Ловушка 22 в исламской культуре что это простыми словами
Уловка-22. Игра «Попался, мерзавец!»
Термин придумал американский писатель Джозеф Хеллер в помане «Catch-22″. Роман вышел в 1961 году, и в 2019 по нему сняли сняли сериал. Главный герой солужит пилотом бомбардировщика во время Итальянской кампании против войск Германии и Италии в 1944 году. Он уже отлетал свою норму вылетов, и имеет право вернуться домой. Сбежать со фронта ему мешают начальники с помощью так называемой » Уловки-22″, нелепого бюрократического предписания.
«Уловка двадцать два» гласит: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно сумасшедшим». Забота о себе самом перед лицом прямой и непосредственной опасности является проявлением здравого смысла.
К примеру, ты сумасшедшим, и тебя можно освободить от полетов. Единственное, что нужно для этого сделать, — попросить. Но как только ты попросишь, тебя тут же перестанут считать сумасшедшим и заставят снова летать на задания.
Ты сумасшедший, раз ты продолжает летать. Ты был бы нормальным, если бы захотел перестать летать; но если ты нормальный, ты обязан летать. Если ты летаешь, значит, ты сумасшедший и, следовательно, летать не должен; но если ты не хочет летать, — значит, ты здоров и летать обязан.
Игра «Попался, мерзавец!»
«Уловка 22» известна всем нам из другой игры «Попался, мерзавец!». Знаете людей, которые через психологические трюки провоцируют на ответную реакцию, чтобы потом сказать: Суть игры – без разницы, как жертва будет себя оправдывать, что бы ты не сделал или сказал – все против тебя.
Смотри, я так и думал(а). Я был(а) прав(а), что ты – плохой(ая)!
Эта игра известна прежде всего из сказки о Синей Бороде.
Некий господин, у которого часто умирали жены, снова женился, и вскоре уезжает. Жене в шикарном доме он запрещает заходить в маленький чуланчик, иначе она умрет. Запретите что, и именно это человеку захочется сделать. Женщина любопытна, открыла чулан, а там – мертвые жены!
Сказка о Синей Бороде
Игра «Попался, мерзавец!» встречается очень, очень часто, и сейчас вы может узнаете себя в главной роли. Синяя Борода через психологические трюки провоцирует на ответную неуверенную реакцию, чтобы потом сказать: « смотри, я так и думал(а). Я был(а) прав(а), что ты – плохой(ая)! » Суть игры – без разницы, как жертва будет себя оправдывать, что бы ты не сделал или сказал – все против теб я. Часто этим видом вампиризма занимаются:
Как обойти Уловку-22?
В реальной жизни, если речь идет о законах, то наверное тяжело. Герой книги так и не смог обойти начальство. Как бороться с Синей Бородой в реальной жизни?
Уловка-22 для востоковеда
Одна из старинных китайских карт, «Да Минь Хунйи Ту», была создана в 1390 году, еще при империи Мин
— При распространении новой религии порой используют какие-то уже существующие ритуалы, местные особенности. Даже есть история о том, что в тропических государствах, где яблоки не растут, миссионеры, рассказывая об Адаме и Еве, меняли яблоко на местные фрукты. В Бразилии карнавал, а у нас Масленица ассимилировались с христианством, хотя это были языческие праздники. В Китае тоже было много обрядов и ритуалов, и с этим были связаны споры: кто-то из христиан хотел их адаптировать, а кто-то говорил, что это идолопоклонство, которое нужно пресечь. Как это повлияло на распространение новой религии в стране и вообще на конец иезуитов?
— Вы все очень правильно изложили, это та самая «catch-22 situation», когда ты не можешь работать иначе, а то, как именно ты работаешь, становится началом конца. Когда доминиканцы приезжали в Китай, у них ничего не получалось, потому что они начинали проповедовать на латыни. Представьте себе, что вы китаец, а с корабля сходит человек в рясе и начинает вам что-то втолковывать на непонятном языке!
Иезуиты же были крайне интеллектуальным орденом — дипломатами, хитрецами, бесконечно преданными своему делу и готовыми на любые жертвы. Они быстро поняли, что нужно, во-первых, говорить с людьми на их языке, во-вторых, выглядеть не отталкивающе для местных жителей. Сначала они стали носить буддистские одеяния, но очень быстро поняли, что буддистские монахи не популярны у населения, потому что китайский крестьянин — труженик, а монахи для него — бездельники, которые просят подаяния. Тогда миссионеры быстро догадались, что «голова» в этом обществе — это шэньши, культурные и образованные чиновники. Вот в этих высокопоставленных китайских сановников иезуиты и переоделись. Отличный ход для наших современников, которые понимают, что такое мягкая сила и дипломатия второго трека, но в XVI–XVII веках это был скандал.
Маттео Риччи в традиционной китайской одежде
Возникали и трудности перевода: как называть Бога, как служить мессу, как быть с китайцами, которые поклоняются только духам предков и не признают других культов. Иезуиты пытаются сочетать христианство с алтарями духов предков, называть Бога какими-то именами неба. Когда приезжает инспекция от Папы Римского, она приходит в ярость. Китайскому императору (маньчжурскому, на тот момент) направляется письмо: «Что тут у вас происходит?! Прекратить немедленно». Император возмутился: кто вы такие, чтобы мне указывать? В перепалку вступили и доминиканцы, и францисканцы. На иезуитов и братья-христиане в Рим нажаловались, и власти взяли их в оборот — кого-то выслали, кого-то уничтожили.
При дворе осталась группа буквально из нескольких человек, которых не арестовали и не казнили. Они-то, бедненькие, думали, что сейчас обратят императора в христианство, а от него новая религия разойдется по стране. Но император и слова им не давал молвить на эту тему: ты миссионер — так и быть, но это твое личное дело, а вот так как ты образованный человек, то ты будешь править мне календари, расписывать картинами мои покои, строить мне дворцы и фонтаны, а проповедовать не будешь. И знаете, они были счастливы, потому что могли хотя бы отсылать домой свои донесения. Дело в том, что орден иезуитов был разведывательным, с очень строгой военизированной субординацией. …К вопросу о том, что такое подвижничество: следуя правилам Маттео Риччи, под которыми подписывались все придворные иезуиты, они не могли вернуться на родину. Приехав в Китай и начав служить, они должны были превратиться в подданных императора, прожить там жизнь и умереть там же.
Маттео Риччи создал «Куньюй Ваньго Цюаньту» — самую раннюю карту на китайском языке, отражавшую Великие географические открытия
Итак, попытка аккомодации — это ноу-хау иезуитов. Правда, идею они почерпнули еще у несториан — восточной христианской церкви, которая пришла в Китай еще в VI веке. Те первыми начали учить местный язык и дружить с властью, поэтому достигли больших высот, но все-таки исчезли по ряду исторических причин. Так что порой одни и те же вещи переоткрываются и используются заново. И все-таки нужно быть очень осторожными при анализе событий: разница в наших менталитетах, культурных кодах настолько велика, что можно не заметить, как сделаешь какой-то ложный шаг, и навсегда останешься там чужим. Вот и свою новую магистерскую программу мы посвящаем попыткам рассказать о таких культурных кодах, тонкостях, неочевидных вещах, которые нужно знать, и только тогда заниматься этим неблагодарным, но благородным делом.
— Представители монашеских орденов были очень образованными людьми, при монастырях передавались знания. Приходя на Восток, иезуиты способствовали научному обмену?
И тут приходят иезуиты — монахи, которые почти по монастырям не жили, а вообще-то конституировались как орден в университете — в парижской Сорбонне. Это была университетская «белая кость», все они знали по несколько языков, поэтому немедленно и с легкостью освоили и китайский (тот же Маттео Риччи мог страницами наизусть писать иероглифы), составили первые словари. Иезуиты приходят в Китай с самыми свежими разработками европейской науки, которая на тот момент обгоняла китайскую. Они приносят галилеевскую подзорную трубу, астролябии, механические диковинки вроде часов, которые приводят в восхищение императора. Разумеется, их тут же пригласили на службу как «математиков короля» (так их называли во Франции), и они начинают работать инженерами, льют пушки, строят обсерваторию, занимаются астрономией, делают карты, где впервые помещают Китай не в центр мира, как у было принято китайцев.
Просвещенные императоры в эпоху Цин с удовольствием черпали европейские знания. Они заинтересовались математикой, перспективой и потребовали, чтобы художники писали более натуроподобные портреты. В Китай приходит светотень, европейская прямая перспектива. Иезуиты построили дворец — китайско-французский садово-парковый ансамбль (не Версаль, конечно, но что-то в этом духе). Мы говорили об ориентализме, но сейчас вводится такое понятие как оксидентализм — это то, как на Дальнем Востоке, в Китае, Японии и Корее романтизировали Запад. Это зеркальное относительно ориентализма явление было не таким широким — то была дворцовая культура, очень элитарная, надстроечная, но она, тем не менее, существовала.
Это изображение скачек японским художником Тоёхара Тиканобу наглядно дает понять, насколько смешно порой выглядят европейские произведения в стиле ориентализма
— И по итогам этих миссий, какие христиане в Китае сейчас преобладают?
— Во время стажировки в Китае я пыталась провести небольшое полевое исследование. Там стоят классические католические соборы, знакомые нам по европейским образцам, есть протестанты, у которых, по идее, нет храмов, есть немного православия, которое ныне почти вытеснено из Китая. Сейчас наша православная база находится в Гонконге, а раньше ее центр был в Харбине, где сохранился великолепный собор, но прихожан уже практически не осталось. Русская православная миссия — это отдельная тема: она практически выполняла функцию посольства России, а затем ее территория и строения стали местом, где располагалось посольство СССР (и России). Это и сегодня самая большая в мире территория посольского представительства. Поэтому, с одной стороны, русские православные находились на привилегированном положении, но с другой, они почти не занимались катехизацией населения. Так что православные в Китае существуют, но их осталось достаточно мало — 15–16 тысяч.
В последние годы в Китае снова начались нападки на христиан, было разрушено несколько церквей. И я бы не сказала, что это окончательное развитие событий, потому что Ватикан пытается наладить мосты, несмотря на то что ситуация с Тайванем осложняет ситуацию. Маятник качается: то получше, то похуже, разрешили-запретили. С одной стороны, Китай понимает, что надо взаимодействовать с внешним миром, а с другой стороны, ему никогда этот внешний мир нужен не был, и остается не особо нужен.
— Во время работы христианских миссий случился спор, относится конфуцианство скорее к религии или к философии. Что вы можете сказать на этот счет?
— Это великолепная тема, и обсуждается она до сих пор. Я пытаюсь ее раскрывать, когда читаю лекции по конфуцианству, да и главу учебника о нем написала… В советское время китайские духовные учения было принято называть этико-философскими, и все с этой обтекаемой формулировкой смирились. Мне-то как раз эта характеристика нравится, потому что китайцы по природе не религиозны. Для них трансцендентное не очень важно, это очень прагматичная, практическая нация, именно это и позволяет им нести свою культуру через исторические испытания. Это единственная культура в мире, которая существует многие тысячелетия, не прерываясь. Вся китайская духовная жизнь направлена на то, чтобы рядовому человеку было хорошо жить, чтобы им правильно управляли. Поэтому конфуцианство — уникальная находка для этого общества, которая с практической точки зрения говорит о том, как обитать в социуме, как относиться к родителям, к детям, как император должен относиться к подданным, что такое благородный муж и так далее.
Но при этом, безусловно, в стране существуют и более ориентированные на духовную сферу и познание вселенной учения, такие, как даосизм и буддизм. Во многом они накладываются и переплетаются: и в конфуцианстве, и в даосизме есть трактаты, принадлежащие и одному учению и другому. Да и конфуцианство к нашему времени уже нарастило себе церковь — в ней мы найдем и священничество, и обряды. Это многовекторная система, и мы не можем ее засунуть в один ящик и сказать, что это только философия. Уже нет.
— У меня сложилось впечатление, что буддизм — это не только религиозная философия, но и очень большой элемент психологии, понимание своих эмоций и чувств. Насколько китайский буддизм отличается от того, что мы знаем в других странах?
— В Китае распространен чань-буддизм, который смешался с разными течениями — и с даосизмом, и с конфуцианством. Китайцы, кстати, в какой-то момент понимают, что у них тоже существует проблема трудностей перевода, потому что когда мы переводим какую-то терминологию на китайский язык, очень многие смыслы меняются. Я думаю, что психологическая и даже психофизическая составляющая в буддизме, безусловно, огромна, в нем есть такие вещи, как тантрические практики, которые требуют введения себя в определенные пограничные состояния. Но с психологией у меня это мало ассоциируется.
Я бы скорее сказала, что здесь важен этический подход: буддизм и начался с не причинения зла ничему живому. Об этом тоже очень много написано. Буддистская этика совершенно восхитительна, и она очень близка к христианству. Есть даже спекуляции на тему о том, не почерпнул ли Христос что-то для своего учения в Тибете. Я отчасти шучу, но точки соприкосновения между двумя этими мировыми религиями, безусловно, есть. Можно было бы сказать, что это общечеловеческие ценности, но на самом деле понятия о добре и зле не настолько самоочевидны, как нам кажется, а здесь они весьма наглядно пересекаются.
Пещеры в провинции Ганьсу, Китай — система из нескольких сотен скальных храмов, где были найдены великолепные росписи, статуи, сотни тысяч ценных рукописей и первая сохранившаяся печатная книга
В даосизме тоже есть схожие с буддизмом духовные практики. С течением веков в Китае многие течения смешались, повлияли друг на друга, иногда можно с трудом найти концы и понять, какой конкретно конфессии изначально принадлежит та или иная идея. Возьмем хотя бы Дуньхуан — основной транспортный хаб на пути из Индии и из всего Запада в Китай, ворота Шелкового пути. Там находятся знаменитые пещеры Могао, через которые буддизм пришел в Китай. Нам кажется, что исторический далекий Китай — это такое изолированное место, но по Великому шелковому пути издревле проходило все: учения, конфессии, влияния, керамика, образы, представления о фантастических животных, купцы, языки. И вот в этих самых пещерах еще в XIX веке были открыты росписи, скальные храмы, манускрипты и первая в мире печатная книга — «Алмазная сутра». Неудивительно, что в этих текстах были обнаружены схождения каких-то общечеловеческих понятий, которые современные исследователи даже называют «Сутрами Иисуса-мессии». Сутра — понятие буддийское…
— Действительно, сложно разобраться, откуда что началось, очень много течений переплетено. Давайте перейдем к последнему блоку вопросов. В каких профессиях может пригодиться сейчас востоковедение, если человек хочет заниматься не только наукой?
— Когда я веду свои курсы и даю ряд традиционных заданий студентам, я их прошу: сходите в любой музей, в любую галерею и найдите там какой-нибудь артефакт, картину, статуэтку или произведение декоративно-прикладного искусства, которое было бы связано с Востоком. Это как поход за грибами: если искать, то обязательно найдешь. Вы можете поехать в любую русскую усадьбу и обнаружить там японские вазы. Недавно мы были в музее города Зарайска и нашли там прекрасную коллекцию китайских вещей. В любой галерее можно обнаружить портрет казашки или бурятки, а в Пушкинском музее есть Египетский зал. Восток не только нас окружает — он нас пронизывает.
С востоковедением можно столкнуться практически в любой профессии, но мне близка культурно-музейная, дипломатическая сфера. Со всеми этими странами нужно торговать, нужно переговариваться, нужно в них ездить — ехать в Турцию, покупать прекрасную одежду и одевать наших женщин. Если бы я могла, я бы с удовольствием выучила еще и турецкий язык. Я очень люблю Турцию, Стамбул. Для меня это вторая страна после Италии с таким невероятным «гамбургером» наслоившейся тысячи культур, включая хеттов и древних греков. Во всех сферах журналистики, пиара встречаются восточные темы, и я постоянно вижу, как люди делают в них грубейшие ошибки. Сейчас очень широко развивается сфера торговли искусством, и вперед выходят восточные игроки: появился Лувр Абу-Даби, в Китае, в Гонконге присутствуют и активно действуют все крупнейшие аукционные дома. Это очень интересно, в этой сфере крутятся очень большие деньги, это прекрасная сфера для приложения усилий. Порой люди занимаются китайским искусством, но не могут элементарно транскрибировать имя художника. Можно изучать языки, выстраивать отношения с регионами. Страны бывшего СНГ — это тоже Восток, тоже наши клиенты.
— Хватает ли сейчас востоковедов?
Из Китая к нам идут огромные туристические потоки, величину которых не описать пером. Сейчас все это, к сожалению, приостановилось — на ближайший год, два, пять — мы не знаем. Но в принципе этот бизнес бурно развивается, и огромные толпы туристов надо обеспечить переводчиками. Так что востоковедов, знатоков восточных языков стало больше, но все-таки, наверное, недостаточно — тем более, разносторонне подготовленных. Специалисты с широкой культурологической, страноведческой подготовкой — это узкая элитарная прослойка, подготовки к вхождению в которую востоковедные кафедры практически не дают, ведь в студента надо впихнуть огромный массив не самых очевидных знаний. Один только сложнейший китайский язык способен угробить любого нормального человека, а ведь есть еще и огромная история. Поэтому на культуру остается мало учебных часов и возможностей, получить хоть какое-то представление об искусстве, культуре очень сложно. Для того мы и задумали магистерскую программу, чтобы на выходе получился специалист, который понимал бы все эти моменты. Вы говорили о психологии, и в рамках бакалавриата и обычной магистратуры востоковедам ее не преподают, а мы вот такие курсы запланировали.
— Каковы главные особенности этой программы?
— Мы посмотрели, каков рынок предложений магистерских программ по Москве и Петербургу, и выяснили, что о культуре и об искусстве нигде не рассказывают в связке со страноведением. Мы все это запланировали: и антропологические штудии, и традиции, и особенности «национального характера», и социальную историю, и туризм, и экономику. Такие знания в рамках одной магистратуры вы больше нигде не получите. Например, культурологическая магистратура, с которой я немножко пересекалась в Вышке, совсем про другое. Культурологические исследования Востока — это наука молодая, поэтому у нас есть полный карт-бланш, и мы можем учить магистров всему, чему считаем полезным. Ну, где еще вам расскажут про национальные особенности транспорта или строительства? А ведь все эти вещи входят в исследование культуры. Искусству Востока в Вышке посвящена пара курсов, в РГГУ оно ограничивается только древностью, а более современного искусства вы практически нигде не найдете. Знания, связанные с Востоком, можно получить в других местах — предположим, в МГУ или в РГГУ в рамках одного-двух курсов, — но общая специализация у вас будет другая. А здесь ваша специализация остается востоковедной, но вы получается весь комплекс социоисторических и культурологических дисциплин. Так задумана наша программа. Так что будем собирать самых лучших преподавателей и профессуру, чтобы воспитать великолепных возрожденческих специалистов в рамках нашей новой программы.
Что такое «ловушка-22»?
Сегодня компании полагаются практически на единственный способ рекламирования товаров. Это реклама на телевидении, радио, щитовая реклама, рекламные объявления в журналах и газетах, баннеры в Интернет, реклама на транспорте, вывески, логотипы, где только возможно – все это традиционный отвлекающий маркетинг. Его еще называют информационным маркетингом.
Задача информационного маркетинга – создать такое рекламное сообщение и разместить его в таком месте, чтобы отвлечь потребителя от своих мыслей и заставить его предпринять некие действия. Согласитесь, для 30секундного рекламного ролика или для газетного модуля в 25 квадратных сантиметров – это достаточно высокие требования. Но если реклама не зацепит внимание потребителя, то и не будет никакого отклика, а без отклика реклама – это пустая трата средств. Это понятно.
Сегодня появляется все больше товаров и услуг, все больше различных новинок, которые все более и более специализированы под наши различные нужды. Чтобы реализовать огромный товарный запас, компании хотят, чтобы их реклама постоянно была у нас перед глазами. Они должны это делать, чтобы выжить. Не стоит за это на них сильно злиться, обижаться или винить.
Но тем не менее, в итоге, потребитель сегодня завален предложениями потратить деньги на разнообразные товары и услуги. И вал предложений, рекламы скидок, низких цен, гарантий на повсеместно навязываемые товары и услуги с каждым днем нарастает.
В результате, рекламная теснота только увеличивается, а эффект от традиционной рекламы падает с высокой скоростью.
Компании вынуждены тратить все больше средств на рекламу, которая становится все более не только бесполезной для большинства компаний, но и слишком дорогой. Получается замкнутый круг.
Уловка-22 получила распространение как универсальное описание внутренне противоречивых ситуаций без входа и выхода, и особенно — бюрократических блоков, построенных на этом принципе.
Фото: Александр Подгорчук / Коммерсантъ
«Лента.ру»: За два года пандемии COVID-19 наш мир заметно изменился. Появились новые проблемы и новые угрозы. Как они изменили работу российских спецслужб?
Александр Михайлов: В первую очередь увеличилось число преступлений, связанных с цифровыми технологиями и кибермошенничеством, — это ключевая проблема последнего времени. Она осложняется тем, что в правоохранительных органах пока мало квалифицированных сотрудников, которые могут успешно ее решать.
Мы вошли в эру цифровых технологий с огромным дефицитом кадров. По сути, правоохранительные органы не могут оказать адекватного противодействия такого рода мошенникам и искусственному интеллекту на их службе. Это серьезная угроза, учитывая, что цифровые технологии пронизывают практически все сферы жизни общества и государства.
Сейчас в авангарде борьбы с кибермошенничеством стоят ведущие российские банки. Они заинтересованные структуры, которые теряют деньги в этой борьбе, а потому постоянно совершенствуют меры противодействия цифровым преступлениям.
Второй вызов, с которым мы столкнулись, — это большое количество преступлений с участием различных этнических групп.
Поэтому предложения не называть национальность преступников в СМИ у многих вызывают недоумение
Сегодня важно выстроить правоохранительную систему так, чтобы наказание для всех преступников было неотвратимым. Закон должен работать и защищать всех людей, а преступников наказывать независимо от национальности.
Между тем новая проблема — это неуправляемая турбулентность среди мигрантов из стран ближнего зарубежья, которые на некоторых территориях устанавливают свои порядки и делают это весьма агрессивно. Любые межнациональные конфликты всегда вызывают повышенную возбудимость и возмущение в обществе, а это серьезная проблема для безопасности страны.
Мигрантов выселяют из бывшего здания администрации в селе Бужаниново (Московская область), превращенного в общежитие, после того, как трое гастарбайтеров изнасиловали и убили 65-летнюю пенсионерку. Сентябрь 2021 года
Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ
Поэтому как только иностранный гражданин нарушил закон в России, его необходимо выдворить из страны вне зависимости от интересов бизнес-структур, на которые он работает. Проблема в том, что порой представители диаспор просто платят за совершившего преступление и он выходит на свободу, продолжая нарушать закон. У таких людей появляется ощущение вседозволенности, что очень опасно.
Причины две — это общая напряженность общества и пропаганда этих явлений. Обратите внимание: как только начинается обсуждение массовых убийств, у таких стрелков появляются последователи. Вина в этом лежит не только на тех СМИ, которые смакуют подробности таких трагедий.
Силовики у гимназии №175 в Казани, где бывший ученик Ильназ Галявиев устроил массовый расстрел
Кадр: пресс-служба НАК / РИА Новости
В соцсетях есть множество групп, объединяющих тех, кого интересуют массовые убийства. Именно там молодые люди, имеющие определенные проблемы и желающие выплеснуть накопившееся напряжение, узнают, как они могут реализовать свои нездоровые идеи. Хорошо, что многих из них удается остановить.
Но в целом массовые расстрелы — это элемент психологического состояния нашего сегодняшнего общества. Общества, недовольство и раздражение в котором рано или поздно может выплеснуться на улицы.
Поможет ли ужесточение оружейного законодательства в борьбе с массовыми убийствами?
«Молодежь склонна к радикальным действиям»
Молодежь в целом склонна к максимализму и, как следствие, к радикальным проявлениям. К тому же в стране просто нет внятной молодежной политики — как и структур, способных ее проводить. При этом молодые россияне благодаря цифровизации и интернету развиваются и взрослеют куда быстрее, чем даже в 90-х годах.
Они обрабатывают гораздо большие объемы информации и быстро находят единомышленников в сети
Неудивительно, что там они высказывают куда более радикальные мысли, чем те, что решились бы озвучить в реальной жизни. У них много нерешенных социально-экономических проблем, не все четко видят свое будущее. Отсюда радикальные и протестные настроения. Эти настроения — как пороховая бочка: главное, чтобы никто не поднес к ней спичку.
Для осуществления террористической деятельности необходима идеологическая база, которую обеспечивают проповедники и вербовщики, приехавшие на территорию России. Поэтому усилия спецслужб сегодня направлены на борьбу с ними. Но проблема в том, что наши идеологические противники, если радикальных исламистов можно так назвать, имеют неограниченный человеческий ресурс.
И чем сложнее международная обстановка, тем выше риск террористической угрозы. Стоит мировой напряженности снизиться — страны совместно начинают решать проблему с террористами. Но пока перспектив на улучшение ситуации в этом направлении не наблюдается.
«Опасность по имени героин»
Как повлияет на безопасность нашей страны приход к власти в Афганистане «Талибана» — запрещенной в России международной террористической организации?
Все зависит от дальнейшего развития событий. Дело в том, что сегодня в Афганистане талибы борются с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в России международная террористическая организация). И, несмотря на статус «Талибана» в России, мы понимаем, что с этой организацией, по всей видимости, нам придется иметь дело: она хоть как-то похожа на легитимную афганскую власть и заинтересована в своей социализации в мировом сообществе.
Талибы патрулируют Кабул
Фото: Jorge Silva / Reuters
Вы считаете, что подпольные поставки этого наркотика в Россию могут возрасти?
Они покинули Афганистан, поскольку «Талибан», исходя из его заявлений (очень сомнительных), не заинтересован в наркобизнесе
Поэтому люди, связанные с героином, сбежали от талибов в Таджикистан и Узбекистан. И есть риск, что здесь, вблизи границ России, они попытаются заняться привычным наркотическим ремеслом.
По-хорошему, остановить их могут только спецслужбы наших стран-партнеров: как это будет происходить, пока неясно. Но в целом ситуация тревожная, особенно с учетом того, что выходцы из стран Средней Азии всегда активно участвовали в наркоторговле на территории России.
«Изменники родины — это люди, которым нужны деньги»
Почему в России продолжается рост числа дел о госизмене?
Причина в том, что иностранные разведки не дремлют, да и экономическая ситуация не лучшая. К тому же иногда находятся носители секретов, которые бравируют своим статусом и выдают тайны просто в полемическом запале. Но большая часть сегодняшних изменников родины — это люди, которым просто нужны деньги.
Ради них они готовы делать все, что попросят, не задумываясь о последствиях. Проблема в том, что информация, передача которой приводит к возбуждению дел о госизмене, порой находится в так называемой пограничной зоне.
На первый взгляд это сведения открытые, но в комплексе, при сопоставлении с другими данными, они способны нанести ущерб интересам страны
Отсюда возникает ситуация, когда секретоноситель разболтал информацию постороннему. Тот думает, что раз ему это рассказали — информация открытая. Но на деле она относится к той самой пограничной зоне, и новый обладатель этой информации, используя ее не по назначению, в конце концов становится преступником.
Фото: Алексей Сухоруков / РИА Новости
Сегодня забыта профилактика подобных явлений. Когда я служил в КГБ, мы ею активно занимались — приезжали в научные и трудовые коллективы, где выступали с лекциями о возможных последствиях тех или иных действий. Сейчас, к сожалению, ничего подобного не ведется.
За минувшие 12 месяцев в России возросло число задержанных украинских шпионов и людей, так или иначе сотрудничающих с СБУ. С чем связана эта тенденция?
Усиление работы СБУ в плане России происходит в рамках доктрин, выдвинутых украинским руководством против нашей страны. Агрессия Украины по указанию ее западных кураторов перешла в открытую форму. СБУ не скрывает, что занимается подготовкой террористических и диверсионных групп для работы в России.
При этом вести против нас враждебную деятельность украинским спецслужбам несложно в силу наличия в обеих странах русскоязычного населения. На территории России много людей имеют украинских родственников, некоторые украинцы принимают российское гражданство — им всем мы вынуждены доверять. Но это потенциальная зона риска.
«Главный интерес разведок — это состояние российского общества»
Почему, на ваш взгляд, в уходящем году в России произошло сразу несколько громких задержаний иностранных дипломатов, оказавшихся разведчиками?
В данном случаем мы находимся в роли стороны, отвечающей на чужие агрессивные действия. Российские спецслужбы хорошо знают, за какое направление работы отвечает любой сотрудник иностранного дипведомства. Знают и о том, кто из дипломатов является кадровым разведчиком и кто связан со спецслужбами.
Поэтому когда из России выдворяют работающих под дипломатическим прикрытием разведчиков, это, как правило, ответная мера на выдворение без объяснения причин наших сотрудников на Западе
В другой ситуации их бы и не трогали — работают, и ладно, их держат под контролем и знают, что они делают. Но если с нашими дипломатами (как правило, по надуманным предлогам) так поступают, то мы отправляем на родину людей, близких к спецслужбам.
Вообще же Запад очень интересует состояние российского общества, оно влияет на дальнейшую историю страны. Кроме того, иностранные спецслужбы интересует, насколько серьезными могут быть действия России в случае эскалации конфликта с западными странами.
В чем вы видите главную угрозу безопасности России в 2022 году?
Самая главная опасность для страны — это экономические проблемы. Именно от экономики зависит все остальное. Если цены будут расти, общество окажется в состоянии постоянного напряжения.
И люди так устроены, что если они все время напрягаются, то неизбежно начинают искать виноватых в этом
Мне кажется, именно об этом необходимо задуматься руководству нашей страны. Причем в такой ситуации ужесточения и ограничения ничего не решают: они лишь создают проблемы, которые обязательно аукнутся чуть позже. Чтобы понять настроения в стране, достаточно просто выйти в сеть — там все в открытом доступе.
И из этой цифровой картины легко можно понять, что главные проблемы наших граждан — социально-экономического характера. Именно из них вытекают радикальные и протестные настроения в обществе. И именно проблемы в экономике множат число предателей и шпионов.