Всеобщая придворная грамматика авто

Онлайн чтение книги Всеобщая придворная грамматика
Фонвизин Денис Иванович. •. ВСЕОБЩАЯ ПРИДВОРНАЯ ГРАММАТИКА

Вопр. Что есть Придворная Грамматика?

Отв. Придворная Грамматика есть наука хитро льстить языком и пером.

Вопр. Что значит хитро льстить?

Отв. Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным приятна, а льстецу полезна.

Вопр. Что есть придворная, ложь?

Отв. Есть выражение души подлой пред душою надменною. Она состоит из бесстыдных похвал большому барину за те заслуги, которых он не делал, и за те достоинства, которых не имеет.

Вопр. На сколько родов разделяются подлые души?.

Вопр. Какие подлые души первого рода?

Отв. Те, кои сделали несчастную привычку, без малейшей нужды, в передних знатных господ шататься вседневно.

Вопр. Какие подлые души второго рода?

Отв. Те, кои, с благоговением предстоя большому барину, смотрят ему в очи раболепно и алчут предузнать мысли его, чтобы заранее угодить ему подлым таканьем.

Вопр. Какие суть подлые души третьего рода?

Отв. Те, которые пред лицом большого барина, из одной трусости, рады все всклепать на себя небывальщины и от всего отпереться.

Вопр. А какие подлые души рода четвертого?

Отв. Те, кои в больших господах превозносят и то похвалами, чем гнушаться должны честные люди.

Вопр. Какие суть подлые души пятого рода?

Отв. Те, кои имеют бесстыдство за свои прислуги принимать воздаяния, принадлежащие одним заслугам.

Вопр. Какие же суть подлые души рода шестого?

Отв. Те, которые презрительнейшим притворством обманывают публику: вне двора кажутся Катонами, вопиют против льстецов; ругают язвительно и беспощадно всех тех, которых трепещут единого взора; проповедуют неустрашимость; и по их отзывам кажется, что они одни своею твердостию стерегут целость отечества и несчастных избавляют от погибели; но, переступя чрез порог в чертоги государя, делается с ними совершенное превращение: язык, ругавший льстецов, сам подлаживает им подлейшею лестию; кого ругал за полчаса, пред тем безгласный раб; проповедник неустрашимости боится некстати взглянуть, некстати подойти; страж целости отечества, если находит случай, первый протягивает руку ограбить отечество; заступник несчастных, для малейшей своей выгоды, рад погубить невинного.

Вопр. Какое разделение слов у двора примечается?

Вопр. Какие люди обыкновенно составляют двор?

Отв. Гласные и безгласные.

О гласных и о частях речи

Вопр. Что разумеешь ты чрез гласных?

Отв. Чрез гласных разумею тех сильных вельмож, кои по большей части самым простым звуком, чрез одно отверстие рта, производят уже в безгласных то действие, какое им угодно. Например: если большой барин, при докладе ему о каком-нибудь деле, нахмурясь скажет: о! — того дела вечно сделать не посмеют, разве как-нибудь перетолкуют ему об оном другим образом, и он, получа о деле другие мысли, скажет тоном, изъявляющим свою ошибку: а! — тогда дело обыкновенно в тот же час и решено.

Вопр. Сколько у двора бывает гласных?

Отв. Обыкновенно мало: три, четыре, редко пять.

Вопр. Но между гласными и безгласными нет ли еще какого рода?

Отв. Есть: полугласные, или полубояре.

Вопр. Что есть полубоярин?

Отв. Полубоярин есть тот, который уже вышел из безгласных, но не попал еще в гласные; или, иначе сказать, тот, который пред гласными хотя еще безгласный, но пред безгласными уже гласный.

Вопр. Что разумеешь ты чрез придворных безгласных?

Отв. Они у двора точно то, что в азбуке буква ъ, то есть, сами собою, без помощи других букв, никакого звука не производят.

Вопр. Что при словах примечать должно?

Отв. Род, число и падеж.

Вопр. Что есть придворный род?

Отв. Есть различие между душою мужескою и женскою. Сие различие от пола не зависит; ибо у двора иногда женщина стоит мужчины, а иной мужчина хуже бабы.

Вопр. Что есть число?

Отв. Число у двора значит счет: за сколько подлостей сколько милостей достать можно; а иногда счет: сколькими полугласными и безгласными можно свалить одного гласного; или же иногда, сколько один гласный, чтоб устоять в гласных, должен повалить полугласных и безгласных.

Вопр. Что есть придворный падеж?

Вопр. Сколько у двора глаголов?

Вопр. Какие наклонения обыкновенно у двора употребляются?

Отв. Повелительное и неопределенное.

Вопр. У людей заслуженных, но беспомощных, какое время употребляется по большей части в разговорах с большими господами?

Отв. Прошедшее, например: я изранен, я служил, и тому подобное.

Вопр. В каком времени бывает их ответ?

Вопр. Какой глагол спрягается чаще всех и в каком времени?

Настоящее:

Я должен. Мы должны.

Ты должен. Вы должны.

Он должен. Они должны.

Вопр. Спрягается ли сей глагол в прошедшем времени?

Отв. Весьма редко: ибо никто долгов своих не платит.

Источник

Всеобщая придворная грамматика. Д. И. Фонвизин


Предуведомление

Сия Грамматика не принадлежит частно ни до которого двора: она есть всеобщая, или философская. Рукописный подлинник оной найден в Азии, где, как сказывают, был первый царь и первый двор. Древность сего сочинения глубочайшая, ибо на первом листе Грамматики хотя год и не назначен, но именно изображены сии слова: вскоре после всеобщего потопа.

Всеобщая придворная грамматика


Глава первая. Вступление.

Вопр. Что есть Придворная Грамматика?
Отв. Придворная Грамматика есть наука хитро льстить языком и пером.

Вопр. Что значит хитро льстить?
Отв. Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным приятна, а льстецу полезна.

Вопр. Что есть придворная, ложь?
Отв. Есть выражение души подлой пред душою надменною. Она состоит из бесстыдных похвал большому барину за те заслуги, которых он не делал, и за те достоинства, которых не имеет.

Вопр. На сколько родов разделяются подлые души?.
Отв. На шесть.

Вопр. Какие подлые души первого рода?
Отв. Те, кои сделали несчастную привычку, без малейшей нужды, в передних знатных господ шататься вседневно.

Вопр. Какие подлые души второго рода?
Отв. Те, кои, с благоговением предстоя большому барину, смотрят ему в очи раболепно и алчут предузнать мысли его, чтобы заранее угодить ему подлым таканьем.

Вопр. Какие суть подлые души третьего рода?
Отв. Те, которые пред лицом большого барина, из одной трусости, рады все всклепать на себя небывальщины и от всего отпереться.

Вопр. А какие подлые души рода четвертого?
Отв. Те, кои в больших господах превозносят и то похвалами, чем гнушаться должны честные люди.

Вопр. Какие суть подлые души пятого рода?
Отв. Те, кои имеют бесстыдство за свои прислуги принимать воздаяния, принадлежащие одним заслугам.

Вопр. Какие же суть подлые души рода шестого?
Отв. Те, которые презрительнейшим притворством обманывают публику: вне двора кажутся Катонами, вопиют против льстецов; ругают язвительно и беспощадно всех тех, которых трепещут единого взора; проповедуют неустрашимость; и по их отзывам кажется, что они одни своею твердостию стерегут целость отечества и несчастных избавляют от погибели; но, переступя чрез порог в чертоги государя, делается с ними совершенное превращение: язык, ругавший льстецов, сам подлаживает им подлейшею лестию; кого ругал за полчаса, пред тем безгласный раб; проповедник неустрашимости боится некстати взглянуть, некстати подойти; страж целости отечества, если находит случай, первый протягивает руку ограбить отечество; заступник несчастных, для малейшей своей выгоды, рад погубить невинного.

Вопр. Какое разделение слов у двора примечается?
Отв. Обыкновенные слова бывают: односложные, двусложные, троесложные и многосложные. Односложные: так, князь, раб; двусложные: силен, случай, упал; троесложные: милостив, жаловать, угождать, и наконец многосложные: Высокопревосходительство.

Вопр. Какие люди обыкновенно составляют двор?
Отв. Гласные и безгласные.

Глава вторая. О гласных и о частях речи.

Вопр. Сколько у двора бывает гласных?
Отв. Обыкновенно мало: три, четыре, редко пять.

Вопр. Но между гласными и безгласными нет ли еще какого рода?
Отв. Есть: полугласные, или полубояре.

Вопр. Что есть полубоярин?
Отв. Полубоярин есть тот, который уже вышел из безгласных, но не попал еще в гласные; или, иначе сказать, тот, который пред гласными хотя еще безгласный, но пред безгласными уже гласный.

Вопр. Что разумеешь ты чрез придворных безгласных?
Отв. Они у двора точно то, что в азбуке буква ъ, то есть, сами собою, без помощи других букв, никакого звука не производят.

Вопр. Что при словах примечать должно?
Отв. Род, число и падеж.

Вопр. Что есть придворный род?
Отв. Есть различие между душою мужескою и женскою. Сие различие от пола не зависит; ибо у двора иногда женщина стоит мужчины, а иной мужчина хуже бабы.

Вопр. Что есть число?
Отв. Число у двора значит счет: за сколько подлостей сколько милостей достать можно; а иногда счет: сколькими полугласными и безгласными можно свалить одного гласного; или же иногда, сколько один гласный, чтоб устоять в гласных, должен повалить полугласных и безгласных.

Вопр. Что есть придворный падеж?
Отв. Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, большая часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже; снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным.

Вопр. Сколько у двора глаголов?
Отв. Три: действительный, страдательный, а чаще всего отложительный.

Вопр. Какие наклонения обыкновенно у двора употребляются?
Отв. Повелительное и неопределенное.

Вопр. У людей заслуженных, но беспомощных, какое время употребляется по большей части в разговорах с большими господами?
Отв. Прошедшее, например: я изранен, я служил, и тому подобное.

Вопр. В каком времени бывает их ответ?
Отв. В будущем, например: посмотрю, доложу, и так далее.

Глава третья. О глаголах.

Вопр. Какой глагол спрягается чаще всех и в каком времени?
Отв. Как у двора, так и в столице никто без долгу не живет, для того чаще всех спрягается глагол: быть должным. (Для примера прилагается здесь спряжение настоящего времени чаще всех употребительнейшего):

Я должен. Мы должны.
Ты должен. Вы должны.
Он должен. Они должны.

Вопр. Спрягается ли сей глагол в прошедшем времени?
Отв. Весьма редко: ибо никто долгов своих не платит.

Вопр. А в будущем?
Отв. В будущем спряжение сего глагола употребительно: ибо само собою разумеется, что всякий непременно в долгу будет, если еще не есть.

Источник

Денис Фонвизин — Всеобщая придворная грамматика

Предуведомление

Сия Грамматика не принадлежит частно ни до которого двора: она есть всеобщая, или философская. Рукописный подлинник оной найден в Азии, где, как сказывают, был первый царь и первый двор. Древность сего сочинения глубочайшая, ибо на первом листе Грамматики хотя год и не назначен, но именно изображены сии слова: вскоре после всеобщего потопа.

Глава первая: ВСТУПЛЕНИЕ

Вопр. Что есть Придворная Грамматика?

Отв. Придворная Грамматика есть наука хитро льстить языком и пером.

Вопр. Что значит хитро льстить?

Отв. Значит говорить и писать такую ложь, которая была бы знатным приятна, а льстецу полезна.

Вопр. Что есть придворная, ложь?

Отв. Есть выражение души подлой пред душою надменною. Она состоит из бесстыдных похвал большому барину за те заслуги, которых он не делал, и за те достоинства, которых не имеет.

Вопр. На сколько родов разделяются подлые души?.

Отв. На шесть.

Вопр. Какие подлые души первого рода?

Отв. Те, кои сделали несчастную привычку, без малейшей нужды, в передних знатных господ шататься вседневно.

Вопр. Какие подлые души второго рода?

Отв. Те, кои, с благоговением предстоя большому барину, смотрят ему в очи раболепно и алчут предузнать мысли его, чтобы заранее угодить ему подлым таканьем.

Вопр. Какие суть подлые души третьего рода?

Отв. Те, которые пред лицом большого барина, из одной трусости, рады все всклепать на себя небывальщины и от всего отпереться.

Вопр. А какие подлые души рода четвертого?

Отв. Те, кои в больших господах превозносят и то похвалами, чем гнушаться должны честные люди.

Вопр. Какие суть подлые души пятого рода?

Отв. Те, кои имеют бесстыдство за свои прислуги принимать воздаяния, принадлежащие одним заслугам.

Отв. Те, которые презрительнейшим притворством обманывают публику: вне двора кажутся Катонами, вопиют против льстецов; ругают язвительно и беспощадно всех тех, которых трепещут единого взора; проповедуют неустрашимость; и по их отзывам кажется, что они одни своею твердостию стерегут целость отечества и несчастных избавляют от погибели; но, переступя чрез порог в чертоги государя, делается с ними совершенное превращение: язык, ругавший льстецов, сам подлаживает им подлейшею лестию; кого ругал за полчаса, пред тем безгласный раб; проповедник неустрашимости боится некстати взглянуть, некстати подойти; страж целости отечества, если находит случай, первый протягивает руку ограбить отечество; заступник несчастных, для малейшей своей выгоды, рад погубить невинного.

Вопр. Какое разделение слов у двора примечается?

Отв. Обыкновенные слова бывают: односложные, двусложные, троесложные и многосложные. Односложные: так, князь, раб; двусложные: силен, случай, упал; троесложные: милостив, жаловать, угождать, и наконец многосложные: Высокопревосходительство.

Вопр. Какие люди обыкновенно составляют двор?

Отв. Гласные и безгласные.

Глава вторая: О ГЛАСНЫХ И О ЧАСТЯХ РЕЧИ

Вопр. Что разумеешь ты чрез гласных?

Отв. Чрез гласных разумею тех сильных вельмож, кои по большей части самым простым звуком, чрез одно отверстие рта, производят уже в безгласных то действие, какое им угодно. Например: если большой барин, при докладе ему о каком-нибудь деле, нахмурясь скажет: О! — того дела вечно сделать не посмеют, разве как-нибудь перетолкуют ему об оном другим образом, и он, получа о деле другие мысли, скажет тоном, изъявляющим свою ошибку: А! — тогда дело обыкновенно в тот же час и решено.

Вопр. Сколько у двора бывает гласных?

Отв. Обыкновенно мало: три, четыре, редко пять.

Вопр. Но между гласными и безгласными нет ли еще какого рода?

Отв. Есть: полугласные, или полубояре.

Вопр. Что есть полубоярин?

Отв. Полубоярин есть тот, который уже вышел из безгласных, но не попал еще в гласные; или, иначе сказать, тот, который пред гласными хотя еще безгласный, но пред безгласными уже гласный.

Вопр. Что разумеешь ты чрез придворных безгласных?

Отв. Они у двора точно то, что в азбуке буква ъ, то есть, сами собою, без помощи других букв, никакого звука не производят.

Вопр. Что при словах примечать должно?

Отв. Род, число и падеж.

Вопр. Что есть придворный род?

Отв. Есть различие между душою мужескою и женскою. Сие различие от пола не зависит; ибо у двора иногда женщина стоит мужчины, а иной мужчина хуже бабы.

Вопр. Что есть число?

Отв. Число у двора значит счет: за сколько подлостей сколько милостей достать можно; а иногда счет: сколькими полугласными и безгласными можно свалить одного гласного; или же иногда, сколько один гласный, чтоб устоять в гласных, должен повалить полугласных и безгласных.

Вопр. Что есть придворный падеж?

Отв. Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, большая часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже; снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным.

Вопр. Сколько у двора глаголов?

Отв. Три: действительный, страдательный, а чаще всего отложительный.

Вопр. Какие наклонения обыкновенно у двора употребляются?

Отв. Повелительное и неопределенное.

Вопр. У людей заслуженных, но беспомощных, какое время употребляется по большей части в разговорах с большими господами?

Отв. Прошедшее, например: я изранен, я служил, и тому подобное.

Вопр. В каком времени бывает их ответ?

Отв. В будущем, например: посмотрю, доложу, и так далее.

Глава третья: О ГЛАГОЛАХ

Вопр. Какой глагол спрягается чаще всех и в каком времени?

Отв. Как у двора, так и в столице никто без долгу не живет, для того чаще всех спрягается глагол: быть должным. (Для примера прилагается здесь спряжение настоящего времени чаще всех употребительнейшего):

Я должен. Мы должны.
Ты должен. Вы должны.
Он должен. Они должны.

Вопр. Спрягается ли сей глагол в прошедшем времени?

Отв. Весьма редко: ибо никто долгов своих не платит.

Вопр. А в будущем?

Отв. В будущем спряжение сего глагола употребительно: ибо само собою разумеется, что всякий непременно в долгу будет, если еще не есть.

Источник

Всеобщая придворная грамматика — Фонвизин Д.И.

Предуведомление

Сия Грам­ма­тика не при­над­ле­жит частно ни до кото­рого двора: она есть все­об­щая, или фило­соф­ская. Руко­пис­ный под­лин­ник оной най­ден в Азии, где, как ска­зы­вают, был пер­вый царь и пер­вый двор. Древ­ность сего сочи­не­ния глу­бо­чай­шая, ибо на пер­вом листе Грам­ма­тики хотя год и не назна­чен, но именно изоб­ра­жены сии слова: вскоре после все­об­щего потопа.

Глава первая: Вступление

Вопр. Что есть При­двор­ная Грамматика?

Отв. При­двор­ная Грам­ма­тика есть наука хитро льстить язы­ком и пером.

Вопр. Что зна­чит хитро льстить?

Отв. Зна­чит гово­рить и писать такую ложь, кото­рая была бы знат­ным при­ятна, а льстецу полезна.

Вопр. Что есть при­двор­ная, ложь?

Отв. Есть выра­же­ние души под­лой пред душою над­мен­ною. Она состоит из бес­стыд­ных похвал боль­шому барину за те заслуги, кото­рых он не делал, и за те досто­ин­ства, кото­рых не имеет.

Вопр. На сколько родов раз­де­ля­ются под­лые души?.

Отв. На шесть.

Вопр. Какие под­лые души пер­вого рода?

Отв. Те, кои сде­лали несчаст­ную при­вычку, без малей­шей нужды, в перед­них знат­ных гос­под шататься вседневно.

Вопр. Какие под­лые души вто­рого рода?

Отв. Те, кои, с бла­го­го­ве­нием пред­стоя боль­шому барину, смот­рят ему в очи рабо­лепно и алчут пре­дузнать мысли его, чтобы зара­нее уго­дить ему под­лым таканьем.

Вопр. Какие суть под­лые души тре­тьего рода?

Отв. Те, кото­рые пред лицом боль­шого барина, из одной тру­со­сти, рады все вскле­пать на себя небы­валь­щины и от всего отпереться.

Вопр. А какие под­лые души рода четвертого?

Отв. Те, кои в боль­ших гос­по­дах пре­воз­но­сят и то похва­лами, чем гну­шаться должны чест­ные люди.

Вопр. Какие суть под­лые души пятого рода?

Отв. Те, кои имеют бес­стыд­ство за свои при­слуги при­ни­мать воз­да­я­ния, при­над­ле­жа­щие одним заслугам.

Отв. Те, кото­рые пре­зри­тель­ней­шим при­твор­ством обма­ны­вают пуб­лику: вне двора кажутся Като­нами, вопиют про­тив льсте­цов; ругают язви­тельно и бес­по­щадно всех тех, кото­рых тре­пе­щут еди­ного взора; про­по­ве­дуют неустра­ши­мость; и по их отзы­вам кажется, что они одни своею твер­до­стию сте­ре­гут целость оте­че­ства и несчаст­ных избав­ляют от поги­бели; но, пере­ступя чрез порог в чер­тоги госу­даря, дела­ется с ними совер­шен­ное пре­вра­ще­ние: язык, ругав­ший льсте­цов, сам под­ла­жи­вает им под­лей­шею лестию; кого ругал за пол­часа, пред тем без­глас­ный раб; про­по­вед­ник неустра­ши­мо­сти боится некстати взгля­нуть, некстати подойти; страж цело­сти оте­че­ства, если нахо­дит слу­чай, пер­вый про­тя­ги­вает руку огра­бить оте­че­ство; заступ­ник несчаст­ных, для малей­шей своей выгоды, рад погу­бить невинного.

Вопр. Какое раз­де­ле­ние слов у двора примечается?

Отв. Обык­но­вен­ные слова бывают: одно­слож­ные, дву­слож­ные, трое­слож­ные и мно­го­слож­ные. Одно­слож­ные: так, князь, раб; дву­слож­ные: силен, слу­чай, упал; трое­слож­ные: мило­стив, жало­вать, уго­ждать, и нако­нец мно­го­слож­ные: Высокопревосходительство.

Вопр. Какие люди обык­но­венно состав­ляют двор?

Отв. Глас­ные и безгласные.

Глава вторая: О гласных и о частях речи

Вопр. Что разу­ме­ешь ты чрез гласных?

Отв. Чрез глас­ных разу­мею тех силь­ных вель­мож, кои по боль­шей части самым про­стым зву­ком, чрез одно отвер­стие рта, про­из­во­дят уже в без­глас­ных то дей­ствие, какое им угодно. Напри­мер: если боль­шой барин, при докладе ему о каком-нибудь деле, нахму­рясь ска­жет: О! — того дела вечно сде­лать не посмеют, разве как-нибудь пере­тол­куют ему об оном дру­гим обра­зом, и он, получа о деле дру­гие мысли, ска­жет тоном, изъ­яв­ля­ю­щим свою ошибку: А! тогда дело обык­но­венно в тот же час и решено.

Вопр. Сколько у двора бывает гласных?

Отв. Обык­но­венно мало: три, четыре, редко пять.

Вопр. Но между глас­ными и без­глас­ными нет ли еще какого рода?

Отв. Есть: полу­глас­ные, или полубояре.

Вопр. Что есть полубоярин?

Отв. Полу­бо­ярин есть тот, кото­рый уже вышел из без­глас­ных, но не попал еще в глас­ные; или, иначе ска­зать, тот, кото­рый пред глас­ными хотя еще без­глас­ный, но пред без­глас­ными уже гласный.

Вопр. Что разу­ме­ешь ты чрез при­двор­ных безгласных?

Отв. Они у двора точно то, что в азбуке буква ъ, то есть, сами собою, без помощи дру­гих букв, ника­кого звука не производят.

Вопр. Что при сло­вах при­ме­чать должно?

Отв. Род, число и падеж.

Вопр. Что есть при­двор­ный род?

Отв. Есть раз­ли­чие между душою муже­скою и жен­скою. Сие раз­ли­чие от пола не зави­сит; ибо у двора ино­гда жен­щина стоит муж­чины, а иной муж­чина хуже бабы.

Вопр. Что есть число?

Отв. Число у двора зна­чит счет: за сколько под­ло­стей сколько мило­стей достать можно; а ино­гда счет: сколь­кими полу­глас­ными и без­глас­ными можно сва­лить одного глас­ного; или же ино­гда, сколько один глас­ный, чтоб усто­ять в глас­ных, дол­жен пова­лить полу­глас­ных и безгласных.

Вопр. Что есть при­двор­ный падеж?

Отв. При­двор­ный падеж есть накло­не­ние силь­ных к наг­ло­сти, а бес­силь­ных к под­ло­сти. Впро­чем, боль­шая часть бояр думает, что все нахо­дятся перед ними в вини­тель­ном падеже; снис­ки­вают же их рас­по­ло­же­ние и покро­ви­тель­ство обык­но­венно паде­жом дательным.

Вопр. Сколько у двора глаголов?

Отв. Три: дей­стви­тель­ный, стра­да­тель­ный, а чаще всего отложительный.

Вопр. Какие накло­не­ния обык­но­венно у двора употребляются?

Отв. Пове­ли­тель­ное и неопределенное.

Вопр. У людей заслу­жен­ных, но бес­по­мощ­ных, какое время упо­треб­ля­ется по боль­шей части в раз­го­во­рах с боль­шими господами?

Отв. Про­шед­шее, напри­мер: я изра­нен, я слу­жил, и тому подобное.

Вопр. В каком вре­мени бывает их ответ?

Отв. В буду­щем, напри­мер: посмотрю, доложу, и так далее.

Глава третья: О глаголах

Вопр. Какой гла­гол спря­га­ется чаще всех и в каком времени?

Отв. Как у двора, так и в сто­лице никто без долгу не живет, для того чаще всех спря­га­ется гла­гол: быть долж­ным. (Для при­мера при­ла­га­ется здесь спря­же­ние насто­я­щего вре­мени чаще всех употребительнейшего):

Я дол­жен. Мы должны.

Ты дол­жен. Вы должны.

Он дол­жен. Они должны.

Вопр. Спря­га­ется ли сей гла­гол в про­шед­шем времени?

Отв. Весьма редко: ибо никто дол­гов своих не платит.

Вопр. А в будущем?

Отв. В буду­щем спря­же­ние сего гла­гола упо­тре­би­тельно: ибо само собою разу­ме­ется, что вся­кий непре­менно в долгу будет, если еще не есть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *