Военные автомобили и гусеничные машины васильченко в
Кафедра боевых гусеничных, колесных машин и военных автомобилей
Изучаемые на кафедре дисциплины:
1. Подготовка кадров высшей квалификации — 20.02.14 «ВВТ. Комплексы и системы военного назначения».
2. Высшее образование (23.05.02 «Транспортные средства специального назначения»):
3. Среднее профессиональное образование: Военная специальность «Эксплуатация, ремонт и хранение бронетанкового вооружения и техники»:
4. Дополнительное профессиональное образование:
Начальник кафедры:
к.т.н. полковник Ивахненко Тарас Алексеевич
История кафедры
С момента преобразования Омского училища в танкотехническое (15 мая 1946 г.) одной из главных и наиболее сложных задач стало создание в короткий срок учебно-материальной базы, соответствующей новому профилю училища. Особенно большая работа в этом направлении была проделана коллективом технического цикла, роль которого в обучении курсантов значительно возросла. Возглавлял этот цикл опытный педагог, требовательный командир и инициативный организатор майор-инженер Михайлов М.М.
Именно коллектив технического цикла и стал родоначальником всех последующих циклов и кафедр, связанных с изучением материальной части машин, в том числе и современной кафедры боевых гусеничных, колесных машин и военных автомобилей Омского автобронетанкового инженерного института. Однако путь этот длиною более 70 лет был достаточно труден и извилист: пройдено девять реорганизаций кафедры (цикла), при которых менялись названия, преподаваемые дисциплины, штат кафедры. Все это было направлено на повышение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями времени. Со всеми стоящими задачами преподавательский состав и состав учебной лаборатории кафедры всегда справлялся достойно.
В 1953 году произошло первое разделение технического цикла на цикл войскового ремонта и эвакуации (его возглавил майор-инженер Никонов В.А.) и цикл материальной части и эксплуатации, которым с 1953 по 1958 годы руководил майор-инженер, а в последствии полковник-инженер Михайлов М.М. С 1958 года начальником цикла материальной части и эксплуатации стал подполковник-инженер Никонов В.А.
В 1962 году цикл материальной части и эксплуатации разделился на цикл материальной части (возглавлял подполковник-инженер Никонов В.А.) и цикл эксплуатации (возглавил подполковник-инженер Никитин А.К.), а в 1968 году в связи с тем, что училище стало высшим, на базе цикла материальной части была создана кафедра материальной части. Возглавил её уже полковник-инженер Никонов В.А.
В 1974 году в связи с переходом училища на командный профиль произошло объединение кафедр материальной части и ремонта. Объединённую кафедру возглавил полковник-инженер Чекалин А.А.
В 1977 году училище стало высшим инженерным, и кафедра материальной части и ремонта была разделена на кафедру танков, бронетранспортёров и автомобилей и кафедру ремонта. Первую возглавил полковник-инженер Шмугленко Н.А.
В 1981 году начальником кафедры был назначен полковник Дмитриев В.Я. В 1987 году название кафедры изменилось на кафедру боевых машин и автомобильной подготовки, а в 1989 году кафедра была разделена на кафедру танков и БМП и кафедру боевых колесных машин и военных автомобилей. Кафедру танков и БМП возглавил полковник Васильев В.В., а кафедру БКМ и ВА – полковник Дмитриев В.Я.
В 1992 году происходит переименование кафедры танков и БМП в кафедру боевых гусеничных машин. С 1997 по 2000 год руководил этой кафедрой полковник Монохин В.Г., в 2000 году начальником кафедры был назначен подполковник Серяков О.А.
В 2011 году прошла последняя реорганизация кафедры. В результате организационно-штатных мероприятий кафедра боевых гусеничных машин и кафедра БКМ и военных автомобилей были объединены. Объединенную кафедру (боевых гусеничных, колесных машин и военных автомобилей) возглавил полковник Серяков О.А., заместителем начальника кафедры был назначен полковник Глебов Ф.И.
С 2016 года кафедру возглавляет полковник Ивахненко Т.А.
Гусеничные машины
Комплексное подрессоривание высокоподвижных двухзвенных гусеничных машин
Рассмотрены вопросы улучшения подвижности двухзвенных гусеничных машин путем использования комплексной системы подрессоривания и разработан метод оценки их быстроходности в статистически заданных дорожных условиях с учетом ограничений, накладываемых системой подрессоривания.
Представлена оригинальная математическая модель прямолинейного движения двухзвенной гусеничной машины по неровностям и закон управления углом складывания ее секций в вертикальной плоскости при движении по неровностям местности, позволяющий существенно повысить быстроходность.
Предложен метод синтеза многоуровневых систем подрессоривания транспортных машин. Для научных и инженерно-технических работников, занимающихся проектированием и исследованием систем подрессоривания транспортных машин.
Конструкция и расчет подвесок быстроходных гусеничных машин. Часть 1
В пособии рассмотрены вопросы конструирования торсионных подвесок быстроходных гусеничных машин. В первой главе дан обзор конструкций подвесок современных быстроходных гусеничных машин с подробным анализом элементов конструкции. Вторая и третья главы посвящены проектировочному расчету торсионной подвески.
В них представлен порядок получения упругой и демпфирующей характеристик подвески, предложен метод уточнения характеристики демпфера с использованием программного комплекса «Trak», дан расчет на прочность элементов конструкции подвески. Для студентов специальности «Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы».
Динамика колесных машин. Часть 1
Рассмотрены источники возмущающих воздействий на колесную машину, теоретические и экспериментальные способы определения инерционных, упругих и диссипативных параметров динамических систем колесных машин, свободные и вынужденные колебания в системах с различными нелинейными видами трения, при линейной и нелинейной восстанавливающей силе, а также параметрические колебания в динамических системах колесных машин и фрикционные автоколебания.
Для студентов вузов и университетов машиностроительного профиля, обучающихся по специальностям «Автомобиле- и тракторостроение» и «Многоцелевые колесные и гусеничные машины».
Динамика колесных машин. Часть 2
Рассмотрены вопросы формирования исходных и расчетных динамических систем колесных машин, точные и приближенные методы определения собственных частот и форм свободных колебаний консервативных и неконсервативных динамических систем с конечным и бесконечным числом степеней свободы, условия резонанса в системах с конечным числом степеней свободы при гармоническом воздействии и меры борьбы с резонансными явлениями, энергетический способ оценки амплитуд колебаний в трансмиссии при полигармоническом воздействии со стороны двигателя и расчет колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс, а также узлов и деталей трансмиссии при пространственном нагружении со стороны дороги.
Для студентов вузов и университетов машиностроительного профиля, обучающихся по специальностям «Автомобиле- и тракторостроение» и «Многоцелевые колесные и гусеничные машины».
Прогнозирование динамической нагруженности трансмиссий транспортных машин. Часть 1
В учебном пособии рассмотрены современные методы прогнозирования динамической нагруженности трансмиссий транспортных машин при переходных процессах и установившихся режимах управляемого движения с учетом взаимодействия машины с внешней средой и динамических свойств системы «двигатель – трансмиссия – корпус».
Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Многоцелевые гусеничные и колесные машины», может быть полезно для аспирантов, научных и инженерно-технических работников, занимающихся исследованием и созданием транспортных машин.
Проектирование полноприводных колесных машин. Том 1
Учебник состоит из трех томов, в которых последовательно описаны общие вопросы проектирования колесных машин, а также методы расчета их агрегатов и систем, основанные на математическом и физическом моделировании, причем не только для детерминированных, но и для случайных условий нагружения.
Особое внимание уделено полноприводным колесным машинам, получившим широкое распространение в связи с удовлетворительными показателями их устойчивости и проходимости. В первом томе изложены основы и принципы проектирования полноприводных колесных машин, рассмотрены их надежность и обитаемость, а также требования к проектированию плавающих колесных машин и автопоездов.
Содержание учебника соответствует программам и курсам лекций, которые авторы читают в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Для студентов вузов и технических университетов машиностроительного профиля, обучающихся по специальностям «Автомобиле- и тракторостроение», «Многоцелевые гусеничные и колесные машины».
Может быть полезен аспирантам, преподавателям и работникам промышленных предприятий.
Базовые машины в строительстве
В пособии излагается устройство гусеничных и колесных машин (автомобилей, тракторов, пневмоколесных тягачей), используемых в качестве базовых для различных землеройных, землеройно-транспортных, грузоподъемных, погрузочных и других машин, применяемых в строительстве.
Рассматриваются эксплуатационные свойства базовых машин и вопросы оптимального агрегатирования их с рабочим строительным оборудованием. Для студентов строительных и механических специальностей строительных и дорожных вузов.
Спектральный метод расчета систем подрессоривания колесных машин
Приведен общий алгоритм расчета вибрационной безопасности колесных машин в частотной и временной областях. Определены показатели оценки неблагоприятного действия вибрации на человека и конструкцию. Рассмотрены особенности расчета линейных и нелинейных систем подрессоривания, целевые функции для оптимизации параметров подвески, синтез структуры динамической системы подвески с оптимальными характеристиками.
Предложены подходы к определению закона управления автоматической, в том числе и адаптивной, системой подрессоривания и к оценке ее характеристик. Рецензируемое учебное издание рекомендуется ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по специальностям «Автомобиле- и тракторостроение», «Многоцелевые гусеничные и колесные машины» направления подготовки «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы».
Проектирование полноприводных колесных машин. Том 3
Учебник состоит из трех томов, в которых последовательно описаны общие вопросы проектирования колесных машин, а также методы расчета их агрегатов и систем, основанные на математическом и физическом моделировании, причем не только для детерминированных, но и для случайных условий нагружения.
Особое внимание уделено полноприводным колесным машинам, получившим широкое распространение в связи с удовлетворительными показателями их устойчивости и проходимости. В третьем томе изложены основные принципы проектирования системы подрессоривания, рулевого и тормозного управления, а также расчета несущей системы колесных машин.
Рассмотрены адаптивные системы подрессоривания, способные изменять свои упругодиссипативные свойства в зависимости от состояния опорной поверхности. Показана возможность оценки энергопоглощающих свойств колесной машины при фронтальном и кософронтальном столкновении с препятствием.
Приведен расчет деталей сочлененного узла для колесной машины с прицепом и полуприцепом. Содержание учебника соответствует программам и курсам лекций, которые авторы читают в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Для студентов вузов и технических университетов машиностроительного профиля, обучающихся по специальностям «Автомобиле- и тракторостроение», «Многоцелевые гусеничные и колесные машины».
Может быть полезен аспирантам, преподавателям и работникам промышленных предприятий.
Виброакустика колесных машин
Рассмотрены теоретические вопросы виброакустики и их приложение к прогнозированию акустических характеристик колесных машин. Даны спектральные характеристики основных источников звуковой вибрации и шума, представлены методы снижения их излучения. Рассмотрена экспериментальная оценка показателей источников вибрации и шума, а также виброакустической защиты.
Даны сертификационные методы определения шума колесной машиной и шиной. Рецензируемое учебное издание рекомендуется ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по специальностям «Автомобиле- и тракторостроение», «Многоцелевые гусеничные и колесные машины» направления подготовки «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы».
Анализ и проектирование гибридных трансмиссий транспортных средств на основе планетарных механизмов
Рассмотрены вопросы проектирования гибридных трансмиссий транспортных средств на основе планетарных механизмов. Представлены кинематические схемы серийно выпускаемых гибридных трансмиссий. Описан метод построения динамических характеристик транспортных средств с гибридной трансмиссией.
Предложена методика выбора характеристик электромашин, используемых в гибридных трансмиссиях. Для студентов, обучающихся по специальности «Многоцелевые гусеничные и колесные машины».
Гидравлика и гидропневмопривод
Рассмотрены механика жидкости и газа, теория гидравлического и пневматического приводов. Приведены расчеты основных параметров и общие сведения по составлению схем гидроустройств и гидроприводов. Учебное пособие состоит из двух частей. Первая часть посвящена теоретическим основам статики и кинематики жидкости, расчетам трубопроводов и силового воздействия потока жидкости на ограничивающие его преграды.
Во второй части рассмотрены рабочие схемы и характеристики объемных нерегулируемых и регулируемых гидроприводов и их устройство, а также лопастные насосы и турбины, гидродинамические передачи и пневматический привод. Приведены решения типовых задач. Второе издание (первое вышло в 2010 г.
) дополнено контрольными вопросами по каждой главе, позволяющими оценить уровень усвоения предлагаемого учебного материала. Содержание учебного пособия соответствует курсу лекций «Гидравлика и гидропневмопривод», читаемому автором в МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Для студентов специальности «Многоцелевые гусеничные и колесные машины», может быть полезно студентам других специальностей, изучающим дисциплины «Гидравлика», «Механика жидкости и газа», «Техническая гидромеханика» и «Объемный гидропривод».
Повышение надёжности технического состояния парка подвижного состава, специализирующегося на перевоз
В монографии подробно описаны методики и способы повышения надежности технического состояния парка подвижного состава, специализирующегося на перевозке лесных грузов. Определены закономерности, описывающие влияние условий эксплуатации на производительность машин лесного комплекса, позволяющие определить зону граничных условий и предельных состояний рабочих процессов и внутренних сред в функциональных системах машин лесного комплекса.
Выполнена оценка устойчивости и тяговой динамики колесных и гусеничных трелёвочных тракторов, позволяющая увеличить полезную нагрузку на транспортную систему правильным выбором точек приложения технологических сил в условиях эксплуатации машин лесного комплекса.
Разработана математическая модель колебательной системы движения машин лесного комплекса, позволяющая определить первопричину автоколебаний и установить допустимые значения дисбаланса колес. Установлены аналитические зависимости появления неисправностей агрегатов и узлов лесовозного автотранспорта, позволяющие прогнозировать нагруженность элементов функциональных систем машин лесного комплекса, рассчитать показатели его эксплуатационных свойств и надёжности.
Определены критерии вероятности технологического риска травмирования водителей и операторов машин лесного комплекса, позволяющие оценить их профессиональную пригодность. Монография рассчитана на научных, инженерно-технических работников, специалистов, занимающихся эксплуатацией автомобильных дорог в районах лесозаготовок, может быть использована в качестве учебного пособия для аспирантов и студентов.
Десантные амфибии Второй Мировой. «Аллигаторы» США – плавающие танки и бронетранспортеры
«Без этих амфибий десантные операции на островах Тихого океана были бы невозможны» – так оценил американские плавающие машины LVT (Landing Vehicle Tracked) ветеран Корпуса морской пехоты генерал Холланд M. Смит. Созданное на базе спасательного гусеничного транспортера «Аллигатор», семейство американских десантных амфибий и плавающих танков отличилось на всех фронтах Второй Мировой, от Великого океана до Европы, а затем воевало в Корее, Вьетнаме, зоне Суэцкого канала.
В этой книге, основанной не только на открытых источниках, но и доступной лишь специалистам технической и патентной документации, вы найдете исчерпывающую информацию по истории создания, производства и боевого применения этих плавающих транспортеров, ставших отдельным классом бронетехники.
Для полноты картины приводятся сравнительные данные аналогичных машин, созданных в Японии и Третьем Рейхе. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных схем, чертежей и фотографий.
Применение матричных методов для расчета частот и форм свободных колебаний динамических моделей сило
Даны рекомендации по выбору матричных методов расчета частот и форм свободных колебаний консервативных и неконсервативных динамических моделей силовых передач колесных машин с конечным числом степеней свободы в зависимости от типа матриц и их размерности, объема решаемой задачи (расчета всех или части частот и, возможно, форм свободных колебаний) и т.
д. Показано, что решение задачи нахождения частот и форм свободных колебаний математически эквивалентно решению задачи на собственные значения. Рассмотрены особенности расчета собственных значений и собственных векторов. Приведены сведения о программных средствах для решения спектральных задач.
Включены примеры расчета частот и форм свободных колебаний динамических систем в среде MathCAD. Для студентов старших курсов специальностей «Автомобилестроение» и «Многоцелевые гусеничные и колесные машины».
Легкие танки БТ. «Летающий танк» 1930-х
Легкие колесно-гусеничные танки семейства БТ являлись для своего времени выдающимися боевыми машинами, не имевшими себе равных в мире по динамическим характеристикам. Прародителем этих боевых машин стали танки М. 1931, разработанные американским конструктором У.
Кристи и закупленные правительством СССР. Бетешки стали основой механизированных соединений Красной Армии и вторым по массовости советским танком 1930-х годов – их изготовили более 8000 штук! Уникальность машин серии БТ еще и в том, что это единственный в мире серийный танк с комбинированным колесно-гусеничным движителем.
В данной работе на основе архивных материалов повествуется об истории создания, производстве и модификациях танков серии БТ, а также различных боевых машинах, созданных на их базе.
Танки: 100 лет истории
Гусеничная бронетехника дебютировала на полях сражений Первой мировой войны и массово использовалась в ходе Второй мировой. В эпоху холодной войны гигантами танкостроения были СССР, США, Великобритания, Франция и Германия; значительный вклад внесли и другие страны, прежде всего Швейцария, Швеция и Израиль.
Активные разработки новых моделей танков велись также в Азии, Южной Америке, Австралии и Южной Африке, и ко второй половине XX века бронированные машины прочно заняли доминирующее положение в арсеналах армий по всему миру. В книге видного британского историка танкостроения Ричарда Огоркевича подробно освещается столетний период развития бронированных машин начиная с ранних образцов самодвижущейся военной техники конца XIX – начала XX века и заканчивая современным состоянием и перспективами танковой промышленности.
«За столетие с момента своего появления танки проделали долгий путь. Начав существование в виде тонкостенных железных коробок на гусеницах, они превратились в сложнейшие изделия с мощными пушками и броневой защитой… В настоящее время танки остаются важнейшим видом военной техники и чрезвычайно значимой составляющей вооружений множества стран мира.
Моя главная цель – представить читателю глубокий анализ развития танкостроения и применения бронетехники с момента ее дебюта столетие назад». (Ричард Огоркевич).
S.W.A.L.K.E.R. Байки из бункера (сборник)
Бункер в постапокалипсисе – уникальное место! В нем водятся ужасные монстры. В нем скрывается немыслимый хабар. Но самое главное – именно в нем рассказываются удивительные, ужасающие, а главное – уморительные байки! О храбрых зомби и скучающих вампирах.
Бескрылых ангелах и шагающих боевых машинах. Самоотверженных лесорубах и малых кирпичных заводах на гусеничном ходу. Даже о чуде из чудес – Плюшевом Розовом Кролике! Zотов, Генри Лайон Олди, Андрей Левицкий, Виктор Ночкин, Александр Шакилов, Юлия Зонис и многие другие – такой постапокалиптики вы еще не читали! Осторожно! Ночь темна… и полна смеха!
Юрий Пашолок. Гусеничная тяга под Черноголовкой
Юрий Пашолок. Гусеничная тяга под Черноголовкой
Тягачи и другие гусеничные машины на международном военно-патриотическом слете «Моторы Войны-2021» в селе Ивановское
Лето 2021 года перешло экватор и постепенно начинает приближаться к завершению. Вместе с тем, август весьма богат на различные события, имеющие отношение к военной технике и военной истории. С точки зрения современной военной техники явно стоит ждать международный военно-технический форум «Армия-2021». Каких-то прорывных новинок явно не будет, но все же сюрпризы вполне возможны. Впрочем, в нашем случае более интересны другие мероприятия — военно-исторические. Естественно, обычно все ждут чего-то по Великой Отечественной войне, но и по другим эпохам различных мероприятий вполне хватает. И даже сложная ситуация с коронавирусной инфекцией не оставила без различных слётов и фестивалей. Это касается и военно-исторических реконструкций, и слётов любителей военной техники.
СТЗ-5, дебют этой машины на «Моторах Войны»
В этом году исполнилось 10 лет со дня проведения первого международного военно-патриотического слёта «Моторы Войны». Зародился слёт 9 июля 2011 года, когда на фестивале «Автоэкзотика» сформировали колонну военной техники. Это была самая большая такая колонна за всё время проведения фестиваля. Далее колонну не пустили за территорию фестиваля, хотя «гражданские» машины выпускали. Это стало катализатором дальнейших событий. На следующее утро у Вячеслава Лен, реставратора военной техники, родилась идея провести чисто военных слёт. Спустя менее чем через месяц, 4 августа 2011 года, состоялось открытие первых «Моторов Войны». Первый слет прошел в районе деревни Андрейково Рузского городского округа Московской области. Сменив локацию в 2012 году, с 2013 года «Моторы Войны» проводятся в районе Государственного Военно-Технического Музея, что у села Ивановское, городской округ Черноголовка. С небольшими перерывами слёт продолжается, с 2018 года вернувшись к своему исходному формату.
В статике тягач уже видели, на сей раз его удалось увидеть в динамике
Юбилейный международный военно-патриотический слёт «Моторы Войны» прошел на минувшей неделе, по традиции, на поле рядом с селом Ивановское. Само по себе то, что слёт состоялся, большое достижение. Все знают, какая сейчас ходит зараза, увы, она проредила и ряды участников. Слёт прошел без гостей, в минимальном составе, но это не помешало провести, без сомнения, самое крупное в России мероприятие, посвященное исторической военной технике. Вопреки опасениям, участников «Моторов Войны» оказалось достаточно много, касалось это и техники. В этом году на поле появились и новые машины-участники, причем их оказалось столько, что про все сразу рассказать будет сложно. Так что рассказ про «Моторы Войны» будет разбит на несколько частей. Первая из них посвящена гусеничным и полугусеничным тягачам, а также гусеничным транспортерам.
Машина неспешная, но аналоги СТЗ-5 были еще медленнее
Сама по себе тракторная тема еще более специфичная, нежели танки. Тягачи на различных мероприятиях, особенно у нас, нечасто можно видеть на ходу. Особенно если речь заходит про советские тягачи. Так сложилось, что артиллерийских тягачей советского производства сохранилось совсем немного. Обычно речь касается «Сталинцев С-65», их чуть-чуть, но осталось, да и то, ходовые экземпляры совсем штучные. Что же касается специализированных артиллерийских тягачей, построенных с нуля, то их до недавнего времени почти и не было. Система залпового огня М-13 на базе СТЗ-5, так «Комсомолец» на Поклонке — вот и всё, что можно было увидеть в России. Увы, к истории отечественных тягачей у нас относились наплевательски, впрочем, за рубежом ситуация ничуть не лучше. Что у них, что у нас многие тягачи, которые можно увидеть в настоящее время — это не заслуга государства или военных, а работа частников. На людях, которым не наплевать, всё и держится. Одним из таких людей является Евгений Шаманский, чья мастерская восстановила немалое количество отечественных машин, включая и тягачи.
Евгений Шаманский и его команда
В прошлом году звездой «Моторов Войны» стал артиллерийский тягач «Коминтерн», а в этом на поле впервые появился СТЗ-5. Это был самый массовый советский гусеничный артиллерийский тягач специальной разработки. Увы, время их почти не пощадило, тем не менее, мастерская Шаманского в марте 2017 года показала на «Одтаймер Галерее Ильи Сорокина» такой тягач. Минусом мероприятий вроде ОГИС является то, что на них техника просто стоит. На «Моторах Войны» эти машины ездят, нынешний слёт исключением не стал. В полях под Черноголовкой СТЗ-5 оказался в своей стихии. Машина эта создавалась как быстроходный трактор для использования в качестве тягача дивизионной артиллерии. К началу войны он немного устарел, тем не менее, позже немцы срисовали с его концепции тягач RSO. А он, соответственно, стал базой для нашего трелевочника КТ-12, позже эволюционировавшего в ТДТ-55. Такой вот круговорот тракторов в природе.
Извините, я на тракторе!
Для 30-х годов СТЗ-5, или же СТЗ-НАТИ 2ТВ, был весьма продвинутой машиной. Компоновка «кабина над двигателем», скорость чуть больше 20 км/ч вроде маленькая, но его одноклассники выжимали обычно меньше 10 км/ч. Машина очень небольшая, длина всего чуть больше 4 метров, при этом она тащила орудия массой до 4,5 тонн (152-мм гаубица М-10), боезапас и расчет. Военным СТЗ-5 не очень нравился, они хотели что-то «носатое», подлиннее и побыстрее, но до начала войны ничего нового не появилось. Уже после войны появился АТ-Л, но при этом, как уже говорилось выше, те же немцы СТЗ-5 вполне оценили. Ну и автор этого материала оценил. Спасибо Евгению Шаманскому и его мастерской, сделал на СТЗ-5 круг по полю, на котором проходил слёт. СУ-85 уже водил, теперь еще и немного тракторист.
Это уже второй по счету «Комсомолец», который участвует в «Моторах Войны»
Вторым по массовости советским артиллерийским тягачом специальной разработки был Т-20 «Комсомолец». Создавался он для перевозки самого легкого типа артиллерии — противотанковой. Первоначально УММ КА, а затем и АБТУ КА предполагала на роль такого тягача что-то вроде Vickers Utility Tractor, в результате появился тягач «Пионер». Но далее он эволюционировал в «Комсомольца», более серьёзную машину, для своего времени это была весьма удачный образец. Особенно если учесть, что с агрегатной базой у нас дела обстояли не особо хорошо. Машина имела бронированную кабину, сдвоенное управление, пулеметную установку в лобовом листе корпуса, могла тащить не только расчет, но и орудие вместе с передком. Главным минусом «Комсомольца» был мотор от «полуторки», но ничего лучше на тот момент промышленность дать не могла. Выпустили 7780 таких тягачей, до наших дней их сохранилось совсем немного. До недавних пор был известен всего один в России, ныне их стало больше.
Машина собрана из фрагментов тягачей, погибших в годы Великой Отечественной войны
В прошлом году на «Моторах Войны» состоялась полевая презентация «Комсомольца», который восстановила мастерская Евгения Шаманского. На нынешних «Моторах» свой тягач показал военно-исторический клуб «Капонир». В данном случае был немного другой подход к вопросу восстановления. Использованы современные агрегаты, причем это связано совсем не с тем, что старые найти невозможно. Во главу угла поставлена возможность уверенно передвигаться, очень похожим образом восстановлены «Комсомольцы» Музея Техники Вадима Задорожного. У такого подхода своя правда и своё право на существование. Машина еще в работе, ее показали в состоянии «как есть». Восстановили из кусков, в дальнейшем планируется доработка.
Kettenkrad из коллекции Музея Внедорожных Машин, под управлением Николая Хрипунова
Без немецких тягачей «Моторы Войны» не обошлись. Генрих Книпкамп, создавший линейку полугусеничных тягачей, задал целое направление в истории этих машин. Вместо грузовиков с задней гусеничной тележкой его полугусы были гусеничными машинами с парой колес, которые помогали на скоростных поворотах. Подобно чисто гусеничным машинам, его тягачи поворачивали при помощи бортовых фрикционов, при условии, что руль повернут на большие углы. Получилась сложная конструкция, но при этом тягачи оказались удачными и обладали высокой скоростью передвижения. По такой же схеме создавался и самый маленький полугус Книпкампа — NSU HK-101, он же Kleines Kettenkraftrad, он же Kettenkrad. Иногда его именуют мотоциклом, но он тягач, просто маленький. Самый маленький в семействе.
Не только у нас собираются по трое. Больше трех человек Kettenkrad штатно не вмещает
Присутствовал Kettenkrad и на юбилейных «Моторах Войны». Это тягач позднего выпуска, изготовленный на заводе Stoewer. Его восстановлением занималась мастерская Вячеслава Лен, ныне тягач находится в коллекции Музея Внедорожных Машин, Самара. Есть, впрочем, один маленький, но очень важный для слёта нюанс. Этот Kettenkrad принимал участие в том самом пробеге колонной по «Автоэкзотике», с которого и началась история слёта. Можно сказать, один из столпов.
Volvo HBT, еще один дебютант «Моторов Войны»
С «большими» немецкими полугусеничными тягачами в России пока дела обстоят не очень хорошо. Точнее, плохо. Помимо нескольких Kettenkrad, ходовой тягач такого типа в России пока всего один. Это Sd.Kfz.10, который в прошлом году закончила мастерская Государственного Военно-Технического Музея. Премьера тягача состоялась на прошлогодних «Моторах Войны», а в этот раз на ходу показали машину, которая является шведской вариацией на ту же тему.
Вроде бы Sd.Kfz.10, го на самом деле машина более крупная
Началась история этой машины с того, что шведы закупили у немцев 105-мм гаубицы leFH 18. Возник вопрос, чем же их таскать. Выход нашелся оригинальный — создать полугусеничный тягач, базой которому послужил немецкий Demag D7, или же Sd.Kfz.10. Но шведы не были бы шведами, запусти они Demag D7 в неизменном виде. Получилась машина немного другого класса, которая похожа на прародителя, но не более того. От Volvo HBT, такое обозначение получила модель, к «демагу» почти ничего не подходит. Причем машина на метр длиннее прародителя, а масса осталась той же, как и максимальная скорость. Вот только грузоподъемность стала не 1 тонна, а 2.
Мотор Volvo TFC, незадолго до «Моторов Войны» была закончена его реставрация
Шведа безошибочно можно определить по характерному капоту, который достался от грузовой модели Volvo FC. Внутри скрывается Volvo TFC, вариация грузового мотора Volvo FC. 90 лошадиных сил машине вполне хватало для достижения необходимых характеристик. От прародителя сохранилась концепция кузова с откидными панелями вместо дверей, впрочем, руль размещается справа. Получился вполне добротный артиллерийский тягач, такой же подвижный, как прародитель (участники «Моторов Войны» могли в этом убедиться), но вполне оригинальный. Это примерно как со шведскими легкими танками Strv m/41, вроде бы LT vz.38, а на самом деле не совсем.
Водитель у Volvo HBT сидит справа
Основной объем выпуска Artilleritraktor m/43, так обозначался Volvo HBT в шведской армии, пришелся на 1944 год. Последние машины сдали уже после войны, всего изготовили 107 штук, плюс прототип. Служили Artilleritraktor m/43 долго, до середины 50-х. Дальше они расползлись по миру, оказавшись даже в Боливии. А этот экземпляр долгое время был в Англии. Будете смеяться — играл в кино Sd.Kfz.10. Очень похоже на судьбу чехословацких БТР OT-810, которые часто играют Sd.Kfz.251. Незадолго до начала слёта в мастерской Вячеслава Лен провели реставрацию мотора, что позволило показать машину во всей красе.
M29C Weasel, вообще он снегоход, был
Последняя машина, о которой пойдет речь, создавалась как транспортер, хотя она теоретически могла применяться и как тягач. Тягач этот, впрочем, получился весьма специфичным, поскольку таскал он санные прицепы. И вообще это изначально снегоход. Создавался он по заданию англичан как средство доставки диверсантов для спецоперации в Норвегии. Спецоперации не состоялось, а двухместный транспортер M28 эволюционировал в Carrier, Cargo, M29. Более известный как M29 Weasel.
Как показала практика, ехать он может и по земле, и по болоту
Хитрая ходовая часть машины
Секрет успеха машины оказался в высокой удельной мощности, а также ходовой части, вполне подходящей не только для езды по снегу, но и для мягких грунтов. Что такое высокая удельная мощность, участники «Моторов Войны» сами могли видеть. Носился M29C как угорелый, даже не ожидаешь такой прыти от неказистой коробочки. После этого становится понятно, почему детище Studebaker пользовалось уважением и долго прослужило в разных армиях мира.
Помимо водителя, M29C вмещает еще троих пассажиров
Это только первый материал из цикла, посвященного слету, прошедшему на минувшей неделе. Здесь было на что посмотреть, «Моторы Войны» каждый год удивляют новинками. Есть они и среди героев последующих материалов.