Копаловый лак что это

копаловый лак

Смотреть что такое «копаловый лак» в других словарях:

КОПАЛОВЫЙ — КОПАЛОВЫЙ, копаловая, копаловое (спец.). прил. к копал. Копаловый лак. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Лак картинный — (Vernis à tableaux) скипидарный раствор смолы, называемой мастикой (mastix); служит для покрывания картин, писанных масляными красками и выстоявших, по окончании их, до 4 месяцев (теплого времени) или даже не менее десяти месяцев (холодного и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

копаловый — см. копалы; ая, ое. К ая смола. Копа/ловый лак … Словарь многих выражений

Лакирование — или искусство покрывать разного рода предметы лаком (см.), состоит в том, чтобы, во первых, подготовить поверхность, которую хотят лакировать и, во вторых, наложить на нее самый лак. Употребляемые для этого средства и приемы весьма разнообразны и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Масляная живопись — или живопись масляными красками. Начало ее собственно не известно, но приписывалось нидерландским живописцам, братьям Ван Эйкам (1366 1440); во всяком случае, они, были преобразователями современной им техники живописи. В прежнее время… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

копа́ловый — ая, ое. прил. к копал. || Приготовленный из копала. Копаловый лак … Малый академический словарь

Копал — м. 1. Смола тропических деревьев семейства бобовых, применявшаяся для изготовления лаков. 2. разг. Копаловый лак. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Масляные лаки — Содержание 1 Общие сведения 1.1 Виды лаков в зависимости от применяемого растворителя … Википедия

Корзиночное производство — Корзина была, по видимому, известна всем временам и у всех народов, подобно тому как и теперь мы встречаем изделия, хотя бы и самые грубые, сплетенные из прутьев или камыша, даже у племен, стоящих на самых низких степенях культуры. Как помещение… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Копаловые масляные лаки.

Хотя смоляная пленка летучих лаков тверда, она хрупка, так что в результате изменений атмосферной влажности и температуры она растрескивается и покрывается многочисленными мелкими трещинками. Пленка льняного масла — линоксин весьма эластична и упруга, но слишком мягка, и поэтому малостойка к механическим повреждениям. В результате комбинации твердых смол с эластичными высыхающими маслами получаются масляные лаки, правильнее масляно-смоляные лаки, которые после высыхания дают твердую, эластичную пленку, стойкую к изменениям атмосферных условий. Технически хорошие свойства смол и масел выгодно взаимно дополняются.

При производстве масляно-смоляных лаков смола, в отличие от летучих лаков, растворяется не в растворителе, а в высыхающем масле. Добиться растворения непосредственно можно только при повышенной температуре, достигающей точки плавления смолы. Смола легче растворяется в масле в жидком состоянии. Масляные лаки поэтому изготовляются «варкой». Из мягких смол их можно получить и при нормальной температуре, на холоде; однако в этом случае следует употреблять такой растворитель, в котором растворяется как масло, так и смола. Масляный лак мы затем получаем простым смешиванием раствора смолы с маслом. Масляные лаки, получаемые холодным способом, содержат лишь мягкие смолы, так как твердые смолы ни в одном из известных растворителей непосредственно не растворяются.

Масляные лаки представляют собой густые, светло-желтые, даже темно-коричневые жидкости, которые следует перед употреблением разбавить скипидаром, чтобы их можно было нанести слоем равномерной толщины. Процесс их высыхания, характер которого определяется маслом, протекает значительно сложнее, чем высыхание лаков на летучих растворителях; на него распространяется все, что было сказано о высыхании масел. В результате испарения разжижителя лаковое покрытие сначала сгущается в очень липкую пленку, которая затем высыхает химически в результате окисления и полимеризации. На высыхание каталитически положительно влияют температура, сухость, свет, а в зависимости от обстоятельств — и сиккативы; каталитически отрицательно влияют темнота, влажность, холод и нелетучие остатки разжижителя. По высыхании масляные лаки дают глянцевую и эластичную пленку, стойкую к дождю, морозу и теплу. Ее свойства в немалой степени зависят от соотношения и качества веществ, из которых она состоит. Масляный лак содержит следующие компоненты: смолы (природные или искусственные), высыхающие масла (натуральные или сгущенные), медленно испаряющиеся разжижители и сиккативы.

1. Смолы. Масляные лаки из мягких смол значительно менее стойки, нежели лаки из твердых смол. Самым плохим сортом масляных лаков можно считать лак, содержащий канифоль, растворенную в льняной олифе; этот лак рано выветривается и сильно коричневеет. Значительно лучшими являются лаки из этерифицированной канифоли и полимеризованных масел, которыми в настоящее время удовлетворяется значительная часть потребности в технических лаках. С древесным маслом канифоль дает быстро высыхающие «четырехчасовые» лаки, стойкие во влажной среде, однако они стареют быстрее, чем лаки с полимеризованным льняным маслом. Канифольные лаки прибавляют в копаловые для снижения их стоимости, что следует считать по меньшей мере фальсификацией.

Твердые копалы и янтарь, растворенные в полимеризованном льняном масле, относятся к наиболее стойким лакам вообще. Чаще всего применяемым сырьем для их изготовления является в настоящее время копал конго, который образует светлые лаки и плавится легче, чем занзибарские копалы, дающие темно-коричневые лаки. Точно так же и копалы, получаемые с ныне растущих деревьев, — сиерра-леоне и каури — дают с маслом светлые влагостойкие лаки. Вполне высохшая пленка копалового лака отличается незначительной растворимостью в этиловом спирте, ацетоне и других органических растворителях. В последние годы природные копалы заменяют этерифицированными либо искусственными, которые дают с полимеризованными маслами очень хорошие лаки для технических надобностей.

2. Высыхающие масла. С древнейших времен до недавнего прошлого сырое льняное масло являлось основным материалом при производстве масляных лаков. В последние годы его, однако, заменяют полимеризованным маслом, которое свои хорошие качества (оптическую стойкость и большую эластичность) сообщает лаку. Приблизительно так же давно применяется китайское (древесное) масло; но, с точки зрения живописных техник, широкое применение этого масла нельзя считать положительным фактом, так как оно стареет быстрее полимеризованного льняного масла. Достаточно часто оно выпускается как сополимер с 80% льняного масла.

Ценность масляного лака зависит также от количественного соотношения масла и смолы. В зависимости от того, преобладает ли масло или смола, мы различаем масляные лаки жирные и тощие (сухие).

Жирные лаки, называемые также «наружными», содержат больше масла (как правило, 1,5—2 части на 1 часть смолы). Они лучше всех противостоят воздействиям атмосферы.

Тощие лаки, называемые «внутренними», содержат больше смолы, нежели масла (обычно 0,5 части масла на 1 часть смолы); под открытым небом повреждаются воздействиями атмосферных факторов, однако они стойки в помещении.

Полужирные лаки содержат приблизительно равные количества масла и смолы.

Следовательно, масло не только повышает эластичность лака, но также и его стойкость к атмосферным воздействиям.

3. Разжижители. На заводах разбавляют масляные лаки скипидаром, лаковым бензином (уайт-спиритом) и сольвентнафтой в разных комбинациях и соотношениях. Из всех перечисленных разжижителей хуже всего растворяет копаловые смолы лаковый бензин. Поэтому может случиться, что при дальнейшем разбавлении лака заменителем скипидара, преобладающей составной частью которого является лаковый бензин, из раствора частично выделится смола сначала в виде мути, а позже в виде грязного осадка. Мы уже подчеркивали, что если разбавлять лак непосредственно перед его употреблением, то можно не заметить его мутности, и копал затем выпадет прямо в образующейся пленке, что проявляется в меньшем ее глянце или в ненормально медленном ее высыхании и липкости.

4. Сиккативы. Из сиккативов необходимо упомянуть о растворимых олеинатах и резинатах, в меньшей мере — об окислах. Для технических целей, как правило, комбинируют сочетания двух металлов — кобальта и свинца или кобальта и марганца. С этими сиккативами лаки высыхают за 12 часов. Картинные лаки, однако, не должны были бы вообще содержать никаких сиккативов; более длительное время высыхания возмещается большей прочностью лаковой пленки.

Производство масляных лаков.

На лаковых заводах копалы измельчают в куски одинаковой величины, так как при такой подготовке получаются более светлые лаки, чем из копала, измельченного в порошок, который спекается и пригорает. На днище котла кладут немного канифоли, которая способствует плавлению. Когда смола после длительного нагревания расплавится и перестанет пениться, приливают натуральное или полимеризованное льняное масло, нагретое до 200°С, а затем смесь кипятят до тех пор, пока смола не растворится в масле, при этом температура колеблется в пределах 250—300°С. По охлаждении до 180°С в смесь добавляют растворимые сиккативы, а после дальнейшего снижения температуры — разжижители — скипидар и лаковый бензин (уайт-спирит).

Примером современной заводской продукции могут быть следующие рецепты:

Полужирный копаловый лак:

35 частей копала конго, 28 частей сополимеров льняного и древесного масла, 1 часть линолеата кобальта, 36 частей лакового бензина (уайт-спирита).

Каретный лак*:

20 частей копала конго, 40 частей сгущенного масла, 2 части резината свинца-марганца, 1,4 части резината кобальта, 13,6 части скипидара, 23 части лакового бензина (уайт-спирита).

Тощий копаловый лак:

44 части манильского копала, 22 части льняного масла, 1 часть резината свинца-марганца, 33 части лакового бензина (уайт-спирита).

Внутренний — тощий копаловый лак:

31 часть копала конго, 20 частей сгущенного масла, 0,6 части резината марганца, 0,4 части резината кобальта, 10 частей скипидара, 37 частей лакового бензина.

Приготовлять копаловые лаки в небольших количествах без соответствующего оборудования не удается. Зато мы можго легко приготовлять масляные лаки из мягких смол горячим способом.

Сваренный лак мутен. Его очищают сначала процеживанием, в результате чего удаляются наиболее грубые нерастворившиеся частицы. Мелко диспергированные в лаке частицы удаляют путем длительного отстаивания, фильтрацией под давлением или центрифугированием.

Современные масляные лаки, приготовляемые из высококачественных смол и полимеризованного льняного масла с небольшой добавкой кобальтового сиккатива, намного качественнее прежних лаков из натурального льняного масла со свинцовыми сиккативами. Несмотря на это, нельзя, однако, даже и эти, чрезвычайно стойкие, лаки рекомендовать для покрытия картин, так как они почти нерастворимы. Их можно с успехом применять в качестве связующих, добавляемых при работе в масляные краски, которым они придают глубину, прозрачность и сильный блеск.

* Состав этих лаков приводит инж. К. Грабе в книге «Технология лаков», Прага, 1950.

Источник

Копаловый лак что это

ЛАКИ ЖИВОПИСНЫЕ

Выпускаются следующие виды лаков, применяемые как добавки к масляным краскам: мастичный, даммарный, фисташковый, акрил-фисташковый и копаловый.

Кроме указанных лаков, выпускаются: бальзамно-масляный, кедровый, бальзамно-пентамасляный и пихтовый.

ЛАКИ ПОКРЫВНЫЕ

Лаки покрывные служат для покрытия, масляной и темперной живописи

Лак акрил-фисташковый представляет собой синтетическую полибутилметакриловую смолу с добавлением незначительного количества фисташковой смолы. Смолы растворены в пинене, в который добавлено около двух процентов бутилового спирта. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходи г более медленно, чем лака мастичного.

Лак ретушный применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоев. Лак может наноситься кистью или тампоном. Лак состоит из 1 части мастичного лака и 1 части акрил-фисташкового лака, растворенных в 8-10 частях авиабензина.

ПОКРЫТИЕ КАРТИН ЛАКОМ

Покрытие лаком картин, написанных масляными или темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение. Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность, что особенно характерно для темперных красок, но при этом лак несколько утемняет темперные краски. Красочный слой, покрытый лаком, приобретает приятный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.

Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе. К таким агрессивным реагентам относятся сероводород и сернистые газы, вызывающие резкое потемнение некоторых красок.

Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение всего-этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т. п.

Для покрытия картины применяют один из покрывных лаков: акрил-фисташковый, мастичный или даммарный.

Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем.

Применяемый лак должен быть свежим, с момента выпуска может пройти не более трех месяцев, что проверяется по компостеру на этикетке.

Кроме флейцевой кисти, лак иногда наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.

Для лучшей располировки лака его следует наносить в подогрет том виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды не свыше 40°.

Иногда подогревают картину рефлектором, также до температуры не свыше 40°, но этот способ не дает равномерного распределения тепла по живописному слою, и тепло рефлектора трудно регулируемо.

При нанесении лака, картину кладут на стол, а большие картины покрывают лаком на мольберте.

Установив источник света с правой стороны, приступают к покрытию картины лаком. Набрав на кисть небольшое количество лака, плавно, широкими движениями ведут флейц в одну сторону, сгоняя лак. При быстром движении флейца кисть захватывает воздух и на лаковой пленке могут образовываться пузырьки. Направление флейца должно быть параллельным нижней стороне картины.

После нанесения лака его располировывают уже сухим флейцем по полусырому лаку. Располировку ведут до тех пор, пока флейц не станет подлипать и задерживаться на лаке.

Как нанесение, так и располировку производят в одну сторону, не возвращаясь к уже просохшим местам картины.

После нанесения лака блеск картины должен быть умеренным.

При повышенном блеске лаковой пленки, что связано с чрезмерным нанесением лака, этот недостаток исправляют путем удаления части лаковой пленки; Для удаления излишнего лака применяют флейцевую кисть, хорошо смоченную в пинене. Размывание пленки производят такими же движениями кисти, как и при покрытии. Лак с кисти периодически отжимают.

Окончив нанесение лака, картину через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить сырую лаковую пленку от осаждающейся пыли из воздуха в процессе высыхания лака.

При этом картину, покрытую лаком, следует оберегать от действия влажности воздуха и низких температур.

Источник

Копаловый лак

Обыкновенно шеллак удовлетворяет требованиям позолотного дела. Но если отделка предмета должна отличаться особой прочностью, то при золочении употребляют копаловые лаки.

Некоторые сорта копалов (твердые) не растворяются в спирте при обыкновенном давлении, если их предварительно не расплавить. Эта операция требует известного навыка, почему производить ее надо возможно тщательнее. Если расплавленный, а затем охлажденный копал измельчить в тонкий порошок, смешать с отмученным мелом и полученную смесь облить крепким спиртом, то некоторая часть копала растворится. А полученный мел в данном случае предпочтительнее толченого стекла, которое также препятствует слизанию копалового порошка.

Рецепт лака из Вест-индского копала. Составляют смесь из:
— 30 вес. частей 98о спирта
— 5 вес. частей серного эфира и
— 20 вес. частей терпентинного масла;
В жидкости растворяют 30 вес. частей копала.

Растворение производится при незначительном нагревании. Полученная жидкость представляется маслянистой, причем копал даже не разбухает.

Так как в Вест-индском копале встречаются куски совершенно нерастворимые и портящие раствор, то полезно перед измельчением делать пробы на растворимость.
Это производится следующим способом:
Берут наиболее светлые и крупные куски и отрезав от каждого из них по пластинке, помещают каждую в пробирку, наливают в нее вышеуказанную смесь и нагревают. Если растворение происходит в непродолжительное время, то кусок, от которого была взята проба, годен к употреблению.
Доброкачественные куски измельчают в тонкий порошок и растворение производят в стеклянке при слабом подогревании. Полученный лак осветляется совершенно при отстаивании. Одним недостатком его является то, что сделанное им покрытие остается в течение нескольких дней немного липким.

Лучшим, чем предыдущий считается лак, приготовленный по нижеописанному способу. Он имеет достаточную густоту, быстро сохнет на воздухе и недолго остается липким; покрытие, сделанное им, отличается отличной твердостью.

— 50 зол. серного эфира растворяют 4 ¼ зол. камфоры и взбалтывают этот раствор с 17 зол. очень светлого копала, измельченного предварительно в тонкий порошок. Чем лучше произведено измельчение, тем больше растворится копала. Полезно смешивать порошок с отмученным мелом, который позднее оседает на дно и содействует осветлению лака. Когда, после частого взбалтывания, копал отчасти растворится, приливают в стеклянку 17 зол. по возможности чистого спирта и 1 ¼ зол. терпентинного масла. После сильного взбалтывания содержимого стеклянки – лак готов.

Источник

Лаки для масляной живописи

Лаки для живописи маслом состоят из 30% раствора смол в пинене за исключением копалового лака (копаловая смола растворена в льняном масле).

Копаловый лак что это. Смотреть фото Копаловый лак что это. Смотреть картинку Копаловый лак что это. Картинка про Копаловый лак что это. Фото Копаловый лак что это

Существуют следующие виды лаков:

Даммарный лак используется как добавка к краске, либо как покрывной. При хранении иногда теряет прозрачность, но при высыхании дает прозрачную пленку. При старении желтеет меньше, чем мастичный лак.
Мастичный лак используется для протирки промежуточных слоев в живописи маслом, в качестве добавки к краскам или же как покрывной в масляной и покровной живописи.
Копаловый лак – это лак темного цвета, который применяется как добавка к краскам. Полученная высохшая пленка устойчива к органическим растворителям.

Покрывные лаки

1. Фисташковый лак почти полностью бесцветен и его скорость высыхания значительно ниже, чем у других лаков.
2. Акрил-фисташковый лак почти бесцветной пленкой и обладает большой эластичностью. Этот лак по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного, но высыхает гораздо медленнее мастичного.
3. Даммарный покрывной лак гигроскопичен, но при этом не защищает картину от влажности, а в условиях повышенной влажности может даже мутнеть.
4. Ретушный лак применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи и для усиления сцепления красочных слоев. Наносить его лучше кистью или тампоном.

Разбавители масляных красок.

Разбавитель № 1 — применяется для разбавления эскизных масляных красок, рельефных паст и в различных вспомогательных целях.
Разбавитель № 2 — применяется как разбавитель красок для мытья кистей и палитр.
Для разведения лаков разбавитель № 2 не пригоден из-за низкой растворяющей способности и большей проницаемости, чем у пинена.
Разбавитель № 4 (он же пинен) — окисляется значительно меньше, чем скипидар, но склонен к пожелтению и осмолению. Его лучше применяется как разбавитель красок и лаков в масляной живописи, потому что при разбавлении красок пиненом понижается блеск картин.
Разбавитель № 1 и разбавитель № 4 склонны при соприкосновении с воздухом быстро окисляться, мутнеть с выпадением осадка и желтеть.

Основные правила применения масляных разбавителей:

Покрытие картин лаком

Покрытие картин лаком довольно важно. Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе.
Покрывают картину лаком стоит не ранее, чем через пол года после окончания работы. В течение всего этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и прямых солнечных лучей.

Для покрытия картины лаком используют акрил-фисташковый, мастичный или даммарный лак. Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем. Лак должен быть свежим, не более 3 месяцев с момента выпуска.

Перед нанесением лака картину обязательно очистите вашу картину от пыли и дайте ей просушиться. Для нанесения лака применяют широкие флейцевые кисти, ширина которых зависит от размера картины либо стоительные. Кисть должна быть с короткой, но не стриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она не «затянула» лак, т.е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем. Кроме фланцевой кисти лак иногда еще наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.

Для лучшей располировки лака, его следует наносить в подогретом виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды 40°С. Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем №4) в соотношении 1:1. Окончив нанесение лака, работу через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить полотно от пыли. При этом, картину, покрытую лаком, следует защищать от влажного воздуха и низких температур.

Надеемся, что наша статья была полезна для вас и вы сможете отметить это внизу в комментариях. Удачи в вашем творчестве!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *