Военные мосты на авто
УАЗ. Отличия военных мостов от гражданских.
УАЗ. Отличия военных мостов от гражданских.
Военные мосты называют «П-образными» (мост как перекладина буквы, справа и слева от буквы крепятся колеса). Крутящий момент не приходится целиком на главную пару (как на гражданских мостах), а распределяется между главной парой и редукторами.
Отличия военных мостов от гражданских.
Военный мост отличается от обычного наличием бортовых редукторов. Из-за наличия редукторов мост поднят относительно оси колес на 4 см, что увеличивает клиренс машины (расстояние от земли до нижней точки моста). Главная пара меньше по размеру (картер военного моста «свисает» на 4 см меньше, чем гражданского). Главная пара имеет меньше зубьев, и они большего размера — это повышает надежность военных мостов по сравнению с гражданскими. Передаточное число военных мостов 5,38 (=2,77*1,94 — передаточные числа соответственно главной и бортовой передач) — более «тяговитое», но менее «скоростное», чем у обычных мостов.
Задний карданный вал под военные мосты на 1 см короче, чем под гражданские!
Преимущества военных мостов по сравнению с гражданскими:
— клиренс 30 см (против 22 см у гражданских мостов); по последним измерениям разница в 8 см наблюдается только при использовании на военных мостах резины Я-192. При одинаковых колесах разница только в 6 см. (выигрыш на редукторах — 40 мм. выигрыш на размерах картера дифа — 20 мм Итого: 60 мм.)
— больше «тяговитость» (крутящий момент) — для перевозки тяжелых грузов, буксировки, езде на малых оборотах по грязи;
— надежнее из-за большего размера зубьев главной пары;
— надежнее из-за равномерного распределения нагрузки между главной и бортовыми передачами;
— разрабатывались, в том числе, для «сопровождения танковой колонны» и одобрены Минобороны СССР.
В военных стоит дифференциал повышенного трения. Т.е. если застрял в грязи одним колесом моста или на льду стоишь одной половиной и у тебя одна половина буксует а вторая нет (так работает обычный дифференциал). Чтобы такого не было придумали военные мосты. Так что по бездорожью военные мосты намного лучше.
Передаточное число ГП (суммарное: ГП 2,77 + бортовые редукторы 1,94): 5,38
Дорожный просвет: 300 мм (с шинами Я-192 215/90 R15 (31 x 8.5 R15)
Колея: 1453 мм
Военные мосты. Подвожу итоги.
Всем привет. Скажем так, что это лирическая часть про мои военные мосты, в которой подведу итоги и отвечу на некоторые комментарии.
Ну и начну, пожалуй, со стоимости мостов, запчастей и т.д. Сами мосты я приобрёл за 10.000 рублей, но после того, как оказалось, что передний мост сломан больше чем рассказывал продавец, то цена мостов снизилась на 2.000р. Итог: Мосты мне обошлись в 8.000р.
Был такой комментарий, якобы: «Ремонт обойдется в ту же сумму, что и покупка «живых» мостов…» Что значит «живых»? Как я понимаю, это мосты снятые с автомобиля, который когда то был на ходу, они комплектны и, опять же со слов, в хорошем состоянии. Такие мосты у нас в регионе на разборах стоят в среднем 30.000р. То есть за 1 мост 15.000р. Что же и почем купил я для того чтобы отремонтировать свой передний мост. Сразу скажу, что все подшипники мне достались на халаву, ни одного не покупал. По мимо всех подшипников, которые я заменил, а поменял я их все какие были в мосту, я купил ещё кое-какие запчасти. Ниже список того, что я докупил. И так, запчасти:
Название_______________________________номер по каталогу________количество и сумма
Ось сателитов____________________________№469-2403060-01____________2шт=700р.
Главная пара_____________________________№469-2402020______________1шт=2050р
Шестерни дифференциала__________________________________________1комплект=1800р
Ремкомплект прокладок_____________________________________________1комплект=65р
ШРУС (вилки Виллиса)_____________________№469-2304061/60__________1комплект=6800р
Шайба опорная шестерни полуоси____________№469-2403030_______________2шт=80р
Сальник хвостовика________________________№12-240____________________2шт=60р
Сапун на мост_____________________________№308387-П__________________2шт=80р
Прокладка регулировочная дифференциала____№12-2403090_______________10шт=100р
Шайба упорная шарнира поворот.кулака_______№3741-2304024______________2шт=60р
Сальник шруса 32х50 с обоймой_____________№3741-2304071_______________2шт=80р
Гайка стопорная п-ка ведущей шестерни_______№469-2307088_______________1шт=120р
Втулка цапфы поворотного кулака____________№69-2304083_________________2шт=200р
Шкворень УАЗ ст/обр. ( к-т 4 шт.)______________№452-2304019_____________1комплект=800р
Ремкомплект поворотного кулака______________________________________2комплекта=100р
Итого______________________________________________________________13065р
Всё, кроме главной пары и ШРУСов, я покупал в этом магазине, цены были актуальны на май-июнь 2020г. И так все запчасти вышли на 13.065р вычтем 1сальник и сапун для заднего моста получим 13.000р на прередний мост + сам мост 4.000р = 17.000р. При условии, что и собирал всё сам, на выходе получил 100% «живой» мост. Дисковые тормоза вместе со ступицами переставил со своего колхозного моста, а ну вот еще 4 сальника на ступицы за 1.000р купил.
Военные мосты на УАЗ
О достоинствах военных мостов на УАЗ среди уазоводов ходят легенды. Действительно ли так хороши эти мосты или у них есть серьезные недостатки? Сколько стоят военные мосты на УАЗ-469 и дорого ли обойдется их установка? С какими подводными камнями может столкнуться человек, решивший купить вояки на УАЗ? Попробует ответить на все эти вопросы.
Чем военные мосты отличаются от гражданских?
Главное отличие военных мостов заключается в наличии бортовых редукторов, поэтому их часто называют редукторными. Благодаря такой особенности редукторные мосты УАЗ увеличивают клиренс автомобиля на 6-8 см и делают его более «тяговитым». Получается, что ось вращения колес находится на несколько сантиметров ниже полуосей. В гражданских же мостах или, как их еще называют, колхозных или безредукторных, полуось напрямую соединена со ступицей колес. В этом и заключается главное отличие редукторных мостов от гражданских.
Военные мосты увеличивают клиренс на 6-8 см
Особенности редукторных мостов и их достоинства
Помимо наличия бортовых редукторов устройство военного моста УАЗ отличается меньшим размером картера, что положительно сказывается на проходимости автомобиля. Кроме того картер редукторного моста более угловатый, благодаря чему можно быстро понять, какие мосты установлены на автомобиле. Рассматривая характеристики военного моста УАЗ в первую очередь стоит отметить более высокое передаточное отношение. Из-за этого автомобиль на «вояках» будет менее скоростным, но более тяговитым.
Картер военного моста заметно меньше гражданского
Итак, перечислим основные достоинства редукторных мостов:
Раз уж заговорили о плюсах, то не лишним будет перечислить и недостатки военных мостов:
Вывод
Использование военных мостов позволяет лучше реализовать потенциал УАЗа. Заметное улучшение проходимости отмечают абсолютно все, кто хоть раз испытал эти конструкции в деле. А ведь именно проходимость и является главным показателем любого внедорожника, особенно УАЗа. Именно от этого показателя зависит, насколько далеко вы сможете забраться на своем автомобиле. Конечно, редукторные мосты нужны далеко не всем. Кто редко выбирается в глухие дебри с настоящим бездорожьем вряд ли испытает необходимость в армейских мостах. УАЗ и на «колхозниках» способен на очень многое. Но для истинных покорителей бездорожья военные мосты просто необходимы, несмотря на все их недостатки, большинство из которых несущественны.
Вояки на Уаз — плюсы и минусы
Существует множество вопросов, на которые нет однозначного ответа. Кто быстрее в Формуле 1 – Мерседес или Феррари, какая машина лучше по проходимости – УАЗ или Нива, какие мосты на Уазе лучше – военные или гражданские. Список подобных вопросов можно продолжать и продолжать, у каждого из мнений будут свои противники и сторонники, у каждого из них есть аргументы, причем не голословные, в поддержку своей точки зрения. В этой статье мы выявим все плюсы установки военных мостов на Уаз, сравним их с колхозными и рассмотрим ценники.
История вопроса о мостах
Истина, как всегда, кроется в деталях, и они могут трактоваться по-разному. Знаменитый вездеход ГАЗ 69 честно нес свою службу многие годы, но и ветераны рано или поздно уходят в отставку. А значит, пришла пора готовить ему смену. Решать проблему пришлось коллективу разработчиков ульяновского автозавода. Стоящую перед ними задачу мало было назвать трудной, но в любом случае решать ее было необходимо.
Проблема заключалась в противоречивых и порой взаимоисключающих требованиях основного заказчика – Министерства Обороны. Военным нужен был автомобиль легкий, динамичный, с великолепной проходимостью, способный передвигаться вместе с танковой колонной, но дешевый, простой и технологичный. В то же время народное хозяйство требовало своего автомобиля, лишь немногим уступающего требованиям военных, что и неудивительно, учитывая существующие в стране направления вместо дорог.
Решение было найдено, и надо признать – изящное и красивое. Было создано два типа мостов:
-гражданские, их ещё называют, обычные или колхозные;
-военные, или по-другому, редукторные, портальные, вояки.
В обычных, или колхозных мостах, крутящий момент через дифференциал и полуоси поступает непосредственно на ступицы колеса. А вот у вояк между полуосью и ступицей установлен дополнительный картер, где располагается бортовой редуктор.
Достоинствами такого решения являются:
-увеличенный на восемь (по некоторым данным шесть) сантиметров клиренс по отношению к обычным мостам;
-повышенный крутящий момент при езде по грязи на малых оборотах;
-большая надежность из-за равномерного распределения между бортовым редуктором и главной парой возникающей нагрузки.
Раз уж затронули достоинства вояк, надо сказать и о колхозниках:
-меньшая масса, что приводит к более комфортной езде;
-проще и дешевле ремонт, меньше затраты (финансовые и трудовые) на обслуживание;
-возможна установка серийных самоблокирующихся дифференциалов;
-пониженный уровень шума;
-меньший расход бензина;
-пониженный уровень шума при движении;
-лучшая управляемость автомобилем.
Так ли нужны военные мосты или колхозов хватит за глаза?
Вопрос чисто риторический. Тот, кто ездит в городе, никогда не выберет УАЗ. Этот автомобиль настолько специфичен, что надо говорить о таком понятии как уазомобиль. Его назначение – двигаться по непроходимым местам и в составе колонны, хоть танковой, так что по некоторым возможностям его надо признавать почти равным танку. Поэтому смотреть на такой автомобиль надо с этой точки зрения. Хотя и на танке можно ездить в магазин.
А если говорить серьезно, то не зря появились военные мосты. Они незаменимы именно в определённой ситуации – движении по разбитой колее и в грязи. В таких условиях любой дополнительный дорожный просвет может помочь избежать разминки с лопатой и домкратом, а вот его отсутствие сделает эту процедуру неизбежной. Выглядят вояки вот так:
Кроме того, не стоит забывать про повышенный крутящий момент на колесах, что порой также может оказать существенную помощь в условиях бездорожья. Правда, все это отнюдь не безвозмездно. Не касаясь повышенной стоимости военных мостов, тут, как говорится, найти приемлемый вариант по цене – задача вполне возможная, необходимо коснуться других вопросов.
Установка вояк приводит к увеличенному расходу бензина, правда, не фатальному – на литр-полтора. Ну и дополнительные затраты на обслуживание. Хотя для настоящего джипера это не может служить объективной причиной отказа от лишнего шанса проехать там, где встали другие. Поэтому вполне допустимо рассуждать, хороши или плохи военные мосты, можно вместо них рекомендовать использовать самоблоки, можно искать другие поводы, чтобы обойтись без них, но оспаривать факт увеличенного клиренса и повышенного момента не будет никто.
Думаю, это видео многих убедит, что редукторные мосты рулят(хотя и резина ВЛ-30 тоже зверюга):
Ну и конечно же скорость — она заметно упадет, по трассе свыше 90 км/час ехать будет уже сложновато. Но Уазик не для гонок и предназначен )) Его задача — доставить его владельца с друзьями на самые крутые рыбацкие и охотничьи места, ведь, как известно, где вообще нет народа — там просто рай для рыбаков, охотников и грибников. Сами понимаете, что добраться туда смогут лишь подготовленные автомобили и военные мосты на Уаз делают его еще более приспособленным к покорению бездорожья. Ведь недаром же очень часто можно видеть объявления типа «куплю Уаз на военных мостах». Потому что Уазка на них реально круче и это факт.
А уже одного этого достаточно для получения лишнего шанса выйти победителем из того противоборства машины и мастерства водителя с бездорожьем, которое может понять настоящий джипер, хоть раз испытавший возникающие ощущения после прохождения дороги, по сравнению с которой танковый полигон будет выглядеть трассой Формулы 1.
Военные мосты на УАЗ отличаются от обычных применением дополнительных бортовых редукторов, позволяющих увеличить величину поступающего на колеса крутящего момента. Их использование позволяет придать автомобилю дополнительные возможности при прохождении бездорожья, за что они и пользуются заслуженной популярностью у джиперов.
Сколько стоит такое удовольствие?
Ценник, мягко сказать, очень серьезный — если брать новые, производства «Барс»(отличные, кстати мосты российского производства), то покупка полного нового комплекта(перед и зад) обойдется в 140000 рублей. Плюс еще и установка выльется в приличную сумму. Они отличаются от обычных более широкой колеёй (1600мм), а также тем, что передний мост у них идет под пружины. Как отмечает народ, на таких мостах ехать помягке будет, комфортнее.
А потому лучше уж сразу искать автомобиль на вояках, благо объявлений на Авито более чем достаточно. Там же можно найти и просто мосты по 30-50к рублей, тут уж нужно смотреть состояние, можно взять и подешевле, в отличном состоянии с консервации, а можно и подороже, ржавые. Все равно при установке их нужно будет настраивать, перебирать. По работам — за установку 1 моста ценник 5-7 тысяч рублей.
ВОЕННЫЕ МОСТЫ — РАЗОЧАРОВАНИЕ…
Накопилось малёха, решил поделится своим мнением об эксплуатации такого «чуде» инженерной мысли УАЗоводов как Военные мосты!
Давайте сначало о хорошем! Так приятней, и писать о нём меньше…)))
1. Действительно чуть выше!
2. Действительно редуктор «более продуманной» формы, и меньше «зарывается» при посадке на почву.
И всё…(((
Когда я брал свой УАЗ, то наличие Военных мостов стало основополагающим фактором, так как только одно их название вызывало трепет и гордость!
Но., как оказалось, кроме «крутого» названия, больше ничего хорошего в них нету…
Изъясняюсь (начну от того что больше всего разочаровывает меня, и до меньшего):
1. Колёсные редуктора.
С целью поднятия клиренса автомобиля идея весьма достойная, но вот как всегда реализация сильно хромает.
Полуось сама непосредственно соприкасается с «Грибом», и не имеет как на всех нормальных автомобилях двух промежуточных шестерёнок, которые мало того что сильно разгружают как саму полуось, так и гриб (вместо одной, уже две точки соприкосновения), более того, таким образом, ось полуоси относительно оси «Гриба», без каких либо потерь в прочности, может ещё дополнительно увеличится, что снова таки увеличивает проходимость!
Но…, видимо это нам не нужно, как по- мне, так уже на первых тестах, ещё до постановки на конвейер, была обнаружена печальная находка- из-за возросшей нагрузки на ступицу, на мостах выламывало шкворня и ламались «грибы» (большое плечо на излом), и тогда в инженерах сего чуда «родилась поистине гениальная идея» как уменьшить нагрузку и решить проблему- сместить ступицы внутрь на 2 см каждую!
Вот откуда у нас такое гениальное изобретение как — ступицы военного моста!
Чем же мне не угодила эта ступица? Да банально просто- она напрочь «ломает планы» установки более широких колёс (они сразу начнут полировать рессоры), или дисковых тормозов- внутри колеса банально нету места…
Если мы решим, как многие здесь делают- поставить «колхозные» спупицы (или проставки), или колёса с большим вылетом, мы снова столкнемся со старой проблемой изобретателей этих мостов, до изобретения ими гениального решения- ступицы военного моста!
2. Тормоза.
Несмотря на то что автомобиль проектировался как внедорожник для Российских дорог, его тормоза напрочь не рассчитаны бороздить грязь! При попадании в грязь, ею сразу набивается барабан внутри, они перестают тормозить, всё закисает и очень быстро выходит со строя…
Об идеи ставить дисковые даже думать не хочется- уже рассказывал выше! Но, если все же очень хочется, то что нас ожидает?
Мы смещаем колесо наружу, и тут срочно нужно решать проблему «выламывания» колеса! —
3. «Грибы»
Решается как пишет практика- установкой усиленных грибов(хвалят Иж Техно), но это уже, если сравнивать с ценовой политикой самой машины- очень не економно, а у нас в Украине- так ещё и по-извиватся нужно что бы найти!
4. Полуося
Тот кто хоть раз выкарапкивался с зрязи и при этом резко «цепанул» за асфальт, знают, с какой лёгкостью «слизываются» шлицы полуоси, более того, они ещё и переломится умудряются!
Тоже как бы есть решение- усиленные полуося (опять таки тот же Иж Техно), но с ним та же проблема что описана выше!
5. Редуктор
Раз мы уже сколько ввалили денег и времени в устранение вышеописаных косяков, значит покорение бездорожья у нас в крови, и вопрос блокировки редуктора стоит очень остро!
Но, снова косяк, самый дешевый, хоть и далеко не идеальный вариант- редуктор от БТР, какой так хорошо ходит в Колхозах, для нас становится бесполезным…, он просто не подходит…
А значит, опять нужно выкидывать не малую суму на такой редуктор!
Есть просчитать всю стоимость вышеописаного, количества убитого времени, и понимать при этом что конструкция у нас весьма «хилинькая»…, понимаешь, что такое красивое словосочетание как «Военные мосты» нам нафиг не нужно…, ну лично мне так точно! (постоянно вози с собой «мешок запчастей к мосту»)
Лично я для себя сделал вывод- Военные мочты мне не нужны!
Однозначно буду менять на какие то иномосты, уже со штатной блокировкой (желательно електро) хотя бы с ззади, ну или на крайний случай ставить Спейсера, где нет этих «детских болезней» и ставить блокировку ззади (опять таки, на спейсера блокировок выбор больше)
Очень буду признателен за подсказку в выборе иномостов, отвечающих моим требованиям, и при этом не таких редких как «Лапландеры»
Всем удачи!