Как подключить размыкатель массы на авто

Подключение кнопки для дистанционного выключателя массы

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

28-05-2016 Выключатель массы (покупка)
По тихой грусти осуществляю свои замыслы.

Как-то с другом, с Гошей-Уазиком, поехали в магазин за запчастями к его авто. Пока он покупал их, я осматривал витрины. И тут совсем неожиданно для себя наткнулся на дистанционный выключатель массы. Давно хотел себе такую штуку. Но тогда я её не купил.
Прошло несколько месяцев, я всё взвешивал и обдумывал. И всё же решился на покупку, поэтому поехал в магазин, в котором мы были и купил сей девайс.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Устанавливать буду позже, и соответственно отдельно об этом напишу.

06-07-2016 Подключение кнопки для дистанционного выключателя массы
Всем привет! Дабы не плодить коротенькие посты об одном и том же, напишу все в одном. Так будет удобнее мне писать, вам читать и всё будет собрано в одном месте.

Поэтому продолжаем…
Девайс был куплен, но не установлен. Время от времени я его доставал из ЗИПа, открывал капот примерял то тут, то там, садился в салон и примерял ещё и внутри. Никак не мог найти место, куда бы его установить. И вот при очередной такой примерке я разглядел, на мой взгляд, очень удачное место его размещения. ВОТ ОНО!
Приложил, отметил и просверлил отверстия. Прикрутил устройство и глаз не мог оторвать))) Красота, да и только.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Далее приступил к установке кнопки включения и выключения. Прочитал одну статью на драйве, в которой владелец рассказывал, что поставил кнопку от ВАЗ 2112 (открывания багажника) и очень доволен. Она коммутирует включение и выключение выключателя массы без какого-либо дополнительного реле. Мол кнопка рассчитана на ток в 6А и работает хорошо. Повёлся.
Место для кнопки определил быстро и начал её инсталляцию. Откручиваем, сверлим, устанавливаем. Процесс не хитрый и описывать его смысла нет. Справиться с этим любой.
В итоге получаем то, что получаем и начинаем протягивать провода.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

03-08-2016 Подключение дистанционного выключателя массы
Старые провода, которые идут на аккумулятор решил выкинуть. Их состояние меня угнетало с момента покупки авто. Следом за ними отправились и клеммы аккумулятора. Их состояние было ещё хуже. Специально для этого я купил новые клеммы. На работе взял кабель соответствующего сечения и началось…
Отмеряем, отрезаем, снимаем изоляцию, обжимаем наконечники и усаживаем всё в термоусадку. И так до тех пор, пока не получится законченное изделие.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Когда с силовыми проводами было покончено, приступаем к проводам управления. Поскольку выключатель дистанционный, соответственно дистанцию от него до кнопки надо покрыть проводом.
И повторяем те же самые упражнения, что описаны выше.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Дотягиваем провода управления до кнопки, подцепляем предохранитель согласно нижеприведённой схемы и заводим всё на кнопку.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Пробуем, что получилось. Жмём на кнопку, приятный щелчок и электричество растеклось по проводам. Щёлкаем ещё раз и тишина: ни лампочка не моргнёт, ни реле не щёлкнет.
Ездим и наслаждаемся)))

03-09-2016 Установка реле для выключателя массы
Прошёл ровно месяц, после подключения кнопки. Ездил я и тестировал эту конструкцию, включая и выключая массу по каждому поводу и без повода. В результате дистанционное включение с каждым разом становилось всё более затруднительнее, приходилось щёлкать кнопкой по 7-10 раз. В итоге, через месяц, в одно прекрасное утро я его включить не смог. Пришлось открывать капот и включать вручную.
После такого я решил переделать схему. Купил новую кнопку, реле и пересобрал всё согласно схемы приведённой ниже.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Пришлось повозиться, заменить некоторые провода и прокинуть их вновь. Всё завёл на кнопку, оставив предохранитель в цепи, как и раньше. Пробуем… Работает, кнопка включает и выключает массу. Будем тестировать работу данной схемы дальше, уже с учётом опыта первой схемы.

Добавлено 17.11.2016 года
Итак, на дворе ноябрь месяц. После установки реле прошло чуть более 2-ух месяцев. Кнопкой щёлкаю постоянно. Пока схема работает на «УРА» и сказать ничего плохого я не могу. Что будет дальше посмотрим. Буду добавлять результаты работы, а пока мне всё нравится. На данный момент я могу сделать следующий вывод: если вам надо размыкать массу дистанционно только в экстренных каких-то случаях, а в остальное время вы её включили и не трогаете больше, то можете смело собирать первую схему (без реле) и пользоваться. Если вы планируете часто пользоваться услугой включения и выключения массы, то вам лучше использовать вторую схему (с реле).
На этом пока всё)

Источник

Рекомендации и инструкции по установке выключателя массы аккумулятора на автомобиле

Выключатели массы АКБ получили достаточно широкое распространение ещё около 40 лет назад. Их устанавливали на советские и импортные автомобили.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Перед выключателем стояло 2 основные задачи. Это организация довольно простой, но эффективной противоугонной системы, а также защита от утечки тока во время стоянки транспортного средства.

В настоящее время задачи, стоящие перед такими устройствами, не поменялись. При этом многие автомобилисты продолжают интересоваться возможностью установки.

Что это такое

Для начала следует разобраться с сутью выключателей массы для аккумуляторных батарей и понять, что это такое.

Выключатель позволяет отключить питание бортовой сети, не скидывая клеммы с аккумуляторной батареи.

Выбирая себе размыкатель, стоит подумать над тем, какие именно функции девайс будет выполнять на машине. Если вы хотите минимизировать потери тока аккумуляторной батареи, тогда достаточно взять простейший прибор либо сделать его своими руками. Это не сложно. Если это будет часть противоугонного комплекса, рекомендуется подобрать готовое решение от проверенного производителя.

Можно выделить 3 главные задачи, которые выполняет выключатель (он же размыкатель):

Интересно, что сейчас автоугонщики, вооружённые высокотехнологичным оборудованием, начали забывать и разучились взламывать машины, на которых стоит самый простой размыкатель. Некоторые злоумышленникам может даже в голову не прийти, что на машине стоит подобная система.

Что же касается защиты от утечек тока, то эта проблема широко распространена на современных авто. Они наполнены разной электрикой и потребителями. Останавливая машину, ток продолжает и батареи перетекать к ним. Сюда можно отнести сигнализацию, мультимедийную систему, автомагнитолу, и многое другое. Это уже зависит от конкретной комплектации автомобиля.

Нормой по утечке считается 60-80 мА. Некоторые говорят, что и при утечках около 150-200 мА ничего страшного не произойдёт.

Но представьте, что за 24 часа таким образом можно терять по 5 Ач, за 10 дней уже будет 50 Ач. А у многих батарей такие рабочие параметры.

Оставляя машину на длительную стоянку, на 1-2 недели, если не разомкнуть массу АКБ, есть высокий риск того, что при попытке запустить двигатель или просто открыть машину ничего не получится.

Выключатель массы поможет решить такую проблему.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Разновидности

Существует несколько вариантов используемых выключателей массы.

Ручные девайсы в основном используются на грузовиках и спецтехнике. Такие системы могут работать в условиях больших токов, составляющих до 1000 А. Их же успешно применяют и на легковых авто.

Самыми удобными размыкателями считаются те, которые располагаются на аккумуляторных клеммах и предназначаются специально для легковых машин. Дистанционный тип размыкателя можно ставить на грузовики и легковые модели. Управление осуществляется из салона, используя специальную потайную кнопку.

Ещё для легковых машин неплохо подходят мощные тиристоры на 160-320 А. Управление также бывает скрытым. Но не всегда тиристоры выдерживают большие токи при запуске ДВС.

Делаем своими руками

Чтобы отключить массу от автомобильного аккумулятора, можно поступить предельно просто, подняв капот и открутив соответствующие клеммы. Но если в салоне будет находиться кнопка, через которую осуществляется отключение, с ней работать намного удобнее. Подобное решение можно сделать своими руками.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Если не планируется использовать заводской выключатель, можно сделать его своими руками. Вполне подойдёт простая схема, в которой отсутствуют механические контакты. Это повышает надёжность конструкции. Плюс такая система станет прекрасным дополнением к вашей охранной системе, если такая предусмотрена.

Для сборки размыкателя потребуется кнопка типа S1, которая будет установлена в салоне, диод и тринистор.

Тринистром называют тиристор, который имеет 3 электрических вывода. Это управляющий электрод, катод и анод.

Объединив всё в единую схему, при нажатии на кнопку, спрятанную в салоне, можно будет размыкать массу, тем самым перекрывать ток от АКБ к потребителям.

Процесс установки

Разобравшись с тем, как отключить массу автомобильного аккумулятора, следует обсудить вопрос монтажа системы.

Есть несколько последовательных шагов, позволяющих разобраться с тем, как установить систему, которая отключает массу, на свой аккумулятор.

Подобранный для сборки и установки своими руками выключатель батареи автомобиля монтируется по такому алгоритму:

Если планируется использовать выключатель в качестве дополнительного противоугонного средства, выбирайте диод высокой мощности.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Возьмите омметр, чтобы сделать замеры внутреннего сопротивления диода в его открытом состоянии. Следите за тем, чтобы напряжение не опускалось ниже 0,5-0,6 В. В противном случае аккумулятор не сможет заряжаться.

В итоге АКБ при необходимости размыкается, не требуется открывать капот и скидывать массу. Простая установка кнопки и пары элементов обеспечат быстрое и удобное выключение.

О чём ещё важно знать

Если вы решились на установку подобной схемы, предварительно стоит учесть несколько важных моментов.

Всё это прямо указывает на то, что выключатель массы нужен не всем и не всегда. А если им и пользоваться, то только при острой необходимости.

Подумайте внимательно над целесообразностью и необходимостью использования размыкателя массы автомобильной аккумуляторной батареи. Порой есть смысл сделать устройство своими руками. Но большинство придерживаются мнения, что тут лучше задействовать заводские решения и привлечь опытных автоэлектриков. Выбор за вами.

Источник

Особенности установки выключателя массы автомобильного аккумулятора

Далеко не все автолюбители знают, но в действительности выключатели массы начали активно использовать ещё несколько десятков лет назад. Причём ставили их как на отечественные автомобили, так и на иномарки.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Выключатели того времени выполняли 2 основные функции. Фактически это была простая, но весьма эффективная охранная система. Если быть точнее, она защищала от возможного угона, поскольку на то время современных средств ещё не существовало. Плюс выключатель позволял избегать утечки тока во время длительной стоянки транспортного средства.

Вряд ли стоит удивляться тому факту, что спустя примерно 40 лет функции выключателей массы никак не изменились. Улучшилось качество самих устройств, расширился ассортимент. Многие автолюбители продолжают проявлять повышенный интерес к ним.

Понятие о выключателе массы

Первым делом нужно разобраться с самой сутью выключателей массы для аккумуляторных батарей, поскольку не все до конца понимают, о чём идёт речь.

Выключателем называют устройство, позволяющее отключить питание бортовой сети от АКБ без скидывания самой клеммы.

Это исключает необходимость всякий раз поднимать капот, брать в руки инструмент или вручную откручивать крепление минусового провода с клеммой от вывода на аккумуляторной батарее.

Прежде чем поставить размыкатель, подумайте, какие задачи он будет выполнять на вашем транспортном средстве. Учитывая разнообразие нынешних противоугонных систем и охранных комплексов, мало кто будет полагаться на выключатель как на полноценную альтернативу сигнализации.

То есть основной причиной монтажа справедливо считается желание снизить потери тока, наблюдающиеся при длительной стоянке с подключённым минусом. В этой ситуации вполне можно обойтись простейшим устройством либо собрать его из подручных материалов. Если же вы хотите сделать размыкатель частью охранной системы, лучше обзавестись девайсом заводского производства с хорошими характеристиками.

Учитывая нынешние условия, размыкатель может выполнять 3 функции:

Будет справедливо сказать, что основной упор делается именно на предотвращение утечки тока. Современные машины наполнены всевозможной электроникой и зависимыми от электричества устройствами. Даже при нормальном состоянии авто потери тока будут составлять 50–150 мА. А при появлении проблем ток утечки заметно увеличивается и иногда за короткое время может полностью разрядить аккумулятор.

Варианты выключателей

Можно выделить несколько разновидностей размыкателей.

Подобный девайс может быть:

Ручные модели получили наибольшее распространение при установке на спецтехнику и грузовые машины. Они способны выдерживать высокий ток. Такие же устройства успешно применяются на легковых авто.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Тиристорные используются на машинах с пусковым током 150–320 А. Часто предусматривают скрытый тип управления. Но учитывайте, что тиристоры могут не выдерживать высокого пускового тока в момент запуска двигателя.

Дистанционные размыкатели широко применяются на легковых машинах и грузовиках. Обладают неоспоримым преимуществом в виде управления из салона, где достаточно в тайном месте разместить кнопку.

Как собрать своими руками

Если вы решили установить устройство, позволяющее отключить массу от аккумулятора, это можно сделать своими руками.

Разумеется, можно обойтись и без сложных систем, просто подняв капот и вручную сняв клемму. Но согласитесь, что отключать кнопкой из салона намного проще и удобнее.

Отдавайте предпочтение простым схемам, где применяются кнопка и механические контакты. Это отличный выбор для тех, кто желает улучшить эффективность работы уже установленного охранного комплекса.

Чтобы сделать дистанционное отключение массы, вам потребуются:

Тринистор является тиристором, который предусматривает наличие 3 электровыводов. А именно катода, анода и управляющего электрода.

Саму схему сборки устройства можно представить в таком виде:

При объединении всех элементов в одну схему во время нажима из салона кнопку масса будет размыкаться. Это не позволит потребителям получать питание от аккумуляторной батареи.

Особенности монтажа

В теории вы уже знаете, как отключить массу от штатного аккумулятора на своём авто. Теперь непосредственно о том, как поставить на АКБ размыкатель.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Самостоятельная установка не должна вызвать особых проблем. Чтобы клемма АКБ размыкалась по команде водителя, необходимо:

Если размыкатель будет выступать как дополнительная мера защиты от угона, заранее позаботьтесь об использовании достаточно мощного диода. Стоит омметром измерить внутреннее сопротивление диода в открытом положении. Важно, чтобы напряжение не падало ниже 0,5 В. Иначе АКБ заряжаться от генератора не будет.

Теперь вы знаете, как установить выключатель на массу, чтобы аккумулятор не страдал от саморазряда при длительной стоянке.

Есть ли необходимость в таком устройстве конкретно в вашем случае, каждый автомобилист решает сам.

Полезные рекомендации

Стоит ещё раз подумать о том, устанавливать выключатель массы или нет.

Это связано с такими особенностями:

Подводя итог, стоит сказать, что размыкатель на машинах после 2000 года выпуска, а особенно на инжекторных, использовать не рекомендуется. Слишком много настроек придётся восстанавливать.

Думайте и принимайте решение в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных обстоятельств. Выключатель потенциально полезен и необходим. Но не всегда и не всем.

Источник

Установка выключателя массы и немного расминусовки

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Результаты показали, что потери составляют от 0,3 до 0,9 вольт, что вроде и терпимо, но для низковольтной системы многовато. Максимальная потеря была между кузовом и генератором, минимальная до аккумулятора.
Решил соединить следующие точки: два места на двигателе: штатное и поближе к стартеру, кузов в штатном месте, аккумулятор и корпус генератора. Состояние штатных мест подключения было не очень — места соединения окисленные и грязные, думаю просто зачистив их я бы уже намного улучшил ситуацию.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Для выполнения доработки обзавелся следующим: выключатель массы — купил давно, сейчас стоит 170 рублей, 3 метра провода ПВ-3 25мм по 178 руб/метр, наконечники — 7 шт. цены не помню, клеммы для аккумулятора «японские» откуда такое название не понятно — 100 руб., медную пластинку и термоусадку нашел в старых запасах.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Рассверлил отверстия в выключателе и вырезал пластинку, кстати отверстия и в наконечниках 8 мм, и шпильки подключения на авто 8 мм, видимо оптимум для данного сечения провода.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Место установки, оно-же дополнительное место подключения выбрал около стартера, туда и доступ как-раз удобный, а в данной записи www.drive2.ru/l/7885806/ у человека часть проблем перенос массы в это место решило.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Наконечники решил припаять — лучший контакт обеспечит только сварка. Сначала пытался сделать 200Вт паяльником в гараже ничего не получилось может из-за холода, пришлось делать дома на плите.

Источник

Обесточить борт: зачем нужен выключатель массы и можно ли его поставить на современное авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Дисклеймер. Автор отнюдь не является ретроградом и не пытается «приделать клавиатуру печатной машинки к планшету». Однако решения прежних десятилетий, оказывается, в определённых условиях вполне имеют право на жизнь.

Электрооборудование современных автомобилей насыщено различными «умными» блоками, на которые возложены десятки функций комфорта и безопасности. Однако кое в чем электрика нынешних машин недалеко ушла от автомобилей полувековой давности – к примеру, напряжение в бортсети по-прежнему составляет 12 Вольт, «хранительницей жизни» во многих случаях остаётся свинцово-кислотная батарея (не так давно мы объясняли, почему их не меняют ли литий-ионные), «минус» располагается на корпусе, а проблема утечек тока со значительным увеличением количества потребителей стала еще более актуальной. И сегодня мы будем выяснять, что такое выключатель «массы», нужен ли он вообще в современном автомобиле и в каких случаях его использование допустимо и даже желательно.

Немного истории

Еще в середине прошлого века своеобразным стандартом автомобильного электрооборудования стала однопроводная схема, при которой вторую часть цепи составлял кузов и соединенные с ним агрегаты (например, двигатель). При этом с кузовом напрямую соединялась минусовая клемма АКБ – без учета автомобилей вроде ГАЗ М-21 первых выпусков, где на корпусе был «плюс», а не «минус».

Электрооборудование тех лет было не очень совершенным: напряжение в бортсети откровенно «гуляло», что приводило к пере- или недозаряду аккумулятора, а нарушение целостности изоляции вызывало заметные утечки тока. И чем старше был автомобиль и в более сложных условиях эксплуатировался, тем более явно выраженными становились эти процессы. Именно по этой причине многие шофёры предпочитали при любой мало-мальски длительной стоянке «отключать массу».

Не мудрствуя лукаво, делали они это простым способом – отсоединением клеммы. Ведь быстрый разряд АКБ был не самой большой проблемой – из-за поврежденной изоляции проводка могла просто «коротнуть» – а там и до возгорания недалеко. Такие случаи в шестидесятые годы были не редкостью, поэтому «под напряжением» машину надолго старались не оставлять. Вдобавок и сами батареи были не слишком «продвинутыми», поэтому не редкостью было и такое явление, как саморазряд аккумулятора – особенно если он уже прослужил 2-3 года. Усугублять ситуацию дополнительным разрядом означало гарантированно вывести АКБ из строя уже через пару лет.

Уже в то время в профильных изданиях вроде «досаафовского» журнала «За Рулём» можно было встретить описание такого устройства, как выключатель (или размыкатель, как тогда говорили) массы – к примеру, ВК-318, который в середине шестидесятых выпускал Старооскольский завод АТА.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Уже в 1967 году в «За Рулем» достаточно обстоятельно разобрались с темой, хоть и с оговорками, но не потерявшей актуальности и в наше время!

Он выполнял сразу несколько функций, ведь кроме сохранности батареи и «противопожарности», обесточивание бортсети позволяло относить выключатель к противоугонным устройствам. Конечно, опытный злоумышленник мог легко найти выключатель в капоте или вычислить по проводам его скрытую установку, но на всё требовалось время.

Впоследствии советская промышленность освоила производство нескольких разновидностей механических выключателей. Так, в восьмидесятые годы Киевский завод «Геофизприбор» выпускал выключатель ВМ-4 стоимостью 4 руб. 50 коп., в котором коммутация осуществлялась с помощью пластикового ключа флажкового типа. Такие выключатели выпускались десятками тысяч штук в год, и их можно было встретить под капотом многих Жигулей и Москвичей – устанавливали их, разумеется, сами владельцы, купив изделие в автомагазине.

Существовали и более продвинутые варианты электромагнитных выключателей с дистанционным управлением, где тумблер располагался в салоне и мог устанавливаться в любое удобное (и незаметное) место.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Подобные выключатели являются штатным оборудованием многих российских автобусов и грузовиков

Однако выключатель с реле потреблял ток, поэтому надолго оставлять машину на стоянке с включенной «массой» было нежелательно, в то время как простой механический выключатель с точки зрения энергопотребления был абсолютно пассивным.

К слову, на военной технике (в том числе и на легковых автомобилях вроде ГАЗ-69 и УАЗах) выключатель массы ВК-318Б был стандартным оборудованием, которое по требованию заказчика устанавливали еще на заводе.

Как это работает​

Принцип действия любого выключателя прост и очевиден независимо от того, каким способом реализована коммутация. Он устанавливается в разрыв между минусовой клеммой аккумулятора и «массой» (или массами – например, кузова, силового агрегата и потребителей, подключенных к АКБ напрямую).

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Коммутация на минусовой клемме Лады Самары: масса кузова (2), основной (силовой) минус (1) и прямой минусовый провод нештатной аудосистемы (3)

При нажатии на кнопку (включении тумблера, повороте флажкового ключа и т. д.) образуется обычная электрическая цепь – то есть, сам выключатель в этот момент бездействует и ток проходит напрямую. При выключении происходит размыкание контактов или разрыв цепи – соответственно, обесточивается и вся бортовая сеть автомобиля.

Почему же обесточивают именно «массу», то есть минусовую клемму? По соображениям безопасности – ведь в отличие от «плюса» она не находится под потенциалом. Иными словами, замыкание «массы на массу» ни к чему не приведёт, а вот «подвешенный» в воздухе плюс опасен тем, что при контакте с «минусом» произойдет короткое замыкание или даже пожар.

Невзирая на простоту конструкции и непритязательность внешнего вида, советские выключатели были достаточно надёжными. Пример из жизни: уже упомянутый выключатель ВМ-4 был установлен на Жигули тринадцатой модели в 1984 году, после чего успешно эксплуатировался вместе с машиной до 1995-го, когда был снят и переставлен на другой автомобиль (ВАЗ-2108), где и прослужил до 2007 года, а затем был продан вместе с «восьмеркой».

В наше время в продаже можно встретить «два в одном» – то есть выключатель массы, который при этом одновременно является и минусовой клеммой!

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Клемма-выключатель (второе фото) устанавливается на место штатной, не требуя никаких вмешательств в проводку​

При всей необычности концепции работает он по тому же принципу, что и любой механический выключатель, только для размыкания цепи нужно не нажимать кнопку или тумблер, а вращать против часовой стрелки специальный барашек, расположенный прямо на клемме. При этом резьбовая часть «барашка» разжимает две пластины, из-за чего контакт пропадает и цепь обесточивается.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Нужен или нет?​

Не будем забывать, что мы живём в ХХI веке. Прошло уже два десятилетия, как из-под капота всех новых автомобилей, включая отечественные, исчез такой рудимент, как карбюратор в системе питания, который как раз и позволял безболезненное отключение массы. Ведь после того как вопросами искро- и смесеобразования стал заведовать электронный блок с микропроцессором, отключение АКБ хоть и осталось допустимым в «аварийных» случаях (например, для замены батареи), но стало крайне нежелательным. Ведь блоки с микросхемами и очень малыми рабочими токами очень чувствительны к броскам и перепадам напряжения, поэтому каждое такое «нештатное» отключение теоретически чревато выходом ЭБУ из строя. Вдобавок «обнуление» питания приводит к тому, что из перезаписываемой памяти блока стирается «адаптированная программа», а для записи новой требуется некоторое время. Поэтому в первые километры ЭБУ будет работать по «усредненной» программе, записанной в постоянную память. Именно поэтому подавляющее большинство производителей не рекомендует отключать питание батареи «просто так». Да и многие охранные сигнализации этого не любят, воспринимая падение напряжение как попытку взлома или угона автомобиля.

Для борьбы с утечками тока автопроизводители давно придумали своё решение – специальные электронные блоки (ВСМ), благодаря которым через некоторое время после отсутствия активности в бортсети штатная электроника просто «засыпает», а потребление энергии на борту становится минимальным. Чтобы машина «проснулась», нужно как минимум открыть дверь, а во многих случаях потребуется и ключ зажигания, без которого «музыка» и другие функции после длительной стоянки не заработают.

Однако мы как-то разбирались, что утечки тока на борту – не такое уж экзотичное явление, которое грозит как минимум разрядом аккумулятора в неподходящий момент. Ну а несколько глубоких «посадок» АКБ могут привести к заметному падению её фактической ёмкости, что чревато снижением срока службы аккумулятора в 2-3 раза. Особенно боятся этого кальциевые батареи (Са-Са), которые чувствительны к отклонениям напряжения в бортсети, а его падение на клеммах АКБ до 7-8В практически гарантированно приводит к клинической смерти аккумулятора.

На автомобилях с насыщенной сервисной электроникой постоянное потребление может достигать 70-100 мА, поэтому многие производители даже ставят специальный дополнительный аккумулятор малой ёмкости, а основную батарею используют в качестве стартерной. Но и на относительно простых машинах с минимум «наворотов» потребители могут «съедать» до 50 мА (обычно – 30-40 мА).

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Такая цифра на дисплее мультиметра должна не пугать, а радовать!

И это не только (и не столько) ЭБУ, а дополнительные нештатные устройства – например, магнитола, сигнализация, навигатор, антирадар и т.д. Не секрет, что многие установщики пренебрегают рекомендациями производителей головных устройств и подключают оба их плюса напрямую, чтобы магнитола работала и без ключа зажигания. Однако потребление энергии при такой коммутации увеличивается на порядок, ведь производитель не зря предусмотрел дополнительный «плюс» для режима standby, при котором магнитола сохраняет в памяти настройки часов, тембров, эквалайзера и т. д., но при этом потребляет минимум энергии.

Есть и более прозаичная причина, по которой в бортсети может появиться «лев», пожирающий АКБ. Например, из-за сгнившей проводки или неисправности блока он «не уходит в спячку», а бодрствование электроники обойдется владельцу дорого во всех смыслах. Происходить это может, к примеру, из-за окислившихся дверных ручек бесключевого доступа, залитого водой одного из многочисленных блоков в салоне из-за нечищеных стоков и по многим другим причинам, приводящим к некорректной работе электроники. Это особенно характерно для «навороченных», но старых автомобилей вроде Mercedes S-класса (W220) или «авоськи» (Audi A8) того же периода. «Любят» своих владельцев и Туареги первых лет выпуска, да и многие другие совершеннолетние машины с развитой бортовой сетью. Теоретически опытный электрик может устранить такую неисправность, но замена блока или реставрация проводки нередко может вылиться в сумму, сравнимую со стоимостью самого автомобиля!

Для выхода из сложившейся ситуации многие «счастливые» обладатели подобного «некропремиума» поступают точно так же, как их отцы и деды со своими москвичами и «двадцать первыми» Волгами – снимают клемму АКБ.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Однако даже если откинуть негативные факторы, связанные с обнулением памяти в ЭБУ и остальных блоках, подобное отключение приводит к неизбежному расшатыванию клемм автомобиля и выводов батареи. А ведь на многих современных машинах клеммы выполнены не из латуни или свинца, а просто отштампованы из довольно тонкого металла.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Такую клемму нельзя постоянно снимать и ставить

После десятка-другого таких манипуляций клеммы деформируются и принимают довольно жалкий вид. Хуже другое: деформированная клемма не обеспечивает надёжного контакта, а значит, в этом месте возникает переходное сопротивление. По этой причине в случае, если возникает регулярная необходимость в обесточивании бортсети, нужно приобрести и установить выключатель массы. Кстати, необходимость в нём может возникнуть не только из-за технической неисправности или нештатных потребителей – к примеру, машина выходного дня эксплуатируется крайне нерегулярно или только в определённый сезон. Или просто батарея старая и её фактическая ёмкость куда меньше номинальной. Во всех этих случаях выключение массы позволит убрать такой фактор, как разряд батареи бортовыми потребителями. А вот внутреннего саморазряда батареи не стоит бояться – если она чистая, исправная и заряженная, то может храниться без внимания со стороны владельца до 6 месяцев.

Рекомендации по установке

Как говорит мэр Киева Виталий Кличко, перед тем, как установить выключатель массы, его нужно купить. Существует несколько вариантов – от «трушных» советских изделий, встречающихся в интернет-магазинах и онлайн торговых площадках как в виде «бэу», так и в состоянии «как вчера из магазина», до более современных конструкций, включая упоминавшиеся выше электромагнитные выключатели или клемму-размыкатель.

Нужно помнить, что любое вмешательство в бортовую сеть само по себе плохо, а здесь речь идёт о силовой цепи, где постоянно проходят большие токи – десятки, а то и сотни ампер. Отсюда и очень высокие требования к монтажу проводки и качеству самого выключателя. Необходимо также учитывать, что далеко не в каждом автомобиле в непосредственной близости от АКБ найдётся достаточно места, чтобы разместить размыкатель – особенно, если речь идёт о советских изделиях вроде ВМ-4. А тянуть проводку куда-то на моторный щит означает оставить незащищенным определённый её участок, что не очень хорошо.

И в любом случае нештатная проводка связана с самодельной заделкой клеммных наконечников и обжимом проводов. Для этого нужны не только навыки, но и специальное оборудование (к примеру, гидравлические клещи), которое есть далеко не у каждого электрика. Словом, с электрооборудованием и проводами шутки плохи, а некачественная установка может привести не только к пропаданию контакта, но и к короткому замыканию и даже возгоранию проводки. В связи с этим «клемма-выключатель» выглядит особенно привлекательной, ведь она просто надевается вместо штатной на минусовый вывод батареи, а уже к её коническому выводу на торце подсоединяется заводская клемма автомобиля. Единственный вопрос – качество материалов.

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть фото Как подключить размыкатель массы на авто. Смотреть картинку Как подключить размыкатель массы на авто. Картинка про Как подключить размыкатель массы на авто. Фото Как подключить размыкатель массы на авто

В случае, если к выводам батареи подходит несколько минусов, придется разрывать их все. Однако между выключателем и АКБ должен быть всего один минусовой провод, который и будет разрываться при нажатии на кнопку. А все остальные минусы нужно коммутировать уже после выключателя, а не подсоединять их к аккумулятору напрямую.

Ну и перед тем, как устанавливать «массу» на относительно современный автомобиль с ЭБУ, нужно еще раз тщательно взвесить все «за» и «против», прикинув, стоит ли овчинка выделки. Может, проще ездить почаще или просто починить электрооборудование?

А вот на старых карбюраторных автомобилях, использующихся от случая к случаю не в качестве утилитарных транспортных средств, а, что называется, для души, выключатель массы уместен, допустим и даже желателен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *