Линейное расписание уроков в школе что это

А у вас работают по нелинейному расписанию?

«Переход к нелинейному расписанию, к нелинейной образовательной программе, где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей — кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями».

Нелинейная модель школьного расписания подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.

«Под нелинейным расписанием школа понимает расписание, которое предусматривает реализацию учащимися различных видов и форм образовательной деятельности в группах переменного состава и изменяющегося режима обучения»,- так определяют нелинейное расписание в одной из российских школ.

Организация образовательного процесса на основе нелинейного расписания является одним из путей повышения качества школьного образования. Его введение непосредственно диктуется ФГОС, переходом на занятия по индивидуальным образовательным траекториям.

Идеи единого расписания урочной и внеурочной занятости школьников практиковались ещё в советской школе, особенно в школах полного дня. Активно их распространяла заместитель министра просвещения РСФСР Л.К.Балясная.

В условия нелинейного расписания изучение основных предметов учебного плана может осуществляться как в традиционной форме (урок), так и в других видах занятий. При этом урок уже не является основной формой учебного процесса. Появляются новые формы: творческие мастерские, образовательные путешествия, педагогические мастерские, заседание кафедры, проекты и другие. Виды деятельности и формы проведения занятий в расписании меняются в зависимости от изучаемого материала. Создаются условия, при которых ребенок может самоопределяться по интересам.

Изменяется и роль учителя. На первый план его деятельности выходят:

Однако, при введении нелинейного расписания не исключены и такие риски:

Чтобы их минимизировать предлагается:

«Если к тому же в стандарте будет закреплена система оплаты труда учителя, при которой оплачиваются не только уроки, но и все занятия, которые он или она проводит с детьми, в том числе и индивидуальные занятия, и экскурсии, и походы, и ведение школьного театра, и т. д., то надо будет увеличивать фонд оплаты труда примерно на 30% по сравнению с существующим», — отмечал И.И.Калина, ещё будучи зам.министра Минобнауки РФ.

Разработчики модели нелинейного расписания считают, что показателями достижения результативности его введения в образовательный процесс являются:

Нелинейное расписание может быть реализовано не только в начальной школе, но и на всех ступенях обучения, в отдельном классе, по отдельному предмету.

При составлении нелинейного расписания, также как и в традиционной форме, необходимо учитывать требования СанПин. Оно составляется, как правило, под конкретный класс, детей, педагогов. Необходимое требование к расписанию – гибкость, вариативность и динамизм. Расписание составляется с учётом календарно-тематического планирования программного материала и интересов обучающихся. При проведении отдельных занятий предусмотрено объединение их в разновозрастные группы или группы по интересам. Отдельные фрагменты нелинейных расписаний даны в приложении 2.

При переходе на новую модель расписания – нелинейное расписание целесообразно оформить это действие специальным локальным нормативным актом, например, Положением о нелинейном расписании (приложение 1).

Положение о динамичном нелинейном расписании (разработчик Мирошниченко И.А., школьный диспетчер по расписанию)

1. Настоящее положение регулирует организацию учебного процесса при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в школе.

2. Организация учебного процесса при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) строится на динамичном нелинейном расписании, основной принцип которого — учет ритмов учебной деятельности.

3. Нелинейная модель расписания в школе является способом изменения условий образовательного процесса, через изменение расписания, с целью обучения детей навыкам общения и сотрудничества, поддержания оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширения опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться и основ умения учиться – постоянно расширяя границы своих возможностей.

4. Нелинейная динамическая модель образовательного процесса решает следующие задачи:

II. Организация образовательного процесса в школе.

1. Учебный процесс в 1-2 классах организован таким образом, чтобы учебная деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, гармонично сочеталась с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. С этой целью осуществляется внеурочная деятельность.

2. Наряду с классно-урочной формой учебные занятия проходят в форме творческих мастерских, образовательных путешествий, педагогических мастерских, проектов, модулей и т.д. Такие мероприятия могут проходить в виде спаренных уроков, в расписании они проставляются одной строкой, что позволяет проходить программный материал по разным дисциплинам без потерь часов и перегрузки учащихся.

3. Первые 2 недели 1 цикла в 1-х классах реализуется образовательный модуль «Введение в школьную жизнь», в котором интегрируются различные учебные предметы.

4. В учебном процессе согласно СанПиН в оздоровительных целях в середине учебного дня предусмотрена динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут, которая проходит во время семейного обеда, что не отражается на объеме учебной нагрузки.

III. Основы деятельности.

1. Школа самостоятельно разрабатывает рабочие программы образования с учетом интересов детей, потребностей семьи, национально-культурных традиций, материально – технической базы.

2. Содержание деятельности определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утвержденные педагогическим (методическим) советом школы.

IY. Участники организации динамичного расписания.

1.Участниками организации динамичного расписания являются учащиеся начальных классов, педагогические работники, участвующих в реализации ФГОС, родители (лица, их заменяющие).

2. Осуществляет составление и коррекцию расписания диспетчер расписания.

(из расписаний, размещенных на сайтах российских школ)

Ф. 1. Нелинейное расписание 1.2 классов на четверть

Квремя1а классвремя2 класс08.50-09.25Математика08.50-09.30Мастерская конструирования09.40-10.15Обучение грамоте (чтение)09.40-10.20Русский язык10.40-11.15Обучение грамоте (письмо)10.40-11.20Физическая культура11.40-12.15Ритмика11.40-12.20Математика12.30-13.30Динамическая пауза12.30-13.20Литературное чтение14.00-14.35Библиотечный час «Сюда приходят дети узнать про всё на свете»14.00-14.35Динамическая пауза14.45-15.20Устный журнал «Планета здоровья»14.45-15.20Музыка15.40-16.20Библиотечный час «Кто много читает, тот много знает»ВТОР

К08.50-09.25Обучение грамоте (чтение)08.50-09.30Математика09.40-10.15Клуб «Грамотейка»09.40-10.20Труд10.40-11.15Окружающий мир10.40-11.20(И. У.) Окружающий мир/ Литературное чтение11.40-12.15Математика11.40-12.20Литературное чтение12.30-13.30Динамическая пауза12.30-13.10ОБЖ14.00-14.35Труд13.45-14.45Динамическая пауза14.45-15.20Клуб «Эрудит»15.00-15.40Студия танца15.50-16.30Корригирующая гимнастика15.50-16.30Легоконструирование
«Город мастеров»С
Р
Е
Д
А08.50-09.25Математика08.50-09.30Изобразительное искусство09.40-10.15Обучение грамоте (чтение)09.40-10.20Математика10.40-11.15Обучение грамоте (письмо)10.40-11.20Литературное чтение11.40-12.15Физическая культура11.40-12.20Русский язык12.30-13.30Динамическая пауза12.30-13.30Динамическая пауза14.00-14.35Экологический клуб «Земля – наш дом»14.00-14.35Клуб «Эрудит»14.45-15.20Экскурсия, образовательное путешествие14.45-15.20Ритмика15.50-16.25Экскурсия,
образовательное путешествие

Ф. 2. Нелинейное расписание для 7-9-х классов

Время занятий7 класс8 класс9 класс
8.30-9.15Лаборатории, мастерские (по выбору учащихся)
9.30-10.15Погружение по географииПогружение по физикеПогружение по истории
10.30-11.15
11.30-12.15Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур)
12.30-13.15Математический практикумАвторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся)
13.30-14.15Уровневые группы по английскому и французскому языку
14.15-15.15Обеденный перерыв, отдых
15.15-16.00Дискуссионный клуб «Проблемное кино», работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые) консультации
16.15-17.00Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции

Практики отмечают, что чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий, снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.

При подготовке использованы материалы, размещенные на интернет-сайтах общеобразоватетельных учреждений. Информацию по данному вопросу также можно найти у А.И. Адамского.

Источник

Статья «Нелинейная модель расписания в школе»

Долгое время единственной наиболее приемлемой формой обучения считался урок. Г лавной задачей педагога была передача учащимся готовых знаний. Уроки чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или на год. К достоинствам этой системы можно отнести четкую организационную структуру, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспитание их в учебном процессе, экономичность. К недостаткам: трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по содержанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организационная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыкает его на школе.

Но какие бы ни были формы проведения занятий, все они проводятся в соответствии со школьным расписанием.

С переходом на новые образовательные стандарты на смену обычному и привычному для нас расписанию приходит расписание нелинейное, в котором предусмотрено чередование различных видов деятельности учащихся.

Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным.

В нашей школе линейное расписание реализуется с 2015 года с 5 по 8 классы, но реализуется частично. Конечно, возникают трудности: ученики не хотят идти к другому учителю, потому что привыкают к одному. Родители думают, что лучше традиционной формы обучения просто нет. Но ведь основная задача ведения нелинейного расписания – это разностороннее развитие ребенка. И я не вижу в этом ничего плохого. Вот, например, в 8 классах введены учебные курсы, учебные модули, внеурочная деятельность, проектная деятельность и исследовательская лаборатория.

Плюсы нелинейного расписания:

-избежали риска возникновения перегрузки учащихся благодаря интеграции урочной и внеурочной деятельности;

-создали условия для более глубокого выявления и дальнейшего развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;

-повысили мотивацию учащихся за счёт групповых и индивидуальных форм работы;

-организовали индивидуальную работу с учащимися разных категорий.

Если перейти к нелинейному расписанию, то ни один класс не будет сидеть в одном и том же месте в одно и то же время: кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Урок, экскурсия, творческая мастерская, конференция, спортивные соревнования, образовательное путешествие, познавательная лаборатория, школьная театральная студия, кафедра спортивная секция, поход, индивидуальные занятия, социальные проекты, занятия в клубе – имеют равное значение.

Расписание предусматривает разноуровневые и разновозрастные занятия. Временные рамки занятий можно не нормировать. Учитель независимо от школьных звонков, строит учебный процесс, определяет оптимальное время перемены для всего класса, для отдельных детей. Это зависит от характера деятельности и состояния детей. Виды деятельности и формы проведения занятий в данном расписании меняются в зависимости от изучаемого материала. Учебный день школьника – «это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов». Ребёнок не сидит 6 часов за партой. У него есть возможность активно двигаться, заниматься творчеством, работать индивидуально. Ребенок приходя из школы в 14.00 первым делом садится за компьютер, а если он будет учится по нелинейному расписанию, то по большей части он будет в школе занят делом в соответствии со своими интересами и родителям не придется думать, где и чем занимается его маленькое чадо.

При создании проекта нелинейного расписания вроде бы учли все, но мне кажется что не учли разделение детей на «сов» и «жаворонков». Опять если это школа большая, то там еще возможен переход на нелинейное расписание, а как это представить в школе, где обучается все 20-30 человек, в класса не боле 5 – это очень сложно осуществить технически.

Время не стоит на месте: наука, техника, информационное пространство развиваются весьма скоротечно, да и сам человек меняется в духе требований современного мира. Жить в таком современном обществе и учить по устаревшим программам и стандартам мы не имеем права. И образование не может оставаться на вчерашнем уровне.

Уважаемые коллеги! Какие бы преобразования нас не ожидали, мы не имеем права быть равнодушными учителями, ведь именно мы прививаем любовь к знаниям, к открытиям. И если все нововведения будут сопровождаться СИТУАЦИЕЙ УСПЕХА, то ребенок будет с большим интересом стремиться познавать все новое. Мы не должны забывать, что все нововведения коснуться не только учителя, но и детей, и УСПЕХ завтрашнего дня зависит от нашего СЕГОДНЯ!

Источник

Нелинейное расписание как один из вариантов организации интеграции основного и дополнительного образования

Автор: Обедина Альбина Евгеньевна

В настоящее время большое внимание уделяется организации интеграции основного и дополнительного образования.

Основное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи. Именно поэтому данное направление работы является ключевым в деятельности школы.

Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

Главной целью интеграции массовой общеобразовательной школы и образовательного учреждения дополнительного образования является гармоничное развитие личности ребенка и достижение нового качества целостного образовательного процесса.

Действительно пришла пора не ждать, пока дети придут и захотят учиться, а создать для этого условия и научить их учиться. Делать это надо в системе, вовлекать в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, учить выражать собственные мысли, принимать решения, помогать друг другу, осознавать свои возможности.

Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка. Это Детские дома творчества, школы искусства, музеи, библиотеки, стадионы, поликлиники и др.

Одним из вариантов такого взаимодействия является создание и апробация в общеобразовательном учреждении нелинейной модели школьного расписания.

Нелинейная модель школьного расписания подразумевает организацию работы образовательного учреждения в режиме, позволяющем объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка, сформировать образовательное пространство учреждения, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы.

По мнению генерального директора института «Развивающее образование» Алексея Борисовича Воронцова, одним из индикаторов качества образования является расписание.

Александр Изотович Адамский, ректор Института образовательной политики «Эврика», зам. председателя Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ считает, что н елинейное расписание, в отличие от линейного, постоянного, предполагает организацию индивидуального расписания школьника, в различных видах деятельности.

Так что же такое нелинейное (динамическое) расписание?

Под нелинейным расписанием школа понимает расписание, которое предусматривает реализацию учащимися различных видов и форм образовательной деятельности в группах переменного состава и изменяющегося режима обучения

Нелинейным (динамическим) называется расписание занятий в том случае, если оно является: подвижным т.е. меняется в течение года, есть возможность для педагогов разных учебных предметов объединять и интегрировать свои занятия, используя разновозрастные и разноуровневые учебные группы, для учащихся обеспечена возможность самим выбирать занятия как по интересам, так и возможность посещать разноуровневые занятия для повышения эффективности и качества освоения основных предметов.

Необходимое требование к расписанию – гибкость, вариативность и динамизм.

Особенностью нелинейного динамического расписания является отказ от урока как единственной формы организации образовательного процесса за счёт использования иных форм, предусматривающих индивидуализацию и дифференциацию образовательных программ в рамках основного учебного времени, использование внеурочных форм.

Чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.

Мы попробовали составить такое нелинейное расписание по параллелям 3-х и 4-х классов. Так как занятия проводились в дни празднования Сагаалгана, то все виды деятельности были посвящены данной теме

Так, в третьих классах первым уроком был урок русского языка по своим кабинетам и классам.

Затем все отправились в районную межпоселенческую библиотеку на библиотечный урок «Писатели родного края», где учащиеся познакомились с творчеством писателей Бурятии, прочитали стихи о родном крае, с ними провели литературную викторину по произведениям бурятских писателей.

ü Музыка –ДШИ, «Родные напевы» – знакомство с музыкой родного края и композиторами Бурятии

ü ИЗО – ДДТ, Изостудия «Бурятский национальный костюм».

ü Окружающий мир – ДДТ экологический цент Исток «Земля в наследство»

И в заключение дня – Концертно-игровая программа «Цвети родная Бурятия», которую нам предложили участники ансамбля ДШИ села Корсаково Байгалай Шурэнууд.

Все занятия проводили учителя-предметники старших классов. Причем занятие по физике проводилось с разновозрастной группой учащихся: четвероклассники работали под контролем консультантов-семиклассников.

На информатике учащиеся работали с программой Перволого.

Занятие виртуальной лаборатории проводилось в сенсорной комнате, ребята были разделены на две подгруппы. Пока первая подгруппа знакомилась с возможностями интерактивного стола, со второй группой психолог провела тренинг. затем учащиеся поменялись местами, т.е. произошла смена деятельности.

В это время в 4 «Б» и 4 «Д» классах проходило занятие по английскому языку. Это занятие было интересно тем, что учащиеся этих классов с разным временным изучением английского языка: 4 «Б» класс- изучал язык третий год, 4 «Д» ( класс КРО) – первый год.

На третий урок все учащиеся 4-х классов собрались в актовом зале на литературно-музыкальную композицию «Моя Бурятия», где читали стихи бурятских поэтов, исполняли песни о родном крае.

Четвертый урок – спортивные состязания, которые начались с динамичного флэшмоба с учащимися 10 класса. На этом занятии ребята также познакомились с бурятскими национальными играми.

Все занятия в 3-х и 4-х классах прошли на хорошем методическом уровне, четко прослеживалось формирование УУД. Ребятам понравилось нетрадиционное проведение занятий т.к. для них это было ново, необычно, интересно

В результате п роведенных занятий по нелинейному расписанию мы сделали выводы, что такая форма работы помогает:

-избежать риска возникновения перегрузки учащихся благодаря интеграции урочной и внеурочной деятельности;

-создать условия для более глубокого выявления и дальнейшего развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся;

-повысить мотивацию учащихся за счёт групповых и индивидуальных форм работы;

-организовать индивидуальную работу с учащимися разных категорий.

Нелинейное расписание является условием, обеспечивающим возможность каждому ученику достичь установленных ФГОС результатов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *