Все модели мопедов ссср

Экскурс в историю мопедостроения СССР. ЛМЗ.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Введение:www.drive2.ru/b/3086872/
Вторая часть ЛМЗ :www.drive2.ru/b/3095100/?…rbpm04L2SYbZZsA62Qpa3OvG4
Для начала историческая справка.
Инструментальное предприятие под названием Завод «Металл» (польск. Lwowski zakład Metal) было создано в 1919 году. Первой продукцией завода в 1920-х годах были пилорамы, мелкие метизные изделия, трубы, подковы и прочие товары местного спроса. Неизвестно, когда завод впервые подключился к выпуску транспортных средств, но известно, что в 1939 году здесь уже выпускали по 12 возов в день. Телеги и метизы оставались основной продукцией предприятия вплоть до 1951 года, когда завод освоил производство сельхозмашин — веялок и транспортёров.
В 1958 году в целях развития автомобильной промышленности во Львовской области на завод передали производство автоприцепов и автолавок.
В 1960 году завод был перепрофилирован для выпуска велосипедов и лёгкой мототехники и переименован во «Львовский велосипедный завод» — ЛВЗ. В его цехах на базе оборудования, переданного с Харьковского велосипедного завода, выпускались мотовелосипеды В-902 со вспомогательным двухтактным двигателем Д-4 (45 куб. см, 1 л.с.) производства ленинградского завода «Красный Октябрь» и специально разработанной короткорычажной передней вилкой. Коробка передач отсутствовала.

В 902
Статья из ЗР за 01.1961.
Каким должен быть мотовелосипед?

Среди разнообразной продукции нашей мотоциклетной промышленности все большее место начинают занимать мотовелосипеды. Советские люди ездят на них на работу, путешествуют, даже участвуют в соревнованиях. К концу семилетки выпуск мопедов и мотовелосипедов составит примерно 40-45 процентов всей продукции мотопромышленности.
Многие читатели имеют уже большой опыт эксплуатации этих машин. Свои предложения по улучшению конструкции они присылают в редакцию.
Ниже мы помещаем письмо инженера В. Волжского, совершившего на мотовелосипеде В-902 пробег, протяженностью 4000 километров.

Из всех мотовелосипедов, выпущенных нашей промышленностью, наиболее удачным является львовский В-902. Он имеет колеса меньшего диаметра по сравнению с другими машинами и более широкие шины, что повышает его проходимость и смягчает толчки при езде по неровной местности. В львовском мотовелосипеде усилена пространственная жесткость рамы, увеличена ширина вилки переднего колеса и глубина переднего грязевого щитка. В-902 оборудован подставкой и ручным тормозом. Рычажная подвеска переднего колеса выгодно отличает его от других мотовелосипедов.
К достоинствам львовской конструкции следует отнести и форму рамы, которая способствует большой безопасности движения, особенно в условиях города, где приходится часто останавливаться и трогаться с места, не слезая с велосипеда (зачастую в потоке автомашин). Все это обеспечило львовской машине большую популярность. И нам кажется, что в новых мотовелосипедах, над созданием которых работают заводы, все перечисленные новшества должны закрепиться и получить свое дальнейшее развитие.
В то же время В-902 не свободен от ряда недостатков, о которых мы и хотим рассказать, чтобы в новых конструкциях были учтены пожелании многих потребителей продукции мотовелозаводов.
У моторного велосипеда есть свои специфические качества. которые необходимо учитывать при конструировании. Если средняя скорость обычного велосипеда составляет 12-15 км/час, то у моторного она в два раза больше, т.е. 25-32 км/час, поэтому последний подвержен значительно большим динамическим ударам и нагрузкам. Это требует более толстых спиц и более тщательной центровки колес при их сборке на заводе.
Желательно также увеличить на 15-20 мм ширину задней вилки (рядом с ободом), так как грязь с колеса попадает на вилку и остается там. Кроме того, у В-902 моторная цепь задевает за перья вилки, что приводит к истиранию подкладок и износу самой цепи, который к тому же увеличивается из-за попадания грязи с обода на цепь. Очевидно, нужно серьезно подумать над тем, как изолировать колесо от моторной цепи.
Хорошие ходовые качества моторного велосипеда позволяют преодолевать на нем большие расстояния, следовательно, особое внимание надо уделить удобству посадки. Дело в том, что на обычном велосипеде основной опорой являются педали, затем седло, наконец, руль. Наличие мотора меняет картину: основная нагрузка, как и на мотоцикле, здесь падает на седло, поэтому обычное велосипедное седло или даже несколько улучшенное, как у В-902, недостаточно удобно. Некоторые владельцы В-902 используют седла от мотоциклов, но они очень громоздки, портят внешний вид мотовелосипеда и увеличивают его вес. Пора, видимо, изменить конструкцию седла и сделать ее по типу лучших зарубежных.
Мотовелосипеду необходим спидометр со шкалой до 60 км/час или велосчетчик с указателем скорости движения. Без спидометра невозможно правильно произвести обкатку двигателя, не говоря уже о его эксплуатации. В дальних поездках по широким дорогам без спидометра трудно выдерживать нормальную скорость (до 35-40 км/час), а движение в более высоком темпе приводит к перегреву двигателя и заклиниванию поршня.
На моторном велосипеде можно перевозить груз в 15-18 кг, т.е. больший, чем на обычном. Но устойчиво расположить такой груз на багажниках, которыми снабжены харьковские, пензенские и львовские машины, очень сложно, а порой и просто невозможно. Кроме того, багажник с грузом создает большую нагрузку на заднее колесо, на которое и так приходится около 70 проц. веса велосипедиста. Чтобы равномернее нагрузить колеса, следует устанавливать багажники на переднем и, как показал наш опыт, на заднем колесах. Было бы неплохо наладить выпуск больших багажников, причем с пружинными деталями. Сейчас даже самый небольшой груз приходится привязывать.
У мотовелосипедов В-902 последних выпусков под багажниками находится инструментальная коробка — это удачное решение. Однако ее надо делать таких размеров, чтобы, кроме необходимого инструмента, в коробку можно было положить запасную свечу и камеру, аптечку, ветошь. Одна из самых серьезных претензий касается глушителей, установленных на мотовелосипедах. Существующие глушители очень мало уменьшают звук выхлопа. Проехав 20-30 км, водитель буквально глохнет от треска. Помимо этого, из глушителя всегда просачивается масло, на металле оседает пыль, мотор загрязняется. Масло попадает также на обод заднего колеса и пачкает его. Большое спасибо скажут владельцы мотовелосипедов. если завод, выпускающий двигатели Д-4, сконструирует новые глушители, резко уменьшающие шум от выхлопа и ликвидируюшие подтеки масла.
И последнее — о качестве покрышек. На наших В-902 мы проехали 4000 км, а покрышки пришли в полную негодность — очень тонкий у них протектор и армирован он непрочной тканью.
Итак, мы перечислили основные недостатки в конструкции мотовелосипеда, выявленные в процессе его длительной эксплуатации. Хотелось бы, чтобы к нашему мнению прислушались работники мотовелозаводов и создали новый более совершенный мотовелосипед.

Инженер В. ВОЛЖСКИЙ.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Легкий мопед «Львовянка» МВ-042
(1962-1965)
Двигатель остался прежний, односкоростной Д 4, позже ставили д 5.Ходовая часть была разработана заново, мопед получил телескопическую переднюю вилку и задний пружинный моноамортизатор.

Источник

Наше наследие: Каким был прародитель всех мопедов СССР

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Сегодня мой рассказ о том, как в СССР появились мопеды. И о редкой модели ХВЗ В-901, которая считается первым серийным мотовелосипедом страны.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Попытки создать моторизированный велосипед предпринимались в СССР еще до Второй мировой войны. Известно как минимум о нескольких таких проектах. Двигатель пробовали ставить на велосипед и над передним колесом, под перекладиной рамы, под педальной кареткой и в районе задней втулки. Но дальше небольших опытных партий дело не пошло.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

После войны на немецком оборудовании и комплектующих, было запущено производство 98-кубового мотоцикла К1-Б «Киевлянин» (копия Wanderer SP1) на вновь образованном заводе КМЗ. Его выпускали с 1945 по 1951 год, а первые три года даже получали немецкие двигатели Sachs по репарации. И если по своему строению «Киевлянин» и напоминал мотовелосипед, то формально он все же считался легким мотоциклом. Кому интересно, вот ссылка на видеообзор К1Б.
В те годы даже названия «мопед» еще не существовало, а потребность в легком и недорогом мототранспорте была огромной. КМЗ свернул выпуск 98-кубового «Киевлянина» и полностью переключился на выпуск тяжелых мотоциклов с коляском М-72.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Задание разработать легкий моторизированный велосипед получал и Харьковский велосипедный завод. Историю появления этого предприятия я подробно рассказывал. Первый образец мотовелосипеда здесь изготовили еще в 30-е годы и оснастили двигателем с ременной передачей на заднее колесо. Была даже выпущена опытная партия в 70 штук для «Наркомата связи», но в ходе эксплуатации оказалось, что такая конфигурация была крайне не надежной.
В 50-х в харьковском ЦКТБ Велостроения принялись развивать модель легкого ДВС изобретателя Прибылого, который уже давно досаждал конструкторов своими идеями о велосипедном двигателе.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Его разработки внимательно изучили и оказалось, что двигатель Прибылого – это именно то, что было нужно. Легкий, односкоростной, компактный, простой и экономичный, он легко помещался внутри рамы стандартных велосипедов типа В110 «Прогресс», да еще и требовал минимальных доработок для установки.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Двухтактный одноцилиндровый двигатель с золотниковым газораспределением, рабочим объемом цилиндра 45 куб. см, степень сжатия — около 5,2. Двигатель Д4 развивал мощность около 1 л.с. при 4000 — 4500 об/мин и имел цепной привод на заднее колесо. Велосипеды, с установленными на них Д-4, развивали скорость до 40 км/час.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Харьковский велозавод запускает даже серийное производство двигателя Д4 конструкции Прибылого, и они поступают в продажу, как комплект для самостоятельной установки на велосипеды.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Однако, выпуск таких сложных агрегатов, как двигатель, для ХВЗ оказался не профильным, и в 1956 году было принято решение передать их производство в Ленинград на моторный завод «Красный Октябрь».

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Тем временем в ЦКТБ Велостроения уже накопили опыт эксплуатации моторизированных велосипедов и спроектировали первый советский мотовелосипед ХВЗ В-901, который выпускался только с двигателем. Именно он и стал прародителем всех мопедов СССР. ХВЗ В-901 выпускался очень недолго: с 1958 по 1962 год. Уже в ходе производства в него вносились изменения, и известно как минимум о двух поколениях ХВЗ В-901. В продажу они поступали с ценой 117-120 послереформенных рублей.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Он изначально уже имел отличия от стандартных велосипедов. В частности, на передней вилке были установлены амортизаторы, комплектовался колесами 26 дюймов с шинами 26*2 для езды по грунтовым дорогам. ХВЗ В-901 в обязательном порядке комплектовался фарой, энергию для которой вырабатывала динамка на заднем колесе. Подробно смотрите на видео.

Техническая характеристика мотовелосипеда ХВЗ В-901:
— База велосипеда- 1128 мм

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

-Высота рамы (расстояние между центром каретки и верхней частью подседельной трубы) — 500 мм
— Втулка заднего колеса — тормозная типа Tоrpedo
— Размер шин — 559 х 48 (26х 2)
— Двигатель Д-4, 45 куб.см., 1 л. с.
— Расход бензина. 1-1,2 литра на 100 км
— Вес велосипеда вместе с двигателем-27 кг.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Харьковское ЦКТБ Велостроения, с учетом опыта эксплуатации В-901, разработало и более совершенную модель В-902 с тем же двигателем Д4. Ее производство в 1958 году запускают на Львовском велосипедном заводе, который решено было полностью переключить на выпуск мотоциклетной продукции и переименовать в ЛМЗ. Выпускали ее и на Пензенском заводе ПМЗ.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Харьковский велосипедный завод в 1962 году завершил производство ХВЗ В-901 и больше к моторизированной тематике не возвращался. Разработкой же последующих моделей мопедов начали заниматься конструкторские бюро на вновь образованных заводах.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Двигатели конструкции Прибылого устанавливали и на рижские модели. Всего же в СССР было выпущено почти 10 млн двигателей Д4, Д5, Д6 и их последующих модификаций. Удивительно, но велосипедный двигатель конструкции Прибылого выпускают и по сей день в Китае без всяких лицензий. Поставляют их и на наш рынок. Так, что общий тираж этой разработки может быть огромен.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

А ХВЗ В-901 вошел в историю, как самый первый серийный мотовелосипед СССР. Их было выпущено немного, всего 22 тыс. экземпляров, из которых до наших дней дожили считанные единицы.
Если кому-то интересно, как же едет ХВЗ В-901 и как он звучит? — вот видео реального экземпляра. Пишите в комментариях, кому приходилось ездить на таком или подобных.

Всем моим подписчикам – до новых встреч и новых историй об интересных моделях. Кто ими еще не является и считает эту статью интересной — не сочтите за труд подписаться.
Мой канал на YouTube

В статье использованы фото Виктора Ходеева и музея Андрея Мятиева

Комментарии 307

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Да Д4 57 года — это очень удачная находка. Тоже есть такой один. Сейчас ищу Д4 харьковского производства. Их было совсем мало, но все-таки надеюсь найти.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

На В902 были уже только 58 года

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Амортизаторы скорее всего он имел в виду такие как на ХВЗ В901 на передней вилке. Но в комплекте с мотором они не шли. По крайней мере не слышал об этом. А для установки Д4 57 года действительно подойдет любой велосипед тех времен: ЗИС (Зил), ХВЗ, Минск, ЗИФ, ЖВЗ, ГАЗ и др., и даже Орленок. Первым документально подтвержденным велосипедом с Д4, согласно справке Прибылого, был ХВЗ В110 «Прогресс» в 1955 году. Представьте, что пройдет всего 3 года и их уже будут тысячами выпускать ХВЗ, ЛВЗ, а устанавливать двигатели завода КО будут по всей стране.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Спасибо. Я знаю, что в комплект этого набора система переднего амортизатора не шла… И Вы правы про 901. К чему я это? Нет ли у вас фото этой системы? Если да, то, не могли ли вы прислать несколько ее подробных фото ( думаю — пригодиться ) может займусь когда ни будь аудентичностю аппарата ( велосипеда)для своего Д4, так как понимаю, что найти для него 901 очень сложно

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Спасибо. Я знаю, что в комплект этого набора система переднего амортизатора не шла… И Вы правы про 901. К чему я это? Нет ли у вас фото этой системы? Если да, то, не могли ли вы прислать несколько ее подробных фото ( думаю — пригодиться ) может займусь когда ни будь аудентичностю аппарата ( велосипеда)для своего Д4, так как понимаю, что найти для него 901 очень сложно

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Спасибо (сей час есть представление) попробую поискать.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

А по теме односкоростных могу вот еще что порекомендовать прочесть и посмотреть. Там есть редкие www.drive2.ru/b/564187454832116297/

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

OlegAC1 спасибо! Я про за Львовские односкоросные много, что читаю… и знаете почему вот Вам фото, ещё зимой приобрёл, все времени нет заняться (пусть лежит хлеба не просит время будет доберусь). У меня много что есть просто не рекламирую, а то «Гуру» налетят и это не то и то не так… от этого ни на что не подписываюсь и не вступаю в разные группы. Попробовал как то но там есть такие «спецы» что…По весне приобрёл очередную «Гаую» с орегенальным багажником. Он по всей видимости был сделан в то время по спец. Заказу под подвесные сумки. Ну выложил прося может кто видел с расчетом полного аутентичного восстановления.И тут такое от этих « спецов « началось… Что пришлось выложить фото оригинального багажника Риги2 говоря — да есть у меня настоящий. А мне тот жалко и я нашёл в нэте (картинку) похожий немецкий тех годов. Восстановлю люблю все необычное, вот такая история, а за статью спасибо, кстати кто то такой аппарат продавал, просто я не Львовянин а тот что стоит стало жалко вот и взял что бы несгнил.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

МП045 в родном цвете и еще с Д5.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Источник

Выкладываю красивые фотки!
Радуйтесь)
Начну с дырчиков)

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Друг давал на таком кататься Рига 11 по моему.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Карпаты, всем любимый)

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Моторчик Д-6 по моему на нем стоял.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Рига 16 у меня такой был, зажигание мучался настраивать)))

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Не знаю какая) но Рига!

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Что за? Ява Стадион? Но мопед)

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Был такой. Зиф 77. а на 3 фото Рига11.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

ЗиФ 77, мой первый дырчик, нет бензина, крути педали

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

До сих пор пылится в сарае..))

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Дельта-2.. куда ж без нее..

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Этот аппарат в кружке картингистов стоял..))

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

На таком начинал с 10 лет) Батя друга давал кататься) Пару раз улетали в кювет.
ЗИФ!

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

это Рига 13, мегааппарат

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Позже нашел у ребят раму от Риги 16 для установки минского 3х скоростного двигателя. Собирал детали со всего поселка))) И сделал. Ехал примерно 100 км/час.
Позже продал все мопеды, деньги ушли на курсы и мотоцикл.

Точно такой был но желто-зеленого цвета.

Да, не за что) Весёлое время было)

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

А симсоны из ГДР?У нас на таких самая круть ездила.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

. только без коляски

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Источник

Советские мотоциклы

ИЖ Планета Спорт. Самый быстрый и технологичный.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
В 1973 году Ижевский мотозавод удивил всю страну, показав первый советский мотоцикл со спортивным уклоном «Планета Спорт». В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецких моделей, Планета Спорт явно пытался быть похожим на японских мотоциклы 60-70х.

Благодаря высокому качеству изготовления, ИЖ Планета Спорт активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.

Восход. Самый деревенский.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед «Восходом» его модернизированные версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с.

Из-за своей надежности, мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.

М-62. Выбор милиции.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
Советская милиция, справедливая и неподкупная, в 50х-60х годах преимущественно передвигалась на мотоциклах с коляской. М-62, выпускаемый Ирбитским мотоциклетным заводом, был самым популярным выбором служителей закона. Его четырехтактный двигатель выдавал 28 л.с.

Интересный факт, что обычным гражданам СССР эксплуатировать «Уралы» без коляски в то время не разрешалось. Все-таки, эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция использовала мотоциклы без колясок, что выглядело в глазах советских мальчишек очень крутым. Как тут не захочешь стать милиционером!

М-1А «Москва»

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Попробуем выстроить этот экскурс в мотоциклетное прошлое великой страны в хронологическом порядке. Возьмем послевоенный период, ну, просто потому, что он нам понятней и ближе.

Мотопром возрождался на базе лучших образцов трофейной техники. А ее в СССР было завезено немало. И вот уже на Московском велосипедном заводе осваивают производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем.

Аппарат называют М-1А «Москва». Это — первый послевоенный мотоцикл СССР — простой и легкий, для которого не требовалось много металла и резины.

На такой технике обучались мотоциклисты в школах ДОСААФ. В 1951 году производство передали в Минск на вновь построенный велосипедный завод. Почти такая же модель с индексом К-125 выпускалась в Коврове.

В 1951 году в Ижевске наладили выпуск модели «Иж-49». За основу, как и в случае с «Москвой», взяли трофейный аппарат. Правда, DKW NZ 350 подвергся некоторым усовершенствованиям, что сделало его только лучше — под нашей маркой, разумеется.

Мотоцикл получился надежный, очень живучий и невероятно красивый. Он и сегодня способен покорить своей внешностью истинного байкера — какая посадка, какие выверенные линии… Да, это была машина!

Завод производил версии с коляской, спортивные — для кросса и шоссе. Обладать ими сейчас — это не каждому под силу: «Иж-49» имеет коллекционную ценность. Купить его можно не меньше, чем за 100 тысяч рублей. При этом цена стремится к росту.

«Иж Планета»

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

1962 год. Ижевский мотоциклетный завод приступает к сборке принципиально новой для себя модели «Иж Планета», ставшей родоначальницей целого семейства, выпускавшегося до 2008 года («Иж Планета 7»).

Созданный на базе «Иж-56» мотоцикл среднего класса, предназначался для езды по дорогам с разным покрытием. Гарантийный пробег «Иж Планеты» по сравнению с предшественником вырос на 2 000 км, а срок службы деталей цилиндро — поршневой группы — в полтора раза (благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя).

Были установлены новый бензобак, легкосъемное седло, глушители. Вместо штампованного переднего и заднего крыла применены штамповано-сварные.

В действие «Иж Планета» приводил одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъёмом по средней продольной плоскости. Педали ножного переключения передач и кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.

Мотоцикл выпускался до 1966 года, всего было произведено 405 303 экземпляра — довольно приличный тираж по тем временам.

М-72. Самый боевой

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.

Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускались всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м.
С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных противотанковыми ракетными комплексами, пулеметами или легкими минометами. С первых послевоенных лет – и долго после того – эти мотоциклы стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.

«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.

Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь».

В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.

Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот «потомок» Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.

К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием «Красным Октябрь» выпускали в Ижевске.

«Минск М1А». Первый белорусский

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.

Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.

Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.

К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».

«Рига-1»

Эта модель до сих пор считается одним из самых красивых советских мопедов. У него телескопическая передняя вилка, задняя подвеска на пружинах, красивые глубокие колесные щитки и штампованная рама. Первые 50-кубовые моторы производились в Чехии на заводе Jawa. Но и «Рига-1» оказался сыроват, в результате чего был заменен на «Ригу-3».

«Паннония»

Мотоцикл «Паннония» стал еще одним культовым мотоциклом среди городской молодежи и мототуристов.

Производство «Паннонии» началось на заводе «Чаппель» в Будапеште в 1954 году. «Паннония» стала первым новым мотоциклом завода. Мотоцикл оснастили одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем, четырехступенчатой КП. Новшеством оказалась закрытая цепная передача и дуплексная рама.
Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
С 1954 по 1975 год в СССР было поставлено 286 959 мотоциклов.
Самой популярной моделью стала Pannonia 250 TLF. При весе 146 кг мотоцикл выдавал 18 л.с., не был привередлив к топливу, имел бак в 18 литров и надежную электрику. Кроме этого, завод выпускал модель с 350-кубовым двигателем и коляской.
Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
Красота и совершенство линий мотоцикла до сих пор заставляют ценителей раритетов искать уцелевшие мотоциклы.

В 1968 году завод выпустил новую модель мотоцикла, скопированную с «Yamaha YDS-2», но в СССР решили, что мотоцикл слишком сложный и прекратили экспорт, после чего завод закрылся.

Ява (Jawa)

Марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия). СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей. В советские времена мотоциклы Jawa считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.
Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
Одним из народных названий модели Явы 360 стало «Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в народе назывались «чекушки», из-за объёма 250 кубических сантиметров.
Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
Существует несколько модификаций, которые можно разделить на мотоциклы с 6В и 12В электрооборудованием. У 6В варианта менее мощный двигатель и слабый генератор, но, субъективно мотоциклы, оборудованные 6В оборудованием, красивее. «Jawa» являются мотоциклами того же класса, что и «Юпитер», но приятнее в эксплуатации.
Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
Самой модной моделью в СССР была «Ява-368», которую начали выпускать в 1984 году. «Ява» имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом в 343 куб.см. и мощностью в 26 л.с., максимальная скорость мотоцикла составляла 120 км/час.

«Чезет»

История легендарного «Чезет» (Cezet) уходит в довоенные времена, когда чехословацкий оружейный завод Ceska Zbrojovka (CZ) решил начать производство мотоциклов. В 1936 году завод произвел прототипы «Чезета», на основании которых позже возникли мотоциклы с двигателями в 250 и в 350 куб.см.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
В 1960-м году CZ запустил в серийное производство мотоциклы «Чезет». В СССР CZ ждал невиданный успех. Наравне с «Явой» этот мотоцикл пользовался успехом у рокеров, а «черный «Чезет» стал мечтой целого поколения.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
Знаменитый кроссовый Cezet появился на свет в 1962-м году. Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем в 250 куб.см. Звездный час «Чезета» продолжался до конца 60-х. На нем выступали и побеждали на чемпионатах гонщики из СССР, Бельгии и ГДР.

«ПМЗ-А-750»

В 1931 году началась разработка средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл «НАТИ-А-750». Эта машина являла собой смешение традиций: в ходовую часть, сделанную по образу BMW, был вмонтирован силовой агрегат американского типа. «ПМЗ-А-750» применяли не только в армии, частях НКВД, но и на гражданской службе. Конструкция мотоцикла получилась прочной, но весьма капризной. В шутку буквы ПМЗ расшифровывали как «Попробуй меня заведи».

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Вятка ВП-150. Итальянская элегантность.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
Последний в нашем обзоре вовсе не мотоцикл, а мотороллер. Вятка ВП-150, прообразом которой стал итальянский скутер Vespa, по-праву считается самым элегантным двухколесным транспортным средством СССР.

Это был тихий и очень комфортный мотороллер, которым с легкостью управляли даже женщины. На базе Вятке делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами, которые активно эксплуатировались в городских грузоперевозках.

«Тула-200»

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

В 1986 — 1988 годах в Советском Союзе выпускался очень необычный мотоцикл «Тула-200», который отличался широченными внедорожными колесами. Нужны они были потому, что модель предназначалась для охотников и рыболовов.

От мотороллера «Тулица» взяли мотор, форсировав его до 13 л.с. Это позволило разгоняться до 90 км/ч, хотя для такого аппарата скорость была не главным показателем, куда важнее ценилась проходимость.

ЗИД-175 4ШП. Первый советский квадроцикл.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.

Конструкция была не очень удачной: слабый двигатель, сложные элементы трансмиссии. Наверное, поэтому широкого распространения такие квадроциклы не получили.

В 1958 году специально под двигатель “Д-4” Харьковский велозавод начал выпускать велосипед В-901.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
По сравнению с обычной дорожной машиной этот велосипед имел амортизатор в передней вилке и покрышки увеличенного размера. Видимо, В-901 можно считать первым советским массово выпускаемым мотовелосипедом. Затем производство мотовелосипедов было передано наЛьвовский завод “Металл” (с 1960 года “Львовский мотовелосипедный завод” — ЛМЗ). В этот же год завод начал выпуск мотовелосипедов В-902, отличающихся от В-901, главным образом, конструкцией рамы.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
В 1962 году конструкторское бюро завода создало мотовелосипед МВ-042 “Львовянка”. Это была принципиально новая модель со специальной несущей цельноштампованной рамой, телескопической передней вилкой и, даже, подпружиненной задней подвеской.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
На первых партиях “Львовянки” двигатель стоял все тот же — Д-4. В процессе последующей модернизации мопеда вместо задней вилки с центральной пружиной стали устанавливать двойные амортизаторы в алюминиевых кожухах. И, главное, на смену Д-4 пришел новый мотор — Д-5, с увеличенной до 6 единиц степенью сжатия. Мощность двигателя возросла до 1,2 л.с. при 4500 об/мин, расход топлива остался на уровне 1,5 л/100км.

Высокая тепловая напряженность Д-5 заставила конструкторов применить новый цилиндр с развитыми ребрами и съемной головкой.

На смену “Львовянке” пришел легкий мопед “МВ-044”, отличающийся развитым капотированием и угловатыми формами.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
В 1969 году стали выпускать новую модель — “МП-045” с усиленной рамой и бензобаком большей емкости.

Последний из легких мопедов, выпускавшихся Львовским мотовелосипедным заводом, это “МП-047” “Тиса”. После этой модели завод полностью перешел на выпуск тяжелых мопедов — “Верховин”, а впоследствии “Карпат”.

Следует отметить, что на всех легких мопедах Львовского завода устанавливались задние амортизаторы. Легкие мопеды других советских заводов, как, впрочем, и большинство зарубежных легких мопедов тех лет, такой “роскоши” не имели.

Практически одновременно с заводом в Львове, выпуск легких мопедов был налажен на рижском мотозаводе “Саркана звайгзне” (“Красная звезда”) и на Пензенском велосипедном заводе имени М.В. Фрунзе.

В качестве ходовой части первого легкого мопеда, выпуск которого был начат в Риге в 1959 году, послужил изготавливающийся здесь мужской велосипед “Рига-16”.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
На велосипед установили хорошо нам знакомый двигатель Д-4. (А. Попов, Остывшая звезда, “Мото”, №1, 2012 г., с.88). Получившаяся конструкция сильно напоминала мотовелосипед В-901 Харьковского велозавода.

“Верховина-5” (ЛМЗ-2.153)

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
Производилась с 1974 года и отличалась сильно изменённым внешний видом. Мопед получил горизонтальный бак емкостью 7 л, другой багажник, новую переднюю вилку. На мопед устанавливали двигатель Ш-57.

В 1978 году начали выпускать “Верховину-6” (ЛМЗ-2.158) с несколько измененным дизайном и двигателем Ш-57, а позднее — Ш-58 с кикстартером.

Помимо базовой модели был начат выпуск также “Верховины-6-Спорт” и “Верховины-6-Турист”. “Верховины-6-Спорт” отличалась верхним расположением глушителя, рулем кроссового типа с перемычкой и подрессоренным щитком переднего колеса. У “Верховины-6-Турист” был ветровой щиток и две вместительные багажные сумки за седлом водителя.

Одна из “Верховин-6” стала двухмиллионным мопедом (!) Львовского мотозавода.
“Верховина-7” (ЛМЗ-2.159) — последняя из “Верховин” — производилась с апреля 1981 года. На мопеде была установлена новая передняя вилка, новая, более мощная, светотехника и новый багажник.

На“Верховину-7” ставили дефорсированные Ш-62(М), а позднее — В-50. Максимальная конструктивная скорость мопеда была снижена до 40 км/час.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
0 а в 1986-м был выпущен мокик “Карпаты-2” (ЛМЗ-2.161). Оба мокика “Карпаты”, в разработке которых принял участие филиал ВНИИТЭ в Ленинграде, оснащались двигателем Ш-58 или Ш-62 с бесконтактной системой зажигания.

Если говорить о внешних отличиях между мопедами “Верховина-7” и “Карпаты”, то самое очевидное — это измененная у “Карпат” форма рамы, бака, глушителя и боковых кожухов. Разработчики увеличили срок службы новой модели: гарантийный пробег мокика “Карпаты” составил 8000 км (у “Верховины-7” было 6000), а ресурс до первого капремонта — до 18000 км по сравнению с 15000 км у “Верховины”. Как и у “Верховины-6”, у мокика “Карпаты” тоже были аналогичные модификации — мопед “Карпаты-Турист” и молодежный мопед “Карпаты-Спорт”. В последствии еще производился мопед “Карпаты-2-Люкс”, отличительной особенностью которого были указатели поворота.

В 1988-м году Львовский мотозавод выпустил 123 тысяч мопедов. Когда-то объемы производства этого завода были вдвое больше, однако, во второй половине 80-х пришлось сокращать выпуск 50-кубовых машин из-за падения спроса и активно разрабатывать новые модели для привлечения покупателей. Была разработана новая модель ЛМЗ-2.164.В 1990 году Серпуховский НИИ мотоциклостроения сконструировал новую современную модель двигателя Д-51 с лепестковым клапаном на впуске и автоматическим центробежным сцеплением, который предполагалось устанавливать на новые модели львовских мопедов, однако в серию двигатель не пошел…

Развал единой страны привел к гибели и Львовский мотозавод. Сейчас на его территории спортивный комплекс “Интер-спорт”, а также множество мелких фирм, не имеющих к мопедам никакого отношения.
Подводя итоги советскому этапу истории отечественного мотостроения, можно отметить, что в 60-е — 70-е годы мопед был одними из наиболее доступных транспортных средств для населения страны. Мопеды выпускались миллионами штук, дефицита мопедов в торговой сети (может быть, за исключением отдельных моделей) никогда не было. Мопеды были доступны и по цене. Например, в 1975 году мопед “Рига-7” стоил 112 руб, “Рига-12” — 186 руб, “Верховина-5” — 196 — 198 руб (в зависимости от комплектации). Для сравнения — цена мотороллера “Электрон” была 270 руб, мотоциклов “Минск-105” — 330 рублей, “Восход-2” — около 420 рублей и т.д. Двухколесную мототехнику, в особенности мопеды, мог приобрести любой трудящийся.

Любопытно, что обогнав фирмы ФРГ и Франции, положившие начало массовому выпуску малых мотосредств, к началу 80-х годов XX века мы заняли третье место в мире (после Японии и Италии) по производству мопедов и стали постав­лять их на внешний рынок (например, в Венгрию, Польшу, Анголу, Бангладеш, на Кубу и даже в Италию). (М. Леонов, Каким быть молодежному мопеду?, “Техника — молодёжи”, № 3, 1983, с. 48).

Жизнь после смерти – производство мопедов в постсоветской РФ

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
Единственный завод в РФ, в настоящее время серийно выпускающий тяжелые мопеды отечественной разработки, это Завод имени Дягтерева в городе Коврове. Еще в 90-е годы предприятие начало выпускать мокик спортивного типа ЗиД-50 “Пилот”. Мокик с сухой массой 81 кг снабжен двухтактным двигателем объемом 49,9 куб. см мощностью 3,5 л.с. Двигатель имеет трехступенчатую коробку передач. Максимальная конструктивная скорость (по документам) — 50 км/час. Реально, мопед разгоняется до 70 км/час, что не удивительно при таких параметрах двигателя. Позднее была разработана модификация “Пилота” — мокик ЗиД-50-01 “Актив” Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
0 с измененным дизайном. В последние годы, как на “Пилот”, так и на “Актив”, наряду с двухтактными, стали устанавливать китайские четырехтактные двигатели Lifan 1P39FMB-C и Lifan 1P39QMB объемом 49,5 куб. см и мощностью 3,4 л.с.

С китайским “четырехтакником” завод стал выпускать еще и скутер. Это “ЗиД”-“Lifan”.
К сожалению, “Пилоты” и “Активы” с китайским двигателем ощутимо дороже аналогичных полностью китайских моделей.

На “ЗИДе” также была предпринята попытка выпуска мокика малого класса ЗиД-36 “Птаха”. Мокик весил всего 35 кг, был снабжен двухтактным двигателем с двухступенчатой коробкой передач объемом 36,3 куб. см и мощностью 1,5 л.с.. Максимальная конструктивная скорость “Птахи” была 30 км/час. (Реально можно было разогнать до 45 км/час).

Увы, спрос на “Птаху” оказался значительно ниже, чем на “Пилота”.
Помимо скутера с китайским двигателем “LIFAN”, ЗИД еще в 2000 году разработал скутер “ЗДК-2.205” — “Аркан”.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
Снаряженная масса скутера составляла 100 килограммов, на нем было установлено двойное седло и подножки для пассажира. Большое количество деталей скутера было унифицировано с мокиком “Пилот”. “Аркан” имел двигатель мощностью 3,5 л.с., дооборудованный вентилятором с механическим приводом, электростартером, системой раздельной смазки. Трансмиссия — с ручным сцеплением, 3-ступенчатой КП и цепным приводом на колесо, осталось аналогичной “Пилоту”. Всего выпустили 500 “Арканов”, после чего производство их было прекращено.

Вятско-Полянский машиностроительный завод “Молот”, в советское время производивший мотороллеры “Электрон”, в 1998 году начал выпускать скутер ВМЗ-2.503 “Стриж”

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
с двухтактным двигателем “Симсон”. Его мощности в 3,7 л.с. (при 5500 об/мин) хватало, чтобы разгонять экипаж до 60 км/ч. В моторе применялось косозубое зацепление шестерен передачи от двигателя к сцеплению, 4-ступенчатая коробка передач, электронная система зажигания. Однако, “Стриж” пользовался малым спросом у покупателей, и вскоре его производство было свернуто.

Возможно, помимо конкуренции со стороны дешевых “бэушных” японских скутеров, определенную роль сыграло, что и “Аркан” и “Стриж” имели механические коробки передач и были рассчитаны на мотолюбителей со стажем. А молодежь предпочитала скутера с автоматическим сцеплением и вариатором.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
На ГУП “Ленинградский Северный завод” (ЛСЗ) в 1994 году был разработан мопед ЛСЗ — 1.415 «Пегас»Это был мопед классической компоновки с запуском двигателя педалями велосипедного типа, одноцилиндровым двухтактным двигателем без коробки передач, передней телескопической вилкой и задней подвеской с качающимся блоком двигатель-трансмиссия. На мопед устанавливали двигатель Д-14 объемом 45 куб см и мощностью 1,8 л.с. Максимальная конструктивная скорость “Пегаса” была 40 км/ч.

К сожалению, у “Пегаса” выявилось немало недостатков. В частности, характеристика двигателя Д-14 делала проблематичными троганье на моторе с места и езду с малой скоростью. В итоге, отсутствие спроса заставило снять модель с производства.

После этого, для “Пегаса” в 2002 году был приобретен индийский двигатель Ankur CM-50 имеющий автоматическое центробежное сцепление. Двигатель имел объем 49 куб. см и развивал мощность 2,4 л.с., разгоняя мопед до 50 км/час. Полученная модификация получила название “Пегас-31”. А в 2005 году был выпущен “ПЕГАС-33” с кикстартером.

На Санкт-Петербургском (Ленинградском) “Красном Октябре”, долгие годы выпускавшем двигатели серии “Д”, в 90-х тоже пытались наладить выпуск малокубатурной мототехники с мотором Д — 16. Было собрано и реализовано населению небольшое количество мокиков серии “Фора-спринт”, “Фора-классик” и “Фора-мини”.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
Двигатель Д-16 имел объем 49 куб. см и мощность 2,2 л.с., напоминая шауляские моторы, устанавливающиеся в былые годы на “тяжелые” “Риги” и “Верховины”.

Однако по причинам экономического характера массовое производство мопедов серии “Фора” развернуть не удалось.

В конце 90-х годов Тульский машиностроительный завод разработал мокик “Фрегат”.

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср
Мопед имел уникальную дугообразную раму (как у детской парковой качалки) и переднюю вилку оригинальной конструкции.

Были изготовлены опытные образцы “Фрегата” с разными моторами: “ЗиД-50”, “ВП-50” и, даже, “Franco Morini” с 4-ступенчатой коробкой передач. Но, в серию мопед запущен не был.

Ижевский завод разработал самый тяжелый из отечественных мокиков ИЖ 2.673 «Корнет»

Все модели мопедов ссср. Смотреть фото Все модели мопедов ссср. Смотреть картинку Все модели мопедов ссср. Картинка про Все модели мопедов ссср. Фото Все модели мопедов ссср

Его снаряженная масса превышала 90 кг. По внешнему виду “Корнет гораздо больше напоминал мощный мотоцикл, а не мопед. Двухтактный двигатель “Корнета” имел рабочий объем 49,6 куб. см, развивал мощность 3 л.с. и был снабжен четырехступенчатой коробкой передач. Мопед был выпущен серийно, поступил в торговую сеть, но вскоре его производство было прекращено.

Впрочем, в настоящее время, Ижевский завод собирает по лицензии 50-ти кубовый “Patron King 50”.
Итак, в независимой РФ массовый выпуск “тяжелых” мопедов организовать не удалось. Единственное исключение — ЗИД, выпускающий “Пилоты” и Ижевский завод с лицензионными “Patron King”.

Возможно ли возрождение массового отечественного мопедостроения в нашей стране? — В настоящее время, видимо, нет. Дешевая малокубатурная мототехника с пробегом, поставляемая преимущественно из Японии и не менее дешевые новые мопеды, сделанные в Китае, прочно захватили отечественный рынок. Правда, в Китае в последние годы все шире разворачивается забастовочное движение промышленных рабочих с требованиями повышения зарплаты.

Владельцы зарубежных фирм, построивших свои заводы в Китае, а также доморощенные китайские капиталисты вынуждены удовлетворять требования бастующих. В конечном итоге, повышение заработной платы китайским рабочим весьма вероятно вызовет повышение стоимости производимой ими продукции, что снизит ее конкурентоспособность на мировом рынке. Но, поможет ли это российскому мотопрому?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *