Водитель такси разбил машину что делать
Машина в аренде: кто ответит за ДТП с ее участием
В апреле 2019-го Армен Раджанян* врезался в Hyundai Анатолия Серова*. ДТП случилось по вине Раджаняна. Но ехал он не на своей машине, а на Лад» Екатерины Потапенко*. ОСАГО на эту машину не было ни у Раджаняна, ни у Потапенко. Поэтому Серову пришлось идти не в свою страховую, а в Азовский городской суд Ростовской области. Взыскивать расходы на ремонт машины Серов решил с собственника машины.
Не тот ответчик
Сама Потапенко настаивала, что предъявлять претензии нужно к Раджаняну. Он арендовал Ладу за пару месяцев до ДТП. В подтверждение этого женщина принесла договор. Но она не смогла доказать, что тот передавал арендную плату. В договоре аренды не было реквизитов паспорта контрагента. А многочисленные автоштрафы за этот период оплачивала собственница. Все это говорит о том, что машиной владела именно Потапенко, решил райсуд. Автотехническая экспертиза установила, что ремонт Hyundai обошелся в 105 000 руб. Эту сумму первая инстанция и присудила Серову (дело № 2-2264/2019).
А вот Ростовский областной суд прислушался к ответчику. Во время аварии Ладой по договору аренды владел Раджанян, решила апелляция. Ответственность за вред, который машина причинила другим лицам, в этом случае несет именно арендатор. А значит, собственник машины — ненадлежащий ответчик, разъяснил суд и в иске отказал (дело № 33-5573/2020).
Отменить это решение в Четвертом кассационном суде не удалось. Тогда Серов обратился в Верховный суд.
ВС не поверил в аренду
В ВС дело рассмотрела коллегия под председательством Александра Киселева (дело №41-КГ21-16-К4).
Апелляция слишком рано поверила собственнику машины и не проверила доводы потерпевшего, заметили судьи. Областной суд освободил Потапенко от ответственности только потому, что она предоставила договор аренды. Серов пытался поставить под сомнение реальность этой сделки. Например, говорил о том, что нет акта приема-передачи автомобиля. Кроме этого, апелляция не стала выяснять, платил ли Раджанян за аренду и тратился ли он на машину, как этого требует Гражданский кодекс.
А еще подозрительно, что во время действия договора аренды штрафы за январь — август 2019-го, то есть как до ДТП, так и после, оплачивала собственница машины, а не арендатор, добавил ВС. При этом, как утверждал истец, Потапенко не требовала от Раджаняна оплатить ремонт пострадавшей в ДТП Лады. В итоге спор отправился на повторное рассмотрение в апелляцию (дело № 33-16553/2021). Областной суд приступит к нему в сентябре.
Распространенная схема
ВС указывает, что суды должны внимательнее относиться к тем договорам, которые в качестве доказательств представляют владельцы машин. Нужно проверять все аспекты, которые могут свидетельствовать о мнимости этих соглашений.
Орест Мацала, ведущий юрист Европейская юридическая служба Европейская юридическая служба Федеральный рейтинг. ×
А Любовь Шебанова из Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × напоминает: если иск к Потапенко удовлетворят, она сможет взыскать эту сумму с арендатора. Конечно, если докажет, что сделка настоящая.
* Имена и фамилии изменены редакцией.
Дтп работая в такси
Если попал в ДТП на арендованной машине (работая в такси неофициально, но подписан договор аренды), кто должен возместить ущерб? Водитель такси виновник ДТП.
Работая в такси если попал в дтп, что делать?
Если попал в дтп работая в такси на своей машине разрешения на такси дает приимущества выплате компенсацыи.
Работаю в такси попал в дтп по моей вине. Что делать? Как выплачивать ущерб фирме такси?
Я работал водителем в такси и совершил дтп будучи на авто фирмы. Через год мне пришол счёт на 200 тыс руб за дтп. я пытался доказать в суде что я работал и ответчиком является фирма такси а руководство такси не подтверждает что я у них работал.
Пишет вам ваш водитель. Работаю в Яндекс такси больше года. За рулём и во все уже 4 года. ДТП не было. А вчера 31 октября, попал в ДТП. Разбил голову, машина вхлам. У виновника авто тоже не в лучшем состоянии. Хорошо не было пассажиров такси у меня в салоне. Был не на линии. Врачи Голову зашили. Посадили на комнатный режим.
Машину ремонтировать до суда нельзя. Теперь сижу без работы. Работа в такси до вчерашнего дня являлась единственным способом заработка. Работал не только в Яндекс Такси. Написал во все таксопарки где работал. Жду поддержки, совета, возможно помощи. Положенна ли страховка и т.д.
С уважением ваш (на данный момент) бывший водитель Игорь.
Адвокат по гражданским делам объясняет, кто возместит ущерб при аварии с такси
Иногда кажется, что таксисты участвуют в неких автогонках. Превышают скорость, нарушают правила. С кого взыскать ущерб, если вы пострадали по вине таксиста? В этом вопросе разбирались съемочная группа канала «Москва 24» и адвокат по гражданским делам нашего правового центра Вячеслав Лоскутов
В погоне за прибылью службы такси частенько экономят на квалифицированных водителях и, как следствие, на безопасности пассажиров и окружающих. Обычные автолюбители, завидев автомобиль с шашечками, стараются держаться от него подальше, дабы уберечься от часто неадекватной манеры езды таксистов, для которых проезд на красный сигнал светофора или перестроение без поворотников — обычное дела. Эпоха «бомбил», стоящих на остановках прошла, на смену им приходят службы такси.
«Современные службы заказа такси либо имеют свой автопарк и наемных водителей, либо не имеют ни того, ни другого, то есть те, кто находится за рулем, принимают заказы, которые дают операторы, по рации или через Интернет. Колл-центры, зачастую, находятся в других городах, а сама служба выглядит, скорее, не как единая организация, а как социальная сеть для водителей», — говорит адвокат по гражданским делам нашего правового центра Вячеслав Лоскутов.
Актриса Анастасия Фомичева надолго запомнит свое последнюю поездку в такси. Девушка вызвала машину, водитель был весьма словоохотлив, и, рассказывая пассажирке очередной анекдот, попросту не заметил запрещающий сигнал светофора. На огромной скорости машина вылетела на перекресток и протаранила несколько других автомобилей. Позже врачииагностировали у нее несколько сильных ушибов и растяжение.
«В подобных авариях, когда точно установлен виновник, деньги на лечение и за ущерб, нанесенный другим участникам дорожного движения, должен выплачивать тот, кто спровоцировал ДТП»,— рассказывает адвокат по гражданским делам Вячеслав Лоскутов.
При этом службы заказа такси практически никакой ответственности не несут: водитель наемный и даже если он управляет машиной, которую выдала фирма, то и убытки необходимо взыскивать с него.
«Если машина предоставлена компанией, а тот, кто находится за рулем стал виновником ДТП, то и отвечать будет водитель. Фирму можно привлечь только в том случае, если у машины, которую она дала в аренду таксисту, есть неисправность, и именно она привела к аварии, например, отлетело колесо», — резюмирует адвокат по гражданским делам Вячеслав Лоскутов.
Что делать, если разбил машину такси
здравствуйте. мой брат, работая в такси вторые сутки, не справился с управлением и улетел с обочины, разбив машину такси. теперь с него требуют выплату денег в течение месяца 200т. скажите, пожалуйста, имеют ли право они вообще что-то требовать,и что делать, если разбил машину такси
Здравствуйте, Александр.
Согласно ст. 1064 ГК Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
По общему правилу для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего факт причинения вреда и наступления негативных последствий, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между возникшим вредом и действиями указанного лица, а также вину причинителя вреда.
В соответствии со ст. 233 ТК Российской Федерации материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ей другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
В силу положений ст. 238 ТК Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.
Исходя из положений ст. ст. 242 ТК Российской Федерации полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Согласно разъяснениям, данным в п. п. 8, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», при рассмотрении дела о возмещении причиненного работодателю прямого действительного ущерба в полном размере работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что в соответствии с ТК Российской Федерации либо иными федеральными законами работник может быть привлечен к ответственности в полном размере причиненного ущерба и на время его причинения достиг восемнадцатилетнего возраста, за исключением случаев умышленного причинения ущерба либо причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, либо если ущерб причинен в результате совершения преступления или административного проступка, когда работник может быть привлечен к полной материальной ответственности до достижения восемнадцатилетнего возраста (ст. 242 ТК Российской Федерации).
При определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу ст. 238 ТК Российской Федерации работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества). При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействие работника и причинением ущерба третьим лицам.
Положениями ст. 243 ТК Российской Федерации предусмотрены случаи, когда на работника может быть возложена полная материальная ответственность.
Согласно части 3 названной нормы материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае умышленного причинения ущерба. При этом умысел работника в причинении вреда может быть прямым, когда работник сознательно причиняет ущерб работодателю и желает причинения ущерба и, косвенный, когда работник не желает причинения вреда работодателю, но вследствие не надлежащего исполнения возложенных на него трудовых обязанностей допускает причинение материального ущерба.
Из данных норм права следует, что если ваш брат состоял в трудовых отношениях и с ним заключен договор о полной материальной ответственности, работодатель вправе требовать с него сумму компенсации действительного ущерба. Если же отсутствовал факт трудовых отношений или договор о материальной ответственности, требования к нему неправомерны (если, конечно, между ним и владельцем машины не имеется иных договорных отношений, предусматривающих ответственность в виде возмещения ущерба). Практика показывает, что такси в большинстве своем застрахованы по риску КАСКО (от ущерба, угона, хищения) и владелец такси получит страховое возмещение.
Однако для определения непосредственной перспективы вашего дела нам необходимо детально ознакомиться с имеющимися материалами. Предлагаем встретиться с нашим адвокатом для выработки правильной позиции.
Не бросайте ситуацию
на самотек, задайте свой вопрос прямо сейчас!
Бесплатная письменная онлайн консультация
ЗДРАВСТВУЙТЕ Я ПОСТРАДАЛ В ДТП АВТОМОБИЛЬ КАМАЗ ПЕРЕВОЗИВШИЙ ТРУБУ. ТРУБА ТОРЧАЛА С ПРАВОЙ СТОРОНЫ КУЗОВА АВТОМОБИЛЯ И ЭТОТ ТОРЧАЩИЙ КУСОК ТРУБЫ ЗАЛЕТЕЛ В КАБИНУ И Я ЛИШИЛСЯ ПРАВОГО ГЛАЗА ЧТО МОЖЕТ ГРОЗИТЬ ВИНОВНИКУ ДТП ЕСТЬ ЗАКЛЬЧЕНИЕ СУДЕБНО МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЧТО НАНЕСЕН ТЯЖКИЙ ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И ОТСУТСТВИЕ ЗРЕНИЯ ПРАВОГО ГЛАЗА НА 100 %
Здравствуйте Сергей!
Действующим законодательством предусмотрена гражданско-правовая и уголовная ответственность для виновника ДТП, причинившего тяжкий вред здоровью потерпевшего.
В зависимости от количества потерпевших и состояния водителя в момент ДТП (состояние опьянения является в данном случае отягчающим вину обстоятельством) закон предусматривает различные виды уголовного.
В ДТП виноват водитель, а ответит служба такси
Женщина заказала такси. Позвонила по номеру, получила смс с подтверждением, дождалась машину и поехала. Водитель не справился с управлением и врезался в столб. Пассажирка погибла. У нее остались муж и трое детей.
Водитель признал вину и получил 2,5 года колонии-поселения. Он уже был судим и работал в такси без водительских прав. Потом его освободили по амнистии. А семья погибшей пассажирки пошла по судам, чтобы добиться компенсации. Они требовали 550 тысяч за расходы на погребение и по 1,5 млн каждому за моральный ущерб. Всего 6,5 млн рублей.
У самого водителя тоже трое детей. Он остался без прав и с новой судимостью. Взять с него было нечего, поэтому семья хотела взыскать деньги с предпринимателя, которому принадлежала машина, и службы такси, которая приняла заказ. История с судами и возмещением длилась три года.
Почему семья требовала деньги со службы такси?
Семья хотела привлечь к ответу всех:
Супруг и дочери погибшей подали иск о возмещении вреда и требовали, чтобы водитель, ИП и агрегатор стали солидарными ответчиками. Это значит, что компенсацию можно потребовать с любого ответчика — у кого есть деньги, тот и заплатит всю сумму. Потом пусть разбираются между собой.
Даже если суд распределит компенсацию по долям между всеми ответчиками (так можно), все равно больше шансов получить деньги от крупной компании, чем от ранее судимого безработного водителя с тремя детьми.
Почему служба такси не хотела быть ответчиком?
Ответчиком не хочет быть никто. Особенно если иск на миллионы рублей и нет прямой вины. Но если у водителя и ИП не было шансов не участвовать в деле, то у службы такси они нашлись.
Агрегаторы, которым все звонят для заказа такси, заключают с водителями и владельцами машин агентские договоры. Сами службы такси по документам оказывают информационные услуги: принимают звонки, передают их водителям и шлют смски клиентам. Они сами никого никуда не возят и не отвечают за безопасность пассажиров: в договорах обычно так и написано.
Услуги по перевозке пассажиров оказывает не служба такси, а водитель или владелец автомобиля. Пассажир об этом даже не задумывается, пока дело не доходит до возмещения вреда. Кажется, что машину предоставила крупная компания, она за всем следит и все проверяет. На самом деле вас вполне может везти ранее судимый водитель, которого давно лишили прав, а машина ему вообще не принадлежит.
Услуги по перевозке пассажиров оказывает не служба такси, а водитель или владелец автомобиля. Пассажир об этом даже не задумывается, пока дело не доходит до возмещения вреда. Кажется, что машину предоставила крупная компания, она за всем следит и все проверяет. На самом деле вас вполне может везти ранее судимый водитель, которого давно лишили прав, а машина ему вообще не принадлежит.
Что сказали суды?
Служба такси не может быть ответчиком: она всего лишь ищет клиентов и сообщает о них водителям. Сама людей не перевозит, не страхует и за их безопасность отвечать не должна.
Расходы на погребение возместит ИП как владелец машины. Он отвечает за действия своего работника по закону.
Моральный вред возместит водитель, потому что из-за его действий погибла женщина и переживает ее семья. Но не по 1,5 млн, а по 700 тысяч рублей каждому.
Всего семья по этому решению должна была получить 3,3 млн рублей. Но не факт, что она бы дождалась денег. Водителя хоть и освободили по амнистии, но права не вернули.
Привлечь службу такси не получится. Моральный ущерб будет возмещать только водитель. Увеличить сумму тоже нельзя: якобы нет оснований, хватит и 700 тысяч.
Суд не учел, что по договору добровольного страхования выплата семье была не положена, а по ОСАГО расходы на погребение компенсируют в пределах 25 тысяч рублей.
В Верховном суде семья опять требовала признать водителя, ИП и службу такси солидарными ответчиками. При положительном решении шансов получить деньги было бы больше.
Также муж и дети по-прежнему настаивали на выплате расходов на погребение ответчиками, а не страховой. Моральный ущерб оценили в 6 млн на всех.
Вот что по этому поводу сказала судебная коллегия.
По документам у службы такси основной вид деятельности — услуги такси: его компания каждый год официально подтверждает документами в соцстрахе. В рекламе тоже идет речь о такси, а не об информационных услугах.
Службу такси незаконно исключили из списка ответчиков. С нее тоже можно требовать деньги.
Владелец машины. Его почему-то не сделали ответчиком за моральный ущерб, но это незаконно. Работодатель возмещает материальный и моральный вред, который причинил его работник.
С ИП тоже можно взыскать моральный вред.
Расходы на погребение. ИП добровольно застраховал свою ответственность. Но заставлять семью обращаться к страховщику незаконно. Максимальная сумма выплат по этому полису — 1,5 млн рублей, а истцы просят больше. Да и не выплатит им страховая, потому что вину ИП в суде не установили и свалили все на водителя.
С договором ОСАГО выплат тоже не будет. У ИП он закончился за три месяца до аварии. По нему даже 25 тысяч получить нельзя. Других договоров в деле нет. О каком возмещении от страховой может идти речь?
ИП незаконно освободили от возмещения расходов на погребение.
Итог. Решение суда апелляционной инстанции отменили, а выводы признали незаконными. Городской суд учтет замечания Верховного суда и пересмотрит дело 12 марта. Мы будем следить за развязкой.
Виноват водитель, а отвечают все? Разве это справедливо?
Да, работодатель отвечает за своих сотрудников. ИП должен следить, кого он нанимает, кому доверяет машину и пассажиров. Он как работодатель обязан контролировать действия своих работников. Если ИП посадил за руль такси ранее судимого человека без прав, он ответит за это по закону. Это общая норма: она касается не только такси, а всех работодателей.
Потом можно взыскать этот ущерб с сотрудника, но пострадавших это уже не касается.
Кстати, отвечать нужно даже за тех работников, которые оформлены не по трудовым, а по гражданско-правовым договорам. Здесь есть нюансы, но ответственности это не отменяет.
Это касается только такси и только при гибели пассажира?
Нет, ответственность по агентским договорам касается вообще всех, кто заказывает услуги у посредников или сам работает как агент. И не обязательно должно произойти что-то непоправимое: ответственность придется нести не только за гибель пассажира. Если бы женщина сломала руку или водитель украл у нее сумку, это тоже могло бы быть предметом для иска.
Например, по агентским договорам можно искать аудиторию на тренинги и курсы, продавать контекстную рекламу и билеты на мероприятия, привлекать клиентов для веб-студий, быть диспетчером на телефоне или доставлять еду.
Вы можете что угодно написать в договоре и как угодно распределить ответственность, но если дело дойдет до суда, это не спасет. Службе такси это не помогло, хотя по документам она вроде бы подстраховалась.
На самом деле службы такси хитрят не первый раз. Есть много решений судов, когда их штрафуют и заставляют менять рекламу. Они маскируют свои услуги под информационные, хотя на самом деле полностью контролируют процесс перевозки. Но клиентам при этом предоставляют ту информацию, которая выгодна агрегатору. Так удобнее зарабатывать и ни за что не отвечать.
Это не значит, что на агентов и посредников всегда можно свалить вину. В каждом случае надо разбираться отдельно. Но надеяться только на формальные условия договора нельзя. И тем более не стоит использовать шаблоны и советы из интернета без консультации с юристом.
Сначала читать, потом подписывать
Как узнать, кто на самом деле оказывает услуги и к кому предъявлять иск?
Если вам причинен ущерб или вас обманули, вы не должны разбираться, кто на самом деле оказывал услугу. В суд можно подать на того, с кем вы общались, кому платили деньги и кто вам предоставлял информацию. Если получится узнать всех участников сделки, привлекайте к ответу всех. Суд разберется, кто конкретно виноват. Хотя, как показывает практика, разбираются не всегда правильно и на поиск справедливости уходят годы.
Вы не обязаны доказывать, какие там отношения у агента и исполнителя. Если заказали услугу в службе такси, пишите претензию туда. Если увидели в соцсетях рекламу курсов и заплатили конкретной компании, она и будет отвечать. Если купили путевку в турагентстве, вас там консультировали, там у вас брали деньги за тур и оформляли все документы, тоже можно привлекать турагентство как ответчика.
Может быть, посредник докажет, что не виноват. Например, что он не мог повлиять на исполнителя, сделал свою работу честно и сам был обманут. Пусть доказывает — это уже не ваши проблемы.
Не сможете разобраться сами — ищите юриста и подавайте в суд. Берите пример вот с таких настойчивых людей, которых не остановили решения двух инстанций. Даже если аргументы судов логичные и со ссылками на законы, это не повод опускать руки. Сами видите, как бывает: разобраться удается только с третьей попытки и через несколько лет.