Кумпанство при петре что такое
Кумпанство
Помимо постройки кораблей кумпанствам вменялось их полное снаряжение. Позднее использовалось в более общем случае — как любое промышленное или торговое товарищество или объединение.
В истории России создание кумпанств было инициировано Петром I для постройки кораблей Азовского флота. Кумпанства создавались как светскими, так и церковными землевладельцами.
В период с 1696 года по 1697 год было создано несколько десятков кумпанств, из них около половины принадлежало церкви. Все они подчинялись Адмиралтейскому приказу. Для кумпанств был организован наём иностранных корабельных мастеров, выписываемых из ведущей морской державы того периода времени, Голландии.
В течение нескольких лет кумпанства смогли спустить с верфей несколько десятков кораблей. Однако постепенно Пётр I приходил к мысли о малой эффективности кумпанского метода строительства. В 1700 году кумпанства, как особая форма кораблестроительных организаций, были упразднены.
прекращена была кораблестроительная деятельность кумпанств, оказавшаяся на практике весьма неудовлетворительною. Запутанность в делах и ссоры кумпанств между собою вызвали (1700 г. 20 апреля) указ об окончательном с ними расчете и об определении постоянной суммы на содержание флота. Вместо них был введён единый государственный налог «на починку тех кораблей и на покупку всяких корабельных припасов, и на дачу плотникам и кузнецам разным мастерам, столярам, матросам жалованных и кормовых денег».
Кумпанства
Кумпанство — товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для отбывания повинности постройки кораблей в России в конце XVII века. Помимо постройки кораблей кумпанствам вменялось их полное снаряжение.
В истории России создание кумпанств было инициировано Петром I для постройки кораблей Азовской флотилии. Кумпанства создавались как светскими, так и церковными землевледельцами.
В период с 1696 по 1697 было создано несколько десятков кумпанств, из них около половины принадлежало церкви.
В течение нескольких лет кумпанства смогли спустить с верфей несколько десятков кораблей. Однако постепенно Пётр I приходил к мысли о малой эффективности кумпанского метода строительства. В 1700 кумпанства, как особая форма кораблестроительных организаций, были упразднены. Вместо них был введён единый государственный налог «на починку тех кораблей и на покупку всяких корабельных припасов, и на дачу плотникам и кузнецам разным мастерам, столярам, матросам жалованных и кормовых денег».
Источники
Смотреть что такое «Кумпанства» в других словарях:
КУМПАНСТВА — так назывались в петровское время компании, в которые должны были объединиться все владельцы крестьян, имевшие 100 и более дворов, для строительства кораблей военного флота. Светские владельцы обязывались построить один корабль с 10 000 дворов, а … Морской словарь
Галеры, построенные кумпанствами — В целях закрепления успехов, достигнутых во время второго Азовского похода 1696, Петр I считал необходимым строительство флота для Азовского моря, но, поскольку средства в казне для этих целей отсутствовали, постановлением Боярской думы от… … Военная энциклопедия
Баркалоны — [Баркалон от итал. barca longo (длинная барка).] строились в Испании, Англии и Франции. Это были парусно гребные суда, имевшие одну мачту с косым парусом и артиллерийское вооружение до 10 пушек. К концу XVII в. флоты основных морских… … Военная энциклопедия
Кумпанство — товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для отбывания повинности постройки кораблей в России в конце XVII века. Помимо постройки кораблей кумпанствам вменялось их полное снаряжение. В истории России создание кумпанств было… … Википедия
Петр I Алексеевич Великий — первый император всероссийский; родился 30 мая 1672 года от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А. С. Матвеева. Вопреки легендарным рассказам Крекшина, обучение малолетнего П. шло… … Большая биографическая энциклопедия
Протасьев, Александр Петрович — окольничий, младший брат стольника и воеводы в Верхотурье (1695 1698) Дмитрия Петровича Протасьева. Со званием стряпчего упоминается в боярских книгах еще под 1667 68 годом. В 1674 году, будучи стряпчим, находился на государевом дворе, где,… … Большая биографическая энциклопедия
компанейство — I. КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО ая, ое. См. Компанство, Кумпанство. II. КОМПАНСТВО, КУМПАНСТВО, КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО а, ср. compagnie f., нем. Kumpan. 1. устар. Промышленное или торговое товарищество или объединение. Твоего архиерейского… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
компанство — I. КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО ая, ое. См. Компанство, Кумпанство. II. КОМПАНСТВО, КУМПАНСТВО, КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО а, ср. compagnie f., нем. Kumpan. 1. устар. Промышленное или торговое товарищество или объединение. Твоего архиерейского… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
кумпанство — КОМПАНСТВО, КУМПАНСТВО, КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО а, ср. compagnie f., нем. Kumpan. 1. устар. Промышленное или торговое товарищество или объединение. Твоего архиерейского кумпанства на корабль канаты готовы. ДАИ XII, 28. 1694. Велено тебе князь… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
кумпанство
Полезное
Смотреть что такое «кумпанство» в других словарях:
кумпанство — КУМПАНСТВО, арх. – Соглашение, товарищество, товарищеский договор. Негодно нарушать кумпанство, подтвердил сотник (1. 197). Сл.РЯ XI XVII 7. 268; 8. 120: компанство, кумпанство «объединение, товарищество (для торговых или иных целей)» … Словарь трилогии «Государева вотчина»
Кумпанство — товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для отбывания повинности постройки кораблей в России в конце XVII века. Помимо постройки кораблей кумпанствам вменялось их полное снаряжение. В истории России создание кумпанств было… … Википедия
кумпанство — сущ., кол во синонимов: 1 • товарищество (30) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Кумпанства — Кумпанство товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для отбывания повинности постройки кораблей в России в конце XVII века. Помимо постройки кораблей кумпанствам вменялось их полное снаряжение. В истории России создание кумпанств … Википедия
компанейство — I. КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО ая, ое. См. Компанство, Кумпанство. II. КОМПАНСТВО, КУМПАНСТВО, КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО а, ср. compagnie f., нем. Kumpan. 1. устар. Промышленное или торговое товарищество или объединение. Твоего архиерейского… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
компанство — I. КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО ая, ое. См. Компанство, Кумпанство. II. КОМПАНСТВО, КУМПАНСТВО, КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО а, ср. compagnie f., нем. Kumpan. 1. устар. Промышленное или торговое товарищество или объединение. Твоего архиерейского… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Панин, Василий Иванович — Председатель правления Всероссийского фонда традиций и реликвий отечественного флота «Морское кумпанство», адмирал в отставке; родился в 1934 г.; окончил Училище морской пехоты в 1955 г., Военно политическую академию им. В. И. Ленина в… … Большая биографическая энциклопедия
Морские термины — Эта страница глоссарий. # А … Википедия
Панин, Василий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Панин. Василий Иванович Панин Дата рождения 15 сентября 1934(1934 09 15) (78 лет) Место рождения с. Боровое, РСФСР, СССР Род вой … Википедия
Бикгед — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы … Википедия
§ 101. Азовские походы и флот. Кумпанства и великое посольство
§ 101. Азовские походы и флот. Кумпанства и великое посольство
Смерть матери заставила царя Петра самого приняться за дела управления. Ему в ту пору было уже 22 года. Предстояла новая война против турок и татар в исполнение договора с королем Яном Собеским 1686 г. Петр видел неудачу двух московских походов против Крыма и не хотел повторять эту затею. Он принял другое решение — идти на турецкую крепость Азов в устьях Дона. В таком решении не было ничего необычайного: еще при царе Михаиле Федоровиче в Москве шли речи об Азове (§ 80). В Москве всегда понимали важное значение этой крепости, служившей как бы ключом к морю для всего Дона. Весною 1695 г., для того, чтобы замаскировать свое движение к Азову, Петр послал на низовья Днепра большое войско, угрожавшее оттуда походом на Крым; а сам с регулярными полками по Дону и Волге направился к Азову. Осада Азова затянулась до осени 1695 г. и не имела успеха, потому что крепость получала с моря водою припасы и подкрепления и могла держаться. Петр сам участвовал в военных действиях (по его собственным словам, «зачал служить с первого Азовского похода бомбардиром»). Он понял причины своей неудачи и, когда вернулся в Москву, начал немедля готовиться к новому походу, проявив необыкновенную энергию и упорство. Он задумал построить флот, который помог бы осадить Азов и с моря. На р. Воронеже, под г. Воронеж, была устроена верфь для судов; шли работы и в самой Москве, и в других городах: везде готовили части судов и снасти. Весною в Воронеже был готов «морской караван» в 30 военных судов и собраны сотни речных стругов и плотов. Московская рать с флотом явилась к лету 1696 г. под Азовом и, окружив его, крепко осадила и скоро взяла. Это был громадный и неожиданный успех. Молодой государь и его приятели Гордон, Лефорт и др. оказались способны не только на потехи, но и на подвиги.
Победа окрылила Петра и внушила ему широкие планы. Он стал мечтать о постройке большого флота и об изгнании турок из Европы силами соединенных в один союз европейских народов. По свойству своего характера Петр начал немедля приводить в исполнение то, что задумал, с тем большею свободою, что с 1696 г. он остался единодержавным государем; царь Иван скончался перед вторым Азовским походом, оставив после себя лишь дочерей.
Постройка нового флота получила характер особой общенародной повинности. Было указано, чтобы к 1698 г. с определенного количества крестьянских дворов землевладельцы (светские — с 10 тыс. дворов, а церковные — с 8 тыс.) выстроили по одному оснащенному и вооруженному кораблю; все же вообще горожане (посадские люди) должны были построить общими силами 12 кораблей. Для того, чтобы сговориться, кому с кем вместе строить корабль, помещики и вотчинники должны были немедля собраться в Москве и образовать «кумпанства». Полная стоимость корабля определялась в 10 тыс. руб., и каждый двор средним числом должен был внести в кумпанство 1 руб. или 1 руб. 20 коп., — сумма по тому времени очень большая. А всего на новый флот (до 50 кораблей) требовалось полмиллиона рублей: как это много, можно видеть из того, что весь ежегодный доход государства тогда равнялся лишь 2 млн. руб. Поставив так круто хозяйственную сторону дела, Петр не менее круто и быстро повел техническую часть дела. В Воронеже были устроены верфи; на них свозили материал и собирали рабочий народ; туда выписывали из-за границы корабельных мастеров и всяких техников. Для того же, чтобы приготовить в будущий флот своих русских моряков, кораблестроителей и мореходов, Петр решил (1697) для тяжелой и неведомой «навигацкой науки» послать за границу 50 человек из придворной родовитой молодежи. Если от кумпанств тяжело было всем в государстве, то от последней меры застонала вся столичная знать.
Другую свою мечту — о союзе христианских держав против турок и татар — Петр думал осуществить путем переговоров. Он задумал послать великое (чрезвычайное) посольство в Германию, Голландию, Англию, Рим и Венецию для «подтверждения древней дружбы и любви» и для заключения союза против турок. Послами он назначил Лефорта и Ф.А. Головина и дал им большую свиту (всего с прислугою в ней было несколько сот человек). С удивлением узнали в Москве, что и сам царь хочет ехать за границу в этой свите. Действительно, поручив государство своим близким людям (дяде Льву Кирилловичу Нарышкину, «дядьке» своему князю Борису Голицыну, князю Федору Ромодановскому и др.), Петр весною 1697 г. отправился за границу вместе с послами, скрыв себя в их свите под именем «Преображенского полка урядника Петра Михайлова».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Азовские походы и основание русского флота
Азовские походы и основание русского флота Позднее взросление Петра завершилось во время Азовских походов 1695—1696 гг., когда русские войска с трудом, лишь со второго раза взяли довольно слабую турецкую крепость Азов. Как уже было сказано выше, войну с турками Россия
Азовские походы. 1695–1696
Азовские походы. 1695–1696 В 1694 год Петра постигла огромная утрата. В январе, не дожив до 43 лет, умерла его мать – царица Наталья Кирилловна. До самого конца она оказывала сильное влияние на Петра, с трудом удерживая сына от желания окончательно порвать с той церемонной и
§ 2. Азовские походы. «Великое посольство»
§ 2. Азовские походы. «Великое посольство» Азовские походы. В начале 1695 г. наступило время реальных действий Петра как государя, и этими действиями стали военные походы против Азова. Почему именно Азов? Ответ на это следует искать в соотношении тогдашних сил в Европе. В 80-х
§ 7. Азовские походы
Глава 8 Азовские походы
Глава 8 Азовские походы В Азовских походах совпало многое: стремление Петра выйти к морю (в данном случае — к Черному), убеждение Мазепы, что социальная нестабильность в Украине требует начала военных действий, постоянные татарские угрозы, ропот народа против царских
Азовские походы и начало Северной войны
Азовские походы и начало Северной войны Оглядываясь на прошлое в преддверии знаменитого в истории России XVIII столетия, бросим еще раз свой взор на истекший «бунташный век», уясняя важнейшие «болевые точки» в судьбе страны.Это было горестное для России столетие. Начало
§ 2. Азовские походы. «Великое посольство»
§ 2. Азовские походы. «Великое посольство» В начале 1695 г. наступило время реальных действий Петра как государя, и этими действиями стали военные походы против Азова. Почему именно Азов?! Ответ на это следует искать в соотношении тогдашних сил в Европе. В 80-х годах в борьбе
ГЛАВА VII Азовские походы
ГЛАВА VII Азовские походы Лжедмитрий во время своего краткого царствования мечтал о походе на турок и татар. Накануне своей гибели он был занят приготовлениями к войне. Подобно тому как впоследствии Петр, он устраивал военные потехи, маневры и говорил о необходимости
Азовские походы
Азовские походы Устранение Софьи означало начало самостоятельного царствования братьев. Пришло время им самим «владеть царством». Соблюдая старшинство, Петр даже обещал в этом соправительстве почитать «государя брата, яко отца». Это, конечно, был обыкновенный жест
1695–1696 Азовские походы и основание русского флота
1695–1696 Азовские походы и основание русского флота Позднее взросление Петра завершилось во время Азовских походов 1695–1696 гг., когда русские войска с трудом, лишь со второго раза, взяли довольно слабую турецкую крепость Азов. Как сказано выше, войну с турками начали не по
Азовские походы
Азовские походы Итак, страна, окруженная морями, к концу семнадцатого столетия имела только один порт — Архангельск, через который могла осуществлять деловые и торговые контакты с другими странами. «Ни одна великая нация, — писал К. Маркс, — никогда не существовала и не
Азовские походы
Азовские походы Тридцатитысячное войско было поделено на две равные части. Одна колонна продвигалась на юг по суше, другая — водным путем по Москве-реке, Оке, Волге вплоть до Царицына. Во второй колонне в звании бомбардира служил Петр I. Эта не совсем высокая должность в
Азовские походы
Азовские походы Союз России с Польшей, Венецией и Австрией против Турции, заключенный еще Василием Васильевичем Голицыным в 1686 г., продолжал существовать.Австрия и Польша вели войну вяло. Зато союзники оказывали все усиливающееся давление на русских дипломатов,
§ 7. Азовские походы
§ 7. Азовские походы Петр замышлял поход не прямо против Крыма, через бесконечные степи, а несколько левее, по Дону, к его устью – турецкой крепости Азову. К нему толкали царя, помимо прочих обстоятельств, и настойчивые требования Австрии и Польши.20 января 1695 г. всем
Азовские походы
Азовские походы Стремление Петра выйти к Азову тесно переплеталось с потребностью Украинского гетманства обезопасить свои южные рубежи от набегов татар. Азовские походы стали апогеем русско-украинского военного сотрудничества. Уже в 1690 г. Мазепа по приказу Петра
Азовский флот и Великое посольство. 1696-1711 гг.
Россия получила столь желанный выход к Азовскому морю. Правда, его по-прежнему контролировали турки, опираясь на мощнейшую военно-морскую базу в Керчи. Однако начало было положено.
Рождение новых кораблей
23 июля 1696 г. Пётр I подписал указ о строительстве новых укреплений в Азовской крепости, которая была сильно повреждена во время штурма. Сразу стало ясно: гавань слишком мала и не совсем подходит для базирования всего Азовского флота, потому на Таганьем мысу выбрали более удачное место — город и порт Таганрог.
К тому времени уже полным ходом шла работа по строительству кораблей на старых верфях и были организованы новые — на реках Хопёр и Середа, в селе Троицком и городках Осеред и Чертовицкая Пристань. Комплекс из 15 верфей был объединен в Воронежское адмиралтейство. Пушки для кораблей плавили олонецкие и брянские заводы, якоря поступали из Тамбова, парусина — из Тулы, тросы — из Липецка.
Кумпанства
Поскольку строительство военных кораблей, как и любых морских судов, стоило очень дорого, а Московское государство имело скромную казну, Пётр I создал систему кумпанств (артелей). Их обязанностью было финансировать строительство конкретного корабля, обеспечить его всем необходимым и сдать государству, а также искать плотников, кузнецов, резчиков по всей стране или нанимать корабелов из Голландии и Англии. Для того чтобы не возникало вопросов, зачем нужны такие сложные сооружения, Пётр I решил отдать приказ не личным указом, а постановлением Боярской думы. Она и вынесла 20 октября 1696 г. решение: «Морским судам быть». Эту дату по праву можно считать днем создания русского регулярного военного флота.
Боярская дума и консилия генералов — специальный временный орган для разработки и проведения военной реформы — заседали до 4 ноября и вынесли решение: создать отдельное кумпанство должны монастыри, объединяющие 8000 дворов, для помещиков норму установили в 10 000 дворов, а для бояр и иных крестьян и мещан — 20 000. С 1696 по 1700 г. было организовано 68 артелей, почти половина из них принадлежала церкви. В их обязанности входило построить за год 52 корабля, не считая галер и различных мелких судов. Представители кумпанств стремились откупиться от столь тяжелой повинности. Прознав об этом, Пётр I добавил церковным и боярским артелям еще 19 кораблей, а купеческим — 6.
В России в то время не существовало своей кораблестроительной школы, равно как и четкого представления о том, каким должен быть военный флот, поэтому Пётр Алексеевич и его сподвижники при строительстве кораблей и фрегатов ориентировались на англичан и голландцев, а для возведения галер пригласили 13 мастеров из Венецианской республики. Основной тип многопушечного военного корабля для Азовского флота получил название «баркалон» и фактически являл нечто среднее между классическим линейным кораблем, фрегатом и галеасом, который предназначался для прибрежного плавания. Он строился из практически невысушенного леса, был перетяжелен, а потому инертен и тихоходен.
Корабль «Крепость»
Лишь когда в 1698 г. флот начал строиться за счет казны и контроль за этим стал обязанностью государственных чиновников, корабли выходили более добротные и стандартно оснащенные. Они уже соответствовали европейским понятиям «фрегат» и «линейный корабль».
Одним из первых таких военных кораблей была «Крепость», построенная в 1699 г. на верфи в Паншине. В историю этот 52-пушечный корабль вошел благодаря своему заграничному плаванию: в мае этого же года он вышел в Азов, приняв на борт думного дьяка Емельяна Украинцева, который возглавил русское посольство, и 1 сентября прибыл в Стамбул. Там в результате успешных переговоров был заключен Константинопольский мир сроком на 30 лет. По нему султанское правительство официально признавало русские завоевания на Азовском побережье.
Корабль «Крепость» по указу царя в 1709 г. переместили на берег, чтобы сохранить «для славы, что был в Константинополе». Тогда деревянные суда не умели превращать в музеи и памятники, а потому к апрелю 1711 г. знаменитый фрегат сгнил, а его корпус в октябре следующего года достался туркам.
В Европу с дипломатической миссией
Молодому царю Петру Алексеевичу и его соратникам было совершенно ясно: без изучения опыта ведущих морских держав помышлять о создании мощного русского военного флота нельзя, равно как и делать ставку исключительно на иноземных корабелов, морских офицеров и моряков. Нужны были свои кадры, кораблестроительные и морские школы, а для этого требовалось изучить зарубежный опыт.
В марте 1697 г. Пётр I предпринял масштабную дипломатическую миссию в страны Западной Европы, вошедшую в историю как Великое посольство. С одной стороны, русский царь хотел в лице Англии, Голландии, Дании, Пруссии, Австрии и Венеции найти союзников в борьбе с Османской империей за выход к Чёрному морю, с другой — обрести опыт в создании военно-морского флота. Официально Великое посольство возглавляли адмирал Лефорт и боярин Головин, а не Пётр I, ведь он ехал в Европу прежде всего учиться.
Великое посольство первым посетило портовый город Ригу, принадлежавший Шведскому королевству. Здесь его члены не только отдыхали после трудного переезда, но и интересовались, какие корабли стоят в гавани, как они расположены, чем оснащены, для чего предназначены и т. д. В кабачках Либавы (теперь Лиепая) Пётр I выдавал себя за шкипера, в этом городе у него и возникла мысль о выходе России к Балтийскому морю. Далее Кёнигсберг, где русский царь с товарищами усиленно изучал артиллерийское дело. После недолгих остановок в Польше и различных германских государствах они прибыли в Нидерланды, в честь чего Ост-Индская компания устроила 19 августа 1697 г. фейерверк.
Поскольку Пётр I интересовался верфями и мануфактурами, лесопильнями и сукновальнями, жизнью и бытом голландских кораблестроителей и моряков, ему предложили поработать на верфи в Саардаме (Заандам), где специально был заложен 40-пушечный фрегат «Пётр и Павел». Руководил строительством известный тогда нидерландский мастер Гаррит Клас Поль, в подчинении у которого и ходил молодой царь. Под именем Петра Михайлова он 4 месяца работал плотником, участвуя в строительстве фрегата от момента его закладки до спуска на воду и испытаний. В это время русские официальные чины скупали все необходимое для флота и вербовали кадры: было нанято около 900 человек — от вице-адмирала до корабельного повара. Именно им вместе с сотней молодых русских людей, направленных Великим посольством на обучение кораблестроению и морскому делу, пришлось выводить корабли русского регулярного флота в первые морские походы.
Пребывая в Нидерландах, царь официально участвовал в показательных маневрах и морском бою, которые 1 сентября 1697 г. на реке Эй специально для него устроило командование голландского флота и Ост- Индской компании. Царя порадовала организация службы на голландских боевых кораблях, выучка их экипажей, однако теоретической подготовкой нидерландских корабелов он остался недоволен — мастера работали без чертежей, руководствуясь лишь собственным опытом.
Стремясь найти альтернативу, Пётр Михайлов вместе с Великим посольством в январе 1698 г. прибыл в Англию. Уже 11 января он как официальное лицо встретился в Лондоне с британским монархом — Вильгельмом III Оранским. В знак своего доброго расположения король подарил русскому царю 20-пушечную яхту «Королевский транспорт», построенную по чертежам адмирала лорда Кармартена. Яхта отличалась не только отделкой, но и прекрасными мореходными качествами. Первоначально Пётр I планировал включить ее в состав Азовского флота, но переброска корабля по мелководным рекам не увенчалась успехом. Гораздо позже, в 1715 г., царь приказал перевести яхту на Балтийское море, но у берегов Норвегии она попала в шторм и погибла.
В Англии Пётр I поселился в Дептфорде, недалеко от Лондона. В этом небольшом городе тогда была крупная военная кораблестроительная верфь. На ней русский царь с подвижниками постигал кораблестроительную и морскую науки. Уроки давал сам адмирал лорд Кармартен. Царь посещал знаменитый Вуличский арсенал, где знакомился с артиллерийским делом в Королевском флоте, а также различные верфи и доки, арсеналы и мастерские в Портсмуте, Оксфорде, Лондоне и др.
На 80-пушечном линейном корабле «Гамбург» он совершил путешествие к острову Уайт и стал свидетелем учебного боя, устроенного в его честь.
Далее Великое посольство отправилось в Вену и планировало побывать в Венеции. Однако неудачные переговоры с австрийскими дипломатами, которые не захотели объединиться против Турции, а также весть о начале Стрелецкого бунта заставили царя 25 августа 1698 г. вернуться в Москву. На обратном пути, правда, Пётр I встретился в Раве-Русской с польским королем и саксонским курфюрстом Августом II Сильным и заключил союз против Швеции, что определило дальнейшее направление русской внешней политики. Однако чтобы начать борьбу за выход к побережью Балтийского моря, России следовало избавиться от опасности войны на два фронта. Потому важно было заключить мир с Османской империей. А поскольку турки не хотели идти на это, Пётр I и Головин решили провести демонстрацию мощи Азовского флота.
Керченский поход
В 1699 г. Азовский флот совершил свой самый масштабный выход к турецким берегам по Азовскому морю, известный в истории как Керченский поход. Им Пётр I намеревался оказать давление на Османскую империю, в то время когда русское посольство во главе с Е. Украинцевым на корабле «Крепость» направлялось на переговоры в Стамбул.
Из числа лучших кораблей была организована эскадра. В галерный отряд вошли яхта, галеон, 4 казацких струга, галеры «Заячий бег» и «Периная тягота», в корабельный — баркалоны: 52-пушечные «Скорпион» и «Крепость», 36-пушечные «Благословенное начало», «Цвет войны», «Растворенные врата», «Святой апостол Пётр», «Сила», «Безбоязнь», «Благое соединение» и 28-пушечный «Меркурий». Руководил походом командующий Азовским флотом адмирал Головин.
Экипажи всех кораблей состояли из нанятых на русскую службу иностранцев, а также солдат элитных Преображенского и Семеновского полков и стольников, вернувшихся из-за границы после обучения морскому делу. Сам Пётр I шел на баркалоне «Растворенные врата». Корабли русского Азовского флота 18 августа прибыли с визитом в Керчь, где стояла турецкая флотилия. Они произвели на турецких моряков и их адмирала настолько сильное впечатление, что фрегат «Крепость» и 4 сопровождавших его корабля свободно вышли в Чёрное море.
Закат Азовского флота
Принятая в 1706 г. новая кораблестроительная программа для Азовского флота не была выполнена. Неудачный Прутский поход (1710-1711) привел к тому, что Азов пришлось вернуть туркам, Азовский же флот прекратил на время свое существование. Тем не менее эта страница в истории русского военного флота имеет огромное значение: подвиги корабелов восхищают, а количество созданных кораблей изумляет.