Крупин сбрось мешок что же объединяет три поколения этой семьи
Крупин сбрось мешок что же объединяет три поколения этой семьи
Форма входа
Главное меню
Изложения (тренинги)
Сейчас на сайте
Сейчас 50890 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте
Новости сайта
КНИЖНАЯ ПОЛКА ДЛЯ СДАЮЩИХ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уважаемые абитуриенты!
Проанализировав ваши вопросы и сочинения, делаю вывод, что самым трудным для вас является подбор аргументов из литературных произведений. Причина в том, что вы мало читаете. Не буду говорить лишних слов в назидание, а порекомендую НЕБОЛЬШИЕ произведения, которые вы прочтете за несколько минут или за час. Уверена, что вы в этих рассказах и повестях откроете для себя не только новые аргументы, но и новую литературу.
Крупин Владимир «Сбрось мешок!»
Владимир Крупин.
Сбрось мешок!
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».
Поделись с другом в социальной сети
Урок внеклассного чтения для 7 класса «Красота в рассказе В.Крупина «Сбрось мешок!»»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Представляемый урок «Красота в рассказе Владимира Крупина «Сбрось мешок!» – урок внеклассного чтения в 7 классе, проведенный после изучения творчества Н.В. Гоголя. Выбор не случаен, так как мы говорим о связи поколений. Произведения Н.В. Гоголя и В. Крупина роднит то, что в них авторы касаются «вечных» тем: отцов и детей, красоты и ее проявлений. Мы на уроке по творчеству Н.В. Гоголя говорили с детьми о красоте героев повести: душевной и физической (мужество, героизм, самоотверженность, способность любить, ценить красоту).
Дети смогли заметить, что каждый автор по-своему раскрывает проблему, но нравственные ценности во все времена не меняются.
Проблемные вопросы, остановка чтения текста – приемы, способствующие активизации мышления.
Технология РКМЧП оптимальна для работы с текстами малых форм.
Я считаю, что цель, поставленная мною на урок, была успешно достигнута. Дети работали активно, с интересом, получили оценку своего труда.
На следующих уроках предполагается продолжать разговор о красоте на примере произведений классиков: И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и современных авторов. Думаю, что еще не раз обратимся к творчеству В.Крупина, к его «крупинкам», в которых он поднимает вопросы нравственные.
Урок литературы в 7 классе
Тема: Красота в рассказе Владимира Крупина «Сбрось мешок!»
Цель: познакомить учащихся с писателем Владимиром Крупиным, с его рассказом «Сбрось мешок!», подвести учащихся к осмыслению того, что такое красота и ее проявление (на примере рассказа).
Привлечь внимание учащихся к теме урока, возбудить у них познавательный интерес и мотивы деятельности.
Активизация мыслительной деятельности учащихся, их познавательной самостоятельности, задача развития устной речи.
Привитие навыков творческого применения полученных на уроке знаний, развитие письменного монологического высказывания.
Этап развертывания проблемы . (Стадия вызова)
– это … (записать на доске варианты ответов)
А далее я хочу вас познакомить с рассказом русского писателя Владимира Крупина. Знакомо кому-нибудь это имя?
Это удивительный, на мой взгляд, человек и писатель. В настоящее время он живет в Москве, работает в Академии живописи, преподает древнерусскую литературу. Он пишет рассказы, повести как для взрослых, так и для детей. У него удивительный дар! В рассказ, занимающий всего страницу, а то и меньше, он может вложить такой огромный смысл! Но в произведении нет ни одного лишнего слова, ни одного лишнего предложения. И в этом нам с вами придется убедиться.
Рассказ, с которым я хочу вас на уроке познакомить, называется «Сбрось мешок!» (Стадия осмысления)
а) Как вы считаете, какая может быть связь между рассуждениями о красоте и заглавием рассказа «Сбрось мешок!»? (никакой)
б) А что необычным вам кажется в заглавии?
( глагол в повелительном наклонении, слово «мешок»)
в) Какое значение имеет слово «мешок»?
(бытовое, наполненный чем-то он тяжелый)
г) Ребята, скажите, о чем может быть рассказ с названием «Сбрось мешок!»?
Вы порассуждали, но я вновь хочу возвратить вас к вопросу: «Какая связь между рассуждениями о красоте и названием рассказа «Сбрось мешок!»?
Связь есть, и вы в этом убедитесь. Я раздам 1 часть рассказа и прочту ее.
(текст раздается с заданиями для групп)
Скажите, от какого лица ведется повествование? Что вы узнали о герое?
Какой еще герой присутствует в 1 части? Почему героиня называет его тятя, а не отец? Как бы вы охарактеризовали его?
( тятя – тятенька – исконно-русское название отца отроков. В.И.Даль)
Найдите в тексте доказательства того, что работа тяжелая.
( Отец обратил внимание на красоту, в 1 части есть связь между словом «красота» и названием рассказа в словах отца ).
Прочитайте: «Посмотри-ка, какая красота. Сбрось мешок!»
Что могла увидеть Варя такое, что «в глазах воссияло»?
Обсудите в группах, запишите ответ.
А теперь посмотрим, что в рассказе В.Крупина.
(Раздается 2 часть с заданием).
Чтение учителем 2 части.
Скажите, какая красота открылась девочке в рассказе?
(Радуга, солнышко, нерукотворная)
Как вы считаете, что несет в себе сравнение «как будто умылась»?
(Умываемся чем? Водой. Вода делает человека чище. А здесь разве о воде? Нет, о красоте.)
Можно было бы догадаться, что увидит Варя, внимательно читая и слушая рассказ? Дает ли нам автор подсказку? Найдите ее.
(«…дождь шел», «к вечеру дождь перестал».)
Посмотрим, что происходит дальше.
(Раздается 3 часть с заданием).
Чтение учителем 3 части.
Найдите в 3 части ключевое предложение, объясняющее, что произошло с героиней рассказа, что она поняла.
(Увидела красоту, отец указал).
Отец обратил внимание Вари на красоту, а Варя – внимание своих детей. Найдите в тексте пример, как она передала это своим детям.
— Поняла девочка маму? (Да, «жалко ягоды трогать, пойдем просто так»).
Расскажите, чем заканчивается рассказ. Какие слова говорит Варина дочь своей дочери? Как прослеживается связь поколений в 3 части?
(Смотри, какие цветы; смотри, какие облака…)
Учитель. Какой вывод можно сделать, проанализировав эту запись?
«Посмотри-ка какая красота». «Сбрось мешок».
«Подожди, не убегут ягоды, ты полюбуйся».
«Смотри, какие цветы; смотри, какие облака»
(Красота так просто не дается. Надо учиться видеть ее, замечать и передавать это из поколения в поколение, чтобы дети, внуки и правнуки были действительно людьми).
Ребята, так какое же значение имеет слово «мешок» в названии данного рассказа?
Несомненно, цепочка автор герой читатель верна. (Через героя автор общается с читателем).
Мы решили, что с героиней произошло прозрение. Порассуждайте о том, какое «прозрение» произошло с вами после прочтения рассказа и его обсуждения.
«Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде»?
2. Понравился ли мне урок по рассказу В. Крупина? Какие мысли у меня возникли в связи с этим рассказом.
(Эссе – письменное размышление на заданную тему. 5 минут)
Оценка. Хорошо работали на уроке. Результат – ваши работы. Отметки за урок – на следующем уроке.
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».
Крупин сбрось мешок что же объединяет три поколения этой семьи
Задания для проведения школьной олимпиады в 7 классе по литературе сгруппированы по трём этапам. Каждый включает 5-7 заданий. Внизу есть ответы на некоторые задания.
ОЛИМПИАДА
ЛИТЕРАТУРА
7 КЛАСС
1 этап
№1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каких из них дуб – это символ «вечной» природы, противопоставленный «бренной» жизни человека? Аргументируйте свой ответ.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
А.С. Пушкин
… Чтоб весь день, всю ночь мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
М.Ю. Лермонтов
№2. Верите ли вы, что 1) панночка была ведьмой; 2) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 3) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 4) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 7) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 8) Ася гуляла по Бежину лугу?
№3. Вспомните и запишите по памяти строки из произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются такие слова:
После того как запишите строки, назовите эти произведения.
№4. Вспомните и назовите подлинное имя героев:
Дефорж; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный мастер, Карлик Нос, барышня-крестьянка, Человек-амфибия, человек на часах, Бирюк.
№5. По словам А. Твардовского, «заглавие не реклама, а само произведение… Простые слова заглавия под конец чтения должны наполниться смыслом…» Какие произведения, на ваш взгляд, имеют самые интересные, необычные заглавия? Объясните свой выбор.
№6. Напишите небольшое сочинение: опишите литературного героя, кого вы считаете чудаком.
2 этап
Ещё весны душистой нега
К нам не успела снизойти,
Ещё овраги полны снега.
Еще зарёй гремит телега
На замороженном пути.
Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет
И соловей ещё не смеет
Запеть в смородинном кусте.
Но возрожденья весть живая
Уж есть в прилётных журавлях.
Их, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.
№2. Опишите своего любимого литературного героя, не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать, используя 3-4 предложения.
№3. Какие повести о своих ровесниках вы знаете и любите? Когда и почему вы их запомнили? Приведите 2-3 примера.
№4. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?
«Синяя птица», «Людмила», «Снегурочка», «В дурном обществе», «Пёстрая лента», «Заколдованное место», «Жена-доказчица», «Соловей», «Ашик-Кериб», «Золотой жук».
№5. С этими местами связаны события многих произведений. Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?
Москва, монастырь, парадный подъезд, Оренбург, крепость, старинный замок, лачуга у моря, улица Морг, Итака, Миссисипи.
№6. Назовите 3-4 писателей, с помощью которых Вы узнали о детстве, о других людях, о вечном и преходящем. Что вы знаете об их творчестве?
№7. «Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3 аргументов, опираясь на свой читательский опыт.
3 этап
№1. «Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Какие книги есть в вашей домашней библиотеке? Как характеризуют книги членов вашей семьи? Назовите 3-5 ваших любимых авторов и их книги. Объясните свой выбор.
№2. Что в тексте Виктора Астафьева подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? Продолжи этот текст, написав 10-12 предложений.
Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф! И не просто так приехал, по делу – приехал фотографировать … нас, учащихся овсянской школы.
№3. Пётр Гринёв, Маша Миронова, Тарас Бульба, Саня Григорьев, Дон Кихот. Определите, какие авторы придумали этих героев. Выберите одного из героев, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним? Как сложилась его судьба?
№4. Назовите 1-2 писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные повести о ваших ровесниках. Когда и почему вы их запомнили? Расскажите, что вы знаете об их жизни и творчестве?
№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
В. КРУПИН
СБРОСЬ МЕШОК!
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а всё равно. Дождь шёл, промокла я, продрогла, всё прокляла.
К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». – «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.
Вятка красная. Радуга во всё небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.
И вот, думаю, не обрати моё внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шёпотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
И вот чем закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроём в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «смотри, Машенька, какие облака».
№6. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. Как вы понимаете строчку «Слухают ракиты посвист ветряной…»? С каким чувством рассказывает поэт о родине? Какие ещё стихотворения о родине вы знаете? Назовите.
Урок внеклассного чтения по творчеству В.Крупина
Разделы: Литература
1. Вызвать интерес к творчеству писателя, привлечь внимание к миниатюрам В.Крупина;
2. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;
3. Развивать умение видеть многое в малом.
Учитель литературы. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, которое будут вести два учителя: учитель литературы и педагог дополнительного образования. Форма занятия тоже необычная: заседание редакционно-издательского совета, на котором мы познакомимся с миниатюрой В.Крупина «Сбрось мешок!». Анализировать будем по определенной схеме.
Не думайте, что это легкая работа. Суметь сказать в маленьком произведении о многом, о большом могут только настоящие мастера. Тургенев, Пришвин, Астафьев сочиняли миниатюры, будучи пожилыми людьми и признанными мастерами.
В.Крупин родом из Вятки Кировской области, но уже много лет живет в Москве. А родился Владимир Николаевич в солнечный воскресный день первой военной осени 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь, недалеко от города Вятка, что стоит на Великом Сибирском тракте. Он стал третьим ребенком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семеновны Крупиных. Детство прошло в голодные годы войны и тяжелое послевоенное время. Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу. Поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии. После армии поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Работал в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах, преподавал в школе. Был секретарем правления Московского отделения Союза писателей РФ, членом редколлегии журнала «Новый мир».
В 90-е годы был редактором журнала «Москва». Семь лет преподавал в Московской духовной семинарии православную педагогику.
Сейчас преподает древнерусскую литературу в Академии живописи в Москве. Написал более 30 книг, многие из которых обретают свое место в школьной программе.
Педагог дополнительного образования: Посмотрите презентацию по творчеству В.Крупина и вспомните, как может выглядеть готовая презентация и какой дизайн слайдов, шаблоны оформления, цветовые схемы и эффекты анимации вы можете использовать в своей работе.
Учитель литературы: А теперь прочитаем рассказ «Сбрось мешок!»
(тексты распечатаны, у каждого на парте)
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла.
И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
И вот чем закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».
Беседа по содержанию текста
— От чьего лица ведется повествование? Кто рассказывает историю своей жизни? ( от лица пожилой женщины, которая вспоминает свою юность)
— Что можно сказать о речи героини? (простая, безыскусная, живая)
— Слова какого стиля часто встречаются в сказе? Приведите примеры разговорных, просторечных слов. (обомлела, ровно, хлоп )
— А какого эффекта добивается писатель, делая рассказчицей пожилую женщину с ее простой, разговорной речью? (Языком героини говорят наши бабушки, говорит деревня, народ наш. И значит, устами рассказчицы передается народная мудрость, передаются вечные ценности.
— Что заставило девушку сбросить мешок? (Ее заинтересовали слова отца: разве можно в радугу коня запрячь?)
— Почему у крестьянина родился этот поэтический образ? ( Радуга похожа по форме на дугу, а под дугой должна быть голова коня, и красное солнце напоминало рыжую голову коня.
— Как называется этот художественный прием? ( Метафора)
— Как подействовала красота на девочку? (Исчезла жадность, пришло бескорыстие. Красота исцеляет и делает нас лучше, добрее и чище)
Взрослые герои в рассказе учат детей замечать красоту мира, потому что от нее и душа красивее становится.
— А этом отрывке какое народное слово передает состояние очарования? (обомлела)
Старое, но какое точное, красивое слово! Запомните его!
— Вы обратили внимание, как называет мама дочь, как называет Варя отца, как отец относится к Варе? Что же объединяет три поколения этой семьи? Да, забота, ласка
— Что автор подразумевал под призывом «Сбрось мешок»? (смысл заголовка)
Педагог дополнительного образования:
Сегодня мы, используя схему анализа произведения, попытаемся создать презентацию. Итак, схема анализа:
1. Идейно-тематическая основа произведения
2. Основные герои, их портреты и характеры
3. Специфика сюжета
4. Жанрово-родовая принадлежность
5. Языковая структура произведения
6. Восприятие произведения читателем
— Сколько у нас будет слайдов? Правильно, у нас будет 6 слайдов по каждому пункту схемы анализа и один слайд на общий заголовок. Слайды созданы, но не оформлены. Каждому слайду дано название по данной схеме, ваша задача внести информацию по прочитанному произведению после обсуждения с учителем. Откроем шаблон презентации, он находится на рабочем столе и называется: «Красота в крупинке».
Так какова же идея произведения? (Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное, восхищаться красотой)
4. Что такое лирическая миниатюра?
Педагог дополнительного образования:
Итак, все слайды у нас заполнены. Используя инструмент «конструктор», приступаем к настройке анимации: выбираем дизайн, шаблон оформления, цветовую схему, эффекты анимации. Выполняем работу и готовимся к показу своих презентаций.
Завершается наше занятие. Хотелось бы услышать ваше мнение, нужны ли такие уроки, интересны ли они?
Я думаю, что цели мы достигли. Надеюсь, что вам захочется прочитать и другие миниатюры автора.
Групповая работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту В. Крупина «Сбрось мешок».
Цели: отработать навыки выполнения задания 25 (сочинение по тексту) в формате единого государственного экзамена; учить работе с текстом; предотвратить типичные недостатки в работе учащихся при написании сочинения; воспитывать мотивы учения, положительного отношения к получению знаний; способствовать духовному становлению личности; развивать умение логично, грамотно излагать мысль, работать в коллективе; уверенность в своих силах, настойчивость в достижении цели.
Тип урока – урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного, урок открытия нового
Оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме урока, кейс с заданиями.
2.Мотивация учебной деятельности.
Чтение учителем притчи «Первая стрела» Сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи, которая называется « Первая стрела»
3.Актуализация знаний, постановка целей занятия, определение темы урока:
Постановка задачи урока:
—Какие или какое задание, на ваш взгляд, может вызвать затруднение при выполнении экзаменационной работы?(сочинение)
-Да, действительно, подготовиться к выполнению остальных заданий можно, необходимо выучить алгоритм выполнения заданий, и регулярно тренироваться, а написать сочинения без упорной и долгой работы нельзя.
— Почему нужно научиться писать сочинение, а может, достаточно выполнить только тестовые задания?
— Без сочинения вы сможете набрать по 100-бальной системе 57 баллов, если не допустите ни одной ошибки. Рискованно, да и маловато для поступления в ВУЗ.
— Что мы знаем с вами о сочинении в формате ЕГЭ? (Сложный уровень, поэтому возникают определённые трудности)
— Итак, определим тему урока ( Подготовка к написанию сочинения- рассуждения)
Сегодняшнее занятие по теме СЛАЙД№ 1
«Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ» пройдет под девизом
«Чтобы научиться писать, надо писать!»Д.С. Лихачёв
-Какие цели поставим перед собой?(отрабатывать навык написания сочинения, учиться работать с текстом, предотвращать ошибки при работе с текстом)
4.Работа по теме урока
Сегодня мы будем учиться писать сочинение по исходному тексту, искать наиболее эффективные пути работы с текстом, используя уже полученные знания.
— Существуют определённые требования к сочинению – рассуждению и критерии оценивания.
Я предлагаю вам небольшой тест по теме: «Знание критериев оценивания»
текста можно получить 1 балл(+)
2. Верно ли, что за приведение 2 правильных примеров из прочитанного текста по критерию К2(Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста) можно получить 2 балла(-3балла)
3. Верно ли, что критерий К3 проверяет аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме текста, важных для понимания проблемы.(-, Отражение позиции автора исходного текста)
4. Верно ли, что за приведение только одного аргумента из художественной,
публицистической или научной литературы учащийся может получить 3балла(-, 2)
5. Верно ли, что за смысловую цельностью, речевую связностью и последовательность изложения, отсутствие логических ошибок, отсутствие ошибок в абзацном членении текста можно получить 2 балла(+)
— Сколько баллов можно получить за сочинение, написанное по данным критериям (24б.)
Много это баллов или мало, безусловно, много.
— Давайте посмотрим, какая работа предстоит вам на экзамене
( Учащиеся зачитывают задание 25 из Демоверсии)
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения
(учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
— С какими проблемами и трудностями вы столкнулись? ( Формулировка проблемы, комментарии проблемы, выявление авторской позиции, аргументация)
Определение целей урока
— Послушайте, пожалуйста, ещё одну народную мудрость и попытайтесь сформулировать основную мысль предложенного текста
— Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано : «Переверни, и ты узнаешь что-то новое». Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он всё же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь, и зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?»
( учиться выполнять работу, используя имеющийся опыт)
4. Этап организации работы группы
4.1Опираясь на формулировку задания №25 составьте и запишите план авторского сочинения.
2) Формулирование проблемы.
4) Авторская позиция.
5) Собственное мнение.
Откройте кейс «Памятка выпускнику», найдите предложенный вам план и сравните с написанным вами.
Универсальный план, который можно использовать при написании сочинения на ЕГЭ. Составлен в соответствии с требованиями к выполнению данного задания:
1. Формулировка проблемы.
2. Комментирование проблемы.
3. Определение позиции автора исходного текста по данной проблеме.
4. Собственное мнение, согласившись вы или не согласившись с автором.
5. Аргументы в пользу своей точки зрения, доказательство. Не менее двух аргументов, каждый из которых приводится в новом абзаце:
– первый из русской или зарубежной литературной классики;
– второй из собственных знаний и жизненных наблюдений.
6. Заключение, вывод.
-Совпадает ли план написания сочинения?
В данном плане отсутствует вступление, так как жанр эссе позволяет начать работу непосредственно с формулировки проблемы. Но возможно, также, написание вступления и заключения. Это не приведет к потере баллов за задание.
Перед нами представлена композиция сочинения.
4.2.Стадия “осмысления”. Операционально-познавательный этап
Беседа с учащимися.
Свой кейс знакомства с этим писателей один из вас уже пополнил. Я давала опережающее задание….. подготовить информацию о Вл. Крупине.
Сообщение учащегося( необходимую для вас инфомацию можно пометить)
Владимир Николаевич Крупин – самобытный писатель и интересный, незаурядный человек. Вот уже более двадцати лет российские и зарубежные читатели открывают для себя его творчество. Владимир Николаевич – автор около тридцати книг. По его произведениям были поставлены спектакли, а по повести «Живая вода» снят фильм.
Крупин родился в солнечный воскресный день первой военной осени 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь, недалеко от города Вятка, что стоит на Великом Сибирском тракте. Он стал третьим ребёнком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семёновны Крупиных. Главным родительским уроком стал труд. Счастье искупаться в реке, переночевать на сеновале и много других детских забав надо было заработать: прополоть грядки, накормить скотину. Трудовые будни большой семьи по вечерам завершал праздник, его дарила мать, которая читала детям сказки Пушкина. Детство прошло в голодные годы войны и тяжёлое послевоенное время. Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу. Поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии. После армии поступил в Московский областной педагогический институт им. Н.К.Крупской (окончил факультет литературы и русского языка), о чем с лирическим теплом и живым юмором рассказал в повестях «Прости, прощай. » (1986) и «Курс молодого бойца» (1990). Лучшими друзьями были Владимир Белов, Валентин Распутин, который писал о нём: «Владимир Крупин – один из самых святых и честных людей нашего поколения». Работал в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах, преподавал в школе. Он был членом редколлегии журнала «Новый мир», главным редактором журнала «Москва» (1989-1992). С 1994 преподает в Московской духовной академии; с 1998 главный редактор христианского журнала «Благодатный огонь». Тематика произведений Крупина различна. Но судьба России, проблемы духового состояния современного общества, душа русского человека, его любовь к родной земле, природе – вот темы, которые волнуют писателя в первую очередь, актуальны для него всегда
-Прежде чем начнем читать текст, я попрошу вас представить самого близкого, родного человека. Представьте, что ему плохо, он очень устал, совершенно опустошен.
— Что бы вы сказали ему в утешение?
Буквально 1-2 слова. Пожалуйста…
4.3. Чтение текста В. Крупина «Сбрось мешок».
— А теперь прочитаем рассказ В. Крупина и посмотрим, что помогло снять груз проблем его героям.
(Выразительное чтение учащейся).
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла.
К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». – « Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.
Вятка красная. Радуга во все небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало
И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным- красна, и на ней роса играет.
Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени – и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: « Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».
И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».
4.4. Работа по тексту . (Распечатки с текстом на столах)
— Что помогло победить усталость героине крупинского рассказа?
Красота. Казалось бы, такая мелочь, мимолетное явление – радуга над рекой. Она не накормила, не высушила одежду, но в ней оказалась огромная целительная сила.
1.Определите тему рассказа «Сбрось мешок!» В.Н.Крупина (О людях, всегда умеющих замечать красоту природы, ценить её, )
2.В каких словах заключена основная идея произведения (Ты красоту запомни! Так слепой бы и прожила, от него переняла и детям передала)
3. Какой смысл вложен в выражение: «так бы слепой и прожила»? (Если бы не отец, то девочка не научилась бы замечать красоту природы, не смогла бы передать это умение своей дочери, внучке )
4. Определите стиль и тип речи. (Художественный стиль, повествование с элементами рассуждения и описания)
5. Объясните смысл названия рассказа (Сбрось мешок – т.е. поднимись над обыденностью, по-новому взгляни на окружающий мир, обрати взор к небу – к вечному. Забудь о суетном, минутном. И тогда ты распрямишься и почувствуешь себя свободным и счастливым человеком.)
6. Какова проблема текста. Какой вопрос можно задать к прочитанному? Сформулируйте в виде вопроса
( Что даёт человеку умение замечать красоту природы? Чем глубже способность замечать прекрасное, тем богаче становится его жизнь)
Как называет Варя отца?
Как отец относится к Варе?
Что же объединяет 3 поколения этой семьи?
(Да, забота, ласка, нежность, добро и чувство прекрасного – понятия неразделимые.)
Герои Крупина любуются красотами природы: дивной радугой, земляникой, обильно распростёршейся по полянке, яркими цветами, пушистыми облаками.
— К чему призывает нас автор? (Учиться видеть красоту природы, говорит о том, что это делает человека счастливым, даёт ему возможность подняться над обыденным.
Это глубоко философский рассказ.. Часто ли любуемся красотой осеннего леса или парка, падающими снежинками, обращаем ли внимание на капли дождя, узоры на стекле? К сожалению, нет. «Мешок» дневных забот и тягот, лежащий на плечах человека, прижимает его к земле, лишает чувства полета: Сбрось мешок!- то есть поднимись выше обыденности и по-новому взгляни на окружающий мир, именно к этому призывает нас автор.
4.5.Практическая часть – работа с заданиями кейса
Мы с вами вспомнили композицию сочинения, определили с помощью таблицы критериев план сочинения.
-Что такое проблема текста?(это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор)
-Какие типы проблемы бывают?(философская, социальная, политическая, нравственная, экологическая, эстетическая)
-Как правильно сформулировать проблему?( проблема + сущ в форме род падежа-проблема милосердия; в некоторых случаях можно использовать цитату из текста, в некоторых задать вопрос Что даёт человеку умение замечать красоту природы?
-Какова проблемы проблема данного текста? (Проблема великой силы природы, её очищающей роли в жизни человека Проблема слияния человека с природой, формирования лучших душевных качеств при общении с ней. Огромное значение воспитания в семье любви к природе, ко всему прекрасному, к жизни вообще. Неразрывная связь поколений, воспитание высших нравственных качеств из поколения в поколение)
—Запишите проблему, сформулированную вами, если возникли затруднения можно обратиться к кейсу с формулировкой проблемы:
Моя формулировка проблемы:
-Что есть великая сила природы? В чём её влияние на душу человека? Эту важную для каждого проблему поднимает Владимир Крупин. К сожалению, груз каждодневных забот не даёт человека остановиться на секунду, чтобы посмотреть вокруг себя, прислушаться к пению птиц, шелесту опадающего листа, замереть в восторге, глядя на падающую звезду, пробежаться босиком под летним тёплым дождём. А ведь всё это даёт силу для нового дня, заряд энергии и бодрости, вдохновение для творчества.
Что такое комментарий?(это пояснение, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы)
—Какими бывают комментарии?(текстовыми, концептуальными)
Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор исходного текста рассматривает данную проблему (сформулированную вами). Вы должны привести 2 примера из текста. Можно пользоваться кейсом с формулировкой комментариев.
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Владимир Крупин рассказывает историю о девушке Варе, которая, занимаясь тяжелой физической работой, не замечает красоты вокруг себя, и только благодаря отцу, которого она любя называет тятей, девушка увидела радугу, от которой будто « в глазах воссияло».И если бы не слова отца «да раз, да другой, так слепой бы и прожила».А увидев всю красота природа, смогла передать свою любовь не только дочке, но и внучке.
Теперь обратимся к аргументам.
Что такок аргументы?( доводы, которые опровергают или подтверждают какую-либо мысль)
Какие бывают аргументы? логические (реальные факты)иллюстративные(примеры из жизни, примеры из художественных произведений), ссылки на автори тет)мнения очевидцев,выдающихся людей, цитаты)
Сколько должно быть аргументов? (2)
Из какой литературы их можно взять ?(художественная, научная, публицистическая)
Сколькими баллами оценивается наличие двух аргументов?(3)
Какие же аргументы можно подобрать к данной проблеме? Проблема великой силы природы, её очищающей роли в жизни человека Проблема слияния человека с природой, формирования лучших душевных качеств при общении с ней.
О.Генри «Последний лист» (Джонси)
Пушкин «Мороз и солнце день чудесный»
Тютчев «Люблю грозу в начале мая»
Фет «Я пришёл к тебе с приветом»
Запись своих аргументов, проверка выполнения задания
5.Этап информирования о выполнении домашнего задания (дописать сочинение)
6.Этап подведения итогов урока
Сегодня на уроке мы с вами в очередной раз обратились к трудной части ЕГЭ, это написание сочинения- рассуждения.
Проблема, которая была выявлена в ходе работы с текстом актуальна для нас с вами, потому что ежедневные заботы, проблемы, бытовые обстоятельства вынуждают нас всегда куда-то спешить, не обращая внимание на мир, который окружает нас. А ведь именно красота природы, её неповторимость во все времена вдохновляла писателей, композиторов, художников, на создание произведений искусства, а нас, простых обывателей, радовала, согревала, воспитывала, вселяла надежду на лучшее будущее.
Хотелось бы закончить наш урок красивой композицией.(просмотр видеоролика)