Военные санитарные машины россии

По тактико-техническому заданию Минобороны. Чем хороша «Линза»?

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

27 апреля 2020 года пресс-служба Минобороны России сообщила, что мотострелковая дивизия 58-й общевойсковой армии, дислоцированная в Чечне, получила новые бронированные санитарные автомобили «Линза». Новые бронеавтомобили созданы на базе броневика «Тайфун-К». Впервые новый санитарный автомобиль, разработанный для эвакуации раненых с поля боя, был представлен в 2018 году в рамках работы международного военно-технического форума «Армия-2018».

Как сообщает пресс-служба Южного военного округа, предстоящим летом в рамках проведения тактических занятий в полевых условиях личный состав медицинских подразделений сможет на практике отработать способы и порядок эвакуации условно раненых военнослужащих с поля боя с использованием новой бронированной санитарной техники. По словам главного конструктора предприятия-разработчика бронированного санитарного автомобиля «Линза» Игоря Зараховича, автомобиль прошел весь цикл испытаний, предусмотренных контрактом на опытно-конструкторскую работу еще в 2019 году. При этом на предприятии «Ремдизель» особо подчеркивают, что новый бронеавтомобиль создавался по тактико-техническому заданию Минобороны России, в составлении которого принимала участие и медицинская служба военного ведомства.

Появление бронированного санитарного автомобиля «Линза»

Все конфликты последних лет только подтверждают важность медицинской службы в армии и её необходимость для уменьшения потерь и быстрого оказания медицинской помощи раненым военнослужащим. Часто раненых приходится эвакуировать непосредственно с поля боя. В этих условиях огромное значение играют скорость и качество оказания первой помощи, а также скорость доставки раненых хотя бы до ближайшего перевязочного пункта или полевого госпиталя. Чем раньше раненый попадет в руки врачей в госпитале, тем выше шансы на то, что боец не погибнет и не останется инвалидом. В этом смысле все современные бронированные медицинские машины предназначены для выполнения правила «золотого часа»: оказать первую помощь раненым и оперативно доставить их до следующего этапа медицинской эвакуации.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Всё это прекрасно понимали и в СССР, где было разработано целое семейство специализированных бронированных медицинских машин (БММ), построенных на шасси БТР и БМП. Большое развитие получило семейство БММ, выполненных на шасси гусеничных боевых машин пехоты БМП-1 (это машины БММ-1, БММ-2 и БММ-3). Также широкое распространение получили медицинские варианты бронетранспортёра МТ-ЛБ. А специально для десантных частей на базе бронетранспортёра БТР-МД была создана линейка бронированных медицинских машин БММ-Д «Травматизм» (БММ-Д1, БММ-Д2, БММ-Д3). При этом вся эта техника была создана на базе шасси, которые либо уже совсем не производятся российской промышленностью, либо успели серьезно устареть. Важной особенностью было и то, что все перечисленные БММ – это гусеничные машины.

Моральное и физическое устаревание шасси данной техники поставило перед Минобороны вопрос о разработке новых бронированных медицинских машин. При этом приоритет был отдан колесной технике. К примеру, в середине 2010-х годов Минобороны приобрело несколько БММ-80 «Симфония», построенных на базе колесного бронетранспортёра БТР-80. Но массовой эта медицинская машина, созданная несколько десятилетий назад, так и не стала.

Тендер на создание современного бронированного санитарного автомобиля был объявлен Министерством обороны России в сентябре 2016 года. Стоимость контракта на проведение ОКР по теме «Разработка защищенного санитарного автомобиля тактического звена» (шифр работ «Линза») составила 46,509 миллиона рублей. В качестве базового автомобиля российские военные хотели видеть бронемашину с колесной формулой 4х4 из семейства бронеавтомобилей «Тигр», «Тайфун» или «Скорпион». В конечном итоге победу в тендере одержал проект санитарного защищенного автомобиля К-53949 «Тайфун», представленный специалистами компании АО «Ремдизель» из Набережных Челнов.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Опытные образцы первых вариантов нового санитарного автомобиля были представлены военным уже в 2017 году, а в следующем году состоялся их полноценный дебют и презентация для широкой общественности. Тогда же, в 2018 году, в рамках работы форума «Армия» компания «Ремдизель» подписала первый контракт с Минобороны РФ на поставку 27 бронированных санитарных автомобилей с реализацией контракта до конца 2020 года.

Возможности защищенного санитарного автомобиля «Линза»

В рамках реализованного тендера и выданного Минобороны технического задания специалистами компании «Ремдизель» было создано два варианта защищенного санитарного автомобиля (ЗСА) тактического звена. Первый из них – это классический медицинский транспортер (ЗСА-Т), предназначенный для поиска, сбора и вывоза раненых военнослужащих непосредственно с поля боя, а также из очагов массовых санитарных потерь. При этом врачи могут оказывать помощь раненым на месте или непосредственно на борту «Линзы». Второй вариант – машина медицинского пункта батальона (ЗСА-П), основным предназначением которой является перевозка различного медицинского имущества и развертывание на её базе медицинского пункта батальона в любой заданной точке.

В отличие от бронированного однообъемного автомобиля повышенной проходимости К-53949 «Тайфун» вместимостью 10 человек, новый защищенный санитарный автомобиль на его базе получил двухместную кабину и новый специальный бронированный медицинский модуль. В варианте медицинского транспортёра ЗСА-Т в медицинском модуле предусмотрено 6 откидных сидений для раненых или место под размещение 2-4 носилок. При этом возможна комбинированная перевозка раненых, когда трое легкораненых размещаются на откидных сидениях вдоль одного борта, а двое тяжелораненых перевозятся на носилках.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

В варианте медицинского пункта батальона (ЗСА-П) в машине предусмотрено 5 мест для размещения экипажа, а также два места под крепление носилок, также данный автомобиль комплектуется каркасной палаткой. Как отмечают в пресс-службе Минобороны, защищенные санитарные автомобили «Линза» комплектуются специальными приспособлениями для вытаскивания раненых из люков, перетаскивания раненых, а также щитами для переноски солдат с повреждениями позвоночника и другим специализированным медицинским оборудованием.

Благодаря мощному дизельному двигателю КамАЗ 610.10-350, развивающему максимальную мощность 350 л. с., полноприводный автомобиль полной массой 16 тонн в состоянии разогнаться по шоссе до скорости 105 км/ч. Двух баков дизельного топлива ёмкостью 180 литров каждый достаточно, чтобы обеспечить машине запас хода не менее 1000 км. Заявленный производителем дорожный просвет составляет 433 мм и является регулируемым. Габаритные размеры автомобиля: длина – 7130 мм, ширина – 2550 мм, высота – 3100 мм.

Источник

Специальная медицинская техника Минобороны России на страже здоровья Российской Армии

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Передвижной медицинский комплекс / Фото: npopolus.ru

Министерство обороны России комплектует медицинские службы вооруженных сил современной техникой, которая постоянно модернизируется с целью повышения мобильности, автономности и расширения возможностей.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Автоперевязочная АП-2 / Фото: Виталий Кузьмин

Оперативность и качество оказания медицинской помощи – главный критерий спасения и сохранения жизни раненых, пораженных и больных в полевых условиях при выполнении служебно-боевых действий, ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий и промышленных катастроф. В Главном военно-медицинском управлении Минобороны России сегодня разработаны и эксплуатируются специальные мобильные медицинские комплексы с диагностическим оборудованием, системами реанимации и искусственного дыхания, другим оборудованием, которое интегрировано с аналогичными системами в госпиталях страны. Внедрение таких специальных комплексов существенно повышает шансы на выживаемость пострадавших военнослужащих и гражданских лиц.

Совсем недавно министр обороны России отметил, что военная медицина, как неотъемлемая часть военной организации, «всегда была и сегодня является самой эффективной и передовой частью отечественного здравоохранения». Отвечая на предложение увеличить объем Фонда обязательного медицинского страхования за счет включения военнослужащих и сокращения военно-медицинских учреждений, он заявил: «Нужно думать не о том, как привести военную медицину к среднему знаменателю, а наоборот – как поднять общедоступную медицину до уровня военной». Ранее министр обороны России отмечал, что сегодня «появляется много современных разработок», которые делаются не «на коленке» и «мы перешагнули тот рубеж, когда работали на старом заделе».

Сегодня в арсенале Минобороны существует три типа медицинских комплексов, отвечающих этим требованиям: мобильные автоперевязочные АП-2 и АП-3, а также комплекс медицинский подвижной специального назначения (КМП-СН), который находится в стадии изготовления опытного образца.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Автоперевязочная АП-2 / Фото: informnapalm.org

Автоперевязочная (АП-2) была принята на снабжение в 1971 г. За эти годы она прошла боевое «крещение» в Афганистане, на Северном Кавказе и других «горячих точках». Передвижной хирургический комплекс на автомобильном шасси типа «КамАЗ» и «Урал» предназначен для оказания в полевых условиях первой врачебной помощи раненым и пострадавшим в стихийных бедствиях, техногенных катастрофах, авариях и других чрезвычайных и экстремальных ситуациях. АП-2 рассчитана на 14 носилочных мест при пропускной способности 7-10 раненых в час.

Оборудование АП-2 обеспечивает прием и сортировку раненых и пострадавших, первичную хирургическую обработку ран, остановку массивных кровотечений из кровеносных сосудов и внутренних органов, противошоковую терапию, неотложные реанимационные и другие мероприятия. Автоперевязочная комплектуется двумя каркасными модулями, которые стыкуются с кузовом-фургоном автомобиля и выполняют роль приемно-сортировочного и эвакуационного отделений. При массе машины 5970 кг АП-2 приводится в рабочее состояние в течение 10 (45) мин. без палаток (с палатками).

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

АП-3 / Фото ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ»

Автоперевязочная АП-3 представляет собой усовершенствованный комплекс. По сравнению с АП-2 в новом комплексе улучшены транспортабельность, вместимость, энерговооруженность, автономность и оснащенность медицинским оборудованием для выполнения мероприятий первой врачебной помощи в полном объеме. Основное преимущество АП-3 над АП-2 заключается в большей проходимости «потока» пострадавших, что обеспечивает специальный поворотный стол с подъемным механизмом.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Автоперевязочная АП-3 / Фото: russian.rt.com

Кроме того, в отличие от АП-2, которая изготавливалась на базе металлокаркасных палаток с более длительным временем развертывания, АП-3 изготовлена на базе резинового пневмокаркаса. При общем объеме 78,5 кв. м полное время развертывания новой автоперевязочной не превышает 45 минут. Однако резиной каркас АП-3 имеет низкую устойчивость к механическим повреждениям, устранить которые в полевых условиях достаточно затруднительно. Кроме того, больший вес требует большего количества обслуживающего персонала при перемещении модуля.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

АП-3 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ»

Мобильный медицинский комплекс АП-3 предназначен для приближения сил и средств к районам массовых санитарных потерь и оказания первой врачебной помощи раненым. Комплекс включает предперевязочный, перевязочный, эвакуационный отсеки и агрегатное отделение. При штате 4 человека комплекс обеспечивает оказание первичной медико-санитарной помощи 5-7 раненым в час, а запас медицинского имущества и материалов гарантирует его автономную работу в течение не менее суток. Комплекс с пропускной способностью 5-7 чел/ч обеспечивает размещение до 18 пострадавших на носилках и 8 ходячих пациентов. АП-3 может транспортироваться всеми видами транспорта.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Мобильный медицинский комплекс КМП-СН / Фото: НПО «ПОЛЮС»

Особое внимание военные медики обратили на комплекс медицинский подвижной специального назначения (КМП-СН). Инициативная разработка воронежского НПО «ПОЛЮС» предназначена для оказания доврачебной и первой врачебной медицинской помощи раненым, пораженным и больным в полевых условиях при ведении боевых действий и в ходе ликвидации последствий стихийных бедствий и промышленных катастроф.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Схема размещения на местности КМП-СН / Изображение: НПО «ПОЛЮС»

При штате 5 человек комплекс может быть развернут с полной установкой оборудования за время не более одного часа и обеспечивает оказание медицинской помощи до 50 пострадавшим в сутки. Время автономной работы без пополнения расходными материалами составляет не менее 3 суток. КМП-СМ может эксплуатироваться при температурах от – 40 до + 50 град. С. Источником питания, при потребляемой мощности до 6 кВт, может служить промышленная сеть (220 В, 50 Гц) или собственный дизельный агрегат питания. В качестве резервного источника может использоваться бортовая автомобильная сеть напряжением 24 В.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Мобильный медицинский комплекс КМП-СН / Фото: НПО «ПОЛЮС»

При создании КМП-СН были учтены требования МВД России. Комплекс может использоваться на заранее подготовленной площадке и в полевых условиях. В отличие от АП-2 мобильный КМП-СН имеет системы кондиционирования, горячего и холодного водоснабжения, оборудование для стерилизации и хранения медицинских изделий. Наряду с этим КМП-СН имеет более широкий набор специализированного медицинского оборудования, в том числе аппарат ручной дыхательный, аспиратор, дефибриллятор, инфузионный насос, аппарат электрохирургический, электрокардиограф и другое. Кроме того, он значительно превосходит АП-2 по оснащенности медицинской складной мебелью.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

О модернизации комплекса рассказал генеральный директор ООО НПО «ПОЛЮС» Виктор Савватеев. По его словам, «в КМП-СН мы учли замечания, которые отметили специалисты относительно АП-2 и АП-3. Приемно-сортировочное, перевязочное и эвакуационное отделения мы разместили в пневмокаркасной палатке МПК-54. Разделение ее на три секции позволило уменьшить вес одного транспортировочного места. Это позволяет производить выгрузку и монтаж модуля меньшим количеством обслуживающего персонала».

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Виктор Савватеев, генеральный директор ОО НПО «ПОЛЮС» / Фото: patriot-che.ru

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Модуль КМП-СН / Фото: sdelanounas.ru

При демонстрации КМП-СН на выставке «ИНТЕРПОЛИТЕХ-2016» комиссия военных ведомств высказала некоторые замечания относительно его конструктивного исполнения и планировки. По словам В.Савватеева, «для того и нужны рабочие показы, чтобы воочию на месте найти путь решения». В частности, для устранения «встречных» потоков в модуле «принято решение внести изменения в конструкцию комплекса – перенести вход в комплекс в его торцевую часть». Руководитель предприятия отметил, что «конструкторы НПО доработают комплекс на основе заключения комиссии».

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Источник

Санитарные автомобили Российской армии на современном этапе

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Текст: Андрей Фролов

Конфликты современности со всей очевидностью показывают важность медицинской службы для снижения потерь и быстрейшего оказания помощи раненым военнослужащим.

Скорость оказания первой помощи и доставка раненого как минимум на перевязочный пункт, а затем и в полевой госпиталь, имеет решающее значение. Не меньше значит санитарная служба в мирное время для снижения заболеваемости личного состава.

В современной российской армии медицинская служба подверглась реформированию дважды – сначала в 2008–2010 гг. в ходе формирования «Нового облика…», а затем в ходе реформы 2012–2014 гг., когда ликвидировались отдельные перегибы предшествующего этапа. Из основных особенностей второго периода можно отметить следующие. Была ускорена работа по формированию к 2014 г. 50 медицинских рот, способных оказывать военнослужащим все виды медицинской помощи – от первой до специальной. Каждая медицинская рота должна была располагать лазаретом на 50–75 коек и амбулаторией на 150–200 посещений.

Одновременно были определены первоочередные меры по оснащению подразделений войскового звена медицинской службы Вооруженных сил России современной медицинской аппаратурой и современными средствами развертывания на базе пневмокаркасных сооружений.

До 2017 г. планировалось закупить специальные пневмокаркасные сооружения типа ПСМ-6 для 50 медицинских рот, четырех медицинских авиационных отрядов и семи медицинских отрядов специального назначения. В этот же срок планировалось капитально обустроить и полностью переоснастить медицинской аппаратурой 35 медицинских рот. В последующие годы все остальные медицинские роты также будут размещены в типовых зданиях и в штатном оснащении.

Также были приняты меры, повышающие мобильность военной медицины. Получили дальнейшее развитие отдельные медицинские отряды специального назначения, способные «в кратчайшие сроки передислоцироваться в заданный район и выполнить необходимую задачу». К шести ранее существовавшим отрядам добавлен седьмой.

Кроме того, в базовых, окружных и центральных госпиталях созданы 22 мобильные бригады специализированной помощи и 11 врачебно-сестринских бригад, привязанные к существующим вертолетным площадкам и аэродромам. Авиатранспорт для этих бригад предполагается оснастить специальными модулями с носилками и необходимым медицинским оборудованием, которые легко можно будет перемещать и другим транспортом.

Для медицинской эвакуации раненых и больных в российской армии предлагается иметь два эвакуационно-реанимационных самолета Ил-76МД «Скальпель-МТ», шесть эвакуационно-реанимационных самолетов легкого класса на базе самолета Ил-112В или Ан-148 (аналог Ан-26М «Спасатель») и 12 эвакуационно-реанимационных вертолетов Ми-8МТВ-5 (аналог Ми-8МБ «Биссектриса»).

Немалые усилия были предприняты и для того, чтобы улучшить ситуацию с автомобильным санитарным транспортом, который фактически сохранялся на уровне конца 1980-х гг. При этом некоторые вопросы требовали решения по объективным причинам. Так, транспортер переднего края (ТПК) ранее выпускался на базе ЛуАЗ-967, его производство, как и производство базового шасси, давно прекращено (и к тому же располагалось на Украине). УАЗ-3962, известный как «буханка», фактически представляет собой военную «скорую помощь» и мало приспособлен для эвакуации раненых на поле боя. Не говоря уже о моральной устарелости самого шасси, сконструированного еще 60 лет назад. Разрабатываемый ему на смену УАЗ-3972 так и не был поставлен в серию, как и УАЗ-2970. При этом, несмотря на новую конструкцию, оба они так же мало годились для действий в условиях современного боя.

Попытки создать санитарные автомобили на грузовом шасси (например, АС4350 на шасси КАМАЗ-43501 и АС4350.1 на шасси Урал-43206) позволяли временно решить проблему, но, тем не менее, по-прежнему оставляли вопросы относительно комфорта для раненого и медперсонала и наличия бронезащиты.

Защиту раненым на поле боя давали созданные еще в советское время бронированные медицинские машины (БММ) на шасси БМП и БТР. Довольно распространенным стало семейство БММ на шасси БМП-1 (БММ-1, БММ-2, БММ-3), БМД-Д «Травматизм» на шасси БТР-МД для ВДВ, а также медицинские варианты бронетранспортера МТ-ЛБ. Нужно обратить внимание, что все эти машины созданы на базе шасси, которые либо устарели, либо уже не выпускаются. Кроме того, они гусеничные.

Наиболее острая ситуация складывается с БММ на шасси БМП-1 и БТР-Д в силу морального и физического устаревания шасси, а также относительно немногочисленного парка этих машин. Как известно, капитальный ремонт МТ-ЛБ в России налажен на АО «Ремдизель», но пока о ремонте санитарных вариантов неизвестно.

В итоге ситуация привела к тому, что в ходе боевых действий для эвакуации раненых используют боевую технику, что, с одной стороны, не позволяет оказывать раненым квалифицированную помощь, а с другой – отвлекает боевую технику от решения чисто боевых задач. Например, в ходе обеих войн в Чечне для эвакуации раненых с поля боя приходилось привлекать тягачи МТ-ЛБу. В Сирии для транспортировки раненых в ходе боя используются линейные БМП-1, которых в сирийской армии и так мало.

В результате в России стали активно разрабатывать новое поколение БММ. Так, в середине 2010-х гг. было закуплено несколько машин БММ-80 «Симфония» на шасси ГАЗ-59039. Но массовой эта машина до сих пор так и не стала.

В 2016 г. Министерство обороны России объявило два тендера на создание перспективных БММ. Один был объявлен на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка бронированной медицинской машины на базе БМП-3» (шифр «Курганец-М»). Начальная (максимальная) цена контракта 58,58653 млн руб., работы должны были завершиться не позднее 25 октября 2018 г. Согласно тактико-техническому заданию, цель ОКР – разработка бронированной медицинской машины на базе БМП-3 (БММ-К).

Ни одной заявки на этот конкурс не поступило. Среди прочего это может говорить о сложности разработки подобной техники, а также о том факте, что не каждая компания способна реализовать проект создания медицинской машины.

Второй тендер на выполнение опытно-конструкторской работы «Разработка защищенного санитарного автомобиля тактического звена» (шифр «Линза») для нужд Министерства обороны Российской Федерации был объявлен в сентябре 2016 года. ОКР должны были быть завершены не позднее 30 ноября 2017г. Начальная (максимальная) цена контракта составила 46,509 млн руб. 2

Согласно тактико-техническому заданию, защищенный санитарный автомобиль тактического звена (ЗСА) предназначен для использования в двух вариантах. Первый вариант – медицинский транспортер (ЗСА-Т) для поиска, сбора и вывоза раненых с поля боя и очагов массовых санитарных потерь. Машина ЗСА-Т должна иметь три сиденья для экипажа и шесть откидных сидений для раненых, а также крепления для размещения 2–4 носилок. Второй вариант – машина медицинского пункта батальона (ЗСА-П) для перевозки медицинского имущества и развертывания на ее базе медицинского пункта батальона. Машина ЗСА-П должна иметь пять сидений для экипажа и крепления для размещения двух носилок, а также оснащение каркасной палаткой. В качестве базового автомобиля должен был использоваться бронированный автомобиль с колесной формулой 4х4 из состава семейств «Тайфун», «Тигр», «Скорпион» и др.

На конкурс было подано три заявки от разных российских компаний. По результатам рассмотрения все три заявки по различным причинам были отклонены. Впрочем, спустя несколько месяцев, после того как вся документация была оформлена и тендер проведен снова, победу в нем одержал санитарный вариант защищенного автомобиля К-53949. Практическую работу по изготовлению и подготовке серийного производства вело АО «Ремдизель».

3 ЗСА в наименовании означает «защищенный санитарный автомобиль».

Источник

Автомобили из зоны риска: незаметные санитарные машины Советских вооруженных сил

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

В этой статье речь пойдет о создании и эксплуатации в Советском Союзе достаточно обширного армейского семейства специальных санитарных автомобилей, которые незаметно трудились в самых разнообразных и отдалённых местах службы, проживания, перемещения и обучения военнослужащих.

Малоизвестные санитарно-войсковые автомобили, фургоны и небольшие автобусы базировались на серийных двухосных шасси с задним или полным приводом. В соответствии с назначением их оборудовали особыми кузовами, подвесками и внутренним весьма простым снаряжением и оборудованием для доставки раненых и больных в лечебные центры с оказанием им первой помощи в пути следования. Многие из таких машин были засекречены и собирались небольшими номерными предприятиями.

Лёгкие ульяновские «санитарки»

Первые советские санитарные машины УАЗ-450А двойного назначения появились в середине 50-х годов в составе малотоннажного поколения «450» (4х4) вагонной компоновки. Они отличались массивной передней облицовкой с декоративной V-образной «галочкой», широкими воздухозаборными щелями и более мягкой подвеской.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Прототипы 55-сильных санитарных машин УАЗ-450А работы известного советского дизайнера В.И. Арямова. 1957 год

В 1958-м доработанные серийные автомобили УАЗ-450А с мотором в 62 силы получили упрощённый трёхдверный кузов с округлым передком, внутренней перегородкой и продольными местами для доставки восьми сидячих раненых или от двух до четырех человек на носилках, подвешенных на потолочных скобах. По этой схеме в 60-е годы был создан модернизированный 70-сильный вариант УАЗ-452А с откидными местами для медперсонала.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Востребованный для армейских нужд автомобиль УАЗ-452А, почти не отличавшийся от первой версии. 1966–1985 гг.

В середине 80-х начался выпуск более мощных «санитарок» УАЗ-3962 с двухконтурной тормозной гидросистемой с вакуумным усилителем, тремя двухместными откидными сиденьями вдоль бортов, напольными направляющими для носилок и расширенным набором врачебного имущества.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Санитарная войсковая машина УАЗ-3962 первого выпуска с двигателями мощностью 77–80 л.с. 1986 год

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

90-сильная «медицинская служба» УАЗ-3962 для сопровождения участников военных парадов. Фото 2010 года

В начале 90-х Ульяновский автозавод пытался внедрить в производство перспективное военное семейство УАЗ-3172 (4х4) с функциональными формами, гидроусилителем рулевого управления и цельнометаллическим пятидверным кузовом вместимостью 10 человек, которое планировали использовать в качестве санитарных машин. В условиях конверсии собрали только девять опытных образцов.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Санитарный однотонный авиатранспортабельный автомобиль УАЗ-3172 с 77-сильным двигателем. 1992–1993 гг.

Санитарная история ГАЗа-51

На этом легендарном грузовике было создано только две однотипных санитарных машины общего назначения с повышенной плавностью хода, разными кабинами и кузовами и узкой правой боковой дверью для медперсонала, выпуском которых занимались два предприятия.

В 1950 году на шасси ГАЗ-51К с мягкой задней подвеской и гидроамортизаторами Горьковский автобусный завод начал выпускать медицинские автомобили ГЗА-653 для обслуживания больниц и госпиталей. Их кузов был вплотную пристыкован к задней стенке деревянной кабины водителя с перегородкой и окном. Задние распашные двери служили для погрузки четырех раненых на носилках или до 13 сидячих больных. Через два года завод был перепрофилирован.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Санитарная машина ГЗА-653 на шасси ГАЗ-51К с мягкой подвеской, повышавшей плавность хода. 1950–1952 гг.

В 1953-м выпуск доработанных «санитарок» марки ПАЗ-653 продолжил Павловский автобусный завод имени А.А. Жданова. В отличие от предшественника на них использовались цельнометаллическая кабина от грузовика ГАЗ-51А и отдельно расположенный от неё застеклённый кузов на деревянном каркасе со скруглёнными очертаниями и обшивкой из тонких металлических листов.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Автомобили санитарной службы ПАЗ-653 с модульным кузовом и задней подвеской повышенной мягкости. 1953–1958 гг.​

Основные носилки размещались в центральной части салона между двумя продольными сиденьями, которые при необходимости подвешивали вдоль боковых стенок кузова в два яруса для доставки четырех раненых. Без носилок в машине умещались также 13 человек, включая одного-двух членов медперсонала. До 1958 года завод собрал 11,5 тысяч автомобилей ПАЗ-653.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Машина скорой помощи ПАЗ-653 со средним расположением носилок и местами для сопровождающих

В 50-е годы изготовителем армейских санитарных машин на доработанных шасси Горьковского автозавода занимался московский Центральный авторемонтный завод № 101 (ЦАРЗ) Автотранспортного управления Наркомата Вооруженных Сил СССР. На базе ГАЗ-51И с мягкой подвеской и удлинённой рамой он выпускал заднеприводный вариант АС-3 с обтекаемым деревометаллическим кузовом АВС и узкими окошками в передней стенке.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Войсковой автомобиль АС-3 с гидроамортизаторами, боковыми и задними дверями. 1953 год (архив 21 НИИЦ)

Санитарные полноприводные вездеходы ГАЗ-63

С начала 50-х Павловский завод собирал также армейский автомобиль медицинской службы АС-1 с кузовом от серийной санитарной машины ПАЗ-653, переставленным на полноприводное шасси ГАЗ-63.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Компактный санитарный автомобиль АС-1 с кузовом от машины ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-63АС. 1957 год

Второй важной разработкой был типовой армейский вариант АС-3 производства ЦАРЗ на шасси ГАЗ-63Е/63АЕ с четырьмя гидроамортизаторами в подвесках, округлым кузовом АВС с обогревателем, переговорным устройством в кабине и задними откидными ступеньками. Он перевозил до семи военнослужащих на трёхъярусных носилках и до четырех сидячих раненых, в целом — 14 человек.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Войсковой автомобиль медицинской службы АС-3 с деревометаллическим кузовом АВС. 1952–1956 гг. (архив 21 НИИЦ)​

Санитарный ПАЗ-651В — замена машинам ПАЗ-653

В 1953 году на базе серийного пассажирского автобуса ПАЗ-651 был создан специальный войсковой санитарный вариант ПАЗ-651В с задними гидроамортизаторами, предназначенный для замены упрощенных машин ПАЗ-653.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Специальный военный автобус ПАЗ-651В на шасси ПАЗ-651, созданный по заказу Министерства обороны. 1953–1958 гг.

В кузове размещались продольные откидные сиденья, подвесные трёхъярусные носилки для транспортировки девяти лежачих раненых и двух врачей, а также обычная дровяная печка с выводной трубой на крыше. При комбинированной установке сидений и носилок автомобиль мог одновременно перевозить 12 человек.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

На задней стенке автомобиля ПАЗ-651В размещались дверь в салон и откидной трап для легкораненых

Санитарное разнообразие марки ГАЗ-66

Создание бескапотных грузовиков ГАЗ-66 (4х4) с типовыми кузовами и системой регулирования давления в шинах привело к перевороту в сфере транспортировки раненых и больных пациентов и сопровождавшего их медперсонала для оказания первой помощи. С середины 60-х наиболее приемлемыми по универсальности, безопасности и прочности военные считали обитаемые герметичные кузова серии К-66 трёх типов.

Одним из первых был создан санитарно-эвакуационный автомобиль АС-66 вместимостью до 18 человек, построенный на военном заводе № 38 для замены прежних машин АС-3 и выпускавшийся затем воронежским авторемонтным заводом № 172. Его кузов имел три варианта размещения раненых на носилках, установленных в два–три яруса, и продольные полумягкие места для сидячих раненых и медперсонала.​

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Опытный санитарный автомобиль АС-66 с кузовом К-66 на шасси ГАЗ-66Ф. 1963 год (архив 21 НИИЦ)

Впоследствии машина выпускалась в модернизированных версиях АС-66М1 и АС-66МП с различными вариантами кузовов, фильтровентиляционной установкой, отопителем от двигателя автомобиля и переговорным устройством с кабиной. Универсальный вариант АС-66-01МТ сочетал в себе «санитарку» с продольными носилками и обычный войсковой автобус.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Модернизированный фургон медицинской службы АС-66МП на шасси ГАЗ-66-11 с высоким кузовом К-66В. 1985 год

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Многоцелевой санитарно-пассажирский вариант АС-66-01МТ на базе ГАЗ-66-12 с лебёдкой (фото М.Шелепенкова)

С 1987 года завод № 172 собирал универсальное 18-местное транспортное средство ТС-3293 двойного назначения с застеклённым кузовом от вахтовой машины, способное доставлять военнослужащих и раненых на продольных носилках и перевозить рядовых пассажиров.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Универсальная машина ТС-3293 в комбинированном исполнении на шасси ГАЗ-66-11 (фото А.Мельникова)

В высоком кузове К-66В размещалась автоперевязочная АП-2 с механизированным перевязочным столом, хирургическим и реанимационным оборудованием, системами освещения, отопления, вентиляции и водоснабжения.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Многофункциональная автоперевязочная АП-2 в специальном кузове К-66В на шасси ГАЗ-66-12 с лебёдкой

В низком фургоне К-66Н выпускалась автомобильная аптека АВП, обеспечивавшая военных лекарственными и перевязочными материалами, расходным имуществом и медикаментами для одновременного оказания врачебной помощи 600 раненым и больным.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Мобильная аптечная «лавка» АВП в низкопрофильном кузове К-66Н с системами жизнеобеспечения

Трёхосные санитарные редкости

На грузовике ЗИС-151 со специальным обтекаемым деревометаллическим кузовом Луганский автосборочный завод собирал передвижную станцию для заготовки и консервации донорской крови, которую доставляли в крупные госпитальные центры.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Машина ПСЗК-1 на шасси ЗИС-151 со специальным застеклённым кузовом для забора и хранения крови. Фото 1963 года

На шасси ЗИЛ-157К базировалась полевая медицинская лаборатория ПМЛ для проведения в полевых условиях комплекса санитарно-гигиенических, бактериологических и радиологических исследований, обнаружения опасных инфекций и очагов заражения.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Комплексная полевая лаборатория ПМЛ во вместительном кузове КУНГ-1М на шасси ЗИЛ-157К. 1965 год

На автомобиле ЗИЛ-131 с кузовом К-131 и двухосным прицепом СМЗ-8325 с электростанцией в восемь киловатт был создан полевой рентгено-диагностический комплекс АР-2У1, работавший в двух выносных палатках.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Комплекс АР-2У1 на шасси ЗИЛ-131 для перевозки рентгеновской аппаратуры и фотолаборатории для проявления негативов. 1983 год

Долгая и трудная жизнь «Колобка»

Массовый 23-местный автобус ПАЗ-672 вагонной компоновки с несущим цельнометаллическим кузовом и двумя складными дверями был создан в 1968 году Павловским заводом на агрегатах и узлах 115-сильного грузовика ГАЗ-53А. С 1970-го он ограниченно применялся в Советской армии как передвижной пункт забора крови с двумя раздельными кабинетами для персонала из 12 человек и пункт начальника штаба Гражданской обороны.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Санитарный вариант серийного автобуса ПАЗ-672 с передвижным пунктом забора крови ППЗК. 1973 год

Модернизированный в начале 80-х автобус с одной передней автоматической дверью и новыми световыми приборами получил маркировку ПАЗ-672М и прозвище «Колобок». В 2018–2019 годах сохранившийся образец выпуска 1989 года, принадлежащий петербургскому автобусному парку № 2, был восстановлен.

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Отреставрированный автобус ПАЗ-672M на параде ретротранспорта в Санкт-Петербурге (фото автора)

Теперь в салоне «Колобка» вместо пассажирских сидений можно увидеть только комплект из четырёх носилок, двух напольных и двух подвесных, а сам автобус официально служит «для эвакуации граждан в случае чрезвычайных ситуаций или военных действий».

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Внутреннее оснащение так называемого автобуса «мобильного резерва» с четырьмя подержанными носилками

Военные санитарные машины россии. Смотреть фото Военные санитарные машины россии. Смотреть картинку Военные санитарные машины россии. Картинка про Военные санитарные машины россии. Фото Военные санитарные машины россии

Бывший городской автобус ПАЗ-672M на улицах Санкт-Петербурга. Май 2019 года (фото автора)

На заглавной фотографии — войсковая автоперевязочная машина АП-2 в составе полевого госпиталя с двумя раскладными палатками на автомобиле ГАЗ-66-12.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *