Выбор динамической стропы по весу авто
Снова о динамических стропах, ответы TPlus и их рекомендации для Duster
Я весьма странный человек. В важных вещах порой могу относится по принципу «и так сойдет». Не беречь ЛКМ, ездить с ржавым дырявым глушителем и кучей мусора на заднем сидении… но в не важных вещах я могу иногда упороться вопросом до такой степени, что не успокоюсь пока не докопаюсь до мелочей и не задолбаю этим окружающих.
Так получилось с историей, как я разбирался с работой муфты полного привода, когда искал осциллограммы сигнала управления в разных режимах, и так получилось с выбором динамической стропы.
Сразу на всякий случай скажу что это никакая не реклама, просто раньше использовал продукцию компании TPlus (также известную как Такелаж Плюс) и мне она нравилась. К тому же есть много тестов, доказывающих надежность, марка популярная и меня все устраивает.
Так вот. Недавно мне пришли заказанные шаклы этой компании на 2 тонны. Мои шаклы на 3,25т, которые влезали в сандеру, в дастер не залазили. Продавать я их не стал — пусть будут. Если они влезут в машину, которую буду вытаскивать я или которая будет вытаскивать меня, применяю их, чтоб с запасом, на всякий случай.
На 2т в проушины дастера лезут, хотя сзади лезут все равно немного проблемно, в некоторых положениях могут теоретически и повредить бампер слегка. Хотя бампер вряд ли, а вот краску на нем — вполне. Лучше тут конечно софт-шаклы использовать.
Сразу скажу, что 2 тонны — это рабочая нагрузка. То есть после такой нагрузки их не погнет и можно будет гарантированно открутить и использовать дальше. Разрывная нагрузка у них — 12 тонн. Так что в самом худшем случае вам придется пилить шакл болгаркой, но он точно не порвется и не влетит кому-нибудь в кузов, стекло или голову.
Также я продал свою динамическую стропу на 14 тонн которую купил по незнанию еще для сандеры и вот собрался покупать стропу, подходящую по характеристикам дастеру.
Стропы у TPlus классифицируются по принципу «для а/м от N тонн до M тонн». Это важно, так как стропа, предназначенная для тяжелых автомобилей, при использовании с легкими будет плохо растягиваться и рывок будет слишком резкий. Это может привести к повреждениям кузова, вырыванию бамперов, проушин, разрушению шаклов и т.д. и т.п. — уверен, все видели такое в различных видео, а кто-то и в жизни.
Какую стропу использовать если один из автомобилей очень тяжелый, а другой очень легкий?
Если нет такой стропы, у которой оба автомобиля умещались бы в предел «от …тонн до … тонн»?
Конечно, лучше таки найти такую стропу. Но если ее нет ни у кого здесь и сейчас или если такой не существует физически? Здесь можно мыслить двумя путями:
1. Поскольку динамическую нагрузку создает тот, кто вытаскивает, нужно брать трос по его весу. Так как именно он растянет его настолько, насколько позволит ЕГО вес. И не сможет порвать, так как не сможет приложить нагрузку, превышающую возможности для массы его машины.
2. Нужно брать трос по весу наиболее тяжелого автомобиля вне зависимости от того, является ли он застрявшим или эвакуатором. Но при этом снизить силу рывка если трос слишком «жесткий» для более легкой из двух машин.
Сегодня я связался с компанией TPlus и пообщался на этот счет (и не только) с их консультантом или представителем (не знаю кто он такой был, для простоты буду далее называть консультантом).
На этот вопрос консультант, к сожалению, ответить мне не смог, пустившись в такие же размышления вслух, как и я сам. Однозначного ответа я не получил. Но вроде бы как бы он сказал, что правильный вариант первый — нужно выбирать стропу по весу той машины, которая вытаскивает.
Правильное вытаскивание тяжелой машины:
Если я на маленькой легкой машине пытаюсь вытащить, например, фуру, то я смело могу брать стропу на основе моего, более легкого веса. Как бы я ни разгонялся — я не смогу со своим весом создать рывок такой силы, который порвал бы стропу, рассчитанную на мой вес. Правда усилие, которое я создам наверняка будет недостаточным чтобы вытащить фуру — но это уже совсем другой вопрос.
Неправильное вытаскивание тяжелой машины:
В то же время, если я возьму стропу по весу фуры, которая слишком жесткая для моей легкой машины — я рискую оторвать себе чего-нибудь, разогнавшись. А если уж подходящей стропы нет, нужно снизить силу рывков, однако шанс на освобождение фуры в этом случае из мизерного превращается в ничтожный.
Правильное вытаскивание легкой машины:
Другой вариант. Я на тяжеленной огромной машине вытаскиваю маленькую и легкую. И здесь я должен использовать стропу по своему, более тяжелому весу. Но поскольку этим я рискую оторвать кусок вытаскиваемой машины, я должен снизить силу рывка. Впрочем, когда ты более тяжелый, не должно вызывать особых проблем вытаскивание более легкого даже со слабым рывком.
Неправильное вытаскивание легкой машины:
Если же я использую стропу по весу застрявшей легкой машины, то в случае если засела она очень крепко, я смогу развить усилие, которое не выдержит стропа, не рассчитанная на мой большой вес. И стропа порвется.
Конечно, все это голая теория и болтология. Я это понимаю. Мне просто интересно было подойти к задаче с инженерно-научной точки зрения. На практике все проще: бери на свой вес, лучше с запасом в сторону увеличения, так как снизить силу рывка проще, чем сшивать в лесу стропу и вправлять вмятины либо менять стекла.
Консультант порекомендовал для Дастера брать:
— Стропу на 8 тонн серии «Туризм»
— Либо стропу на 9 тонн серии «Стандарт»
Спросил также о разнице между двумя этими сериями. Так вот, серия «Туризм» и «Стандарт» отличаются только внешним видом и модельной линейкой, больше отличий нет. При этом «стандарт» немного дороже. Отличия по модельной линейки: например, в «туризме» есть на 8 тонн, но нет на 9. А в стандарте наоборот, есть на 9, но нет на 8. И т.д.
Что такое динамическая стропа и чем она предпочтительна для бездорожья.
Чем же столь хороша эта волшебная веревка и почему при извлечении застрявшей машины на бездорожье так важно чтобы трос тянулся? Тому есть несколько причин. Основная из них в том, что на слабых несущих грунтах и скользкой поверхности, машина-тягач имеет очень низкое сцепление с поверхностью и потому не имеет возможности вытащить застрявшую обычным тросом, ибо как только тот натянется дернувший внедорожник, набравший некие обороты и развивший при этом определенный крутящий момент, из-за резкой остановки провернет колеса тем самым потеряет ход и не только не сможет вытащить засевшего собрата, но вполне возможно застрянет сам. Поскольку при небольшом рывке застрявшую машину вытащить не удалось, приходится разогнаться посильнее и рвать уже от души. Если машина застряла не серьезно – забуксовала в луже, то вытащить ее таким рывком скорее всего удастся, а вот если она «улеглась» мостами на межколейку, то никакого результата такой рывок не даст, разве что в машине-спасателе все незакрепленное барахло прилетит в лобовое стекло, при особой «удаче» туда же приземлится и лицо непристегнутого водителя, а если повезет окончательно, то в задний борт еще и стукнется сам трос с оторванной от второй машины бускировочной проушиной. Потому что ударные нагрузки для штатных буксировочных проушин губительны. Приваренные отрываются по шву, на прикрученных срезает болты. Единственное в чем такому тросу нет равных, так это в обеспечении большого количества разнообразных приключений на ровном месте, и если вы отправились на бездорожье именно за ними, то в данном конкретном случае возможно заморачиваться с покупкой динамической стропы не стоит. Когда задача состоит в том, чтобы безопасно и без лишнего «кровопролития» извлечь застрявший автомобиль, то использовать нужно именно «динамику».
Так в чем же таком глобальном она превосходит обычный трос? Главная особенность динамического троса в его эластичном плетении, оно выполнении таким образом, что под нагрузкой длинна стропы существенно изменяется, трос растягивается. Не так как резинка от нижнего белья, но весьма существенно.
В процессе натяжения трос набирает энергию, по мере натяжения стропы энергии становится все больше и на момент максимального растяжения застрявший автомобиль уже достаточно нагружен стропой, чтобы резкой нагрузки хватило для того чтобы он начал движение. Случается и так, что буксирующая машина уже остановилась, выбрав все растяжение троса или забуксовав, а застрявшая только начала движение и, используя высвобождающуюся энергию стропы, выехала на твердое. При этом эластика троса сводит к минимуму рывковые нагрузки, что благоприятно сказывается на сроке жизни буксировочных проушин и элементов рамы и кузова, и как следствие, на нервной системе владельца.
Но не все так гладко как хотелось бы. Динамическая стропа более опасна в использовании, и снова из-за своей способности к растяжению. Если в процессе натяжения троса петля соскочит с крюка или не выдержит буксировочная проушина, то всю накопленную энергию трос потратит на то, чтобы на огромной скорости пролететь по воздуху и приземлится в районе бампера второй машины. А чаще непосредственно в него. Поэтому при работе с динамической стропой нужно неукоснительно соблюдать технику безопасности, а именно не находится вблизи от натянутого троса и не входить в сектор его возможного вылета после обрыва.
Как подобрать стропу подходящую вашему внедорожнику.
Поскольку основной характеристикой стропы является ее способность к растяжению, то главным и единственным аспектом, который стоит рассматривать при выборе станет масса вашего автомобиля. Вес, указанный на стропе, является максимальной нагрузкой, а не рекомендованной массой автомобиля и это стоит помнить. Оптимальный вариант, когда возможности стропы в 3-4 раза превосходят массу вашего внедорожника. Посему динамическая стропа 9 тонн отлично подойдет для средних внедорожников, а двенадцати тонная для тяжелых. Если же вы перестрахуетесь и купите стропу, рассчитанную на больший вес нежели имеет автомобиль, то массы автомобиля попросту не хватит для того чтобы стропа растянулась. По той же причине в паре легкий и тяжелый внедорожник нужно использовать стропу, рассчитанную на вес более легкого в сцепке, при этом кто кого дергает никакого значения не имеет.
Что до оптимальной длинны стропы, то она примерно 8 метров. Более короткие не имеют достаточной длины, для того чтобы набрать потребное количество энергии, а более длинные не удобны на бездорожье, где дороги редко бывают прямыми, а дергать машину прямиком на дерево или кочку не хочется. Да и в случае с прямой дорогой, не всегда есть возможность отъехать на расстояние достаточное для натяжения двенадцатиметрового троса. Именно поэтому большинство динамических строп имеющихся в продаже, длинной аккурат 8 метров.
На бездорожье «динамику» так же подстерегают опасности. Самое главное, что нужно знать – стропа боится влаги. Пропитавшись водой, она теряет часть своей эластичности. А самое страшное для нее это промокнуть и промерзнуть, такое часто случается поздней осенью и ранней весной, когда не замерзшая или растаявшая вода в лужах и бродах сочетается с низкими температурами. Промерзшая динамическая стропа теряет способность к растяжению и ее гораздо проще порвать в таком состоянии.
Динамические тросы и тяжелые машины.
Здравствуйте, мои маленькие любители унылых дизельных моторов!
Сегодня я расскажу вам, как при помощи правильного подбора хороших тросов вытянуть из снега УТГ при помощи легкого Патриотика и при этом не сделать так, чтобы оторванная проушина прилетела вам с лобовуху.
В этой поездке, в Якутию, мы использовали тросы от уфимской компании «Такелаж+». Мы использовали динамические стропы 14т, а также статику 11т.
И так, рассмотрим, классическую ситуацию. УТГ село и больше никуда не едет. Вокруг все смеются и пряники жуют.
Берем динамический трос, желательно чтоб он был рассчитан на нагрузку в три массы тягаемого.
Дальше упираемся севшему чуть ли не в бампер фарами и газуем назад.
Иии, бинго! Рама выезжает вместе с кузовом, хотя при неправильном применении у нас могла быть отличная рама отдельно от кузова. А могло быть и две. Все вытащено. Обратите внимание, на видео не рывка и удара. Вообще, динамика от Такелажа показала прямо себя хорошо. Несмотря на максимальную нагрузку в 14 т, стропы отработали себя хорошо. Стропа мягкая, эластичная, могу позволить себе сравнить ее с 9т Прокомпом, так как пользовался, и добавить, что слышал, что IronMan сильно жестче Прокомпа. Стропа отлично отработала в мороз, и даже когда теплая после машины набирала воду, то не становилась жесткой, как это было у меня с одной из китайский строп белого цвета, купленной непонятно где.
Да и вообще, я предпочитаю даже буксировать автомобиль динамикой. Это позволяет не рвать машину на светофорах, и часто буксировать более тяжелый авто.
Выбор динамической стропы…
Вновь рад приветствовать.
На днях рассказывал о небольшой обновке в моей такелажной сумке — удлинителе лебедочного троса. Заметка получилась кратенькая, но как и первая статья о такелажном наборе. вызвала интерес у читателей. И снова меня спрашивают о динамических стропах. Самый частый вопрос: «Почему у меня динамика всего на 9т?» При этом, часть джиперов, с «огоньком в глазах» вспоминают, как без труда, рвали в лохмотья стропы и на 11т, и на 14 т. А тут, какие то 9т.:)…
Понимаю, что часть моих читателей опытные и авторитетные покорители бездорожья, для них эта статья, вряд ли будет интересна! А вот для начинающих, думаю, будет полезна.
Итак, сегодня хочу поделиться своим собственным опытом использования динамики и объяснением почему я выбрал именно такую стропу.
Начнем с того, что стропа для извлечения попавшего в «плен» внедорожника, должна быть именно динамической! Пожалейте буксирные проушины, раму и себя:) не рвите, обычным буксирным тросом! И эффект около нулевой и вреда немало, особенно если переусердствовать:) Так что возьмем за аксиому, что стропа есть и это динамика. Теперь важный момент, какую же именно стропу взять! Тут все просто, есть масса Вашего ТС, исходя из которой и нужно выбирать параметры динамики. Если с длиной стропы все более менее ясно. 6 метров — критически мало! Нам нужен разбег и при этом не всегда есть возможность встать бампер в бампер, не засодив спасателя там же, где и пленник:) 12 метров уже много, может не хватить места выбрать длину, плюс растяжение. Поэтому золотая середина 9 метров!
А вот с нагрузкой на разрыв, все не так однозначно! Принцип — «кашу маслом не испортишь», здесь не работает! Многие, почему-то, стараются взять стропу как можно мощнее 11-14 тонн, при этом имеют машинки весом 1,5 — 2,5 тонны. Это в корне не верно! Стропа должна работать мягко, исключая ударные нагрузки. Которые приводят к избыточным нагрузкам на буксирные проушины, раму и лишают ТС управляемости.
Так, принято считать, что нагрузка на разрыв стропы, должна составлять 3 веса автомобиля! Лишь в таком случае, Вы, получаете максимальный КПД изделия.
Теперь приведу упрощенный алгоритм расчета воздействующей силы, в момент выбора длинны на стропу.
Известно:
ТС (транспортное средство) — УАЗ Патриот.
Масса — 2700, по паспорту допустимая полная масса.
Время разгона до 100 км/ч — 20 секунд (шины265/75R16, сухой асфальт).
Теперь пробуем считать:) Для начала, выясним, какой путь пройдет автомобиль, при скорости 100 км/ч, за 1 секунду. Для этого километры переводим в метры, а часы в секунды: 100*1000=100000 м/ч. 1 час = 60 минут = 3600 секунд. Т.о получаем 100000м/3600секунд = 27,7 метров/секунду. Зная это расстояние, и время требуемое для того, чтобы набрать эту скорость, мы можем вычислить ускорение: 27,7 метров/20 секунд = 1,38м/с2.
Теперь, остается ускорение умножить на массу, тем самым получив силу:) 1,38*2700=3750 кгс! Это та сила, которая воздействует на стропу! Т.е. автомобиль массой 2700 кг при максимальном ускорении в состоянии приложить усилие в 3750 кгс! При этом второй конец стропы должен быть зафиксирован за НЕПОДВИЖНЫЙ объект! В случае, если «объект» подвижен приложенное усилие будет не полным, т.к. возникнет компенсирующее движение. Это простейший, и откровенно говоря не совсем корректный способ расчета. Так как развить максимальное ускорение в условиях колеи, скользкого покрытия, подъема и т.д. попросту невозможно!
В случае, когда мы используем стропу с завышенным усилием на разрыв, относительно массе буксирующего а/м, а ведь именно буксирующий а/м создает усилие — умножая свою массу, ускорением — мы получаем жесткий рывок, низкий КПД и, возможные, негативные последствия!
Также, нужно понимать, что усилие прилагаемое на стропу передается и на шакл — буксирную проушину — раму. Совершенно бессмысленно покупать динамическую стропу рассчитанную на 14 тонн, когда используется шакл на 3,25т, который продет в буксирную проушину из круга 16мм стали3, к примеру, который в свою очередь приварен швом 50мм2:) При таком раскладе, если вы найдете буксир потяжелее, который создаст максимально допустимое усилие на стропу и она не порвется, то вся остальная конструкция разлетится по сторонам! И дай Бог, никого не покалечит и ничего не сломает…
Вот такая арифметика получается:)
Статья не является рекламной!
Выбор производителя остается за Вами.
Всем хороших дорог и интересных направлений…
[выбор] Тянем-потянем: динамическая стропа (рывковый трос)
Каждый из нас попадал в ситуацию, когда нужно выдернуть из снега или грязи застрявший автомобиль. В большинстве случаев мы использовали при этом обычный буксировочный трос, хотя правильнее было бы применить рывковый (динамическую стропу). Главное его отличие от классического буксировочного – эластичность (то есть способность растягиваться и сжиматься), которая позволяет аккумулировать и впоследствии мгновенно отдать буксируемому кинетическую энергию разогнавшегося буксира даже небольшой массы. Благодаря этому с помощью меньшего по массе автомобиля можно выдернуть застрявший автомобиль большей массы, и при этом не порвать ни один из автомобилей пополам.
Пользоваться динамической стропой не так уж просто
Растягиваясь, он плавно накапливает энергию, а в момент, когда напряжение доходит до критического уровня, резко сжимается. Без практики уловить этот момент нелегко. Если затормозить раньше необходимого, силы натяжения не хватит для полноценного рывка, если позже – застрявший автомобиль сыграет роль якоря, и передняя машина откинется назад.
Ещё одна распространенная ошибка – сразу «рвать» в полную силу. Если машина застряла на совесть, то есть очень большая вероятность мощным рывком лишить её буксировочной проушины, которая оторвавшись, полетит в том направлении, куда её тянет трос, и повредит, в лучшем случае, стёкла или кузов, а в худшем – пострадают люди. Поэтому, прежде чем вытаскивать машину, следует ее слегка раскачать, несколько раз несильно подергивая тросом. И, конечно, не забывать про тросогаситель, повешенный посередине стропы – специальный или сделанный из телогрейки или чего-то подобного.
Итак, правила работы с рывковым тросом
1. Использовать тросогаситель (специальный или сделанный из телогрейки или чего-то подобного).
2. Аккуратно раскачать застрявший автомобиль, несильно подёргав его несколько раз.
3. Разогнаться и вовремя затормозить, чтобы энергия сжимающегося троса выдернула застрявшую машину.
Если всё делать правильно и динамические свойства троса действительно хороши, то извлечь из раскисшей глинистой колеи севший на днище какой-нибудь среднеразмерный внедорожник не составит труда даже «Нивой» или «джимником».
Использование динамической стропы для буксировки
Рывковые тросы делаются из материала, легко перетирающегося при соприкосновении с твёрдым покрытием, поэтому главное – не давать им провисать. Водитель ведомого автомобиля должен чётко оценивать положение сцепки над поверхностью и не стесняться активно жать на тормоз. Резких рывков в данном случае бояться не стоит – ведь эти тросы, в отличие от обычных буксировочных, тянутся, и движение обоих автомобилей получается плавным.
Усилие на разрыв
Динамическая стропа позволяет увеличить усилие до 4-х раз; соответственно, для автомобилей массой 2-2,5 тонны нужно применять стропу с усилием на разрыв 9 тонн. Фактически усилие на разрыв привязывается к массе буксира, ведь именно ему эту стропу растягивать. Таким образом, стропу на 4,5 тонны машина массой 2 тонны может если не порвать, то испортить. Если же к легковому буксиру прицепить стропу на 14-18 тонн – она просто не будет работать, так как массы буксира будет недостаточно, чтобы её растянуть.
Выбор
Для динамической стропы важна не только способность растягиваться, но и быстро сжиматься обратно.
Например, у каната из полиамидных нитей практически отсутствует способность к сжатию. Поэтому первые несколько рывков он может применяться как качественный динамический трос, обеспечивающий мягкий рывок, после чего становится не менее качественным буксировочным. Единственное, что может продлить ему стаж на первом месте работы, – длительные перерывы между рывками. Но если надеяться на это, то лучше на бездорожье не соваться.
И ещё. Чем больше длина рывкового троса, тем лучше: и разогнаться можно сильнее, и у «выпрыгивающего» из засады меньше шансов догнать буксир.
По совету victorborisov купил ProComp [EXP 220000]: длина: 6 м; усилие на разрыв: 9 тонн.