качестве средства обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур. Также применяется в качестве транспортной базы легких систем вооружения, связи и военной техники.
Разработчик заявляет, что бронемашина может защитить экипаж от подрыва взрывного устройства мощностью 6 кг тротила под днищем или колесом. При этом развивает скорость до 130 км/ч и имеет запас хода 500 км.
По данным открытых источников, договоренность о лицензионном производстве «Рысей» в России была достигнута в 2011 году. В конце 2012 года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о контракте на сборку 358 бронеавтомобилей.
В начале 2013 года он заявил, что контракт будет выполнен, хотя уже стало известно о претензиях к этим бронемашинам. Тогда министр обороны генерал армии Сергей Шойгу потребовал сравнить «Рыси» с аналогичными машинами российской разработки, например «Тигром».
Многоцелевой армейский автомобиль «Водник»
http://btvt.narod.ru/5/Vodnik/v-8.jpg
ГАЗ-3937 разработан изначально как высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Впервые был представлен широкой публике на выставке «Средства спасения — 1994».
Автомобиль полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4 х 4, с несущим открытым корпусом модульного типа. Предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.
«Водники» способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек.
Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.
Машины семейства «Водник» сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля.
Бронеавтомобиль «Тигр»
Бронеавтомобиль Тигр |
Источник: Пресс-служба Военно-промышленной компании |
Бронированные автомобили российской разработки производятся для Минобороны РФ группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах (входит в Военно-промышленную компанию, ВПК). Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты.
«Тигр» — многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью. Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе. «Тигр» способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м.
Автомобиль оборудован гидроусилителем рулевого управления. В боковых стенках «Тигра» имеются бойницы, в крыше — два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. Бронированный вариант автомобиля тяжелее обычного на 700 кг.
На «Тигр» дополнительно могут быть установлены: кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъемники, дополнительный отопитель, антиблокировочная система.
Существуют более 20 модификаций этого автомобиля, в том числе с боевыми модулями и противотанковыми системами.
В 2016 году стало известно, что на базе «Тигра» ведется разработка новой машины. «Она будет отвечать всем современным требованиям Минобороны. Облик также изменится. Задача стоит в первую очередь сохранить шасси, а внешний вид корпуса будет изменен», — сказал директор департамента проектирования продуктов Военно-инженерного центра (входит в ВПК) Вячеслав Ершов.
Бронеавтомобиль «Скорпион»
Бронированный автомобиль «Скорпион», вмещающий восемь человек, является многоцелевым. Он может использоваться как для транспортировки личного состава и эвакуации раненых, так и для доставки грузов, ведения разведки, проведения спецопераций, буксировки вооружения и т. д.
Машина с 166-сильным «дизелем» выполнена по колесной формуле 4 х 4 со всеми ведущими колесами, имеет полностью независимую подвеску и способна передвигаться по любому типу покрытий, демонстрируя высокую скорость (до 130 км/ч) и маневренность.
Бортовой тягач КамАЗ-6350 из семейства «Мустанг»
Кузов-фургон К6350-11У.100 |
Источник: www.shumerkaf.ru |
Автомобиль КамАЗ-6350 «Мустанг» используется для транспортировки личного состава, а также сопутствующих грузов и буксировки крупных прицепов практически по всем типам местности.
Температурный интервал, в котором можно эксплуатировать КамАЗ-6350, варьируется от –45 и до +40 °С включительно. Колесная формула 8 х 8 делает его практически незаменимым для несения военной службы. Машина способна работать при любых условиях, при этом практически полностью исключены отказы и перебои.
Основные отличия машины — увеличенная грузоподъемность, а также довольно большая длина рамы транспортного средства. Все направлено на обеспечение возможности установки дополнительных модулей и других специализированных надстроек.
На базовом шасси машины монтируются многие спецнадстройки для армии: кузов-контейнер, автомобильные кухни-столовые, опытный образец ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1» и т. д.
Автомобиль «Гусар»
Боевой автомобиль создан на базе внедорожника УАЗ. По классификации НАТО относится к классу легких штурмовых автомобилей.
На усиленной раме, размещенной внутри салона, предусмотрена установка на турели пулеметов калибра 7,62 и 12,7 мм и автоматического гранатомета калибра 30 мм.
Армейский внедорожник оснащен 2,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 203 л. с. (150 кВт). Весит автомобиль 1,8 т, развивает скорость до 180 км/ч, имеет запас хода 500 км, грузоподъемность машины — 1 т.
О главных автобронетанковых событиях и новинках МВТФ «Армия-2020»
Главный редактор
«Автомобильный каталог» www.autocatalogue.ru
специально для журнала «Грузовик пресс»
Фото автора, иллюстрации Минобороны
России и предприятий ОПК
Шестой Международный военно-технический форум (МВТФ) «АРМИЯ-2020» проводился в непростое время – на всей территории страны введены ограничения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Начиная с марта текущего года в России отменили все выставки и до самого последнего момента были опасения, что очередную «Армию» также могут отменить. Но теперь о состоявшемся событии можно говорить в прошедшем времени – МВТФ «АРМИЯ-2020» стал первым российским массовым мероприятием после снятия части карантинных ограничений.
Корпусные плавающие СКШ: ММЗ и БАЗ
Как и прежде, в зоне моего особого внимания – специальные колёсные шасси и колёсные тягачи (СКШТ). Напомню, в прошлом году главной новинкой «Армии-2019» было корпусное специальное колёсное шасси (СКШ), которое представил Брянский автомобильный завод (БАЗ) (см. «Юбилейная «Армия»). По поступающей информации, на БАЗе критику военачальников Минобороны России и специалистов восприняли весьма болезненно. Замечу, до сих пор не поступила информация о том, какое официальное имя присвоили этому шасси, зато заводские острословы придумали ему ещё одну кличку: «неплавуха». Теперь в Брянске ускоренными темпами идёт разработка корпусного плавающего СКШ.
Но внезапно произошла смена лидера: сегодня это Мытищинский машиностроительный завод (АО «ММЗ»), который на «Армии-2020» представил свою новинку – корпусное шасси СККШ-586-10. Моё мнение: в классе военной автомобильной техники это шасси является главной новинкой Форума. Более того, данная премьера есть событие поистине эпохальное, так как впервые за четверть века в России официально представлено корпусное плавающее СКШ. Мне это шасси понравилось и я считаю данную разработку весьма перспективной и востребованной. Вообще, подробный рассказ о новинке, об истории АО «ММЗ» и разработках Особого конструкторского бюро (ОКБ-40), которое входит в производственную структура ММЗ, – это предмет большой статьи.
Два оборонных завода – БАЗ и ММЗ, оба входят в более крупные холдинги (соответственно в Концерн ВКО «Алмаз – Антей» и Концерн «Калашников»), но велики отличия в менталитете. В прошлом году мне посчастливилось застать момент, когда брянское корпусное СКШ осматривал Начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации (ГРАУ) генерал-лейтенант Николай Паршин. Ни одного конструктора шасси рядом с образцом не было, все двери и люки шасси были задраены наглухо… на вопросы не были получены ответы, в итоге вердикт, по сути, отрицательный.
В этом году картина совершенно противоположная: приятным фактом было постоянное присутствие рядом с СККШ-586-10 конструкторов ОКБ-40 на протяжении всех дней проводившегося МВТФ «Армия-2020». Любой посетитель Форума мог не только посидеть в кабине, но и получить грамотную техническую консультацию. А поговорить было о чём. Такое ответственное отношение к делу не осталось незамеченным; могу с определённой долей осторожности предсказать: основной Заказчик уже сделал свой выбор. Кстати, в раздававшихся информационных листовках можно прочитать о том, что разработка и дальнейшее производство корпусных СКШ является перспективным направлением развития АО «ММЗ» и Группы компаний «Калашников» в целом.
Тема корпусных плавающих СКШ сверхактуальна, поэтому технические задания (ТЗ) на разработку получили несколько российских заводов, конкуренция усилилась. ТЗ получили, но денег на НИР Заказчик не выделил, поэтому пока все заводы ведут работы в инициативном порядке. В такой ситуации многое зависит от управляющих компаний. Если деятельность входящих в холдинги заводов хорошо спланирована, к работам привлечены не эффективные менеджеры, а специалисты, определены графики работ и требуемое финансирование выделяется без задержек – будет и положительный результат. Мне неизвестно, насколько АО «ММЗ» обеспечено финансированием по проводимым НИОКР, но, поговорив с конструкторами, стало понятно: все остальные условия соблюдаются.
Конструкторы ММЗ, не обладая богатым опытом, на данном этапе работ нашли правильные технические решения и некоторые из них реализовали «в металле». Но теперь надо проверить СККШ-586-10 в реальных условиях, а это кропотливые испытания с неизбежной доработкой образца.
Конструкция СККШ-586-10 изобилует новыми техническими решениями. Одно из них – гидропневматическая подвеска (ГПП). Но почему-то в распространяемой информации о СККШ-586-10 рекламщики АО «ММЗ» не выделили эту главную инновацию. Наличие ГПП выгодно отличает новое шасси от всех ранее созданных плавающих корпусных СКШ: можно менять дорожный просвет СККШ-586-10 в диапазоне 220–520 мм (а это позволяет машинам из состава зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) проезжать, например, под мостами – при минимальном клиренсе).
Во всём мире знают, что лучшие в мире ЗРК Сухопутных войск малой (семейство «Тор») и средней (семейство «Бук»/«Куб») дальности монтируются на военных гусеничных машинах (ВГМ), изготовленных в Мытищах. Следует заметить, что на некоторых моделях серийных ВГМ применяется ГПП всех катков с системой регулирования положения корпуса, обеспечивающая шасси высокую плавность хода и позволяющая длительно передвигаться с высокими скоростями по всем видам дорог. Мытищинские машины с ГПП уже давно служат в войсках, у конструкторов ОКБ-40 есть достаточный опыт эксплуатации ВГМ, каких-то проблем с ГПП на СККШ-586-10 не предвидится.
«Пятиоски» и другие СКШТ БАЗа
Брянский автозавод, как и прежде, не имел отдельного стенда на «Армии-2020». Два образца техники марки БАЗ были представлены на уличной площадке ГАБТУ. Седельный тягач БАЗ-6403-012 показывают ежегодно на всех «Армиях», а серийный образец ремонтно-эвакуационной машины РЭМ-КС на шасси БАЗ-6910-021 показали впервые (в прошлом году был премьерный показ РЭМ-КС1, которая отличается от РЭМ-КС отсутствием локального бронирования кабины шасси). Следует заметить, что в ВС РФ поступают как РЭМ-КС1, так и РЭМ-КС. Других образцов вооружения и военной техники на шасси БАЗ на стендах Минобороны России в этом году не было.
А на уличной площадке возле павильона Концерна ВКО «Алмаз – Антей» посетителей ждал «сюрприз». Говорят, что обещанного три года ждут, но в случае с военной пятиоской БАЗ-6909.60 подождать пришлось намного дольше: фотографии опытного образца, проходившего предварительные испытания, были засвечены в сети интернет ещё в 2014 г. Двумя годами позже модель попала в рекламные буклеты БАЗа, с 2017 г. начали публично показывать и масштабную модель (я её впервые увидел ещё в 2013 г.). И только на «Армии-2020» наконец-то случилась публичная премьера – показали пусковую установку (ПУ) 51П6Е2 на шасси БАЗ-6909.60 из состава перспективного комплекса противоракетной обороны «Абакан».
Но что это за комплекс? Из рекламы не совсем понятно, рекламщики Концерна на сей раз залегендировали всё и вся. Существуют предположения экспертов о том, что это некая реинкарнация проекта по пересадке с «гусениц» на колёсные шасси зенитно-ракетной системы (ЗРС) ряда С-300В (экспортные обозначения «Антей-2500» и «Антей-4000»); в случае с «Абаканом» для монтажа ПУ были использованы новые шасси БАЗ-6909.60. В результате получился какой-то экспортный «кастрат», причём картинка на рекламном штендере запутывала ещё больше: МФРЛС изображена на шасси МЗКТ-7930. Возможно, какой-то комплекс готовят для конкретного инозаказчика, купившего ранее у России «противосамолётные» ЗРС? Хотя это может быть вообще какая-то тупиковая ветка в развитии средств противовоздушной обороны, а привезли ПУ только для того, чтобы хоть что-то показать публично и основательно запутать вражеские разведки …
В «Кластере ОПК» (это закрытая для обычных посетителей часть экспозиции «Армии-2020») стояли «секретные» новинки на шасси БАЗ, хотя кое-что из них должны были показать публично. Так, на стенде Уралвагонзавода все дни пустовало место, на котором должно было стоять 152-мм артиллерийское орудие «Мальва» на шасси БАЗ-6910-027. Ошибки быть не могло: рекламный штендер с указанием кратких характеристик «Мальвы» сиротливо был выставлен для всеобщего обозрения.
Но было как минимум два образца, которые публике не планировалось показать. Уже после закрытия «Армии» мне удалось поймать на парковке трал с погруженной на него пусковой установкой 55П6 на шасси БАЗ-6909.60, правда, без «труб» (два транспортно-пусковых контейнера были ранее демонтированы). Посмотрев на фото, читатели могут самостоятельно сделать вывод о том, насколько 55П6 из состава ЗРС С-500 отличается от 51П6Е2. Что же касается ещё одного образца на шасси БАЗ, пока воздержусь от разглашения этой информации – тем будет интереснее для непосвящённых новинка на «Армии-2021».
«КАМАЗ» + «Ремдизель»: военные новинки закончились…
Автогигант из Набережных Челнов на каждой «Армии» неизменно показывал что-то новое… но в этом году на стенде «Ремдизель», никаких новинок не было. Стояли образцы колёсной военной автомобильной техники, которые ранее уже показывали. Из относительно нового можно упомянуть разве что показ модернизированного в результате проведённого капитального ремонта многоцелевого плавающего гусеничного транспортёра-тягача МГТТ-ЛБ. Принципиально конструкция не меняется, хотя официально заявляется, что повышаются защита, командная управляемость, грузоподъёмность, огневая мощь, эргономика, устанавливается гусеница с закрытым шарниром.
Всё же определённые новости о военной автомобильной технике КАМАЗ есть. Мне удалось побывать на круглом столе «Перспективы развития автомобильной техники для Воздушно-десантных войск». В своём докладе Начальник автомобильной службы отдела материально-технического обеспечения Командования Воздушно-десантных войск сообщил о том, что перспективы развития вооружения и военной техники ВДВ на колёсных шасси связаны с автомобилями КАМАЗ семейств «Тайфун-ВДВ» и «Тайфун-МЦН». Вся линейка проводимых и предполагаемых к реализации ОКР была показана на слайде, причём акцент предлагается сделать на ОКР «Шасси-АМН». Смею предположить, что если все указанные ОКР будут открыты, «КАМАЗ» будет вынужден дополнительно привлекать на работу специалистов.
АЗ «Урал»: три новинки
И в этот раз Автомобильный завод «Урал» порадовал новинками. Первая – «Урал-43206-07010» (4х4), входящий в семейство «Мотовоз-М». Этот автомобиль от серийной модели «Урал-43206-0011» отличает новая трёхместная каркасно-панельная кабина, новое оформление передка и оперение – всё это унифицировано с другими образцами семейства. Вторая новинка – «Урал-63708» «Торнадо-У» (8х8) с защищённой 4-дверной пятиместной кабиной. И третья новинка – «Урал-63706» «Торнадо-У» (6х6) с 3-местной защищённой кабиной, которая, в отличие от ранее показанных вариантов, оснащена пулемётной турелью.